Порядок проведения камеральной налоговой проверки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок проведения камеральной налоговой проверки



 

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п.1 ст.88 НК РФ).

При этом предметом камеральной проверки является любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. [23]

Таким образом, камеральная проверка инициируется самим проверяемым лицом путем представления в налоговый орган налоговой декларации либо документа сходной правовой природы из числа указанных в ст. 80 НК РФ.[24]

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, за исключением случаев:

1) Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

2) Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию (Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н).

3) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 или статьей 145.1 Кодекса.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента на бумажном носителе или в электронном виде по форме, установленной приказами Минфина от 07.07.2010 № 96н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза и Порядка ее заполнения», от 27.11.2006 № 153н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядка ее заполнения», от 03.03.2005 № 29н « Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и порядка ее заполнения», от 03.03.2005 № 32н «Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядков их заполнения», а также приказами ФНС России от 11.2014 № ММВ-7-3/600@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме», от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» и др.

Способы предоставления налоговой декларации различны:

ü Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя,

ü Направлена в виде почтового отправления с описью вложения

ü Передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговые декларации на бумажных носителях принимаются от налогоплательщиков или их представителей сотрудниками налогового органа, документы, направленные по почте, после регистрации в качестве входящей корреспонденции передаются в соответствующий отдел для дальнейшей обработки

Датой представления налоговых деклараций в зависимости от способа отправления считается:

ü дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях;

ü  дата отправки заказного письма с описью вложения;

ü  дата отправки их по телекоммуникационным каналам связи.

На каждом документе налоговой отчетности проставляется дата принятия, штамп или отметка налогового органа и подпись ответственного лица, принимающего отчетность. По просьбе налогоплательщика на остающихся у него копиях отчетности налоговый орган также проставляет указанные выше реквизиты.[25]

При непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Так например, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, налоговый орган взыскать штраф в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Камеральную проверку проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в который подана декларация или расчет и только по месту нахождения данного налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). При этом специальное решение руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется.

Процедура проведения камеральных налоговых проверок в обязательном порядке должна выполняться посредством реализации следующих этапов:

1) проверки полноты представления и заполнения налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации;

2) оценки правильности формирования налоговой базы и исчисления сумм налога;

3) проверки обоснованности заявленных налогоплательщиком налоговых льгот и налоговых вычетов;

4) арифметического контроля данных, отраженных в представленных формах налоговой отчетности;

5) оценки своевременности представления налогоплательщиком налоговой отчетности в соответствии со сроками, определенными в Налоговом кодексе РФ[26].

При представлении отчетной документации налогоплательщиком лично или через представителя все представленные документы подвергаются визуальному контролю сотрудником налогового органа на наличие всех необходимых реквизитов. Если в представляемых налоговых декларациях отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, не указан период, за который представлена декларация) или нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, а также в случае если встречаются исправления, неоговоренные подписью налогоплательщика или его представителя, то работник налогового органа должен указать на них и порекомендовать налогоплательщику внести уточнения. При этом он не вправе отказать в принятии документов.

Организация камеральной проверки опирается на использование различных методов ее проведения. При исследовании отдельного документа может применяться формальная проверка (предполагает проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок), арифметическая проверка (контролирует правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали) и нормативная проверка (это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, позволяющая выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т.п.).

Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.

К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. В соответствии со ст. 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Встречная проверка применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах, - накладных, счетов-фактур и т.п. Экземпляры документа в данном случае находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях.
В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и то же содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.

Одновременно осуществляется проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов. В результате проведения таких мероприятий выявляются неподтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.

В организациях, ведущих лишь суммарный учет реализации товаров, одним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров.

Указанные общие приемы налогового контроля применяются на первом этапе камеральной проверки. Для более углубленного контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов применяются конкретные приемы проверки по видам налогов, обусловленные порядком расчета объекта налогообложения и налогооблагаемой базы в соответствии с законами и инструкциями по каждому виду налога.[27]

Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке:

1) принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС "Налог") данных налоговых деклараций (расчетов), представляемых на бумажных носителях и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Автоматизированный арифметический контроль на стадии ввода показателей в АИС "Налог" осуществляется в отношении всех представленных налоговых деклараций с использованием внутридокументных контрольных соотношений;

2) автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок, в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Автоматизированный камеральный контроль проводится с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений.

3) дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок.

4) оформление результатов проверки актом налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Кодекса (при выявлении нарушений).[28]

При проведении камеральной налоговой проверки налоговых деклараций должностное лицо налогового органа проводит следующие мероприятия:

ü проводит сравнительный анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика со средними показателями по виду экономической деятельности и показателями по однородным налогоплательщикам, выявляет высокие налоговые риски;

ü анализирует причины снижения налоговой нагрузки;

ü проводит анализ сделок, повлиявших на снижение налоговой базы;

ü осуществляет мониторинг налоговой базы налогоплательщика в сравнении с предыдущими периодами;

ü проводит работу по выявлению "проблемных" контрагентов и т.п.[29]

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, а именно:

ü назначение экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов;

ü истребование дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот;

ü получение объяснений налогоплательщика;

ü допрос свидетелей.[30]

 

При производстве камеральной налоговой проверки должностные лица налогового органа не вправе проводить инвентаризацию складских и иных помещений. Инвентаризация может быть проведена только при наличии соответствующих документов на выездную налоговую проверку (решение руководителя или заместителя руководителя налогового органа о проведении у указанного налогоплательщика выездной налоговой проверки).

Таким образом, в любом случае проведение налоговым органом инвентаризации вне рамок выездной налоговой проверки неправомерно.

 

Случаи, при которых налоговые органы, проводящие камеральную проверку вправе требовать от налогоплательщика предоставление дополнительных документов [31]

Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы Документы, которые вправе требовать налоговые органы
Использование налогоплательщиком налоговых льгот. Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога. Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

 

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов не предусмотрено настоящим Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, налогоплательщик, в соответствии со ст. 81 НК РФ, в любое время может представить уточненную налоговую декларацию (расчет). Тем самым налогоплательщик фактически отказывается от сведений, указанных им в ранее представленной декларации, вследствие чего ее дальнейшая проверка налоговым органом теряет смысл.

Соответствующее правило содержится в п. 9.1 ст. 88 НК РФ: в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

В ходе проведения проверки могут быть выявлены:

а) ошибки в налоговой декларации (расчете);

б) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

в) несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены подобные ошибки, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. [32] Эта процедура в любом случае является обязательной перед составлением акта проверки.

Форма сообщения установлена Письмом ФНС России от 16.07.2013
№ АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (см. Приложение 1).

При этом неистребование таких пояснений влечет несоблюдение инспекцией порядка проведения камеральной налоговой проверки и, как следствие, ее недействительность, что подтверждается судебной практикой.[33]

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п.4 ст.88 НК РФ). Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

При камеральной проверки производится допрос свидетеля в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма Протокола допроса свидетеля утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (см. приложение 2).

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

а) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор);

б) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Если после рассмотрения представленных документов и пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки. В соответствии со ст. 100 Налогового кодекса акт камеральной налоговой проверки составляется РФ в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт камеральной налоговой проверки составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@
(см. Приложение 3).

В акте налоговой проверки указываются:

1) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица;

2) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов;

6) период, за который проведена проверка;

7) даты начала и окончания налоговой проверки. Датой начала камеральной налоговой проверки указывается дата поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган;

8) адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

9) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

10) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

11) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

12) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ.

Один экземпляр данного акта после подписания остается на хранение в налоговом органе, а другой в течение пяти дней с момента его составления вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку или передан иным способом (по почте), свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.[34]

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно ст. 101 НК РФ, представленные по акту камеральной проверки письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем проводившего проверку налогового органа или его заместителем и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, отведенного для представления письменных возражений налогоплательщиком.

Данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Основанием продления является решение руководителя налогового органа о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в случае необходимости получения доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. В данном решении в обязательном порядке указывается срок продления и перечень дополнительных мероприятий, в качестве которых могут выступать: истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Если по окончании камеральной проверки не выявлено ни налоговых нарушений, ни недоимок по уплате налогов и сборов, ни сумм, подлежащих возмещению (зачету, возврату), то налоговый орган не оформляет никакие документы, а моментом окончания проверки следует считать истечение трехмесячного срока, установленного для ее проведения.

Таким образом, результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов.[35]

3. Проблемные вопросы, возникающие при камеральной налоговой проверке и пути совершенствования методики ее проведения

 

Налоговый кодекс РФ установил трехмесячный срок проведения камеральной проверки (п. 2 ст.88 НК).

Однако срок проведения камеральной проверки не является пресекательным, следовательно, истечение отведенного на проверку трехмесячного срока не препятствует выявлению налоговым органом фактов неуплаты налогов, принятию мер по его принудительному взысканию, а также не является основанием для неисполнения налогоплательщиком требований налогового органа о представлении документов, необходимых для проведения налоговой проверки.

Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17 марта 2003 г.
№71 отметил, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного в суд с соблюдением шестимесячного срока, предусмотренного НК РФ. [36]

Существует и практика, согласно которой существенное нарушение трехмесячного срока может явиться самостоятельной причиной отмены решения о привлечении к ответственности. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа отметил: «Довод налоговой инспекции о том, что
3-месячный срок проведения камеральной налоговой проверки является организационным и его нарушение не является безусловным основанием для отмены решения инспекции, является правомерным. Вместе с тем пропуск установленного срока более чем на 1,5 года суд обоснованно признал существенным нарушением установленного порядка проведения налоговой проверки, что в соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности».[37]

Представляется, что существенным нарушением процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности может быть признан и менее продолжительный срок. Однако отсутствие в НК РФ определенности при установлении правовых последствий пропуска срока проведения камеральной налоговой проверки оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Пропуск срока составления акта камеральной проверки в совокупности с другими нарушениями также может повлиять на законность взыскания налоговых платежей, об этом свидетельствует и судебная практика.

Так, Арбитражным судом г. Москвы отмечено, что нарушение сроков составления акта камеральной проверки и принятие решения сами по себе не свидетельствуют о незаконности решения, принятого по результатам проверки, однако они могли бы иметь правовое значение при оспаривании взыскания с налогоплательщика начисленных сумм.[38]

В другом решении пропуск 10-дневного срока составления налоговым органом акта проверки, установленного п. 1 ст. 100 НК РФ, был признан нарушением порядка проведения процедуры проверки и явился одним из доказательств неправомерности вынесенного решения по результатам камеральной проверки.[39]

К числу проблемных вопросов, связанных с проведением камеральных проверок относится также контроль за правильностью применения цен товаров, работ, услуг для целей налогообложения. Анализ практики показывает, что положения статьи 40 НК РФ препятствуют организации действенной системы контроля, позволяющей свести на нет существующие возможности легального уклонения от уплаты налогов на основе использования механизмов ценового манипулирования.

В этой связи принципиально важным стало внесение в данную статью изменений, предусматривающих, в частности, расширение оснований для проверки налоговыми органами указанных сторонами сделки цен, а также случаев признания лиц, участвующих в сделке, взаимозависимыми, введение новых методов определения цен для отдельных товаров, а также формирования института справочных цен, использование которых, обеспечит выявление фактов занижения налоговых обязательств.[40]

В целях совершенствования методики проведения камеральных проверок необходимо осуществить следующие мероприятия:

Ø С учетом современных реалий, следует установить единый срок сдачи деклараций, что позволит высвободить время для проведения самой проверки, так как в настоящее время сотрудники отделов камеральных проверок постоянно находятся в состоянии приемки деклараций.
Кроме того, необходимо уточнить и срок проведения камеральной проверки: превышение его в каких пределах является нарушением законодательства и служит причиной отмены решения налогового органа.

