Технологии финансового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии финансового контроля



ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Учебное пособие

 

 

Под редакцией доктора юридических наук, профессора В.С. Чеботарева

 

 

Нижний Новгород
НА МВД России 2016


Рецензенты:

кандидат экономических наук, профессор М.П. Гуров, начальник кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами СПб университета МВД;

заместитель начальника 8 отдела УЭБиПК ГУ МВД России по Нижегородской области Машкин Валерий Валентинович.

 

    Технологии финансового контроля / В.С. Чеботарев, А.В. Тимченко, О.М. Елфимов, Л.В. Киселева, И.А. Штрауб.: учебное пособие под  ред. д.э.н., профессора В.С. Чеботарева – Н. Новгород: "Нижегородская академия МВД России", 2016.

    

В учебном пособии рассмотрен экономический механизм государственного финансового контроля в Российской Федерации, действующее федеральное и региональное законодательство, нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления различных видов и форм финансового контроля.

Книга рекомендуется в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России экономического профиля, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность».

                                                           

                                             

 

                                         © Нижегородская академия      

                                                                                    МВД России 2016

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование Стр
Введение 5
Глава 1. Финансовый контроль в социально-экономической системе Российской Федерации …………………. ……………………………………. 1.1. Основы организации бюджетных отношений…………………… 1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации……………………………………………………………………… 1.3. Бюджетное право и бюджетный процесс в Российской Федерации……………………………………………………………………... 1.4. Доходы и расходы бюджетов…………………………………… 1.5. Правовое регулирование государственного и муниципального долга и кредита……………………………………………………………….. 1.6. Теоретические, правовые и методические основы государственного финансового контроля………………………………….. 1.7. Бюджетный контроль……………………………………………… 1.8. Государственный финансовый контроль в субъектах Российской Федерации……………………………………………………….. 1.9. Аудиторский (независимый) финансовый контроль…………… Глава 2. Нормативная правовая система финансового контроля ведомства………………………………………………………………………. 2.1. Нормативные правовые акты по финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России….. 2.2. Нормативные правовые акты по использованию имущественного комплекса организаций, подведомственных Минобрнауки России………………………………………………………… 2.3. Нормативные правовые акты по организации образовательной, научной, инновационной международной и внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………….. Глава 3. Финансовый контроль как мониторинг ….………………………. 3.1. Мониторинг целевого использования средств федерального бюджета и получаемых от приносящей доход деятельности…………….. 3.2. Камеральный мониторинг………………………………………… 3.3. Внутренний контроль…………………………………………….. Заключение ……...………………………………………………....…………. Список использованных источников……………………………………….     7 7   23   27 40   53   68 86   105 122   138   138     158     192 214   214 235 272 290 292    

                                     Введение

Целью учебного пособия является:

- формирование у обучаемых целостного представления о механизме осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, умения на основе анализа теоретических и нормативных источников логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по современным проблемам организации финансового контроля;

- развитие у обучаемых умения анализировать действующее федеральное и региональное законодательство, закрепляющее и регулирующее вопросы организации и осуществления различных видов и форм финансового контроля;

- приобретение слушателями навыков самостоятельного исследования связей политической и экономической действительности в России с нормативным правовым регулированием финансового контроля.

В учебном пособии представлены действующие законодательные и другие нормативные правовые акты, материалы мониторинга контроля экономической деятельности образовательных учреждений и научных организаций Минобрнауки России, результаты исследований и опыт зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области финансового контроля (государственного ведомственного финансового контроля и аудита).

 В современных условиях роль финансового контроля организаций, подведомственных Минобрнауки России, как одного из важнейших инструментов финансового контроля существенно возрастает.

В национальных правилах осуществления финансового контроля ясно прослеживаются три этапа в его проведении: планирование контроля, не­посредственное выполнение процедур контроля и заключительный этап контроля, на котором комиссия готовит акт проверки.

 

Мероприятия данных трех этапов в логической последовательности излагаются в учебном пособии.

Решаемые задачи в области финансового контроля методологически определили структуру учебного пособия: введение, три главы, заключение, список использованных источников (50 источников).

В главе 1 «Финансовый контроль в социально-экономической системе Российской Федерации» изложены современные основы финансового контроля в Российской Федерации.

Глава 2. «Нормативная правовая система финансового контроля ведомства» посвящена законодательному и нормативному правовому аппарату финансового контроля в организациях Минобрнауки России.

