ДОУ № 12 для детей с нарушением зрения, г. Королев // Дефектология, 2000, №5, С. 56-60 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОУ № 12 для детей с нарушением зрения, г. Королев // Дефектология, 2000, №5, С. 56-60



 

Приводится содержание коррекционных занятий, упражнений, заданий по развитию осяза­ния и моторики рук у детей с нарушениями зрения на основе диагностического обследования.

Presented is the contents of correctional classes, exercises and tasks aimed at developing sense of touch and motorics of hands in children with vision impairments based on a diagnostic investiga­tion.

П рактика работы в массовой школе с детьми с нарушением зре­ния говорит о том, что дети с глазной патологией испытывают трудности с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка. Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги. Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя взаимосвязанных элементов: развитие   ручной умелости через выполнение предметно-практических действий, изготовление поделок, в процессе чего развиваются такие качества, как глазомер, аккуратность, внимание и т.д. Идет развитиепространственной ориентировки, в частности, сначала на листе бумаги, а такжеотносительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее — развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений.

Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения производится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в другихони действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обсле­дование.

С чем мы сталкиваемся на практике? Детям с нарушенным зрением трудно да­ется узнавание различных поверхнос­тей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практичес­кого опыта им не с чем даже сравнить его. Все это и приводит к задержке раз­вития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказыва­ется отрицательно на формировании предметно-практической деятельности, с чем мы и встречаемся на практике ра­боты.

Опишу свой опыт на примере одной дошкольной группы. В начале учебного года я провела диагностическое обследо­вание. У 10 детей (слабовидящих и с амб-лиопией и косоглазием) результаты ока­зались следующими: планомерно умел обследовать 1 ребенок, остальные дейст­вовали хаотично; двумя руками умели работать 4 ребенка, а у 6 человек правая или левая рука не участвовали в выпол­нении задания (даже при собирании мат­решки). Практически все дети были до­статочно пассивны и нуждались в стиму­ляции педагога. Графические навыки на уровне возрастных требований отмеча­лись только у двух детей, навык владения карандашом отмечен тоже у двух; мно­гие не умели пользоваться ножницами. Дети плохо узнавали поверхности. Ре­зультаты обследования послужили ори-

ентиром при планировании содержания коррекционных занятий, упражнений, заданий по развитию осязания и мотори­ки рук.

 Дети с нарушением зрения нуждают­ся в специальном развитии осязания и моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий на за­нятиях в группах и в бытовой деятельно­сти. Эта проблема заставила меня ближе подойти к вопросу работы с этой группой детей, так как одной из задач в работе яв­ляется подготовка руки к письму посред­ством выполнения специальных упраж­нений в тетради.

 Раз в неделю провожу коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики, но и на других занятиях часть времени использую для упражнений или игровых заданий на развитие осязания.

В процессе работы по любой теме на­хожу благоприятные условия для отра­ботки, закрепления и автоматизации уме­ний и навыков, приобретаемых детьми на коррекционных занятиях по развитию осязательной чувствительности и мелкой моторики. Например, при знакомстве де­тей с дикими и домашними животными даю обводку по контуру через кальку с помощью фломастера. Предлагаю работу на приборе "Светлячок" с дополнитель­ной световой стимуляцией по той же теме или работу по обводке пальцем контур­ных изображений в альбоме "Силуэтные и контурные изображения". Этот альбом состоит из силуэтных и контурных ри­сунков различных объектов, подобран­ных в соответствии с программными те­мами (домашние, дикие животные, транс­порт, мебель и др.) Для развития осяза­ния и мелкой моторики использую раз­личные виды деятельности: конструирование из кубиков доми­ков, башенок по образцу, по памяти, про­извольно;

раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок раз­личной величины, чашей-вкладышей);

складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на индивиду­альных фланелеграфах по образцу, по Представлению различных изображений, геометрических фигур, букв и др.;

сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфи­гурации на специально созданных трена­жерах;

застегивание и расстегивание различ­ной формы, величины и цвета пуговиц;

вместо пластилина часто использую тесто, работа с которым доставляет детям много радости. Тесто более пластично, хорошо разрабатывает пальцы, заставля­ет детей фантазировать;

рваную аппликацию (мозаичное кон­струирование) с предварительным раз­рыванием различного цвета бумаги, раз­ного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в "бумажный конструктор".

