Контрольно-счетная палата субъектов Российской Федерации: правовой статус, задачи и полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно-счетная палата субъектов Российской Федерации: правовой статус, задачи и полномочия.



На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т. п.) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за получением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов.

Деятельность контрольно-счетных органов осуществляется исключительно на основании соответствующего субфедерального Закона и в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и конкретного субъекта РФ. Именно принятые в субъектах РФ законы определяют задачи, решаемые контрольно-счетными органами, выполняемые ими функции, основные права и обязанности, организацию и порядок их деятельности.

Контрольно-счетные органы в субъектах РФ - это постоянно действующие органы государственного финансового контроля, образуемые законодательными (представительными) собраниями субъектов Российской Федерации. Статус контрольно-счетных органов определяется при их создании: они учреждаются либо как самостоятельные юридические лица, либо в качестве структурных подразделений создающих их законодательных (представительных) органов государственной власти1.

Федеральный Закон от 7 февраля 2011 года № 6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определяет правовой статус контрольно-счетного органа в субъекте РФ.

Основными принципами деятельности контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации является - законность, системность, объективность, независимость, гласность[2].

К компетенции контрольно-счетных органов относится оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета субъекта Федерации, бюджетов внебюджетных фондов, а также представление законодательным собраниям рекомендаций по их корректировке.

Основная задача контрольно-счетных органов - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, а также определение целесообразности и эффективности расходов бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов, контроль за использованием региональной и муниципальной собственности, в том числе за поступлением средств в бюджеты регионов от распоряжения и управления региональной и муниципальной собственностью.

Важное место в деятельности контрольно-счетных органов занимает контроль за использованием кредитов и займов, получаемых субъектами РФ, а также экспертиза финансовых и имущественных гарантий, предоставляемых исполнительными органами субъектов РФ в качестве обеспечения кредитных сделок1.

1.8.6. Полномочия субъекта Российской Федерации, Министерства (департамента) финансов субъекта Российской Федерации в области финансового контроля.

Статья 72 Конституции РФ содержит положения, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, среди них к вопросу в области финансового контроля относится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, исполняют финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет наряду с другими функциями, функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере;

порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма1.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств2.

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления контроля создают свои органы контроля, которые осуществляют финансовый контроль за: операциями с бюджетными средствами главных распорядителей средств областного бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета; соблюдением получателями бюджетных кредитов и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств; организацией главными распорядителями средств областного бюджета финансового контроля за подведомственными получателями бюджетных средств.

Министерство финансов субъекта Российской Федерации является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на территории субъекта РФ и контролю в сфере закупок.

Министерство финансов субъекта РФ входит в единую систему органов управления финансами в Российской Федерации в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов  Российской  Федерации, образуемую Министерством финансов  Российской Федерации и органами исполнительной власти, а также в рамках реализации полномочий в сфере государственного управления финансами, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти.

1.8.7. Полномочия представительного органа муниципального образования в области финансового контроля

К полномочиям представительного органа муниципального образования в области финансового контроля относятся:

1) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

5) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

1.8.8. Контрольные органы муниципальных образований: правовой статус, функции и полномочия

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность включения в структуру органов местного самоуправления контрольного органа муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссии и другие).

Контрольный орган наделяется правами юридического лица, является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.

Контрольный орган как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации контрольного органа в качестве юридического лица является устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Данный орган местного самоуправления, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, независим в своей деятельности от представительного органа муниципального образования и от местной администрации. Более того, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Так, финансовый орган муниципального образования как структурное подразделение представительного органа местного самоуправления осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В свою очередь контрольный орган муниципального образования образуется в целях:

- контроля за исполнением местного бюджета;

- соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета;

- отчета об исполнении бюджета;

- контроля за соблюдением установленного порядка управления и  распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Компетенция контрольного органа муниципального образования является предельно широкой: он может принять к своему рассмотрению любой вопрос местного значения данного муниципального образования.

Контрольный орган, на основании анализа норм муниципальных нормативных правовых актов, правомочен:

- контролировать эффективность и целесообразность расходов муниципальных денежных средств, использования иных видов муниципальной собственности;

- утверждать местный бюджет и отчета о его исполнении;

- установливать, изменения и отмену местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- определять эффективность и целесообразность расходования муниципальных финансовых средств и использования муниципальной собственности в результате решений, принимаемых органами местного самоуправления;

- определять порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

- контролировать законность и своевременность движения бюджетных средств;

- организовывать и осуществлять контроль хозяйственно-финансовой деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зрения целевого и эффективного использования муниципальной собственности;

- организовывать и проводить проверки производственно-финансовой деятельности иных экономических субъектов, получающих средства из местного бюджета либо пользующихся налоговыми или иными льготами и преференциями, представленными органами местного самоуправления;

- осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.011 с.)