В главе 3 «Финансовый контроль как мониторинг» финансовый контроль рассматривается как непрерывный процесс. 

Таким образом, материал учебного пособия позволяет:

-усвоить основные категории и положения осуществления финансового контроля заложенные в нормах права и иной литературе;

-изучить основные принципы, функции, виды, формы и гарантии осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, иметь четкое представление о системе органов финансового контроля;

-свободно ориентироваться в действующем законодательстве, регулирующем финансовый контроль;

-приобрести навыки работы с федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами;

-иметь представление о проблемах осуществления финансового контроля и перспективах его дальнейшего развития;

-применять знания правовых источников отрасли для решения конкретных юридически значимых ситуаций;

-использовать знания при проведении внутреннего финансового мониторинга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что составляет сущность финансов?

2. В каких функциях реализуется сущность финансов?

3. Какие элементы составляют финансовую систему?

4. Что такое финансовый институт?

5. Какие органы осуществляют оперативное управление финансами?

6. Назовите органы, осуществляющие финансовый контроль.

7. Что такое государственные финансы?

8. Какие элементы составляют систему государственных финансов?

9. Назовите способы мобилизации государственных доходов.

10.  Перечислите состав государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие бюджетной системы.

2. Какие звенья составляют бюджетную систему?

3. Перечислите состав местных бюджетов.

4. Что такое бюджетное устройство?

5. Перечислите основные принципы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации?

6. Что такое консолидированный бюджет?

7. В чём заключается принцип единства бюджетной системы РФ?

8. Что означает принцип разграничения доходов и расходов?

9. Что такое бюджетный федерализм?

10. Перечислите принципы межбюджетных отношений.

 1.3. Бюджетное право и бюджетный процесс в Российской Федерации

Бюджетное право – основной раздел особенной части финансового права, включающий в себя совокупность финансово-правовых норм, регулирующих:

– бюджетное устройство в Российской Федерации;

– структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы (в том числе порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов) в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества;

– компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета;

– бюджетный процесс.

В последнее время существует мнение, разделяемое многими учеными, например, профессором Н. И. Химичевой, о том, что бюджетное право как наиболее крупное подразделение финансового права стало именоваться его подотраслью.

В соответствии со статьей 1 БК РФ предметом бюджетного права является совокупность отношений, возникающих в процессе:

– формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– осуществления государственных и муниципальных заимствований;

– регулирования государственного и муниципального долга;

– составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

Нормы, регулирующие отношения в бюджетной сфере, относятся к сфере публичного права, для них характерен императивный метод (метод властных предписаний).

Все нормы бюджетного права могут быть поделены на общие и особенные, соответственно, общая и особенная части составляют систему бюджетного права.

Нормы Общей части определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, структуру бюджетов, важнейшие права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений.

Они конкретизируются в нормах Особенной части, которые детально регламентируют процедуры составления и представления проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, осуществления контроля за их исполнением.

В настоящее время в системе бюджетного права объективно сложились обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих относительно небольшие группы видовых, «родственных» отношений. Они составляют институты бюджетного права.

Наиболее обособленными являются процессуальные нормы, образующие институт бюджетного процесса. К числу других можно отнести институты бюджетных доходов, расходов, заимствований.

Первичным элементом системы является норма бюджетного права, которая представляет собой установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права подразделяются на материальные и процессуальные. Первые определяют права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений относительно средств бюджетов, вторые – процедуры реализации указанных прав и исполнения обязанностей.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит:

– из Конституции Российской Федерации (ст. 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В ст. 101, 104, 106, 114 и др. установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета);

– Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

– указов Президента РФ, постановлений Правительства Российской Федерации;

– законов субъектов Российской Федерации;

– подзаконных актов органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие бюджетные отношения;

– соглашений о разграничении полномочий, заключенных между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами;

– международных договоров.

Особое место в регулировании бюджетных отношений занимают нормативные акты, издаваемые Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, главами администраций других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играют нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Федерации.

Для толкования и применения норм бюджетного права важное значение имеют судебные акты. В этой связи следует отметить постановления Конституционного Суда РФ, которыми может быть отменено действие актов или отдельных норм бюджетного законодательства.

Под бюджетными правоотношениями понимают общественные отношения, которые урегулированы нормами бюджетного права. Они являются разновидностью финансовых правоотношений, так как возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

Все бюджетные правоотношения могут быть разделены на две группы:

1. Материальные. Включает правоотношения, возникающие в процессе:

– формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– осуществления государственных и муниципальных заимствований;

– регулирования государственного и муниципального долга.

