Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спряжение четырёхбуквенных глаголов в прошедшем времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
تَصْرِيفُ الفِعْلِ الرُّبَاعِىِّ فى المَاضِى
Первообразный четырехбуквенный глагол и все его породы спрягаются аналогично трехбуквенным глаголам, то есть принимают те же окончания: تَرْجَمَ переводить
تَدَحْرَجَ катиться
اِحْرَنْجَمَ ходить, бродить
اِطْمَأَنَّ успокаиваться
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте в прошедшем времени следующие глаголы:
قَشْعَرَ дрожать, содрогаться
تَمَغْنَطَ намагничиваться
اِقْشَعَرَّ дрожать, содрогаться
2) Переведите следующие предложения на русский язык и найдите в них четырехбуквенные глаголы: تَزَلْزَلَتِ الأرْضُ فَفَزِعَ النَّاسُ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ قَرَأْتُ الْقُرآنَ فَاطْمَأْنَنْتُ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ اِقْشَعَرَّ جِلْدِي وَرَفْرَفَ قَلْبِي لَمَّا سَمِعْتُ هَذَا الْخَبَرَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ بَاضَتِ الدَّجَاجَةُ فَنَقْنَقَتْ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ تَرَعْرَعَ أَحْمَدُ وَعُمَرُ وَعُثْمَانُ عِنْدِي فَتَتَلْمَذُوا عَلَى ذَلِكَ الْعَالِمِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) Переведите следующие предложения на арабский язык, используя следующие глаголы:
طَمْأَنَ успокаивать خَرْخَرَ храпеть اِضْمَحَلَّ исчезать, пропадать; прекращаться
Заплакал ребенок, и его успокоила его мама ______________________________________________________________________________________ Уснули два кота и захрапели ______________________________________________________________________________________ Государство персов прекратило свое существование ______________________________________________________________________________________ Спряжение трехбуквенного недостаточного глагола в прошедшем времени تَصْرِيفُ الفِعْلِ الثُّلاَثِىِّ النَّاقِصِ فى المَاضِى
لَقِىَ (а) встречать, находить, получать
رَمَى (и) бросать, стрелять
دَعَا (у) призывать, звать, приглашать
При спряжении трехбуквенного недостаточного глагола в прошедшем времени нужно учитывать следующее: 1) При присоединении к глаголу وْا «уау» множественного числа (وَاوُ الجَمَاعَةِ) последняя коренная буква усекается. Предпоследняя буква огласуется «фатхой», если усечённой буквой был ا ،ى «алиф» (см. в глаголах رَمَوْا, دَعَوْا). Если усеченной буквой был ي «йэ», то предпоследняя буква огласуется «даммой» (см. в глаголе لَقُوا).
2) При присоединении к глаголу «тэ» женского рода تَاءُ التَّأْنِيثِ)) последняя коренная буква усекается, если она является ا ،ى «алифом» (см. в глаголах رَمَتْ, دَعَتْ).
3) При присоединении к глаголу других окончаний последней коренной буквой будет ي «йэ», если глагол имеет среднюю огласовку (а) или (и). Например:
لَقِيْنَا мы встретили لَقِيْتُمْ вы (мужчины) встретили لَقِيْتَ ты встретил رَمَيْنَا мы бросили رَمَيْتُمْ вы (мужчины) бросили رَمَيْتَ ты бросил
Если средней огласовкой является (у), то последняя коренная превращается в «уау». Например:
دَعَوْنَا мы призывали دَعَوْتُمْ вы (мужчины) призывали دَعَوْتَ ты призывал
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте в прошедшем времени следующие глаголы: رَضِيَ (а) быть довольным
طَغَى (а) переходить границы, выходить из берегов
هَدَى (и) вести
رَجَا (у) 1) надеяться 2) просить
2) Переведите следующие предложения на русский язык и найдите в них трехбуквенные недостаточные глаголы: سَعَى مُحَمَّدٌ إِلَى الْخَيْرِ وَسَعَتْ بِنْتُهُ إِلَى الْخَيْرِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ أَرَضِيْتِ بِابْنِكِ يَا أُمُّ؟ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ هَلْ سَقَيْتَ الْغَنَمَ يَا فَلاَّحُ؟ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ الْقُضَاةُ قَضَوْا بِالْحَقِّ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ الْبَنَاتُ دَعَوْنَ أَخَاهُنَّ إِلَى الشَّارِعِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ رَوَتْ عَائِشَةُ رَضِىَ الله عَنْهَا أَحَادِيثَ كَثِيرَةً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ كَانَتْ ثَمُودُ قَوْمًا طَغَوْا فَأَهْلَكَهُمُ الله ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لَقِيْنَا الْيَوْمَ زمِيلاَتٍ فَدَعَوْنَنَا إِلَى بَيْتِهِنَّ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ هَدَاكَ رَبُّكَ فَغَوَيْتَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите предложения на арабский язык, используя следующие глаголы:
خَشِيَ (а) бояться نَهَى (а) запрещать (что عَنْ) رَمَى (и) бросать, стрелять رَجَا (у) просить, надеяться (на что-либо)
Два мусульманина боялись Аллаха, и мы тоже боялись Аллаха ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Две мусульманки запретили это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вы вдвоем надеялись на это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вы вдвоем бросили камень ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Твоя мама надеялась на это? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мы запретили ей это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я выбросил билет ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я надеялся на милость Аллаха ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спряжение пород недостаточного глагола в прошедшем времени تَصْرِيفُ الأفْعَالِ الثُّلاَثِيّةِ المَزِيدَةِ النَّاقِصَةِ فى المَاضِى
صَلَّىмолиться, читать намаз
أَقْرَىпринимать гостя, оказывать гостеприимство
بَاهَى хвастаться, хвалиться
تَرَبَّى воспитываться, получать воспитание
تَبَاهَى хвастаться, хвалиться друг перед другом (чем-либо بِ)
اِنْقَضَى истекать, миновать (о времени)
اِقْتَضَىтребовать (напр. об обстоятельствах)
اِسْتَسْقَىмолить о ниспослании дождя
Как видно из таблиц, породы недостаточного глагола при спряжении в прошедшем времени претерпевают морфологические изменения, аналогичные изменению недостаточных трехбуквенных глаголов со средней огласовкой (и) или (а), у которых конечная коренная буква -ا «алиф» (см. гл. II, § 11).
Упражнения для закрепления 1) Проспрягайте в прошедшем времени следующие глаголы и выучите их:
ضَحَّى приносить в жертву, жертвовать (чем بِ)
عَادَى питать враждебные чувства (к кому - либо)
أَغْوَى вводить в заблуждение
تَهَادَى обмениваться подарками
2) Переведите следующие предложения на русский язык, найдите в них недостаточные глаголы и определите их породу: صَلَّتْ فَاطِمَةُ الظُّهْرَ مَعَ عَائِشَةَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ الْفَتَاتَانِ أَقْرَتَا الضَّيْفَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ عَادَى أَبُو جَهْلٍ أَبَا بَكْرٍ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ تَرَبَّيْتُ عِنْدَ عَمِّي سَبْعَ سِنِينَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ النِّسَاءُ تَبَاهَيْنَ بِأَوْلاَدِهِنَّ وَحُلِيِّهِنَّ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ اِنْقَضَتْ سَاعَاتُ الْعَمَلِ فَذَهَبْنَا إِلَى الْبَيْتِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ اِقْتَضَتِ الظُّرُوفُ تَغْيِيرَ مَنْهَجِ التَّعْلِيمِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ هَلِ اسْتَسْقَيْتُنَّ يَا مُسْلِمَاتُ؟ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите следующие предложения на арабский язык, используя глаголы 1-го упражнения:
Мусульмане пожертвовали собой ______________________________________________________________________________________ Абу Джахль и Абу Лахаб питали вражду к Али ______________________________________________________________________________________ Али и Осман, вы обменялись подарками? ______________________________________________________________________________________ Ты ввел нас в заблуждение ______________________________________________________________________________________ Мы ввели ее в заблуждение ______________________________________________________________________________________
Спряжение трехбуквенного пустого глагола в прошедшем времени تَصْرِيفُ الفِعْلِ الثُّلاَثِيِّ الأَجْوَفِ فى المَاضِى سَارَ(и) двигаться
نَالَ (а) получить, заполучить
قَالَ (у) сказать
При спряжении трехбуквенного пустого глагола в прошедшем времени его средняя коренная усекается, если последняя коренная огласована «сукуном». При этом первая коренная огласуется «даммой», если средней огласовкой является (у). Если средней огласовкой является (и) или (а), то первая коренная огласуется «кясрой».
Упражнения для закрепления 1) Проспрягайте в прошедшем времени следующие глаголы и выучите их: سَالَ (и) течь
حَارَ (а) быть смущённым, недоумевать
|