Прививаю любовь к работе с бумагой, делая с помощью ножниц, клея, подруч­ных материалов разнообразные игрушки к праздникам. Кроме огромного удоволь­ствия этот род занятий помогает детям с нарушением зрения развивать важные навыки координации движений, концен­трации внимания, пробуждает воображе­ние. Здесь они знакомятся с понятиями: размер, форма, цвет — и способами из­мерения поверхности.

Для работы с детьми младшей и сред­ней групп изготовила альбом пластичес­ких прописей с самыми разнообразными линиями, с помощью которого они ус­пешно овладевают начальными навыка­ми безотрывного письма.

Сделан альбом с фигурами Попельрейтера, помогающий узнавать контур­ные изображения и дающий ребенку возможность обвести пальцем угаданный предмет.

На каждом занятии провожу пальчи­ковую гимнастику, например "Засолка капусты":

Мы капусту рубим, рубим, Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем.

(Движения руками по тексту.)

Не упускаю случая, чтобы поиграть с ребенком в Золушку, знакомя одновре­менно с различными крупами: перебира­ем гречку, рис, пшено, горох, фасоль (по­мощь на кухне).

Зимой под рукой замечательный мате­риал — снег: разгребаем лопаткой, сгре­баем в кучу, лепим снеговиков, играем в снежки, рисуем на снегу.

Лето открывает свои возможности: лепим, строим из песка, рисуем по мок­рому песку.

Занимаясь лепкой, отдаем предпочте­ние аппликационной, комбинированной лепке-панораме, лепке-картине.

Занимаясь вышиванием, формируем точные движения. Естественно, наилучшего результата можно достичь, если ребенок приходит в детский сад в 3 года и проходит все предварительные стадии работы в этом направлении движение отрабатывается, ведущую роль, конечно, принадлежит зрительному компоненту. Почему я подробно остановилась на этом? Потому что дети при нормальном видении ослабляют зрительную регуляцию, а дети при нарушенном   зрения очень долго и скрупулезно стараются работать, не ослабляя зрительной нагрузки. Ведь, казалось бы, когда этан навык, зрение не столь важно При выполнении того же вышивания, но ребенок склоняется над работой, как будто он это делает в первый раз. Поэтому я на практике часто закрываю детям глаза кроме детей, страдающих глаукомой), в специальные очки для работы темные). Я это называю выключением   включением умных, "чувствующих рук. Ведь глаз замечает ошибку, она уже возникла, — и это дети часто доказывают своей работой на практике нельзя не сказать, что одни навыки ют меньшего зрительного контроля другие — большего. Например, навык правильного владения карандашом, фломастером, мелом, работа с магнитными полосками, навык регуляции силы движения, нажима — меньшего, но если передать пространственные свойства предмета — зрительный контроль остается ведущим даже тогда, когда навык отработан.

Мойкабинет пополняется дидактическимииграми по развитию мелкой моторики

К "чудесному мешочку" прибавились и "коробка сюрпризов", в которой проводят обследование предмета с сторон, "рукав-чародей", умеющий скрывать предметы, постоянно загадывать детям загадки, и др. Мои дети любят играть в игру "Собери на ощупь". Хочу поподробнее остановиться на играх с использованием сохранных анализаторов, ведь с их помощью ребенок познает ' и открывает для себя окружающий Еще Фребель утверждал, что "игра -основной рычаг дошкольного воспитания". Для наших детей игра является успешным стимулом, она имеет коррекционное значение для физического и психического развития. Поэтому игры присутствуют на любом занятии, например, игра "Умные ручки". Ребенку надеваю темные очки, на ощупь он определяет предмет в "коробке сюрпри­зов" или отыскивает пару каждому пред­мету, будь то кубики, палочки, пуговицы и т.д. Эффект двойной: развивается ося­зание, и формируются понятия об объе­ме, форме, фактуре предмета. Очень важно, чтобы упражнения были связаны с игровой деятельностью ребенка в его повседневной жизни. И конечно, во всем нужна система. Если сначала развиваю координацию движений с крупными предметами (согласно этапу лечения), то потом перехожу к мелким. В первую оче­редь учу правильно захватывать предмет, удерживать его, затем разложить пред­меты на бумаге с нарисованными конту­рами предметов по размеру, цвету, фор­ме; далее ввожу упражнения с буквами и цифрами.