2. Процессуальные. Включает отношения, возникающие в процессе:

– составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов;

– контроля за их исполнением.

Бюджетные правоотношения характеризуются следующими отличительными признаками:

1) имеют место исключительно в бюджетной сфере;

2) возникают, прекращаются и изменяются на основе норм бюджетного права;

3) права и обязанности субъектов обусловлены формированием и исполнением бюджета;

4) носят публичный характер;

5) складываются преимущественно по поводу денежных средств;

6) обязательной стороной в них выступает государство (муниципальное образование) в лице законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Структура бюджетного правоотношения включает такие традиционные элементы, как объект, субъект и содержание.

Объектом бюджетных правоотношений является то, на что направлено поведение их участников. В данном случае это, прежде всего, денежные средства, которые аккумулируются в государственных и местных бюджетах, распределяются и используются.

Определяя состав субъектов бюджетных правоотношений, необходимо отличать их от субъектов бюджетного права. К последним относятся все носители бюджетных прав и обязанностей в сфере образования государственных и местных бюджетов, их распределения и использования.

Так, в качестве субъектов бюджетного права Российской Федерации выступают:

1. Государство, государственные и административно-территориальные образования:

– Российская Федерация в целом;

– субъекты Российской Федерации – республики, края, области, автономные области и автономные округа; города Москва и Санкт-Петербург; Севастополь.

– местные административно-территориальные образования – города, районы, села, поселки.

2. Государственные и местные органы власти:

– представительные органы государственной власти и местного самоуправления;

– исполнительные органы власти и местного самоуправления.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента Российской Федерации.

Под юридическим содержанием бюджетного правоотношения понимаются субъективные права и обязанности его участников. 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем является бюджетное право?

2. Что является предметом бюджетного права?

3. Что понимают под бюджетными правоотношениями?

4. Что является объектом бюджетных правоотношений?

5. Кто выступает субъектом бюджетного права?

6. Что понимают под бюджетным процессом?

7. Перечислите участников бюджетного процесса.

8. Назовите стадии бюджетного процесса.

9. Что понимают под бюджетным регулированием?

10. Чем является бюджетная ссуда?

11. Что понимают под бюджетными компенсациями?

12. Что такое субвенция?

Доходы и расходы бюджетов

Сущность и виды доходов бюджетов. Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство мобилизует необходимые денежные средства. В современных условиях рыночной экономикиодними изосновных методов мобилизации государственных доходов являются взимание налогов, а так же привлечение займов и эмиссии.Связь между ними в разные периоды истории различны и идентифицируются уровнем экономического развития, проводимой финансовой политикой, остротой социальных проблем и другими факторами.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

1)Налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы.

2)Неналоговые доходы.

3)Доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий.

 

Налоговые доходы федерального бюджета:

-федеральные налоги (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог);

-сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-акцизы (на спирт, алкогольную, табачную продукцию, автомобили легковые, мотоциклы);

-регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции;

- государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

-доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти Российской Федерации и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих как органов власти;

-доходы от продаж имущества, находящегося в государственной собственности;

-часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

-лицензионные сборы;

-таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;

-плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда;

-плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

-плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

-плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 %;

-консульские сборы;

-патентные пошлины;

-плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;

-сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий;

-утилизационные сборы.

Помимо этого, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

-прибыль Центрального Банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами.

-доходы от внешнеэкономической деятельности;

-денежные взыскания (штрафы)1.

Следует отметить, что в каждой налоговой системе помимо налогов существуют сборы. Налоги поступают только в бюджетный фонд, а сборы формируют как целевые денежные фонды.

Основными налоговыми поступлениями и сборами являются:

1) подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые как с чистого дохода отдельных лиц, так и с прибыли предприятий, организаций, банков и прочее, а также налоги на прирост стоимости капитала, к примеру, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;

2) отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;

3) налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (кроме отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог;

4) целевые сборы с граждан и предприятий на содержание и благоустройство территории;

5) налоги на собственность. В эту группу входят налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;

6) внутренние налоги на товары и услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, сбор со сделок, совершаемых на биржах, акцизы за право производства и торговли спиртными напитками;

 

7) налоги на внешнюю торговлю, и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины, а также прочие налоги, сборы и пошлины.

