Особенности использования имущественного комплекса государственными унитарными предприятиями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности использования имущественного комплекса государственными унитарными предприятиями.



Согласно Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет трех источников:

1. Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

2. Доходов унитарного предприятия от его деятельности.

3. Иных не противоречащих законодательству источников.

На основании норм вышеуказанного закона можно выделить следующие особенности использования имущественного комплекса государственными унитарными предприятиями:

· Предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно;

· Не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества предприятия;

· Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия;

· Не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (уставом предприятия могут быть предусмотрены иные сделки).

Порядок создания научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности.

С 15 августа 2009 г. вступили в действие нормы Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".

Данным Федеральным законом были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ:

· Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О науке и государственной научно-технической политике";

· Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)

Определение хозяйственных обществ содержится в п. 1 ст. 66 ГК РФ, согласно которому хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Гражданским кодексом также определено, что участниками хозяйственных обществ могут быть учреждения с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

В силу п. 3.1.ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" «бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения имеют право без согласия соответствующих собственников их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместнос другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами). При этом уведомление о создании хозяйственного общества или хозяйственного партнерства должно быть направлено бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства».

Бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами).

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя или общего собрания учредителей хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества.

Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетных научных учреждений и автономных научных учреждений, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества.

Бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества.

Согласно статье 103 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" «образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместнос другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).При этом уведомления о создании хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств должны быть направлены образовательными организациями высшего образования в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства».

Создаваемые вузами хозяйственные общества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В течение семи дней с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации хозяйственного общества вуз должен уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 30.06.2014) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации"таким органом является Минобрнауки России.

В целях реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" Минобрнауки России изданы Рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, утвержденные Письмом Минобрнауки РФ от 07.08.2009 N ВМ-790/04.

В данных рекомендациях содержатся условия, которые необходимо учитывать ВУЗам при создании хозяйственных обществ, а именно:

· деятельность создаваемых хозяйственных обществ должна быть связана с практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые принадлежат вузам, создающим эти общества;

· в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества должно вноситься право использования РИД, исключительные права на которые сохраняются за соответствующими учреждениями. При этом право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества на основании решения учредителя (учредителей) о создании хозяйственного общества путем заключения лицензионного договора, заключаемого между научным или образовательным учреждением и хозяйственным обществом после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в ЕГРЮЛ;

· перечень РИД, право использования которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, является закрытым и включает в себя только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау);

· при привлечении соучредителей при создании хозяйственных обществ доля вуза в уставном капитале создаваемого общества должна составлять более 25% для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью.

В целях практической реализации положений Федерального законаN 217-ФЗ научному или образовательному учреждению, планирующему создать хозяйственное общество, необходимо осуществить следующие действия:

В Рекомендациях также указано, что в целях практической реализации положений Федерального закона N 217-ФЗ ВУЗу, планирующему создать хозяйственное общество, необходимо осуществить следующие действия:

1) провести в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, бюджетный учет РИД, права на которые в силу положений действующего законодательства или заключенного учреждением договора принадлежат научному или образовательному учреждению. При постановке РИД на бюджетный учет должна быть определена стоимость соответствующего РИД на основании затрат на его создание (приобретение);

2) провести оценку права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, а также оценку иного имущества, вносимого в уставный капитал хозяйственного общества. Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении, создании соответствующих РИД и обеспечении условий для их использования в запланированных целях. При этом необходимо учитывать, что в случае, если вуз планирует оценить стоимость права использования РИД на сумму более 500 тыс. руб., должен быть привлечен независимый оценщик;

3) определить, будет ли вуз являться единственным учредителем хозяйственного общества либо будут привлечены соучредители. Доля (акции) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на РИД, правом использования РИД, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) РИД, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества;

4) принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей, на котором будет принято решение о создании хозяйственного общества.

В решении о создании хозяйственного общества должны быть отражены следующие вопросы:

1. создание хозяйственного общества определенной организационно-правовой формы и с определенным названием;

2. определение местонахождения общества;

3. определение размера уставного капитала хозяйственного общества и размера доли каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества;

4. определение порядка оплаты долей участниками общества;

5. утверждение устава хозяйственного общества;

6. назначение единоличного исполнительного органа (если это не относится в соответствии с уставом хозяйственного общества к компетенции наблюдательного совета);

7. формирование (при наличии в соответствии с уставом) коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров);

8. осуществление государственной регистрации общества.

 

5) подать в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества документы на государственную регистрацию;

6) уведомить Минобрнауки России о создании хозяйственного общества в течение семи дней с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации хозяйственного общества;

7) рекомендуется уведомить федеральный орган исполнительной власти или государственную академию наук (по подведомственности);

8) заключить лицензионный договор с созданным хозяйственным обществом и зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте (в том случае, если РИД, право на использование которого передается, подлежит государственной регистрации).

Научным и образовательным учреждениям необходимо иметь в виду, что созданное хозяйственное общество может быть признано малым или средним предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных статьей 4 Федерального закона, и пользоваться гарантиями и льготами, предоставляемыми данным хозяйствующим субъектам.

Правила распоряжения доходами, полученными от деятельности хозяйственных обществ, заключаются в следующем:

v научные и образовательные учреждения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах созданных хозяйственных обществ только с предварительного согласия государственных органов или государственных академий наук, в ведении которых находятся соответствующие научные или образовательные учреждения;

v доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах таких хозяйственных обществ, а также часть прибыли хозяйственных обществ, полученная научными или образовательными учреждениями (дивиденды), поступают в самостоятельное распоряжение научных и образовательных учреждений, учитываются на отдельном балансе;

v однако эти средства следует направлять только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности научных и образовательных учреждений. Для реализации этой нормы вузами должны быть внесены соответствующие изменения в их уставы и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым они подведомственны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.018 с.)