Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное состояние организации помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями слуха и зрения // Дефектология, 1998, №5, С. 92-95Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая региональная научно- практическая конференция под таким названием прошла 26 марта 1998 г. в Институте коррекцион ной педагогики РАО. Организована она по инициативе лаборатории содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта и была посвящена двум важным событиям в отечественной тифлосурдопедагогике: 75-летию со дня рождения А.И.Мещерякова и 35-летию детского дома для слепоглухих детей г.Сергиева Посада. Основной целью проведения этой конференции было осознание реальной картины помощи одной из самых сложных категорий детей и взрослых, имеющих серьезные сенсорные и множественные нарушения. В конференции приняли участие представители пяти регионов России, хотя заявлялась она как чисто региональная. Исследователи и педагоги школ, преподаватели вузов и врачи, слепоглухие коллеги и члены их семей обсуждали насущные проблемы теории и практики обучения, воспитания, социальной реабилитации и реальной интеграции в общество детей и взрослых, страдающих тяжелыми нарушениями зрения и слуха. Открыл конференцию директор ИКП РАО доктор педагогических наук Н.Н.Малофеев. В кратком вступительном слове он выразил удовлетворение, что подобная конференция проходит именно в стенах того института, где работали такие выдающиеся ученые и практики, как И.А.Соколянский и А.И.Мещеряков, которые разработали базовые положения отечественной дефектологии в обучении и воспитании слепоглухих детей. Открывая пленарное заседание конференции, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта ТА.Баси-лова предложила всем собравшимся поч- тить память недавно ушедших от нас М.Т.Суворовой, В.Н.Чулкова, В.В.Давыдова, внесших весомый вклад в решение жизненно важных проблем слепоглухих детей. В докладе "Лаборатория Соколянского: прошлое, настоящее, будущее" Т.А.Басилова представила не только содержательный исторический обзор традиционных подходов к обучению и социальной поддержке лиц с грубыми сенсорными нарушениями, но и провела логические параллели с современным состоянием исследовательской и педагогической практики в данной области. Представила новые подходы, разрабатываемые сотрудниками Института коррекцион-ной педагогики РАО с целью более эффективного решения конкретных проблем данной категории детей и взрослых: модели переноса методик обучения слепоглухих в классы для детей со сложными нарушениями в школах глухих, изучение возможностей квалифицированной помощи детям с множественными пороками развития в различных специальных учебно-воспитательных учреждениях (для слепых, умственно отсталых и т.д.); "ранняя интервенция" в семьи, воспитывающие маленьких детей с врожденной слепоглухотой и дополнительными пороками развития; вариативность подходов к комплексной медико-психолого-педагогической диагностике детей с множественными нарушениями; поиск путей оказания эффективной психолого-педагогической поддержки детей с синдромом Ушера в школах для глухих и многие другие.
Завуч детского дома для слепоглухих детей г. Сергиева Посада Г.К.Епифанова выступила с докладом "Детский дом для слепоглухих детей на пороге 35-летия". Галина Константиновна подробно остановилась на изменениях в составе воспитанников современного детского дома. Так, в 1997/98 учебном году там обучает- ся 129 человек (с учетом воспитанников на Сергиевопосадском УПП ВОС). В настоящее время из учеников и воспитанников детского дома тотально слепоглухих 7 человек (2 мальчика и 5 девочек); слабовидящих глухих — 56 (девочек 25, мальчиков 31); слабовидящих слабослышащих — 28 (13 девочек, 15 мальчиков) и слепых с нормальным слухом 3 человека. В связи с кардинальным изменением состава учащихся педагогический коллектив детского дома, опираясь на разработки коллег-исследователей из ИКП РАО и других исследовательских и образовательных центров, не только реализует новые подходы к обучению и воспитанию детей со сложными нарушениями, но также ведет самостоятельную практическую исследовательскую работу, изучает и обобщает опыт наиболее опытных педагогов. Г.К.Епифанова осветила систему подготовки и переподготовки кадров для детского дома, представила основные направления учебно-воспитательного процесса и проблемы, над которыми работает коллектив учреждения, которому в 1998 году 35 лет. В третьем пленарном докладе ("Опыт плодотворного сотрудничества Института коррекционной педагогики РАО и детского дома для слепоглухих детей") заместитель директора ИКП РАО по научной работе Е.Л.Гончарова рассказала об истории и формах сотрудничества с детским домом для слепоглухих детей г. Сергиева Посада таких лабораторий института, как лаборатория нейрофизиологического изучения детей и диагностики, лаборатория содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями и лаборатория компьютерных технологий обучения детей.