Наиболее значимыми налоговыми доходами являются:

-косвенные налоги, главным из которых является налог на добавленную стоимость, акцизы;

-налог на прибыль;

-подоходный налог.

В современных условиях развивающейся экономики величина доходов бюджета зависит непосредственно от роста валового внутреннего продукта и налоговой нагрузки, которая определяется установленными ставками налогообложения.

При возрастании ВВП сумма налогов соответственно возрастает, даже при неизменном уровне налоговой нагрузки. Опыт развивающихся стран демонстрирует, что наиболее богатые страны позволяют себе увеличение налоговых ставок без ущерба для стимулирования экономического роста.

Увеличение уровня налогообложения имеет свой предел в виде допустимого уровня налоговых ставок. Превышение установленного уровня налоговой нагрузки увеличивает в определённом периоде доходы бюджета, но при этом не стимулирует хозяйственную деятельность и ведет к уклонению от налогообложения.

Увеличение налоговой нагрузки в будущем ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Уменьшение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно с ними - сбережения.

 

Гармонично выстроенная система налоговых ставок и налоговых льгот стимулирует воспроизводственные процессы. Это, во-первых, расширение и обновление производства. Во-вторых, создание новых рабочих мест.

В-третьих, активизация структурных изменений. Производственный рост и улучшение материального благосостояния населения ведет к увеличению поступлений в бюджет.

Неналоговые доходы бюджета

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

-средств в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при совершении гражданско-правовых сделок (под залог или в доверительное управление);

-средств, перечисляемых кредитными организациями в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах;

-проценты за использование бюджетных средств, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на основе срочности, возвратности, платности;

-денежные средства, поступившие от возврата кредитов, а так же от продажи имущества, переданного в качестве обеспечения обязательств по ним;

-прибыль унитарных предприятий, за вычетом уплаченных налогов;

-прибыль по долям в уставных капиталах или дивидендов по акциям хозяйственных товариществ и обществ, собственником которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования;

-иные доходы от использования государственного или муниципального имущества.

2. Доходы от реализации, а так же другого возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества, в том числе:

-доходы от реализации уставного капитала организаций, собственником которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования;

-доходы от реализации долевых ценных бумаг (акций), собственником которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования;

-средства от реализации недвижимости и нематериальных активов, собственником которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования;

-средства от продажи государственных запасов и резервов;

-иные поступления.

3. Средства от предоставления платных услуг, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления или находящимися в их ведении, бюджетными учреждениями.

4. Доходы в виде штрафов и других видов компенсаций, полученных при возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

5. Средства межбюджетных трансфертов.

6. Другие неналоговые доходы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите методы мобилизации государственных доходов.

2.Налоги как метод мобилизации государственных доходов.

3.Государственные займы как метод мобилизации государственных доходов.

4.Денежно-кредитная эмиссия как метод мобилизации государственных доходов.

5.Перечислите состав налоговых доходов бюджета.

6.Перечислите состав неналоговых доходов бюджета.

7.Что понимают под расходами государственного бюджета?

8.Назовите основные направления государственных расходов.

     9.Что понимают под дефицитом и профицитом бюджета?

     10.Назовите источники финансирования дефицита бюджета.

 

Государственный долг

Государственный долг - это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

В качестве обеспечения государственного долга выступают все активы, которыми владеет Российской Федерации: национальная валюта, валютные ценности, ценные бумаги и депозиты.

Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим органом управления государственным долгом. Оно имеет исключительное право устанавливать максимальные размеры привлечённых средств для финансирования бюджетного дефицита, а так же для кредитования за счет средств бюджета.

С целью организации управления внутренними и внешними заимствованиями Правительством Российской Федерации разрабатываются две программы: программа государственных внешних заимствований и программа государственных внутренних заимствований. Они содержат исчерпывающий перечень заимствований на очередной финансовый год, цели, источники заимствований, а также сроки их возврата.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Банк России является генеральным агентом по обслуживанию государственного внутреннего долга на безвозмездной основе.

Государственные долговые обязательства составляют государственный долг и являются элементом фондового рынка в виде государственных долговых ценных бумаг. Государственные долговые ценные бумаги выпускаются чаще всего в виде государственных облигаций.

Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами, выраженные в иностранной валюте.

Внутренний долг составляют обязательства перед резидентами, выраженные в рублях.

