Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Присоединение к глаголу буквы «нун» для усиленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
اِتَّصَالُ الْفِعْلِ بِنُونِ التَّوْكِيدِ
Иногда к глаголу повелительного наклонения или настояще-будущего времени присоединяется удвоенная буква «нун» с фатхой (نَّ) или неудвоенная «нун» с сукуном (نْ). Это делается для усиления смысла глагола. Например:
أقْرَأُ هَذَا الكِتَابَ Я читаю эту книгу وَاللهِ لَأَقْرَأَنَّ هَذَا الكِتَابَ! или وَاللهِ لَأَقْرَأَنْ هَذَا الكِتَابَ! Клянусь Аллахом, я прочитаю эту книгу!
لاَ تَكْتُبْ! Не пиши! لاَ تَكْتُبَنَّ! или لاَ تَكْتُبَنْ! (Ни в коем случае) не пиши!
لاَ تَتَكَلَّمْ! Не разговаривай! لا تَتَكَلَّمَنَّ! или لاَ تَتَكَلَّمَنْ! (Ни в коем случае) не разговаривай!
Буква «нун» в подчеркнутых глаголах называется نُونُ التَّوْكِيدِ – «нун» усиления. Если «нун» усиления присоединяется к глаголу, не имеющему в конце никаких окончаний, то конечная буква глагола огласуется «фатхой»:
لاَ تَكْتُبُ Ты не пишешь لاَ تَكْتُبَنَّ илиلاَ تَكْتُبَنْ Ты (ни в коем случае) не пишешь! يَضْرِبُ لاَ Он не бьет يَضْرِبَنَّ لاَ или لاَ يَضْرِبَنْ Он (ни в коем случае) не бьет!
Если удвоенный «нун» усиления присоединяется к глаголу, имеющему «алиф» двойственного числа (اَلِفُ التَّثْنِيَة), то из глагола усекается «нун» изъявительного наклонения (نُونُ الرَّفْعِ), а «нун» усиления огласуется «кясрой»:
لاَ تَكْتُبَانِ Вы (дв. число) не пишете لاَ تَكْتُبَا لاَ تَكْتُبَانِّ Вы (дв. число) (ни в коем случае) не пишете! لاَ يَضْرِبَانِ Они (дв. число) не бьют لاَ يَضْرِبَا لاَ يَضْرِبَانِّ Они (дв. число) (ни в коем случае) не бьют!
Неудвоенный «нун» усиления (نْ) не присоединяется к глаголу, имеющему «алиф» двойственного числа (اَلِفُ التَّثْنِيَة).
Если «нун» усиления присоединяется к глаголу, имеющему -وا «уау» множественного числа (وَاوُ الجَمَاعَةِ) или ي «йэ» 2 лица женского рода (يَاءُ المُخَاطَبَةِ), то из глагола усекаются и эти буквы, и «нун» изъявительного наклонения (نُونُ الرَّفْعِ):
لاَ تَكْتُبُونَ Вы (муж. род) не пишете لاَ تَكْتُبُو لاَ تَكْتُبُ لاَ تَكْتُبُنَّ или لاَ تَكْتُبُنْ Вы (муж. род) (ни в коем случае) не пишете!
لاَ تَكْتُبِينَ Ты (жен.род) не пишешь لاَ تَكْتُبِي لاَ تَكْتُبِ لاَ تَكْتُبِنَّ или لاَ تَكْتُبِنْ Ты (жен.род) (ни в коем случае) не пишешь!
Если удвоенный «нун» усиления присоединяется к глаголу, имеющему «нун» множественного числа женского рода (نُونُ النِّسْوَةِ), то к глаголу добавляется «алиф», а «нун» усиления огласуется «кясрой»:
لاَ تَكْتُبْنَ Вы (жен.род) не пишете لاَ تَكْتُبْنَانِّ Вы (жен.род) (ни в коем случае) не пишете! لاَ يَضْرِبْنَ Они (жен.род) не бьют لاَ يَضْرِبْنَانِّ Они (жен.род) (ни в коем случае) не бьют!
Неудвоенный «нун» усиления не присоединяется к глаголу, имеющему «нун» множественного числа женского рода (نُونُ النِّسْوَةِ).