Для развития более тонких координи­рованных движений пальцев очень по­лезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разно­цветных косточек по спирали, вырезыва­ние по контуру, раскрашивание.

Хорошо укрепляют мышцы рук, раз­вивают мышечную силу сжимания рези­новой губки, теннисного мячика, мас­сажного мячика, который так любят дети, называя его ежиком. В кабинете имеется набор массажных звучащих мячиков, ко­торые на определенную силу нажима из­дают разный по силу звук.

Чтобы помочь детям быстрее запом­нить правильное написание букв и избе­жать ошибок в пространственном распо­ложении, провожу с ними работу по выкладыванию букв из различных матери­алов. Этап конструирования букв является особо важным, так как в формировании образа букв участвуют зрительные, мы­шечные и осязательные чувства, а при их произношении — слуховой анализатор.

Вся эта работа подводит к тому, что, развив мелкую моторику, я начинаю ра­боту по выработке графических навыков у детей при подготовке к школе.

В своей работе уже третий год исполь­зую "Тетрадь комфортного письма" с оп­тимально выбранной разлиновкой и цветным полем. Цветовой фон листа бла­гоприятен для зрения, рабочее поле лис­та ограничено рамками красного цвета. Все это помогает детям с ослабленным зрением правильно располагать текст при письме, они меньше напрягают зре­ние в процессе работы. Тетрадь хороша

тем, что в ней можно некоторые виды ра­бот выполнять фломастером, что улучша­ет цветоразличение, например при рисо­вании "цветных ступенек" или обозначе­нии прямой стороны (при работе с клет­кой), верхнего и нижнего края красным фломастером, а левой — фломастером синего цвета на начальном этапе обуче­ния работы с клеткой.

Ребенку с нарушением зрения трудно провести линию нужного размера. Легче детям удается рисование вертикальных, а не горизонтальных линий. Некоторым разлиновка мешает, а не помогает, так как усиливается зрительное напряжение. В таких случаях начальный этап при под­готовке работы в тетради провожу в аль­боме без разлиновки.

Мой опыт показывает, что необходи­ма последовательность работы ребенка в тетради. Начинаю работу в тетрадях ком­фортного письма в старшей группе со второй половины учебного года Необхо­димы хорошая освещенность рабочего места, расстояние от глаз до тетради — не менее 33 см, контроль за правильной осанкой ребенка. В тетради комфортного письма за годы работы с детьми с нару­шением зрения определила свою, наибо­лее щадящую, но в то же время эффек­тивную систему работы.

Система работы в тетради включает в себя следующие разделы:

знакомство с тетрадью (обложка, лис­ты, страницы);

знакомство со страницей (линии, клетки-квадраты);

выполнение постепенно усложняю­щихся упражнений.

Имею подборку упражнений для ин­дивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с глазной патологией, для само­стоятельной работы, для работы дома. При выполнении упражнений обращаю внимание на время непрерывной зри­тельной нагрузки, на обязательное про­ведение снятия зрительного утомления. Дети с близорукостью и высокой степе­нью амблиопии используют для письма фломастеры.

Примеры упражнений

Упражнение №1.

По точкам изобрази геометрическую фигуру. Как она называется?

Внутри фигуры по линиям проведи прямые линии сверху вниз и слева на­право.

В центре каждой клетки поставь точку.

Упражнение №2.

