Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XII. Ирландия 20—50-х годов. Попытки обрести независимость на капиталистическом пути Ирландия под властью кумман на гэл 1923—1931гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Последующее развитие Ирландии можно подразделить на два хронологически неравных периода: 1923— 1931 и 1932—1957 гг. На первом этапе власть в стране осуществляли победители в Гражданской войне — представители правого крыла ирландской национальной буржуазии, организовавшиеся в политическую партию Кумман на Гэл (Гэльская лига — название, сходное с именем возникшей в 90-х годах XIX в. культурно-просветительской организации), которую возглавил У.Косгрейв. Ее ядро составляли крупные и отчасти средние собственники в городе — бывшие правые шинфейнеры и примкнувшие к ним юнионисты, в деревне — крупные капиталистические фермеры-кулаки и рэнчеры-скотоводы. Вокруг новой партии сплотилось католическое духовенство, чиновники, армейское, а также полицейское офицерство. Основной целью социально-экономического и политического курса Ирландского свободного государства (далее ИСГ) являлось упрочение позиций наиболее умеренных группировок ирландской национальной буржуазии, заинтересованных в сохранении тесных связей с британским империализмом, обеспечение ограниченного, «участкового» развития национального капитализма с упором на близкую к монокультурной экономическую специализацию (преимущественное производство скота и молочных продуктов для нужд Англии). Опираясь на новый, консервативный, объективно проимпериалистический блок внутри страны и на поддержку британских правящих кругов, «новые хозяева» Ирландии надеялись надолго задержаться у власти. Они стремились превратить созданную с английской помощью государственную машину ИСГ в важнейшее орудие для подобной «страховки». Эта машина отличалась четко выраженной гипертрофией судебно-полицейских функций. Она сплошь и рядом проявляла свой репрессивный характер, направленный против республиканской оппозиции и прогрессивных организаций ирландских трудящихся. Наиболее радикально, антиимпериалистически настроенные элементы, в том числе и в экономической сфере, принадлежали, как правило, к побежденному в недавней войне республиканскому лагерю и практически находились вне закона. Они подвергались слежке, частым репрессиям, их инициатива грубо подавлялась во всех областях национальной жизни. В условиях отсталой, да к тому же еще разоренной войной Ирландии, страны, где не было ликвидировано засилье империализма, положение могло изменить лишь активное и целенаправленное вмешательство государства в экономическую жизнь. Более чем насущной являлась задача возведения таможенной стены для защиты ирландской промышленности от британской конкуренции, успешного развития существующих отраслей и создания новых. Перспективы роста здесь во многом зависели от государственной политики в области финансов, и в частности от промышленного кредитования. Ирландские банки продолжали занимать антинациональную позицию, служили насосом для перекачки ирландских денежных средств в Англию и ее колонии. От этого ирландская буржуазия получала немалую прибыль (лишь в Дублин ежегодно из-за моря шли дивиденды в размере 10 млн.ф.ст.). Всего же, по некоторым данным, в середине 20-х годов в метрополии и ее владениях было вложено 90 млн.ф.ст. ирландских денег — сумма, вдвое превышавшая английские капиталовложения в Ирландии. Отсталая, зависимая Ирландия активно участвовала своими капиталами в послевоенном возрождении британского империализма. В этих условиях лишь курс государства на мобилизацию необходимых средств и предоставление их во имя развития промышленной инициативы, создание элементов госсектора в «неприбыльных» областях, которые традиционно игнорировал частный капитал, был способен сдвинуть с мертвой точки дело строительства национальной промышленности. Кое-какие шаги предпринимались в этом направлении, однако по своим масштабам, характеру и последствиям это были скорее декларативные меры. Так, в 1923 г. после оживленных прений Дойл большинством голосов принял так называемый закон о защите промышленности, вводивший небольшие пошлины на ввоз в страну автомобилей, сигарет, музыкальных инструментов, часов. В следующем году была создана государственная корпорация промышленного кредита с более чем скромным денежным фондом — 750 тыс. ф. ст. Однако и распределяемые ею ссуды выдавались с таким разбором и так неохотно, что к 1927 г. с момента принятия упомянутого закона было удовлетворено лишь 15 просьб. В целом «промышленное строительство» в ИСГ свелось к сооружению нескольких мелких фабрик: мебельной, кондитерской, обувной, а также бойни в Дрогеде. Практически единственным крупным мероприятием, оставившим след в сфере промышленного развития, явилось начало строительства в 1925 г. на р.