Ø Целесообразно также отказаться от приема бухгалтерской отчетности (баланса с приложениями), так как в настоящее время показатели, характеризующие размер налогооблагаемой базы, отражаемые в налоговых декларациях, очень слабо связаны с показателями бухгалтерской отчетности. Кроме того, бухгалтерский учет не предназначен для решения налоговых задач. Его главная задача состоит в том, чтобы формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий.

Ø Кроме того в контрольной деятельности можно было бы перейти от сплошной проверки всех представляемых деклараций к выборочной, особенно из числа крупных налогоплательщиков, на долю которых приходится до 80% всех поступлений налогов и сборов по инспекции, а также налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами, уменьшающими сумму платежей в бюджет более чем в два раза.

Ø Известно, что данные налоговых деклараций являются материалом для проведения камерального контроля налогоплательщика. Поэтому информация, содержащаяся в декларациях, должна давать максимальное количество разного рода «отправных точек» для налогового инспектора, чтобы он мог определиться с направлением дальнейших контрольных действий (в каких сферах финансовой деятельности налогоплательщика возможны нарушения, какие дополнительные документы или сведения необходимо запросить у налогоплательщика или из внешних источников), выявить на их основе налоговые нарушения и создать необходимую доказательственную базу; [41]

Ø Необходимо создать единую информационную базу налоговых органов, включающую данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов, а также разработать и внедрить автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

Ø Кроме того нужно разработать эффективные методы определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности, а также создать базы налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля.[42]

Таким образом, основным направлением совершенствования контрольной работы налоговых органов в ближайшее время является более тщательный порядок проведения камеральных проверок.

Вывод.

 

Камеральная налоговая проверка является одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля, представляющая собой проверку, проводимую должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа по месту нахождения данного налогового органа.

Камеральная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, т.е. камеральная проверка инициируется самим проверяемым лицом.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Следует отметить, что камеральная налоговая проверка имеет двойное значение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В процессе проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы осуществляют анализ налоговых документов налогоплательщика или плательщика сборов. Кроме того, оценивают своевременность и полноту их предоставления. Особое внимание в ходе проведения анализа представленных документов уделяется правильности исчисления налоговой базы, обоснованности применения  налоговых ставок и налоговых льгот. На основе полученных данных от налогоплательщика, а также информации имеющейся у налоговых органов, последние оценивают достоверность показателей налоговой отчетности. В настоящее время разработана методика проведения камеральных налоговых проверок, которую используют в своей  деятельности налоговые органы. Данная методика позволяет оперативно выявлять нарушения налогового законодательства и принимать меры по их идентификации.

Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов

Если по окончании камеральной проверки не выявлено ни налоговых нарушений, ни недоимок по уплате налогов и сборов, ни сумм, подлежащих возмещению (зачету, возврату), то налоговый орган не оформляет никакие документы, а моментом окончания проверки следует считать истечение трехмесячного срока, установленного для ее проведения.

Основным направлением совершенствования контрольной работы налоговых органов в ближайшее время является более тщательные камеральные проверки.

Методические требования к организации контрольных мероприятий, соблюдению установленных процедур их проведения и качеству оформления их результатов существенно повышаются. Несоблюдение этих требований является основной причиной отказа инспекциям в иске о взыскании санкций и отмены судами решений по результатам проверок. Налоговым органам необходимо уделять первостепенное внимание вопросам четкой методико-правовой проработки материалов камеральных проверок, обеспечивая обязательное непосредственное участие при подготовке актов и решений по результатам проверок специалистов юридических подразделений, а также последующее сопровождение ими процесса рассмотрения соответствующих дел в арбитражных судах.


 

Приложение 1

 

 

 

(полное наименование организации или полное наименование организации и обособленного подразделения организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица *, ИНН (при наличии)); место нахождения организации (обособленного подразделения организации) (место жительства физического лица)

СООБЩЕНИЕ №  

(с требованием представления пояснений)

На основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации настоящим сообщается, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки

  , представленной за   ,
(наименование налоговой декларации (расчета))   (период)  

выявлены 

(указываются выявленные камеральной налоговой проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися
в представленных документах, либо выявленные несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.078 с.)