По окончании пленарной сессии конференции все участники имели возможность познакомиться с материалами полутора десятков стендовых докладов. Л.П.Григорьева, З.САлиева, М.Э.Бернадская и В.А.Толстова представили доклад "Диагностика и компенсация нарушений сенсорно-перцептивного развития слепоглухих детей", в котором привели доказательства положению: "Длительное перцептивное обучение способствует компенсаторному развитию механизмов пластичности, лежащих в основе зрительного восприятия". Представленные данные были подтверждены и проиллюстрированы графиками с результатами психофизиологических исследований, которые легли в основу создания в детском доме методического кабинета по развитию зрительного восприятия у детей. В стендовом докладе Е.Л.Гончаровой "Подход к обучению чтению детей с глубокими нарушениями зрения и слуха" обобщенно представлены научные основы и история разработки программы целенаправленного формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха, которая апробируется и успешно внедряется в практику обучения детей в детском доме г. Сергиева Посада. В докладе педагога-экспериментатора детского дома Е.В.Пташник "Реализация программы целенаправленного формирования читательской деятельности у слепоглухих детей в группе для детей со сложной структурой нарушений" отражен новый этап внедрения этого подхода и представлены результаты методической проработки такого важного компонента, как создание книг, авторами и героями которых являются сами дети. Стендовый доклад "Необычные учебники для детей с нарушениями зрения и слуха" также посвящен проблеме обучения чтению детей с выраженными отклонениями в развитии и отражает результаты и перспективы совместной работы ИКП РАО и детского дома для слепоглухих по созданию специальных учебных пособий для целенаправленного формирования базовых компонентов читательской деятельности у детей с особыми образовательными потребностями. На стенде представлен оригинальный задачник для уроков чтения "Прочитай, подумай, ответь" (авторы Л.Гончарова, А.Я.Акшонина, Г.В.Васина), изданный в 1990 г. на средства сергиевопосад-ского детского дома, и проект разработки учебника для интегрированного курса по развитию речи, обучению чтению и социально-эмоциональному развитию, построенному на материалах одного литературного произведения, идея которого была уже частично апробирована в детском доме для слепоглухих детей при работе, например, с адаптированными Е.А.Заречновой текстами из книги В.Волкова "Волшебник Изумрудного города".. В стендовом докладе "Актуализация личного опыта детей с глубокими нарушениями зрения и слуха на уроках чтения и ведения дневника" представлено исследование Е.В.Пташник (научные руководители Е.Л.Гончарова и О.И.Кукушкина), которое проводится в рамках цикла исследовательских работ ИКП РАО, направленных на проектирование нового раздела обучения школьников с отклонениями в развитии с условным названием "Внутренний мир человека".
Е.В.Пташник была предпринята попытка экспериментальной апробации в детском доме для слепоглухих детей (г. Сергиев Посад) программы и методического сопровождения пропедевтического этапа по этому разделу обучения. Д.В.Ильичев в докладе "Социальная реабилитация слепоглухих в Волоколамском центре реабилитации слепых" рассказал о том, что за четыре года работы (с 1984 г.) отделения реабилитации слепоглухих курс первичной реабилитации там прошел 21 человек (в возрасте от 16 до 60 лет), описал основные формы и направления работы с данной категорией слушателей. Из доклада О.И.Кукушкиной "Развивающие компьютерные программы для детей с сенсорными нарушениями" участники конференции узнали, что в лаборатории компьютерных технологий ИКП РАО впервые в России подготовлен пакет специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии ребенка через обучение. Все программы разработаны для IBM-совместимых компьютеров и рассчитаны на использование ребенком с особыми нуждами в качестве инструмента "для решения самых трудных для него учебных и житейских задач". "Пробуждая интерес и собственную активность ребенка, мы стремимся подготовить семью в целом к специальному обучению ребенка вне дома педагогами-дефектологами" — так определили Н.ААлександрова и О.А.Копыл основную цель работы с семьей, воспитывающей маленького ребенка с врожденной слепоглухотой. Исследования в этом направлении они изложили в докладе "Опыт медико-психологического сопровождения семей, имеющих детей с множественными нарушениями". Е.В.Волох представила собравшимся новую рубрику "Рука в руке" в журнале ВОС "Наша жизнь". Основной целью этой рубрики является открытое обсуждение проблем, встающих перед слепо-глухим человеком, и привлечение к этому обсуждению всех заинтересованных в этом. А.В.Суворов в докладе "В поисках личностной полноценности: своей и тем самым всеобщей" обосновал положение о возможности дальнейшего развития сле-поглухого человека через саморазвитие и представил свои недавно изданные четыре книги.
