Аудиторский (независимый) финансовый контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудиторский (независимый) финансовый контроль



 

Аудит в России стал появляться в конце 80-х начале 90-х годов.

В течение этого периода был принят ряд нормативных документов по правовому регулированию аудиторской деятельности.

 Основными нормативными документами являются:

1. Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

3. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482.

4. Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482.

5. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право  осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 года.

6. О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 года № 02-102.

7. Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года № 1355 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 апреля 95 года № 408).

11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, Протокол 1 от 9 февраля 1996 года.)

12. О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 года № 15)

В приведенных нормативных документах сосредоточены нормативные положения по организации аудиторской деятельности в России, по проверке квалификации аудиторов и лицензировании фирм, занимающихся аудитом.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль в условиях развития рыночных отношений имеет важное значение. Так как создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, основанные на негосударственных формах собственности, потребовалось решение вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен в основном на интересы государственной казны. Вместе с тем, сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер.

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон государства и хозяйствующих субъектов, причем, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. При формировании в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Первоначально в Российской Федерации он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации. В дальнейшем был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В настоящее время правовую основу аудита составляет Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, Федеральный Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный Закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудит независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В данном Федеральном законе сохранились основные положения об организации и порядке осуществления аудиторского финансового контроля, но все же этот Закон внес в них уточнения, развил нормы и понятия. Законодательное урегулирование усилило правовую основу аудиторского финансового контроля. Вместе с тем, с 1 января 2010 года отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности.

Согласно указанному Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», с 1 июля 2009 года лицензирование в аудиторской деятельности заменено саморегулированием.

Ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности с 1 января 2010 года утратили силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, не вправе осуществлять аудиторскую деятельность. Саморегулируемая организация аудиторов – это вид некоммерческой организации, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, а также основанной на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

В новом Федеральном законе, в отличие от ранее действовавшей нормы, разграничены понятия аудиторской деятельности и аудита, обозначен круг участвующих в них лиц, оговорены их права и обязанности, порядок контроля качества аудиторской деятельности, получения разрешения на нее и ответственность за нарушения законодательства об аудите.

Согласно Федеральному закону аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Согласно Федеральному закону проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели именуются аудируемыми лицами. Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать, устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Целью аудита является проверка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении проверяемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Независимый финансовый контроль – это форма негосударственного финансового контроля.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями, которыми являются аудиторскими фирмами, а также индивидуальными аудиторами.

Аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).

Основными задачами аудиторского контроля являются:

– установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;

– проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

 Также аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, так как целью аудиторского контроля является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. 1

 

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Данное заключение предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

Выделяют следующие формы аудита: обязательный, инициативный, внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит направлен:

– на проверку и подтверждение достоверности показателей отчетов или констатации их недостоверности;

– проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

– контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов и собственного капитала;

– выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Основная цель аудита - задачи выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализ правильности исчисления налогов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. 1

Внешний аудит выполняет специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д.

Внешний аудит решает следующие задачи:

– по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учета;

– анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

– решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов;

– планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов.

Внешний аудит проводится на платной основе.

Внутренний аудит.

Внутренний аудит проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами. Он организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений. Расходы на проведение внутреннего аудита финансируются самой организацией.

Основная цель внутреннего аудита обеспечение эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также защита законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать задачи по:

– проверке правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

– проверке наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

– экспертизе достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;

– разработке и представлению обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

– экспертизе бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии техники ведения бухгалтерского учета;

– консультированию учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права; анализу хозяйственной деятельности и другие проблемы.

Обязательный аудит

Обязательный аудит проводится в отношении определенных субъектов хозяйствования, которые занимаются определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме.

Целью обязательного аудита являются:

- проверка и подтверждение законности хозяйственных операций;

- проверка правильности отражения операций в учете;

- проверка достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит.

   Так, согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 307 «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн., рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн., рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций проводится только аудиторскими организациями, если ценные бумаги организаций допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд. рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Инициативный (добровольный) аудит.

Инициативный (добровольный) аудит чаще всего проводится в связи с

необходимостью привлечения финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской помощи и т. д.).

Многие кредиторы предоставляют денежные средства только после того, как будет готово аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации, спонсором которой они планируют быть. Руководители организаций прибегают к инициативному аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств.

Инициативный аудит дает следующие возможности:

- застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов;

- проконтролировать эффективность работы бухгалтерии;

- подтвердить достоверность и правильности ведения учета при смене (или увольнении) главных бухгалтеров.

Инициаторами добровольных аудиторских проверок могут быть следующие лица:

– Учредители, акционеры, желающие знать, разумно ли предприятие за прошедший период распоряжалось средствами или какова отдача от произведенных акционером вложений;

– Руководители, директора при смене бухгалтеров, получении кредита;

– Бухгалтеры перед налоговыми проверками;

– Инвесторы, принимая ответственное решение о вложении средств в. то или иное предприятие и рискуя своими деньгами;

– Другие заинтересованные лица.