Пример спряжения глагола с удвоенным «нун» усиления. فَتَحَ (а) открывать
Пример спряжения глагола с неудвоенным «нун» усиления. فَتَحَ (а) открывать
Запомните: 1) Присоединение к глаголу «нун»а усиления является обязательным в том случае, если глаголу предшествует клятва и к его началу присоединен لَ «лям» усиления. При этом глагол должен быть утвердительным и указывать на действие, которое пока еще не совершается, но свершится в будущем. Например: وَاللهِ لَأَرْجِعَنَّ إِلَى بَلَدِي или وَاللهِ لَأَرْجِعَنْ إِلَى بَلَدِي Клянусь Аллахом, я вернусь в свою страну!
2) Присоединение к глаголу «нун»а усиления допустимо в том случае, если глагол выражает запрет, стоит в повелительном наклонении или вопросительном предложении:
لاَ تَمْدَحَنَّ أَحَدًا حَتَّى تَعْلَمَهُ или لاَ تَمْدَحَنْ أَحَدًا حَتَّى تَعْلَمَهُ Не хвали никого, пока не узнаешь его!
اُكْتُبُنَّ يَا إِخْوَانُ! или اُكْتُبُنْ يَا إِخْوَانُ! Пишите, братья!
أَتُوَافِقَنَّ عَلَى هَذَا الرَّأْىِ؟ или أَتُوَافِقَنْ عَلَى هَذَا الرَّأْىِ؟ Ты согласен с этим мнением?
3) Присоединение к глаголу «нун»а усиления запрещается в остальных случаях.
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте следующие глаголы в настояще-будущем времени, присоединив к ним удвоенный, затем неудвоенный «нун» усиления: كَتَبَ (у) писать
تَقَبَّلَ принимать
وَجَدَ (и) находить
نَالَ (а) получить, заполучить
دَعَا (у) призывать
رَدَّ (у) возвращать
2) Переведите предложения на русский язык и найдите в них глаголы с «нун»ом усиления: وَاللهِ لَأَنْشُرَنَّ الإِسْلاَمَ فِي جُمْهُورِيَّتِنَا! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ وَاللهِ لَيُبَارِكَنَّ اللهُ أَهْلَ هَذَا الْبَيْتِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ اُدْرُسُنْ فِي هَذِهِ الْجَامِعَةِ جَيِّدًا! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لاَ تَفْتَحَانِّ الْبَابَ يَا صَدِيقَيَّ! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لاَ تَبِعْنَانِّ سَيَّارَتَكُنَّ بِهَذَا الثَّمَنِ! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ وَاللهِ لَتَعْلَمُنَّ صِدْقِي بَعْدَ حِينٍ! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ يَا أَخِي إِذَا وَعَدْتَ شَيْئًا فَأَنْجِزَنْهُ! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ أَتَقْرَأْنَانِّ هَذَا الْكِتَابَ يَا بَنَاتِي؟ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ أَ تَذْهَبِنْ إِلَى المُسْتَشْفَى لِتَزُورِي عَمَّتَكِ؟ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите предложения на арабский язык, используя «нун» усиления и следующие глаголы:
شَرِبَ (а) пить سَافَرَ уехать عَلِمَ (а) знать زَارَ (у) посещать صَلَّى совершать намаз خَافَ (а) бояться
Не пей воду стоя, Аиша! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Клянусь Аллахом, мы уедем отсюда! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Саид и Осман, вы знаете этого человека? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Посетите вашу учительницу, девочки! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Не совершай намаз дома, Салим! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Не бойтесь врага, мусульмане! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Выучите арабскую пословицу:
لاَ يُزَهِّدَنَّكَ فِي اَلْمَعْرُوفِ مَنْ لاَ يَشْكُرُ لَكَ «Пусть не отбивает охоту делать добро тот, кто не благодарит тебя»
Имя существительное
Двойственное число التَّثْنِيَةُ
В арабском языке имеются три числа: единственное (الإِفْرأدُ) двойственное (التَّثْنِيَة)и множественное (الجَمْعُ). Двойственное число образуется от единственного путём добавления окончания -َانِ. Например:
كِتَابٌ (неопределенная) книга كِتَابَانِ две (неопределенные) книги
اَلْكِتَابُ (определенная) книга اَلْكِتَابَانِ две (определенные) книги
