Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нейроструктурные предпосылки мышленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность мышления человека - мысленное моделирование различных событий, в котором различается, в основном, 2 аспекта: 1- распознавание (цели, условий, способствующих ее достижению, оценки собственных адекватных действий) и принятие решения; 2 - устойчивое сохранение поиска (стратегия решения задач) - соответствие решения выработанному критерию. Сознание как высшая форма психической деятельности. Функциональные и структурные предпосылки сознания. Медицинские критерии оценки сознания человека. Сознание - специфически человеческая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью II сигнальной системы (слов, математических формул, образов художественных произведений и других символов) может быть передано другим людям, в том числе и поколениям, в виде памятников культуры. Самосознание - высший вид сознания. Основная суть описанного отражена в философском определении сознания: сознание - контролируемое и управляемое личностью идеальное отражение действительности, неустранимой частью которой является сама личность.
Функциональные и структурные предпосылки сознания 1. Промежуточный уровень активности мозга, как отметил И.П.Павлов. Сознание выключается как при низкой (во время сна, при наркозе или коме), так и при чрезмерно высокой функциональной активности мозга (во время приступов эпилепсии).
Таким образом, нервным субстратом сознательного восприятия являются корковые проекции органов чувств (сенсорные специфические проекционные зоны коры), обязательно взаимодействующие с неспецифической системой ретикулярной формации, определяющей уровень бодрствования и регулирующей состояние сознания. Эмоциональная окраска восприятия зависит от лимбической системы. Эфферентное звено сознательного восприятия, включаемое при взаимодействии лимбической системы и гипоталамуса, состоит из непроизвольных бессознательных рефлекторных реакций и комплекса вегетативных реакций. Критерии оценки сознания Большую роль в медицине играет возможность определять сознательное состояние человека по наличию единства объективных его критериев. К ним принадлежат следующие: Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, присущий только человеку как социальному существу. Непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Сознание направлено. Оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности). Свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. «Я-концепция» - это ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.
Шкала комы Глазго — шкала для оценки степени нарушения сознания и комы детей старше 4 лет и взрослых. Шкала состоит из трёх тестов, оценивающих реакцию открывания глаз (E), а также речевые (V) и двигательные (M) реакции. За каждый тест начисляется определённое количество баллов. В тесте открывания глаз от 1 до 4, в тесте речевых реакций от 1 до 5, а в тесте на двигательные реакции от 1 до 6 баллов. Таким образом, минимальное количество баллов — 3 (глубокая кома), максимальное — 15 (ясное сознание). Шкала комы Глазго |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Открывание глаз (E, Eye response) | Не открывает | Открывает, как реакция на болевое раздражение | Открывает, в ответ на голос | Открывает самопроизвольно, наблюдает | N/A | N/A | ||||||
Речевая реакция (V, Verbal response) | Никаких звуков | Издаёт звуки, но не слова | Произносит отдельные слова | Произносит фразы, но речь бессвязная | Ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос | N/A | ||||||
Двигательная реакция (M, Motor response) | Не двигается | Патологическое разгибание в ответ на боль (децеребрационная ригидность) | Патологическое сгибание в ответ на боль (декортикационная ригидность | Бессмысленные движения в ответ на боль | Локализует боль, пытается её избежать | Выполнение движений по команде |
· 15 баллов — сознание ясное
· 10-14 баллов — умеренное и глубокое оглушение
· 9-10 баллов — сопор
· 7-8 баллов — кома-1
· 5-6 баллов - кома-2
· 3-4 балла - кома-3
Эмоции как высшая форма психической деятельности, классификация эмоций, функциональная организация, значение, функции эмоций Эмоциональное напряжение как фактор риска для здоровья. Значение эмоционального стресса в развитии соматических заболеваний и неврозов.
Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности.
8.2. Классификация эмоций
1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.
2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).
4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).
5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).
8.3. Функциональная организация эмоций
Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр.
8.4. Биологическое значение эмоций
Биологический смысл эмоционально-выразительных реакций - информационный, они служат тонким индикатором состояния организма.
|
По биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствующей ситуации. Если параметры достигнутого результата действия соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если нет - отрицательная.
Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме:
Э = - П (Н-С),
где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.); П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами; Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, существующая о возможности удовлетворения потребности.
Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.
Функции эмоций
1. Отражательно-оценочная функция, так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности.
2. Регуляторные функции. К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.
Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния.
Подкрепляющая функция – облегчение (при положительных эмоциях) и затруднение (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).
Компенсаторная (замещающая) функция - эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).
|
8.7. Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов
Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение - мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.
Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психогенной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении.
Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.94.64 (0.015 с.)