Целью инициативного аудита являются:

- анализ и проверка данных бухгалтерского и налогового учета и устранение нарушений во избежание штрафных санкций, путем выявления нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении, документообороте;

- проведение инвентаризаций активов и обязательств;

- минимизация финансовых, хозяйственных, учетных и налоговых рисков собственника.

В ходе инициативного аудита проверка расчетов может осуществляться как в целом по предприятию, так и по отдельным участкам.

В ходе проверки расчетов осуществляются:

– Правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, как в целом, так и по отдельным участкам;

– Комплексный анализ (и, в случае необходимости, - оптимизация) существующей системы бухгалтерского и налогового учета, финансовых потоков и документооборота.

В зависимости от поставленных целей аудиторские проверки различаются по содержанию изучаемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой для анализа информации. Обычно выделяют 3 вида аудиторских проверок:

 - аудит финансовых отчетов;

 - аудит на соответствие установленным требованиям;

 - аудит хозяйственной деятельности.

Аудит финансовых отчетов имеет целью определение правильности их составления в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и формами обязательной отчетности. Как правило, он ограничивается публикуемой отчетностью организации, рассылаемой определенному кругу пользователей.
Аудит на соответствие установленным требованиям основывается на более глубоком изучении финансовых документов организации. В его задачи входит проверка, соответствует ли деятельность организации ее уставу, правильно ли производится начисление средств на оплату труда и другие выплаты работникам, обоснованно ли производится списание затрат на себестоимость продукции и услуг и не занижается при этом прибыль.

Критериями для аудита этого вида являются как общие нормы, стандарты и правила, установленные государством для всех подобных организаций, так и внутренние документы, регламентирующие порядок расчетов с персоналом, учредителями, банком и др. Результаты аудита на соответствие требованиям обычно докладываются органу, заказавшему проверку.
Аудит хозяйственной деятельности иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления. Его задачи состоят в систематическом и всестороннем анализе экономики организации или определенного вида ее деятельности (инвестиционной, маркетинговой и др.).                

Целью этого вида аудита работы организации являются выработка рекомендаций для ее улучшения. Аудит хозяйственной деятельности может производится по заказу администрации организации или ее собственника.

Составлением официального документа – аудиторского заключения, завершается аудиторская проверка.

Аудиторское заключение предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Также аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом, так как от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития. 1

Вместе с тем, государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, какобязательность аудита в указанных законодательством случаях. Так, например, представляемый Банком России в Государственную Думу годовой отчет о его деятельности должен включать аудиторское заключение по этому отчету (ст. 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)»). Перечень случаев обязательного аудита предусмотрен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 5). Это такие случаи как:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Аудиторское заключение может быть:

1) положительным (без замечаний). Такое аудиторское заключение может быть оформлено, когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется по всем правилам и финансовая отчетность отражает истинное финансовое состояние организации;

2)  с замечаниями. Такое аудиторское заключение может быть оформлено, когда аудиторы, давая в целом положительное заключение, отмечают в нем отдельные недостатки в постановке бухгалтерского учета и в финансовой отчетности, а также вносят предложения по их устранению;

3) отрицательным. Такое аудиторское заключение может быть оформлено, когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется не по правилам, а финансовая отчетность недостоверна.

В некоторых случаях, в основном при инициативных проверках, заключение может не составляться по просьбе организации, которая заказала проверку. Аудиторское заключение имеет юридическую силу для всех физических и юридических лиц, а также для органов власти и управления. За выдачу заведомо недостоверного аудиторского заключения аудитор (аудиторская фирма) несет ответственность по закону. В качестве ответственности могут быть взыскание, уголовная ответственность.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (таких как составление финансовой отчетности, налоговое консультирование, составление бизнес-планов и др.). Установлена обязательная аттестация — проверка в предусмотренном порядке квалификации физических лиц, желающих заниматься этой деятельностью. Кроме того, проверки ее качества может проводить и уполномоченный федеральный орган.

Аудиторская деятельность регулируется государством. Органом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Министерство финансов РФ. К основным функциям Минфина России отнесены:

- издание нормативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регулирующих аудиторскую деятельность;

- представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, обучения и повышения квалификации аудиторов;

- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Также действуют профессиональные аудиторские объединения. Они могут вводить для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которыене должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности,  если это предусмотрено их уставами. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите источники по правовому регулированию аудиторской деятельности.

2. Что является целью аудиторской деятельности?

3. Перечислите задачи аудиторского контроля.

4. Назовите формы аудита.

5. На что направлен внешний аудит?

6. Какие задачи решает внешний аудит?

7. На что направлен внутренний аудит?

8. Какие задачи решает внутренний аудит?

9. Каковы цели обязательного аудита?

10. В каких случаях проводится обязательный аудит?

11. В каких случаях проводится инициативный (добровольный) аудит?

12. Перечислите виды аудиторского заключения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.086 с.)