Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и принципы организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и принципы организации.



Бюджетная система  Российской Федерации это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права.

Звенья бюджетной системы Российской Федерации:

-федеральный бюджет;

-региональные бюджеты субъектов Российской Федерации (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

-бюджеты местных административно-территориальных образований (районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов).

Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на определенной территории.

Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, основанная на определенных принципах.

Основные принципы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации:

1. Единство.

2. Самостоятельность.

3. Разграничение доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

4. Сбалансированность (соответствие производимых расходов получаемым доходам).

5. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

6. Эффективность использования бюджетных средств.

7. Экономность использования бюджетных средств.

8. Совокупное покрытие расходов бюджета.

9. Гласность бюджетного процесса.

10. Достоверность.

11. Целевой характер расходования бюджетных средств.

Принцип единства - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

 

Принцип полноты заключается в отражении в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования и как дополнительного привлечения средств.

Принцип сбалансированности означает соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип достоверности означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития определенной территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств отражает выделение в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип гласности отражает прозрачность бюджета, что выражается в соблюдении следующих требований:

- предварительное обсуждение проектов бюджета на открытых заседаниях законодательного органа;

- обязательное опубликование утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;

- сообщение о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Суммируя содержание принципов построения бюджетной системы, которые получили отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации, следует отметить, что их воплощение определяется необходимостью решения общегосударственных экономических и социальных задач. С этой целью происходит перераспределение финансовых ресурсов страны для выравнивания развития регионов.

Бюджетный федерализм - это принцип построения бюджетных отношений, сочетающий интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления. Основу бюджетного федерализма составляют следующие принципы межбюджетных отношений:

-распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

-разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

-равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образовании;

-выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

-равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие бюджетной системы.

2. Какие звенья составляют бюджетную систему?

3. Перечислите состав местных бюджетов.

4. Что такое бюджетное устройство?

5. Перечислите основные принципы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации?

6. Что такое консолидированный бюджет?

7. В чём заключается принцип единства бюджетной системы РФ?

8. Что означает принцип разграничения доходов и расходов?

9. Что такое бюджетный федерализм?

10. Перечислите принципы межбюджетных отношений.

 1.3. Бюджетное право и бюджетный процесс в Российской Федерации

Бюджетное право – основной раздел особенной части финансового права, включающий в себя совокупность финансово-правовых норм, регулирующих:

– бюджетное устройство в Российской Федерации;

– структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы (в том числе порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов) в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества;

– компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета;

– бюджетный процесс.

В последнее время существует мнение, разделяемое многими учеными, например, профессором Н. И. Химичевой, о том, что бюджетное право как наиболее крупное подразделение финансового права стало именоваться его подотраслью.

В соответствии со статьей 1 БК РФ предметом бюджетного права является совокупность отношений, возникающих в процессе:

– формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– осуществления государственных и муниципальных заимствований;

– регулирования государственного и муниципального долга;

– составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

Нормы, регулирующие отношения в бюджетной сфере, относятся к сфере публичного права, для них характерен императивный метод (метод властных предписаний).

Все нормы бюджетного права могут быть поделены на общие и особенные, соответственно, общая и особенная части составляют систему бюджетного права.

Нормы Общей части определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, структуру бюджетов, важнейшие права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений.

Они конкретизируются в нормах Особенной части, которые детально регламентируют процедуры составления и представления проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, осуществления контроля за их исполнением.

В настоящее время в системе бюджетного права объективно сложились обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих относительно небольшие группы видовых, «родственных» отношений. Они составляют институты бюджетного права.

Наиболее обособленными являются процессуальные нормы, образующие институт бюджетного процесса. К числу других можно отнести институты бюджетных доходов, расходов, заимствований.

Первичным элементом системы является норма бюджетного права, которая представляет собой установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права подразделяются на материальные и процессуальные. Первые определяют права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений относительно средств бюджетов, вторые – процедуры реализации указанных прав и исполнения обязанностей.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит:

– из Конституции Российской Федерации (ст. 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В ст. 101, 104, 106, 114 и др. установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета);

– Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

– указов Президента РФ, постановлений Правительства Российской Федерации;

– законов субъектов Российской Федерации;

– подзаконных актов органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие бюджетные отношения;

– соглашений о разграничении полномочий, заключенных между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами;

– международных договоров.

Особое место в регулировании бюджетных отношений занимают нормативные акты, издаваемые Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, главами администраций других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играют нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Федерации.

Для толкования и применения норм бюджетного права важное значение имеют судебные акты. В этой связи следует отметить постановления Конституционного Суда РФ, которыми может быть отменено действие актов или отдельных норм бюджетного законодательства.

Под бюджетными правоотношениями понимают общественные отношения, которые урегулированы нормами бюджетного права. Они являются разновидностью финансовых правоотношений, так как возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

Все бюджетные правоотношения могут быть разделены на две группы:

1. Материальные. Включает правоотношения, возникающие в процессе:

– формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– осуществления государственных и муниципальных заимствований;

– регулирования государственного и муниципального долга.

2. Процессуальные. Включает отношения, возникающие в процессе:

– составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов;

– контроля за их исполнением.

Бюджетные правоотношения характеризуются следующими отличительными признаками:

1) имеют место исключительно в бюджетной сфере;

2) возникают, прекращаются и изменяются на основе норм бюджетного права;

3) права и обязанности субъектов обусловлены формированием и исполнением бюджета;

4) носят публичный характер;

5) складываются преимущественно по поводу денежных средств;

6) обязательной стороной в них выступает государство (муниципальное образование) в лице законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Структура бюджетного правоотношения включает такие традиционные элементы, как объект, субъект и содержание.

Объектом бюджетных правоотношений является то, на что направлено поведение их участников. В данном случае это, прежде всего, денежные средства, которые аккумулируются в государственных и местных бюджетах, распределяются и используются.

Определяя состав субъектов бюджетных правоотношений, необходимо отличать их от субъектов бюджетного права. К последним относятся все носители бюджетных прав и обязанностей в сфере образования государственных и местных бюджетов, их распределения и использования.

Так, в качестве субъектов бюджетного права Российской Федерации выступают:

1. Государство, государственные и административно-территориальные образования:

– Российская Федерация в целом;

– субъекты Российской Федерации – республики, края, области, автономные области и автономные округа; города Москва и Санкт-Петербург; Севастополь.

– местные административно-территориальные образования – города, районы, села, поселки.

2. Государственные и местные органы власти:

– представительные органы государственной власти и местного самоуправления;

– исполнительные органы власти и местного самоуправления.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента Российской Федерации.

Под юридическим содержанием бюджетного правоотношения понимаются субъективные права и обязанности его участников. 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.029 с.)