Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт коррекционной педагогики рао, Москва // Дефектология, 2000, № 5, С. 82-85
Потеряв зрение и слух человек может оказаться в абсолютном одиночестве и чувствовать полную оторванность от мира. Почему -"может"? Потому что есть способы противостоять такому тяжелому развертыванию событий. Информация о способах познания окружающей действительности и использование современных технологий реально разрешают многие трудности слепоглухого человека. Именно обсуждению этих проблем и был посвящен семинар "Восприятие мира слепоглухим человеком", который прошел в апреле сего года в Российской государственной библиотеке для слепых. Организаторами этого семинара явились три организации: вышеуказанная библиотека, институт коррекционной педагогики и благотворительная организация попечения о слепоглухих и людях с синд-ромом Ушера ("Ушер-Форум"). коло 60 участников, которые представляли 20 различных государственных и общественных организаций, предоставляющих образовательные и социальные услуги людям с нарушениями зрения и слуха, собрались в гостеприимном доме — библиотеке, которая в этом году отмечает свое 80-летие. Юбилей библиотеки был не единственной славной датой, которую вспоминали в ходе работы представительного собрания. Участники обсуждения посвятили свое заседание 100-летию со дня рождения известного петербургского психолога Августы Викторовны Ярмоленко. О вкладе этого ученого в дело обучения и воспитания слепоглухих детей, а также психологического осмысления проблем слепоглухоты сделала доклад "Проблемы восприятия мира слепо-глухим человеком: от А.В.Ярмоленко до наших дней" заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта Т.А.Басилова. Не забыли и о 120-летнем юбилее одной из самых известных слепоглухонемых - Элен Келлер. О жизненном подвиге этой удивительной женщины доложила собравшимся заведующая отделом тифло-библиографии РГБС Н.Д.Шапошникова, участники семинара также получили редкую возможность увидеть документальный видеофильм об Э.Келлер, который основан на редчайших прижизненных киносъемках и позволяет увидеть и саму героиню фильма, и ее самоотверженных учителей и помощников (А.Сулливан, П.Томсон и др.) — увидеть то, о чем мы все могли только читать в редких теперь, еще дореволюционных изданиях.
После революции 1917 г. группа слепоглухих детей, обучавшаяся в первом российском приюте для слепоглухонемых в Петербурге, влилась сначала в состав детдома глухонемых, а затем в Отофонетический институт, позднее ставший Институтом слуха и речи. Совместное обучение в классе слепоглухонемых и видящих глухонемых детей представляло большие трудности и давало довольно слабые результаты. И только в 1934 г. слепоглухонемые дети были выделены в особую группу со своим помещением и штатом, где стало возможным проводить их планомерное специальное обучение и воспитание (Якимова, 1940). Группа для слепоглухонемых детей в Ленинграде нормально существовала до 1940 г., именно в этот год туда удалось отправить четверых слепоглухонемых детей из Харьковской школы, которая была к тому времени закрыта. Группа перестала существовать с началом войны и блокады Ленинграда в 1941 —1942 гг. Почти все дети погибли, остались в живых только трое, кому удалось уехать из Ленинграда до начала войны. В ленинградской группе продолжала с дореволюционных лет работать педагог Ю.А.Якимова, именно она и оставила печатные работы, обобщающие опыт работы этой группы. Ее первая статья об этом опыте была опубликована в 1940 г. О работе со слепоглухонемыми в этой группе много писала Августа Викторовна Ярмоленко (1900—1976). Именно ей мы обязаны и первыми исследованиями в области психологии слепоглухих, выполненными в наблюдениях за детьми этой группы. Августа Викторовна была дочерью известной женщины-врача и общественной деятельницы А.А. Дерновой -Ярмоленко. С 16 лет работала в дошкольных учреждениях г. Екатеринославля (Днепропетровска) и его окрестностей. После окончания дополнительного (учительского) класса гимназии в 1918 г. продолжила обучение на дошкольном факультете Высшего института народного образования в Екатеринославле, который закончила в 1922 г. Затем успешно прошла курс психолого-рефлексологического факультета Ленинградского института дефектологии Государственной психоневрологической академии, который закончила в 1924 г. С 1926 по 1930 гг. училась там в аспирантуре по рефлексологии детства и физиологии ЦНС при Рефлексологическом институте по изучению мозга. По окончании аспирантуры представила заключительную научную работу по теме "Хватательный рефлекс, его генезис и аномалии". Огромное значение на формирование ее научных взглядов оказали академик Б.М.Бехтерев, профессора В.И.Осипова и В.Н.Мясищев.
