Нейроструктурные предпосылки мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейроструктурные предпосылки мышления



Сущность мышления человека - мысленное моделирование различных событий, в котором различается, в основном, 2 аспекта: 1- распознавание (цели, условий, способствующих ее достижению, оценки собственных адекватных действий) и принятие решения; 2 - устойчивое сохранение поиска (стратегия решения задач) - соответствие решения выработанному критерию.
Мышление как процесс принятия решения требует участия височных и лобных долей коры больших полушарий, как процесс сохранения поиска обеспечивается теменно-затылочными отделами коры, а соответствие решения выработанному критерию - фронтальными, височными и лимбическими отделами коры, обеспечивающими включение эмоций в оценке ситуации.
Решающая роль в организации мышления принадлежит ассоциативным зонам коры полушарий, обеспечивающим интеграцию разномодальной информации, поступающей из первичных проекционных зон, и сопоставляющим ее с информацией, содержащейся в памяти.
Наиболее важная роль принадлежит ассоциативным зонам лобных долей. Она состоит в интерпретации сенсорных раздражений в зависимости от конкретной ситуации, в выборе цели и прогнозировании событий.

Сознание как высшая форма психической деятельности. Функциональные и структурные предпосылки сознания. Медицинские критерии оценки сознания человека.

Сознание - специфически человеческая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью II сигнальной системы (слов, математических формул, образов художественных произведений и других символов) может быть передано другим людям, в том числе и поколениям, в виде памятников культуры.

Самосознание - высший вид сознания. Основная суть описанного отражена в философском определении сознания: сознание - контролируемое и управляемое личностью идеальное отражение действительности, неустранимой частью которой является сама личность.

 

Функциональные и структурные предпосылки сознания

1. Промежуточный уровень активности мозга, как отметил И.П.Павлов. Сознание выключается как при низкой (во время сна, при наркозе или коме), так и при чрезмерно высокой функциональной активности мозга (во время приступов эпилепсии).
2. Взаимодействие между структурами коры и подкорки, прежде всего, восходящей активирующей ретикулярной системы (ВАРС).
3. Структурной основой сознания является левое и правое полушария мозга.

 

Таким образом, нервным субстратом сознательного восприятия являются корковые проекции органов чувств (сенсорные специфические проекционные зоны коры), обязательно взаимодействующие с неспецифической системой ретикулярной формации, определяющей уровень бодрствования и регулирующей состояние сознания. Эмоциональная окраска восприятия зависит от лимбической системы. Эфферентное звено сознательного восприятия, включаемое при взаимодействии лимбической системы и гипоталамуса, состоит из непроизвольных бессознательных рефлекторных реакций и комплекса вегетативных реакций.

Критерии оценки сознания

Большую роль в медицине играет возможность определять сознательное состояние человека по наличию единства объективных его критериев. К ним принадлежат следующие:
1. Внимание и способность сосредоточиваться на различных явлениях.
2. Способность порождать абстрактные мысли, оперировать ими и выражать их словами или каким-либо другим способом.
3. Возможность оценивать предстоящий поступок, то есть способность к ожиданию и прогнозированию.
4. Осознание собственного "я" и признание других индивидуумов.
5. Наличие эстетических и этических ценностей.

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, присущий только человеку как социальному существу. Непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.

Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Сознание направлено. Оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. «Я-концепция» - это ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.

Шкала комы Глазго — шкала для оценки степени нарушения сознания и комы детей старше 4 лет и взрослых. Шкала состоит из трёх тестов, оценивающих реакцию открывания глаз (E), а также речевые (V) и двигательные (M) реакции. За каждый тест начисляется определённое количество баллов. В тесте открывания глаз от 1 до 4, в тесте речевых реакций от 1 до 5, а в тесте на двигательные реакции от 1 до 6 баллов. Таким образом, минимальное количество баллов — 3 (глубокая кома), максимальное — 15 (ясное сознание).

Шкала комы Глазго

  1 2 3 4 5 6
Открывание глаз (E, Eye response) Не открывает Открывает, как реакция на болевое раздражение Открывает, в ответ на голос Открывает самопроизвольно, наблюдает N/A N/A
Речевая реакция (V, Verbal response) Никаких звуков Издаёт звуки, но не слова Произносит отдельные слова Произносит фразы, но речь бессвязная Ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос N/A
Двигательная реакция (M, Motor response) Не двигается Патологическое разгибание в ответ на боль (децеребрационная ригидность) Патологическое сгибание в ответ на боль (декортикационная ригидность Бессмысленные движения в ответ на боль Локализует боль, пытается её избежать Выполнение движений по команде

· 15 баллов — сознание ясное

· 10-14 баллов — умеренное и глубокое оглушение

· 9-10 баллов — сопор

· 7-8 баллов — кома-1

· 5-6 баллов - кома-2

· 3-4 балла - кома-3

 

 

Эмоции как высшая форма психической деятельности, классификация эмоций, функциональная организация, значение, функции эмоций Эмоциональное напряжение как фактор риска для здоровья. Значение эмоционального стресса в развитии соматических заболеваний и неврозов.

Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности.

8.2. Классификация эмоций

1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.

2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).

3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).

4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).

5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).

8.3. Функциональная организация эмоций

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр.

8.4. Биологическое значение эмоций

Биологический смысл эмоционально-выразительных реакций - информационный, они служат тонким индикатором состояния организма.

По биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствующей ситуации. Если параметры достигнутого результата действия соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если нет - отрицательная.

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме:

Э = - П (Н-С),

где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.); П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами; Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, существующая о возможности удовлетворения потребности.

Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.

Функции эмоций

1. Отражательно-оценочная функция, так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности.

2. Регуляторные функции. К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.

Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния.

Подкрепляющая функция – облегчение (при положительных эмоциях) и затруднение (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).

Компенсаторная (замещающая) функция - эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

8.7. Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов

Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение - мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.

 Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психогенной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении.

Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.183.79 (0.016 с.)