Начерти линию слева направо, начи­ная от красной линии и кончая красной контрольной линией, а под ней, отступив клетку вниз, проведи такую же.

Между линиями выполни частую штриховку линиями сверху вниз, не за­ходя за них.

Упражнение №3 (работа с клеткой).

Поставь точку в каждой клетке строки (интервалы между клетками с точками могут быть самыми различными, но за­данными).

Упражнения №4, 5.

Начерти на строке прямые линии сверху вниз через одну клетку (далее раз­личные интервалы).

Нарисуй прямые линии сверху вниз длиной в одну клетку (далее с различны­ми интервалами).

Выполняются аналогичные задания в горизонтальном направлении.

Упражнения №6, 7, 8, 9 (безотрывное написание элементов "уголки").

Обведи левый нижний угол через клетку.

Обведи правый нижний угол через клетку.

Обведи левый верхний угол через клетку.

Обведи правый верхний угол через клетку.

Упражнение №10.

Обведи клетку полностью, продолжи далее с разными интервалами.

Закрась клетки, чередуя красный и зе­леный цвет.

Упражнение №11 (цветовой спектр "Цветные ступеньки").

Работа идет по 7 клеткам (7 цветов спектра): на первой строке надо раскра­сить клетки подряд в основные цвета спе­ктра.

С каждой последующей строкой вниз идет смещение на одну клетку вправо, начиная с первого цвета. Осуществи кон­троль через счет клеток и цвет в каждой строке.

Упражнение №12.

(По опорный точкам обведи прямо­угольник, квадрат).

Назови полученные геометрические фигуры.

Сколько клеток в квадрате? Прямо­угольнике?

Сколько клеток между фигурами?

Раскрась прямоугольники в синий цвет, квадраты — в красный.

Упражнение №13.

Нарисуй по опорным точкам квадра­ты.

Какие квадраты по величине? Сколь­ко клеток в квадратах?

Раскрась маленькие квадраты в теп­лые тона, большие — в холодные.

Упражнение №14. Обведи клетку.

Обведи клетки (с различными интер­валами), раскрась их в теплые тона.

Упражнения №15, 16, 17. Рисование по клеткам орнаментов по заданию.

Упражнения №18, 19 (несколько уп­ражнений по наклонным прямым).

Проведи в каждой клетке строки ли­нию из правого верхнего угла в левый нижний угол, далее — с различными ин­тервалами.

Проведи в каждой клетке строки ли­нию из левого верхнего угла в правый нижний угол, далее — с разными интер­валами.

Упражнения №20, 21 (зеркальное ри­сование различных элементов).

Флажки треугольной формы, их рас­положение вправо, влево (вправо —

раскрась красным цветом, влево — си­ним).

Флажки квадратной формы, прямо­угольной, чередуя через одну клетку.

Флажки по ниточке треугольной, пря­моугольной, квадратной формы; чередо­вание через одну клетку (флажки треу­гольной формы раскрась красным, пря­моугольной — зеленым, квадратной — синим) и т.д.

Усложнение идет по следующей схе­ме: работа по рисованию прямых линий в разных направлениях, рисование круг­лых элементов, волнистых линий, рисо­вание элементов цифр, цифр, элементов букв, букв; их зеркальное рисование. По­степенное усложнение в работе принес­ло положительные результаты: дети усво­или порядок работы в тетради, научились зрительно анализировать задание, запо­минать порядок его выполнения, отра­жать его в речи, устанавливать сходство и различие.

В процессе работы усовершенствова­лась зрительно-двигательная координа­ция, ориентация в микропространстве, развились зрительное внимание, память, логическое мышление, сформировалась правильная осанка. В результате повсед­невной комплексной коррекционной ра­боты в мае я получила хорошие результа­ты по развитию осязания и мелкой мото­рики у детей, с которыми занималась в тесном контакте с логопедом, воспитате­лями и родителями. Результаты обследо­вания: по способу осязания двумя рука­ми работали все дети, по культуре осяза­ния к планомерной приблизились 7 де­тей, овладели карандашом и ножницами все дети.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.051 с.)