Нормативное регулирование бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное регулирование бухгалтерского учета



В настоящее время сформировалась четырехуровневая систе­ма нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень представлен федеральны­ми законами Российской Федерации, постановлениями Прави­тельства, указами Президента, которые прямо или косвенно ре­гулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются федеральные законы "О бух­галтерском учете", "Об акционерных обществах" и др. Федераль­ным законом "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирова­ния бухгалтерского учета Центральному банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издава­емые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стан­дарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принци­пы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержден­ные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету: ''Учет­ная политика организации" (ПБУ 1/98), "Учет договоров (кон­трактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых вы­ражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95). "Бухгалтерская от­четность организации" (ПБУ 4/98), "Учет материально-производ­ственных запасов" (ПБУ 5/98), "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98), "Доходы орга­низации" (ПБУ 9/99), "Расходы организации" (ПБУ 10/99) и др.

Третий (методический) уровень образуют инструкции, реко­мендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными орга­нами исполнительной власти. К документам этого уровня отно­сятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств, методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обраще­ния и производства, финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания и др.

Четвертый уровень составляют организационно-распоряди­тельные документы, формирующие учетную политику организа­ции. Они разрабатываются самой организацией или консульта­ционными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций.

 

Система и принципы ведения бухгалтерского учета

В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" в Россий­ской Федерации применяется классическая система ведения бух­галтерского учета, принятая во многих странах. Основными элементами данной системы являются:

· документирование;

· оценка;

· счета бухгалтерского учета и двойная запись;

· инвентаризация;

· баланс и отчетность.

Описание элементов бухгалтерского учета приведено ниже. При выборе способов ведения бухгалтерского учета (форми­ровании учетной политики) необходимо руководствоваться следу­ющими основными допущениями и требованиями (принципами). При формировании учетной политики предполагается ряд допущений:

1) имущественной обособленности организации, т.е. ее иму­щество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств собственников;

2) непрерывности деятельности организации, т.е. она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее нет намерений и необходимости ликвидации или существенного со­кращения деятельности;

3) последовательности применения учетной политики, т.е. выбранная организацией учетная политика применяется после­довательно от одного учетного года к другому;

4) временной определенности фактов хозяйственной деятель­ности, т.е. факты хозяйственной деятельности организации от­носятся к тому отчетному периоду (и следовательно, отражают­ся в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денеж­ных средств, связанных с этими фактами.

К формированию учетной политики предъявляются следу­ющие требования:

1) полноты, т.е. учетная политика должна обеспечивать пол­ноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйствен­ной деятельности;

2) своевременности, т.е. факты хозяйственной жизни должны отражаться в бухгалтерском учете своевременно;

3) осмотрительности, т.е. учетная политика должна обеспе­чивать большую готовность к учету потерь (расходов) и пасси­вов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);

4) приоритета содержания перед формой, т.е. учетная поли­тика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их пра­вовой формы, но и из экономического их содержания и условий хозяйствования;

5) непротиворечивости, т.е. учетная политика должна обес­печивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каж­дого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности дан­ным синтетического и аналитического учета;

6) рациональности, т.е. учетная политика должна обеспечи­вать рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Порядок формирования учетной политики приведен в п. 1.5.

 

Документирование

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов регламентируется положением о документах и документообороте.

Записи о совершенных хозяйственных операциях производят­ся в регистрах бухгалтерского учета строго на документальной основе.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяй­ственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно пос­ле ее окончания. Все первичные документы можно разделить на следующие группы: организационно-распорядительные; оправ­дательные; документы бухгалтерского оформления.

К организационно-распорядительным документам отно­сятся приказы, распоряжения, указания, доверенности и т. п. Эти документы разрешают проведение операции. Информация, содер­жащаяся в них, не отражается в учетных регистрах.

К оправдательным документам относятся накладные, тре­бования, приходные ордера, акты приемки и т.п. Эти документы отражают факт совершения операции, и соответственно инфор­мация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры. Су­ществует целый ряд документов, сочетающих в себе разреши­тельный и оправдательный характер, например, расходный кас­совый ордер, платежная ведомость и др.

Первичные документы бухгалтерского оформления запол­няются бухгалтером: различные расчеты, справки. Информация данных документов также заносится в учетные регистры.

Первичные документы принимаются к учету, если они офор­мляются на бланках унифицированных (типовых) форм или в специально разрабатываемых формах, если необходимые доку­менты отсутствуют в альбомах унифицированных форм первич­ной учетной документации.

Документы должны иметь юридическую силу, т.е. содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа; дату; наименование организации, от имени которой составлен доку­мент; содержание операции; ее количественные и стоимостные измерители; наименование должностей лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления; личные подписи этих лиц и их расшифровки.

Документы должны составляться такими средствами, ко­торые обеспечивают сохранение записей длительное время (чернилами, шариковой ручкой, на пишущей машинке, на принтере).

В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений: ошибка зачеркивается тонкой чертой, над ней над­писывается правильная запись и оговаривается исправление; в денежных документах не допускается никаких исправлений.