Шаннон крупной гидроэлектростанции, положившей начало созданию государственной энергосистемы. Пользуясь инертностью ирландских властей, британские фирмы в ряде случаев легко обходили таможенные кордоны. Помогало и то, что многочисленные ирландские филиалы британских компаний продолжали функционировать и расширяться, а ограничений на деятельность иностранного капитала не было введено. Британские монополии чувствовали себя в Ирландии почти так же вольготно, как и до революции, а число мелких и средних промышленных предприятий продолжало сокращаться с угрожающей быстротой. Так, если, по данным обследовавшей ирландскую экономику американской комиссии, в 1922 г. их было около 2 тыс., то через четыре года министерство промышленности Ирландии показало цифру 1516. Вместе с тем правительство ИСГ, пытаясь сдвинуть с мертвой точки проблему промышленного роста, стремилось «интернационализировать» эксплуатацию страны и ее недр иностранным капиталом путем привлечения в Ирландию фирм других, кроме Англии, капиталистических стран. Приманкой тогда служили обильная и дешевая рабочая сила, один из самых низких в Европе подоходный налог, а также специальные правительственные льготы. В области сельского хозяйства правящие круги ИСГ с самого начала взяли курс на фермера-кулака, поддержка которого во многом была решающей в годы Гражданской войны. Фермеры и рэнчеры всегда располагали щедрыми кредитами сдержанных во всех других случаях ирландских банков, безоговорочной и всесторонней поддержкой министерства сельского хозяйства. Государство активно способствовало капиталистической концентрации в сельском хозяйстве, а также максимальной его рационализации, с тем чтобы удешевить издержки производства, поднять качество ирландского сельскохозяйственного экспорта, сделать его более конкурентоспособным на британских рынках. В том же русле развивалась правительственная политика в отношении сельскохозяйственной кооперации. ИСГ делало откровенную ставку на крупные, мощные кулацкие кооперативы, по существа значительные капиталистические предприятия. Им оказывалась техническая помощь, предоставлялись кредиты. Государство поворачивалось спиной к мелким и отчасти к средним кооперативам, способствовало их поглощению более крупными, консолидации обществ в национальные кооперативные альянсы типа Организации по реализации масла, способные успешно выступать на внешнем рынке. В 1927 г. государство учредило Сельскохозяйственное кредитное общество с капиталом в 0,5 млн.ф.ст. Однако условия предоставления займов (относительно высокий ссудный процент и требование гарантировать займ закладной на участок и скот) обычно лишали доступа к ним мелких и отчасти средних фермеров. Резко усилился процесс капиталистического расслоения в ирландской деревне. В этот период 60% от общего числа ферм, на которых было сконцентрировано 70% всего сельскохозяйственного населения, располагали всего 23% полезной площади страны. Значительная часть мелких ферм не достигала размера 30 га, т.е. они были нерентабельными. За кредитом мелкий фермер мог обращаться чаще всего лишь к обдирале-ростовщику. Медленными темпами шла намеченная законом 1923 г. ликвидация остатков помещичьего землевладения. В стране оставались десятки тысяч арендаторских участков, рента лендлордам составляла 1,5 млн. ф.ст. в год. Вдвое большую сумму отнимали у ирландских крестьян ежегодные земельные платежи британской короне. Последние, так же как и разорение все увеличивающегося числа мелкофермерских хозяев, были причиной возобновившихся с половины 20-х годов среди мелких фермеров и батраков аграрных волнений, направленных против рэнчеров, банков, государственных налоговых учреждений. В области внешней политики правительство ИСГ покорно следовало в фарватере Великобритании. Вступив в 1923 г. в Лигу наций, ИСГ практически ни разу не проявило себя как страна, обладающая своими собственными, отличными от Англии интересами. В 1924 г., уступив давлению английских правящих кругов и военного шантажа ольстерских оранжистов, У.Косгрейв подписал в Лондоне официальный документ об отказе Ирландии от всяких претензий на спорную часть североирландской территории, в том числе на два из шести ольстерских графства — Тирон и Фермана, на 70% населенных католиками. Этот акт национального предательства был с негодованием встречен значительной частью ирландского народа. Таким образом, политика правящей верхушки ИСГ была в основных чертах проимпериалистической, антинациональной. Острие этой политики было направлено против ирландских трудящихся, значительной части мелких собственников, мелких и отчасти средних национальных предпринимателей. Основная часть городского и сельского рабочего класса ИСГ находилась в чрезвычайно тяжелом положении. Крупнособственническая Ирландия, вынужденная в период революции пойти на значительные уступки рабочему классу (главным образом в виде повышения оплаты труда), не преминула использовать консолидацию своего господства для яростного наступления на жизненный уровень пролетариата. Недельный прожиточный минимум (4,5 ф.ст.) имела ограниченная часть рабочих: каменщики, судостроители, железнодорожные машинисты и кочегары. Остальные же, включая батраков и часть конторских служащих, зарабатывали меньше. От 15 до 25% семейного бюджета уходило на оплату жилья, очень часто лишенного всяких удобств. От 20 до 25% трудящихся постоянно не имело работы. Масштабы эмиграции были пугающими: ежегодно страну покидало 40—50 тыс. человек. Самым нищим, обездоленным отрядом ирландских трудящихся являлись 160 тыс. сельскохозяйственных рабочих. Против ирландских трудящихся был направлен выброшенный правительством Косгрейва лозунг: «ИСГ— ирландское дешевое государство». В ходе «борьбы за экономию» резко сокращалась сфера применения закона о пособиях безработным, снижались пенсии по старости, зарплата низшим государственным служащим, учителям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.007 с.) |