Правовое регулирование государственного финансового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование государственного финансового контроля



Контроль, осуществляемый государством в сфере финансов, имеет свою специфику, - это обязательность для всех хозяйствующих субъектов нормативно-правового законодательства.

Основными источниками регулирующими государственный финансовый контроль являются:

1. Конституция Российской Федерации, в которой содержаться имеющие важное значение основы правового обеспечения государственного финансового контроля, включая ряд материальных и процессуальных норм, которые после конкретизированы и детализированы в других законодательных и нормативных-правовых актах всех уровней.

2. Международные правовые акты, регулирующие финансовый контроль. Лимская Декларация руководящих принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля в 1977 г., содержит нормы, согласно которым организация контроля является непременным элементом управления общественными финансами.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.июля.1998 года  № 145-ФЗ

(ред. от 26.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). Он устанавливает, что контроль над исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов является частью бюджетного процесса. Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует виды, объекты, методы финансового контроля и некоторые полномочия органов, осуществляющих данный контроль. В результате внесенных комплексных поправок была создана законодательная основа

для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора, в том числе и на уровне муниципальных образований.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Регулирует одно из направлений государственного финансового контроля - налоговый контроль;

6. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации также играют немаловажную роль в действующем законодательстве. Так как многие федеральные законы регулируют полномочия органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. К таким законам можно отнести: Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ               «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральный закон от                7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 5 апреля 2013 года          № 44-ФЗ (ред. от 02 июня 2016 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2015), Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ (ред. от 04 ноября 2014) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2015 года) и другие.

7. Указы Президента Российской Федерации имеют важное значение по регулированию финансового контроля. Например, Указ Президента РФ от 25 июля 1996 года № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» устанавливает задачи и основные направления развития законодательства в данной сфере.

8. Постановления Правительства Российской Федерации, такие как, Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092 (ред. от 13.04.2016) «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (вместе с «Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»);

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329 (ред. от 13.04.2016) «О Министерстве финансов Российской Федерации».

9. Законодательные акты органов местного самоуправления.

 Не смотря на это, на настоящий период времени не существует кодифицированного законодательного акта, который устанавливал бы единые правовые и методологические основы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Из-за этого, уже в самом начале правового регулирования существуют пробелы.

Прежде всего, это отсутствие законодательно определенного понятия государственного финансового контроля. До сих пор является законным определение, данное в вышеуказанном Указе Президента РФ № 1095, где говорится, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Но, на данным период времени, можно сказать, что у данного определения есть нестыковки. Так, например, не всякое использование кредитных ресурсов должно контролироваться государством.

Затем, проблемы, связанные с недостатками работы органов финансового контроля, такие как: неполнота и неправомерность мер по исполнению доходной части бюджета (сбор налогов и сборов, определение различных льгот и освобождение от уплаты платежей, растущая задолженность перед бюджетом); невыполнение требований соответствующих нормативных актов; отсутствие должного контроля за эффективным расходованием государственных финансовых средств.1

Это лишь некоторые проблемы, которые на современный период времени стоят перед государством и обществом. Все указанные негативные моменты существующей системы финансового контроля требуют создания соответствующей системы государственного финансового контроля, основанной надежной правовой базой реформирования существующей структуры и реорганизации методов действия.

Законодательная база государственного финансового контроля включает в себя соответствующие нормативные-правовые акты, регламентирующие работу органов финансового контроля. Правильнее было бы разработать единый для всей системы финансового контроля нормативный-правовой документ, на основе которого возможно дальнейшее создание отдельных контрольных актов.

Эффективный контроль возможен только при взаимодействии всех видов финансового контроля. Решающим нормативным правовым актом в

может стать специальный указ, устанавливающий порядок взаимодействия органов государственного и негосударственного контроля.

Из вышесказанного следует, что основными проблемами организации

финансового контроля в Российской Федерации являются:

- отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы и самого определения финансового контроля в законодательстве;

- отсутствие единого федерального закона о системе финансового контроля;

- организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации.

Поскольку государственный финансовый контроль является элементом всей системы финансовой деятельности государства, следовательно пути решения проблем, возникающих по этому поводу, должны быть едиными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.189 (0.009 с.)