Инвентаризация активов и пассивов организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвентаризация активов и пассивов организации



В целях обеспечения достоверности бухгалтерского учета периодически проводится инвентаризация всех активов и пас­сивов организации, т.е. проверка соответствия данных бухгал­терского учета фактическому наличию имущества и обяза­тельств.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется ме­тодическими указаниями по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств.

Число инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, устанавлива­ются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентари­зации обязательно.

Инвентаризации проводятся в обязательном порядке перед составлением годового бухгалтерского отчета (кроме имущества, проинвентаризированного не ранее 1 октября), при смене мате­риально ответственного лица, при установлении фактов хище­ний или злоупотреблений, порчи ценностей, после пожара или стихийных бедствий, при ликвидации организации, при переда­че имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразова­нии государственного или муниципального предприятия в акци­онерное общество.

При коллективной (бригадной) материальной ответственнос­ти инвентаризации проводятся при смене руководителя коллек­тива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, бланков строгой отчетности должна проводиться, как правило, внезапно, а основных средств, ремонта, расчетов — по состоя­нию на 1-е число месяца.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя созда­ется постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в которую включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, товароведы и т.д.). В состав комиссии можно включать представителей внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация ценностей проводится по их местонахожде­нию и по материально ответственным лицам, на хранении у ко­торых эти ценности находятся и с которыми заключены догово­ры о материальной ответственности. Материально ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно рассортировать и разложить материальные ценности, оформить все приходные и расходные документы. Инвентаризационная комиссия берет рас­писку у материально ответственного лица о том, что все посту­пившие и выбывшие материальные ценности учтены, и первич­ные документы по их движению сданы в бухгалтерию. После этого инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет наличие материальных ценностей и составляет акт инвентаризации или инвентаризационные описи.

Затем сравниваются данные учета и данные инвентариза­ции и составляется сличительная ведомость. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия ценнос­тей и данных бухгалтерского учета регулируются следующим образом. Выявленные излишки ценностей приходуются по ры­ночной стоимости на дату проведения инвентаризации и за­числяются на финансовые результаты предприятия с последу­ющим установлением причин возникновения излишка и ви­новных лиц.

Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства или обращения. При этом нормы убыли применяются только в случаях выявления факти­ческих недостач. Недостачи и порча ценностей сверх норм ес­тественной убыли относятся на виновных лиц. В случаях когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты организации. При этом для целей нало­гообложения величина списанных убытков от недостач и порчи прибавляется к прибыли (убытку) отчетного периода при рас­чете налога на прибыль.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыс­кание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пере­сортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же прове­ряемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количе­ствах. В случае зачета недостач излишками полученная раз­ница в стоимости недостающих ценностей над стоимостью излишних ценностей относится на виновных лиц. Если конк­ретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли. Окончательное решение о зачете принимает руководитель пред­приятия.

Результаты инвентаризации отражаются в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при годовой инвен­таризации — в годовом бухгалтерском учете.

 

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках

Обобщение данных бухгалтерского учета производится с помощью бухгалтерской отчетности, основными формами кото­рой являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убыт­ках.

Бухгалтерский баланс — сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине имущества и обяза­тельств организации в едином денежном измерителе на конкрет­ный момент времени.

Баланс является отчетным документом и составляется на последний календарный день отчетного периода. Представляет он собой двустороннюю таблицу. Левая сторона баланса называ­ется активом, а правая — пассивом. Активы — это то, чем пред­приятие владеет; пассивы — это то, что предприятие должно. Пассивы показывают, сколько денег было получено организаци­ей, активы — как она использовала полученные средства, во что она их вложила.

В активе баланса показываются имущество и обязательства организации (отвечают на вопрос: "что это?''), которые включа­ют в себя: основные средства, нематериальные активы, капиталь­ные вложения, финансовые вложения, запасы, денежные сред­ства, дебиторскую задолженность и др.

В пассиве баланса показываются источники имущества и обязательств организации (отвечают на вопрос: "чье это?"), которые включают в себя: собственные имущество и обязатель­ства организации (уставный капитал, нераспределенную при­быль, фонды и резервы специального назначения) и заемные имущество и обязательства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, другие заемные средства, кредиторскую задол­женность).

Имущество и обязательства и источники имущества и обяза­тельств. сгруппированы в балансе в разделах и статьях. Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Это вытекает из принципа построения баланса: в активе и пассиве отражаются одни и те же имущество и обязательства организации, но рас­смотренные с двух сторон (по составу — в активе, по источни­кам — в пассиве).

Итог баланса носит название " валюта баланса ". Содержание баланса предприятия, установленное Положени­ем по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность органи­зации" (ПБУ 4/96), приведено в табл. 3.

 

Т а б л и ц а 3

 

Содержание баланса организации

Раздел   Группа статей   Статьи    
АКТИВ  
Внеоборот­ные активы   Нематериальные акти­вы   Организационные расходы Патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные анало­гичные права и активы Деловая репутация организации  
Основные средства   Земельные участки и объекты при­родопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства Незавершенное строительство    
Финансовые вложения   Инвестиции в дочерние общества Инвестиции в зависимые общества Инвестиции в другие организации Займы, предоставленные организа­циям на срок более 12 месяцев Прочие финансовые вложения    
Оборотные активы     Запасы   Сырье, материалы и аналогичные ценности Затраты в незавершенном производ­стве (издержках обращения) Готовая продукция, товары для пе­репродажи и товары отгруженные Расходы будущих периодов    
Начисленный налог на добавленную сто­имость на остаток иму­щества      
Дебиторская задолжен­ность     Покупатели и заказчики Векселя к получению Задолженность дочерних и зависи­мых обществ Задолженность участников (учреди­телей) по взносам в уставный капи­тал Авансы выданные Прочие дебиторы  
 
Финансовые вложения   Займы, предоставляемые организа­циям па срок менее 12 месяцев Собственные акции, выкупленные у акционеров Прочие финансовые вложения    
Убытки   Денежные средства   Расчетный счет Валютный счет Прочие денежные средства    
Непокрытые убытки прошлых лет Убыток отчетного года        
ПАССИВ  
Капитал и резервы   Уставный капитал Добавочный капитал        
Резервный капитал   Резервы, образованные в соответ­ствии с законодательством Резервы, образованные в соответ­ствии с учредительными документа­ми    
Нераспределенная прибыль прошлых лет        
Нераспределенная при­быль отчетного года        
Долгосроч­ные пасси­вы   Заемные средства   Кредиты банков, подлежащие пога­шению более чем через 12 месяцев после отчетной даты Прочие займы, подлежащие погаше­нию более чем через 12 месяцев после отчетной даты    
Прочие пассивы        
Краткосроч­ные пасси­вы   Заемные средства   Кредиты банков, подлежащие пога­шению в течение 12 месяцев после отчетной даты Прочие займы, подлежащие погаше­нию в течение 12 месяцев после отчетной даты    
Кредиторская задол­женность   Поставщики и подрядчики Векселя к уплате Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и социальными фондами Задолженность участникам (учреди­телям) по выплате доходов Авансы полученные Прочие кредиторы    
Доходы будущих пери­одов        
Резервы предстоящих расходов и платежей        

 

 

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые ре­зультаты деятельности организации (счет "Прибыли и убытки") за отчетный период. Он содержит следующие показатели:

• выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);

• себестоимость реализации товаров, продукции, работ, ус­луг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

• коммерческие расходы;

• управленческие расходы;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.012 с.)