Право оперативного управления имуществом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право оперативного управления имуществом.



Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. [5]

Итак, выделим особенности права оперативного управления:

1. Субъектами являются казенные предприятия (коммерческие организации) и учреждения (некоммерческие учреждения);

2. Объектом права является имущественный комплекс – все виды имущества, закрепленного за собственником, при этом собственник-учредитель без согласия вправе изъять имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК), только если таковое имущество:

· излишнее,

· не используемое или

· используемое не по назначению.

Такой "узкий" характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в гражданском обороте.

3. Имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества;

4. Собственник несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий и учреждений.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления возникает в момент передачи имущества государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям и учреждениям, если иное не установлено законом или собственником, а прекращается по общим основаниям, а также по решению собственника в случаях правомерного изъятия имущества.

В случае смены собственника переданного или закрепленного имущества предприятия и учреждения сохраняют право хозяйственного ведения или оперативного управления на принадлежащее им имущество.

В таблице представлены сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и оперативного управления.

Право хозяйственного ведения Право оперативного управления

1. Субъекты вещного права

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 114, ст. 294 ГК РФ) Государственные и муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия) и учреждения (частные учреждения, бюджетные и автономные государственные или муниципальные учреждения) (ст. 2Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст.296 ГК РФ)

2. Собственник имущества

РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст.8Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") РФ, ее субъекты и муниципальные образования, а также физические и юридические лица (ст. ст. 9, 9.1Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О некоммерческих организациях")

3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества

Распоряжение движимым имуществом без согласия его собственника. Распоряжение недвижимым имуществом с согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ) Распоряжение имуществом с согласия его собственника. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ). Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (п. 1 ст. 297 ГК РФ)

4. Права собственника в отношении имущества

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ) Собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Собственник вправе распределять доходы казенного предприятия (только для казенных предприятий) (п. 2 ст. 297 ГК РФ)

5. Ответственность собственника

Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия вызвана действиями собственника переданного ему имущества, то на него в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ). Указанное правило не распространяется на учредителей автономного учреждения.

Объем правомочия распоряжения права оперативного управления учреждений определяется в зависимости от типа учреждений и устанавливается ГК РФ в статье 298.

Особенности использования имущественного комплекса автономными учреждениями.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об автономных учреждениях"

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Исходя из анализа ФЗ N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и положений ГК РФ, можно выделить следующие особенности имущества автономного учреждения:

· Имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления;

· Собственником имущества является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование;

· Автономное учреждение не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

Особо ценное движимое имущество – это движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. [6]

Перечни особо ценного движимого имущества определяются:

1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Правительство РФ устанавливает порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества.

· Обособленному учету подлежит закрепленное недвижимое имущество или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение, а также особо ценное движимое имущество;

· Учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить такое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда);

· Земельный участок предоставляется автономному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;

· Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность для достижения целей, ради которых оно создано, если такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Особенности использования имущественного комплекса бюджетными учреждениями.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О некоммерческих организациях"

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением следующих случаев:

· Крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения;

Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки. [7]

Крупная сделка, совершенная с нарушением установленных требований может быть признана недействительной, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

· Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если не предусмотрено иное.

Абзацем 2 пункта 3 ст. 298 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Особенности использования имущественного комплекса казенными учреждениями.

Статья 161 БК РФ закрепляет особенности правового положения казенных учреждений.

Исходя из пункта 1 указанной статьи, вытекает, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. [8]

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

Пунктом 4 ст. 298 ГК РФ установлено, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.024 с.)