С 1923 по 1948 гг. работала в отделении психологии Института мозга. Ее кандидатская диссертация "Исследование моторной сферы нормальных и аномальных детей" была защищена в 1931 г. (по совокупности работ). Докторскую диссертацию защитила в 1958 г., написав работу "Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых". С 1923 г. Ярмоленко вела эпизодические наблюдения за 8 слепоглухими воспитанниками в первой в России школе для слепоглухих, после революции вошедшей в состав Отофонетического института, позднее Научно-практического слухоречевого института. После того как в 1934 г. слепоглухие дети вновь были выделены в отдельную группу, А.В.Ярмоленко начала систематическое наблюдение над ними и их изучение, которое продолжалось до 1941 г. За 30 лет существования сначала петербургской, затем ленинградской школы для слепоглухих (с 1909 до 1940 гг.) через нее прошло 38 слепоглухих детей. Материалы наблюдений за развитием этих детей стали основой многих научных работ А.В.Ярмоленко в области ВНД и психологии. С 30-х гг. и до конца жизни А.В.Ярмоленко читала в ЛГУ, Педагогическом институте им. Герцена и в других вузах города курсы общей, педагогической и юридической психологии, а также курс "Основы дефектологии". Будучи участницей Великой Отечественной Войны, работала фельдшером в военных госпиталях блокадного Ленинграда. С 1944 г. и до конца жизни — профессор кафедры общей психологии психологического факультета Ленинградского государственного университета. Занималась проблемами логоневрозов и нарушениями речи при многоязычии. В соавторстве с профессором Б.Г.Ананьевым и другими участвовала в создании монографии "Осязание в процессе труда и познания" (1959), которая в 1961 г. была удостоена премии К.Д.Ушинского. А.В.Ярмоленко известна как прекрасный знаток мировой дефектологической и психологической литературы, свободно владела 11 иностранными языками. Она впервые в России обобщила обширную, но в целом разрозненную литературу в области изучения и обучения слепоглухих. Собрала сведения примерно о 400 слепоглухих (в их числе подробно в зарубежной литературе описано только 27 случаев, а упомянуто лишь 300). А.В.Ярмоленко нашла описания 96 слепоглухих в отечественной литературе, 25 человек из которых наблюдала лично. А.В.Ярмоленко к слепоглухим относила только людей, лишенных от рождения слуха и зрения или потерявших их в раннем возрасте, до овладения или закрепления словесной речи как средства общения и мышления. Именно эти случаи слепоглухонемоты (врожденной и ранней) были основным объектом ее внимания. Все случаи более поздней потери слуха и зрения А.В.Ярмоленко называла слепо-глухими. Из всех упомянутых в мировой литературе случаев к истинной слепоглухонемоте, по ее мнению, можно отнести только 119. Остальных можно было отнести к детской, подростковой, взрослой или старческой слепоглухоте.