В родительном и винительном падежах это окончание меняется на -َيْنِ:
При образовании двойственного числа ةٌ «та марбута» в именах женского рода превращается в обычную букву ت «тэ»:
فَتَاةٌ девушка فَتَاتَانِ две девушки مَدْرَسَةٌ школа مَدْرَسَتَانِ две школы طَائِرَةٌ самолет طَائِرَتَانِ два самолета
Если имя двойственного числа является первым членом идафы (الْمُضَافُ), то оно утрачивает букву ن «нун». Например:
كِتَابَانِ две книги كِتَابَا طَالِبٍ две книги студента يَدَانِ две руки يَدَا اِنْسَانٍ две руки человека كِتَابَانِ две книги كِتَابَاكَ твои две книги يَدَانِ две руки يَدَاهُ его две руки
Подобные словосочетания склоняются следующим образом:
Упражнение для закрепления
1) Образуйте двойственное число следующих имён: رَجُلٌ ___________________________________________________________________ بِنْتٌ ___________________________________________________________________ دَفْتَرٌ ___________________________________________________________________ مَسْجِدٌ ___________________________________________________________________ بَيْتٌ ___________________________________________________________________ طَالِبَةٌَ ___________________________________________________________________ تِلْمِيذَةٌ ___________________________________________________________________ جَنَّةٌ ___________________________________________________________________ مَدِينَةٌ ___________________________________________________________________ عَاصِمَةٌ ___________________________________________________________________
2) Просклоняйте по падежам следующие имена:
شَجَرَتَانِ два дерева اَلْمِصْبَاحَانِ две (определенные) лампы قَلَمَانِ два карандаша
3) Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:
بِنْتَا مُحَمَّدٍ две дочери Мухаммада قَلَمَا مُدَرِّسٍ два карандаша учителя شَجَرَتَا الْحَدِيقَةِ два дерева парка
4) Переведите предложения и выделите имена двойственного числа: اَلْمَدْرَسَتَانِ جَمِيلَتَانِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ عِنْدِي قَلَمَانِ جَدِيدَانِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ جَاءَ رَجُلَانِ مَعَ امْرَأَتَيْنِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ اِشْتَرَيْتُ كِتَابَيْنِ بِدُولارَيْنِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ قَرَأْتُ الْقُرْآنَ يَوْمَيْنِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ أُذُنَا الْحِمَارِ الْوَحْشِيِّ طَوِيلَتَانِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ عَيْنَا إِدْرِيسَ زَرْقَاوَانِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ اِغْسِلْ يَدَيْكَ بِالصَّابُونِ قَبْلَ الْأَكْلِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ يَا صَدِيقَيِْ اِبْنِي ، اِحْتَرِمَا وَالِدَيْكُمَا! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Множественное число الجَمْعُ
Множественное число бывает двух видов: «целое» и «разбитое». 1. Целое множественное число. При образовании данного вида множественного числа внутренняя структура имени остается неизменной, целой – отсюда и название. «Целое» множественное число имен, обозначающих лиц мужского пола (جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِم), образуется путём прибавления окончания - ُونَ к форме единственного числа. Например:
مُدَرِّسٌ учитель مُدَرِّسُونَ учителя مُسْلِمٌ мусульманин مُسْلِمُونَ мусульмане
В родительном и винительном падежах это окончание меняется на -ِ ينَ. Например:
Примечание Также существует ряд имён, которые не указывают на лиц мужского пола, но образуют своё множественное число по упомянутой схеме. Например:
أَرْضٌ земля أَرَضُونَ земли سَنَةٌ год سِنُونَ года عَالَمٌ мир عَالَمُونَ миры
Если «целое» множественное число имён, обозначающих лиц мужского пола (جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِمِ), является первым членом идафы, то из него усекается буква نَ «нун» и оно склоняется следующим образом:
Целое множественное число имён женского рода (جَمعُ المُؤَنّثِ السَّالِم) образуется путём прибавления окончания -َ اتٌ к форме единственного числа. (В определённом состоянии - َاتُ). Например: طَالِبَةٌ студентка طَالِبَاتٌ студентки الطَالِبَةُ студентка الطَالِبَاتُ студентки В родительном и винительном падежах это окончание меняется на - َ اتٍ. (В определённом состоянии – на -َ اتِ):
В отличие от целого множественного числа, обозначающего лиц мужского пола (جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِم), целое множественное число имён женского рода السَّالِم) (جَمْعُ المُؤَنَّثِ может указывать как на лиц женского пола, так и на неодушевлённые предметы. Например:
جَوَازٌ паспорт جَوَازَاتٌ паспорта وِزَارَةٌ министерство وِزَارَاتٌ министерства وَرَقَةٌ лист وَرَقَاتٌ листы
2. «Разбитое» множественное число (جَمْعُ التَّكْسِيرِ). Данный вид множественного числа образуется не путём прибавления какого-либо окончания к форме единственного числа, а путём изменения самой структуры слова. При этом к основе имени добавляются (или, наоборот, усекаются) какие-либо буквы, а коренные буквы сохраняются. Например: كِتَابٌ книга كُتُبٌ книги (образовано по формуле فُعُلٌ) قَلَمٌ карандаш أَقْلاَمٌ карандаши (образовано по формуле أَفْعَالٌ) دَرْسٌ урок دُرُوسٌ уроки (образовано по формуле فُعُولٌ) طَالِبٌ студент طُلاَّبٌ или طَلَبَةٌ студенты (образованы по формулеفَعَلَةٌ и (فُعَّالٌ مِثَالٌ пример أَمْثِلَةٌ примеры (образовано по формуле أَفْعِلَةٌ) عَالِمٌ учёный عُلَمَاءُ учёные (образовано по формуле فُعَلَاءُ) عَامِلٌ рабочий عُمَّالٌ рабочие (образовано по формуле فُعَّالٌ) и т.д.
«Разбитое» множественное число следует заучивать вместе с формой единственного числа, так как выбор той или иной формулы множественного числа не определяется строгими правилами.
Упражнения для закрепления
1) Найдите в словаре формы множественного числа следующих имен: حَدِيثٌ () высказывание Пророка (мир ему) رَسُولٌ () посланник قَبْرٌ () могила قَاتِلٌ () убийца جَبَلٌ () гора قِرْدٌ () обезьяна مَنْفَعَةٌ () польза, выгода نِعْمَةٌ () дар, милость جَاهِلٌ () невежда عَزَبٌ () холостой, неженатый
2) Переведите следующие предложения и найдите в них имена множественного числа: خَلَقَ اللهُ الْكَوَاكِبَ وَالنُّجُومَ وَالْحَيَوَانَاتِ وَالنَّبَاتَاتِ وَغَيْرَهَا مِنَ الْمَخْلُوقَاتِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ذَلِكَ الرَّجُلُ كَانَ فِي بِلاَدٍ كَثِيرَةٍ وَرَأَى أُنَاسًا وَمُدُنًا وَقُرًى كَثِيرَةً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ذَهَبْتُ إِلَى الدُّكَّانِ فَاشْتَرَيْتُ الْمَلاَعِقَ وَالشَّوْكَاتِ وَالسَّكَاكِينَ وَالأَطْبَاقَ وَالأَكْوَابَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ هَلْ يُوجَدُ فِي وَطَنِكَ غَابَاتٌ وَجِبَالٌ وَأَنْهَارٌ وَبِحَارٌ؟ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ نعم، كُلُّ هَذِهِ الأَشْيَاءِ تُوجَدُ فِي بَلَدِي ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ يَعِيشُ فِي الْبَحْرِ أَسْمَاكٌ وَحِيتَانٌ وَقُرُوشٌ وَسَرَطَانَاتٌ... ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ يُحِبُّ اللهُ الْمُؤْمِنِينَ الصَّالِحِينَ الصَّادِقِينَ وَيُبْغِضُ الْكَافِرِينَ الْفَاجِرِينَ الْكَاذِبِينَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ كَانَتْ أُمَّهَاتُ الْمُؤْمِنِينَ (رَضِيَ اللهُ عَنْهُنَّ) عَابِدَاتٍ صَالِحَاتٍ تَائِبَاتٍ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ مُسْلِمُو رُوسِيَا يُحِبُّونَ إِخْوَانَهُمْ أَيْ مُسْلِمِي الْعَالَمِ كُلِّهِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите предложения на арабский язык: В саду много деревьев, цветов и бабочек ___________________________________________________<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.011 с.) |