Формы долговых обязательств Российской Федерации:

-государственные ценные бумаги;

-кредитные соглашения, подписанные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

-договоры о предоставлении государственных гарантий;

Управление государственным долгом является компетенцией Правительства Российской Федерации.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В статье 106 Бюджетного кодекса РФ определён предельный объем государственных внешних заимствований, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Правительством принимается решение об эмиссии государственных ценных бумаг в строгом соответствии с предельными объемами как дефицита бюджета и государственного долга. Объём эмиссии устанавливается в соответствии с законом о бюджете и Программой внутренних заимствований.

Государственная гарантия является способом обеспечения обязательств, где Российская Федерация является гарантом перед третьими лицами. При этом оформляется письменное обязательство отвечать за его исполнение лицом, получившим гарантию.

 

Закон о федеральном бюджете определяет максимальный размер суммы государственных гарантий. Их общая сумма, выраженная в рублях, входит в состав государственного внутреннего долга, а выраженная в иностранной валюте, входит в состав государственного внешнего долга.

Методы управления государственным долгом:

1. Рефинансирование. Это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2. Реструктуризация долга. Это погашение долговых обязательств и одновременно осуществление других долговых обязательств, в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Бюджетный кодекс Российской Федерации допускает возможность реструктуризации долга с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

3. Унификация. Это объединение нескольких займов в один.

4. Конверсия государственного займа. Это изменение первоначальных условий займа по доходности, как правило, со снижением ставки процента;

5. Конверсия внешнего долга. Это средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

6. Отсрочка погашения займа.

7. Новация. Это замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, с другим способом исполнения.

8. Аннулирование долга. Это полный отказ государства от долговых обязательств.

Управление государственным внутренним долгом есть совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации.

Увеличение и накапливание государственного долга очень сложный процесс. С одной стороны государство должно выполнять свои социальные функции, с другой – выполняя эти функции и увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.

На конец 1985 года внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долларов, в конце 1991 года — около 67,0 млрд. долларов. Динамика внешнего долга России приведена в таблице (см.табл. 1)

Таблица 1

ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1

(на начало 2013 года; млрд. долларов США)

  2001 2006 2008 2009 2010 2011 2012
Всего 160,0 257,2 463,9 480,5 467,2 488,9 545,1
Краткосрочные долговые обязательства ... 43,5 99,6 73,5 52,7 60,5 72,3
Долгосрочные долговые обязательства ... 213,7 364,3 407,0 414,5 428,1 472,8
Органы государственного управления 116,7 71,1 37,3 29,4 31,3 34,5 33,2
Краткосрочные обязательства ... 6,5 1,7 1,6 0,5 0,4 0,9
Долгосрочные обязательства ... 64,6 35,6 27,8 30,8 34,1 32,3

Из долга органов государственного управления:

новый российский долг

долг бывшего СССР

               
49,7 35,7 28,7 23,6 26,3 29,3 29,6
65,8 34,3 7,1 4,5 3,2 2,9 2,5
долг субъектов Российской Федерации 1,2 1,2 1,5 1,3 1,8 2,3 1,1
Органы денежно-кредитного регулирования 11,9 11,0 1,9 2,8 14,6 12,0 11,2
Краткосрочные обязательства ... 11,0 1,9 2,8 5,7 3,3 2,5
Долгосрочные обязательства ... ... ... ... 8,9 8,7 8,7
Банки 9,0 50,1 163,7 166,3 127,2 144,2 162,9
Краткосрочные обязательства ... 20,3 53,6 42,8 27,3 39,2 49,3
Долгосрочные обязательства ... 29,9 110,0 123,5 99,9 105,0 113,6
Прочие секторы 22,4 125,0 261,0 282,0 294,1 298,2 337,8
Краткосрочные обязательства ... 5,8 42,4 26,3 19,2 17,6 19,6
Долгосрочные обязательства ... 119,2 218,6 255,7 274,9 280,3 318,2

Таблица 2

Государственный внешний долг Российской Федерации на конец 2014 года, млрд. долл. 1

Даты Всего Страны Парижского клуба Страны, не вошедшие в Парижский клуб Международные финансовые организации Евро-облигационные займы ОВГВЗ Гарантии РФ в иностранной валюте Бывшие страны СЭВ

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

55,79

0,16

1,03

1,57

40,67

0,01

11,40

0,95

февраль

55,75

0,16

1,03

1,53

40,66

0,01

11,40

0,95



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.192 с.)