И.В.Саломатина в докладе "Социально-психологическая помощь людям с синдромом Ушера" обосновала необходимость специализированной психолого-педагогической поддержки детей с данным серьезным заболеванием в школах для глухих и слепых и организации сети служб, призванных облегчить их адаптацию. Ее выступление было дополнено рассказом Н.Б.Кремлевой, которая в результате проявлений у нее синдрома Ушера к 1990 г. лишилась зрения и слуха. Она поведала собравшимся о собственном опыте преодоления трудностей с точки зрения личностной адаптации, приспособления к внешним обстоятельствам. Н.Н.Крылатова подчеркнула необходимость участия в реабилитации самих слепоглухих людей, которые уже прошли подобный курс и имеют собственный опыт адаптации к жизни в окружающем мире. Ю.М.Лернер призвал широко использовать средства лепки и скульптуры как для целей обучения слепоглухого ребенка, так и для приобщения его к культуре в целом. Информационный стенд "Готовятся к публикации" представил информацию о готовящейся к печати книге Е.Л.Гончаровой "Как помочь ребенку с проблемами в развитии стать читателем", построенной на материалах экспериментального обучения чтению детей со сложной структурой нарушений; информацию о книге "Обучение слепоглухих в России", над которой сейчас работает Т.А.Басилова. В ней будет дан анализ и представлен исторический контекст современных подходов к обучению и воспитанию слепоглухих детей. Дается анонс о методическом пособии Л.В.Пашенцевой "Дидактический материал для занятия по развитию речи», в котором в оригинальной форме реализован традиционный подход к обучению маленьких слепоглухих школьников. Информационный стенд «Подготовка специалистов в высшей школе" представил информацию о тех учебных курсах по проблемам детей и взрослых, страдающих двойными и множественными нарушениями, которые только подготовлены или уже читаются в высших учебных заведениях (МПГУ, МОПУ, УРАО): Е Л.Гончарова. "Введение в психологию читательского развития детей с особыми образовательными нуждами (на примере обучения слепоглухих): Опыт проектирования рабочей тетради для выполнения коллективных и индивидуальных заданий к курсу"; Т.А.Басилова, "Введение в специальную психологию и педагогику (на примере изучения и обучения слепоглухих детей)"; М.В.Жигорева. "Дети со сложными дефектами развития"; Т.А.Басилова. "Воспитание и обучение детей со сложными сенсорными нарушениями"; Г.П.Бертынь. "Сложный дефект у детей с нарушением слуха"; А.В.Суворов. "Совместная педагогика". Третий информационный стенд "Опыт внедрения программ и методик обучения слепоглухих в школы глухих" осветил приемы работы педагогов А.Я.Акшониной, Г.В.Васиной и Л.Б.Федотовой с глухими детьми, имеющими дополнительные нарушения, в санаторной школе-интернате №65 для глухих детей ЮВАО Москвы. Особый интерес и теплые чувства вызвали экспонаты трех выставок. Первая из них (подготовленная совместно с филиалом педагогической библиотеки им. Ушинского) была посвящена 75-летию А.И.Мещерякова и представила не только книги известного ученого, изданные в нашей стране, но также переводы его известной книги "Слепоглухонемые дети" на английский, японский и словацкий языки. Экспозиция была дополнена редкими фотографиями и копиями документов, последними зарубежными публикациями, посвященными исследованиям А.И.Мещерякова.
Две другие выставки — из детского дома для слепоглухих детей г. Сергиева Посада и из Волоколамского реабилитационного центра слепых — представили творческие работы воспитанников и слушателей: скульптуру, плетение из бересты, макраме, ткачество, вязание и многое другое. Итогом проведенной конференции было единодушное мнение участников о необходимости регулярного проведения подобных форумов. Организаторы конференции согласились с этим мнением и объявили о начале подготовки II региональной конференции по проблемам слепоглухоты, которая пройдет в 1999 г. и будет посвящена 110-летию со дня рождения И.А.Соколянского.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.012 с.) |