Документы, выполненные на машинных носителях, оформ­ляются в соответствии с ГОСТ 6.10.4–84 "Придание юридичес­кой силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники".

Все первичные документы, учетные регистры и отчетность должны составляться на русском языке. В организациях с ино­странными инвестициями они могут составляться и на иност­ранном языке (по требованию иностранного инвестора), но дол­жны иметь построчный перевод.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подле­жат обязательной проверке:

• по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов);

• арифметически (подсчет сумм);

• по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

После приемки информация с первичного документа перено­сится в учетные регистры, а на самом документе делается отмет­ка, исключающая возможность его повторного использования. Например, при ручной обработке на документе проставляется дата записи в учетный регистр.

Все первичные документы, на основании которых произво­дится прием или выдача денег, подлежат обязательному гаше­нию штампом или надписью от руки "Получено" или "Оплаче­но" с указанием даты.

Все документы подлежат обязательному хранению. Сроки хранения документов в архиве организации определяются соглас­но правилам, установленным Главным архивным управлением (главные книги и отчеты, вспомогательные регистры, первичные документы – 5 лет, лицевые счета работников предприятия – 75 лет). Для сдачи в архив документы подбираются в хронологи­ческом порядке, комплектуются, переплетаются и подшиваются в папки. Сдача документов в архив сопровождается справкой.

Изъятие первичных документов, учетных регистров, отчет­ных документов у организации может производиться органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании постановлений этих органов в соответствии с действующим за­конодательством. Изыматься могут все документы, за исключе­нием документов, содержащих сведения, составляющие государ­ственную тайну. Изъятие документов производится на основа­нии письменного мотивированного постановления должностно­го лица организации, которая производит изъятие. Изъятие документов происходит в присутствии должностных лиц орга­низации. Должностным лицом изымающего органа при изъятии составляется специальная опись изъятых документов и фиксиру­ется их содержание. Изъятие оформляется протоколом, копия ко­торого вручается под расписку соответствующему должностно­му лицу организации.

С разрешения и в присутствии представителей органов, про­изводящих изъятие, можно дооформить документы (сделать опись, пронумеровать, прошнуровать, опечатать, заверить под­писью и печатью) и снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

В случае пропажи или гибели документов приказом руково­дителя организации назначается комиссия по расследованию причин пропажи или гибели, в которую при необходимости при­глашаются представители следственных органов, охраны, пожар­ного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, утвержденным руководителем.

Порядок оформления хозяйственных операций первичными документами следующий.

На выполнение хозяйственной операции должно быть полу­чено разрешение соответствующей, имеющей на это право уп­равляющей инстанции, т.е. составлен разрешительный документ. Например, для совершения операций по отгрузке продукции покупателям необходимо иметь договор на поставку, подписан­ный руководителями продавца и покупателя; для выдачи денег из кассы организации — разрешение ее руководителя и главного бухгалтера; для расчета отпускных — приказ руководителя орга­низации об отпуске работника; при отпуске материала со скла­да — разрешение начальника отдела снабжения и др.

При совершении разрешенной хозяйственной операции со­ставляется оправдательный первичный документ. Форма оправ­дательного первичного документа зависит от вида хозяйствен­ной операции. При оформлении первичного документа необхо­димо пользоваться унифицированными формами первичной учет­ной документации (табл. 1).

 

 

 

 

При отсутствии унифицированных форм по некоторым видам операций организация может разработать необходимые первичные документы при соблюдении требований к их оформлению.

Первичные документы составляются непосредственно в мес­тах совершения хозяйственных операций: на складах, в цехах и т.п.

Хозяйственные операции, для оценки которых необходимо произвести специальные расчеты, оформляются первичными документами бухгалтерского оформления, которые составляют­ся непосредственно в бухгалтерии. К таким документам, напри­мер, относятся расчеты по начислению заработной платы, износа основных средств, начислению налогов и т.п.

 

Оценка

Для оценки имущества, обязательств, доходов и расходов, т.е. определения, в какой сумме должен быть признан тот или иной объект в бухгалтерской отчетности, могут быть использо­ваны следующие методы:

• фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная или начисленная при приобретении или производстве объекта;

• текущая (восстановительная) стоимость (стоимость реали­зации), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, кото­рая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходи­мости замены какого-либо объекта;

• текущая рыночная стоимость (стоимость реализации), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, которая мо­жет быть получена в результате продажи объекта или при на­ступлении срока его ликвидации.

При отсутствии иной базы измерения для оценки может быть использована дисконтированная стоимость, т. е. величина буду­щих денежных поступлений или их эквивалентов, за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обыч­ной хозяйственной деятельности.

В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" для отра­жения имущества и обязательств в бухгалтерском учете и отчет­ности производится их оценка в денежном выражении. Имуще­ство, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущество, полученное безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущество, произведенное в самой организа­ции, — по стоимости его изготовления. В соответствии с законо­дательством допускается применение и других методов оценки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.0.123 (0.025 с.)