Как и Ю.Я.Якимова, А.В.Ярмоленко делила слепоглухонемых детей на две группы: активные слепоглухонемые и слепоглухонемые, инертные по поведению. Благодаря работам Ю.А.Якимовой и А.В.Ярмоленко мы можем подробно узнать о составе ленинградской группы слепоглухих 1938 — 39 гг., о типах поведения состоящих в ней слепоглухих детей, об основных приемах первоначальной педагогической работы с этими детьми. Августе Викторовне мы обязаны сбором и систематизацией всей имевшейся к тому времени в мире информации о развитии и обучении слепоглухих детей. На основе собранных данных она создала слепоглухих в нашей стране. Эта классификация используется и сейчас. Мало того, ее можно использовать для типологии любого сложного нарушения. Собранные и систематизированные ею сведения по особенностям развития ощущений и восприятий слепоглухих детей и взрослых до сих пор представляют большой научный интерес, на них ссылаются ученые разных стран мира. А.В.Ярмоленко впервые обратила внимание на положительную роль семьи в воспитании слепоглухого ребенка, на саму возможность полноценного развития до специального обучения. Она писала, что решающим моментом в ряде случаев полноценного развития слепоглухого ребенка до специального обучения являлось "отношение семьи к нуждам и потребностям слепоглухонемого ребенка. Эта высокая ступень семейной педагогики не может быть отнесена на счет высокого уровня педагогического образования родителей. Все родители были рабочими или крестьянами — простыми людьми. Но одна черта сближает эти семьи между собой — родительская любовь и жалость к слепоглухому ребенку проходит через призму большой педагогической чуткости и творческой инициативы, позволяющей этим людям провести первый период обучения слепоглухонемого еще до поступления его в школу. Они создают собственные системы знаков кинетической речи и таким обра зом дают ребенку возможность развития в условиях компенсации его дефекта ("Очерки психологии слепоглухонемых". Л.: ЛГУ, 1961. С. 83). Важно отметить, что из семи докладов три были представлены слепоглухими людьми. Проблемы реализации творческого потенциала слепоглухого ученого-исследователя с использованием компьютера, оборудованного брайлевскими приставками, обсуждал в докладе "Творческаяреволюция" и.о. профессора Университета УРОА А.В.Суворов.
Настоящую сенсацию произвел видеодоклад новосибирского представителя организации "Ушер-Форум" В.П.Елфимова. Доехать до Москвы из столь удаленного города крайне сложно, поэтому свое сообщение человек с синдромом Ушера записал на видеопленку. Доклад представлялся вниманию участников семинара на языке жестов, параллельно текст сообщения озвучивался переводчиком. "Компьютерные технологии — окно в мир" — таково было название доклада, полностью отражавшего реальные возможности доступа к чтению плоскопечатных текстов через Интернет, расширения круга общения благодаря участию в телеконференциях и "беседах" в реальном времени с помощью таких программ, как ICQ. Особо важно, что при значительно ослабленном зрении, когда уже невозможно читать плоскопечатный текст, на мониторе компьютера можно создать наиболее комфортный для восприятия фон, контрастность, цвет и величину букв. И тогда становится доступной любаяинформация. О значении развития тактильной восприимчивости и использования большого количества литературы, изданной по Брайлю, говорил в своем выступлении А.А.Марков, специально приехавший на семинар из Санкт-Петербурга. Местом проведения семинара не случайно стала библиотека для слепых. Все чаще и чаще в таких учреждениях появляются слепоглухие читатели. Как наиболее полно удовлетворить их запросы? Каким образом можно создать наиболее комфортные условия работы с литературой таким потребителям информации? Российская государственная библиотека слепых имеет не только богатейший опыт обслуживания слепоглухих читателей, но и самую современную аппаратуру, облегчающую доступ к богатствам библиотеки людям с сенсорными нарушениями. Участники семинара имели прекрасную возможность познакомиться с оборудованием компьютеризированных рабочих мест для незрячих специалистов, увидеть в действии прекрасную читальную машину "Инфа-100", позволяющую не только отсканировать плоскопечатный текст, с помощью синтезатора речи озвучить заложенный в память машины матерь скопировать его дискету или диск, а том и распечатать в удобном для использования формате (по Брайлю или плоским шрифтом). Библиотека развернула также выставку литературы и матер лов по теме семинара. Помимо этого, времени заседания в читальном зале фонд "Родители инвалидов по зрению" Российская академия художеств представили выставку "Тифлоарт-Москва-2000". Участники семинара получили прекрасную возможность ознакомиться скульптурными произведениями, осмотр которых был специальным образом о] организован. При обсуждении докладов и выступлений участники семинара высказывали единодушное мнение, что библиотека для слепых реально является не только хранилищем богатейших фондов литературы, но и может стать центром, куда стекается столь необходимая информация о помощи людям (детям и взросл с множественными сенсорными нарушениями. Использование новей] технологий позволяет расширить доступ к этим богатствам как самим людям с серьезными сенсорными проблемами, и их близким и специалистам. Распространение опыта удовлетворения пот потребностей слепоглухих читателей явится реальным вкладом любой библиотеке для слепых в дело социальной реабилитации и духовной поддержки слепоглухих людей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.009 с.) |