Институт коррекционной педагогики рао, Москва // Дефектология, 2000, № 5, С. 82-85 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт коррекционной педагогики рао, Москва // Дефектология, 2000, № 5, С. 82-85



 

 

Потеряв зрение и слух человек может оказаться в абсолютном одиночестве и чувствовать пол­ную оторванность от мира. Почему -"может"? Потому что есть способы противостоять такому тяжелому развертыванию событий. Информация о способах познания окружающей действительности и использование современных технологий реально разрешают многие трудности слепоглухого человека. Именно обсуждению этих проблем и был посвящен семинар "Восприятие мира слепоглухим человеком", который прошел в апреле сего года в Российской государственной библиотеке для слепых. Организаторами этого семинара явились три организации: вышеуказанная библиотека, институт коррекционной педагогики и благотворительная организация попечения о слепоглухих и людях с синд-ромом Ушера ("Ушер-Форум"). коло 60 участников, которые представляли 20 различных государственных и общественных организаций, предостав­ляющих образовательные и социальные услуги людям с нарушениями зрения и слуха, собрались в гостеприимном доме — библиотеке, которая в этом году от­мечает свое 80-летие. Юбилей библиоте­ки был не единственной славной датой, которую вспоминали в ходе работы пред­ставительного собрания. Участники об­суждения посвятили свое заседание 100-летию со дня рождения известного петер­бургского психолога Августы Викторов­ны Ярмоленко. О вкладе этого ученого в дело обучения и воспитания слепоглухих детей, а также психологического осмыс­ления проблем слепоглухоты сделала до­клад "Проблемы восприятия мира слепо-глухим человеком: от А.В.Ярмоленко до наших дней" заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта Т.А.Басилова. Не забыли и о 120-летнем юбилее одной из самых известных слепоглухонемых - Элен Келлер. О жизненном подвиге этой удивительной женщины доложила со­бравшимся заведующая отделом тифло-библиографии РГБС Н.Д.Шапошникова, участники семинара также получили ред­кую возможность увидеть документальный видеофильм об Э.Келлер, который основан на редчайших прижизненных киносъемках и позволяет увидеть и саму героиню фильма, и ее самоотверженных учителей и помощников (А.Сулливан, П.Томсон и др.) — увидеть то, о чем мы все могли только читать в редких теперь, еще дореволюционных изданиях.

После революции 1917 г. группа сле­поглухих детей, обучавшаяся в первом российском приюте для слепоглухонемых в Петербурге, влилась сначала в состав детдома глухонемых, а затем в Отофонетический институт, позднее ставший Ин­ститутом слуха и речи. Совместное обуче­ние в классе слепоглухонемых и видящих глухонемых детей представляло большие трудности и давало довольно слабые ре­зультаты. И только в 1934 г. слепоглухоне­мые дети были выделены в особую группу со своим помещением и штатом, где стало возможным проводить их планомерное специальное обучение и воспитание (Яки­мова, 1940). Группа для слепоглухонемых детей в Ленинграде нормально существо­вала до 1940 г., именно в этот год туда уда­лось отправить четверых слепоглухоне­мых детей из Харьковской школы, кото­рая была к тому времени закрыта. Группа перестала существовать с началом войны и блокады Ленинграда в 1941 —1942 гг. Почти все дети погибли, остались в живых только трое, кому удалось уехать из Ле­нинграда до начала войны. В ленинград­ской группе продолжала с дореволюцион­ных лет работать педагог Ю.А.Якимова, именно она и оставила печатные работы, обобщающие опыт работы этой группы. Ее первая статья об этом опыте была опуб­ликована в 1940 г.

О работе со слепоглухонемыми в этой группе много писала Августа Викторовна Ярмоленко (1900—1976). Именно ей мы обязаны и первыми исследованиями в области психологии слепоглухих, выпол­ненными в наблюдениях за детьми этой группы.

Августа Викторовна была дочерью из­вестной женщины-врача и общественной деятельницы А.А. Дерновой -Ярмоленко. С 16 лет работала в дошкольных учреждениях г. Екатеринославля (Дне­пропетровска) и его окрестностей. После окончания дополнительного (учительско­го) класса гимназии в 1918 г. продолжила обучение на дошкольном факультете Высшего института народного образова­ния в Екатеринославле, который закон­чила в 1922 г. Затем успешно прошла курс психолого-рефлексологического факуль­тета Ленинградского института дефекто­логии Государственной психоневрологи­ческой академии, который закончила в 1924 г. С 1926 по 1930 гг. училась там в ас­пирантуре по рефлексологии детства и физиологии ЦНС при Рефлексологичес­ком институте по изучению мозга. По окончании аспирантуры представила за­ключительную научную работу по теме "Хватательный рефлекс, его генезис и аномалии". Огромное значение на фор­мирование ее научных взглядов оказали академик Б.М.Бехтерев, профессора В.И.Осипова и В.Н.Мясищев.

С 1923 по 1948 гг. работала в отделе­нии психологии Института мозга. Ее кан­дидатская диссертация "Исследование моторной сферы нормальных и аномаль­ных детей" была защищена в 1931 г. (по совокупности работ). Докторскую дис­сертацию защитила в 1958 г., написав ра­боту "Развитие познавательной деятель­ности слепоглухонемых".

С 1923 г. Ярмоленко вела эпизодичес­кие наблюдения за 8 слепоглухими вос­питанниками в первой в России школе для слепоглухих, после революции во­шедшей в состав Отофонетического ин­ститута, позднее Научно-практического слухоречевого института. После того как в 1934 г. слепоглухие дети вновь были вы­делены в отдельную группу, А.В.Ярмо­ленко начала систематическое наблюде­ние над ними и их изучение, которое про­должалось до 1941 г. За 30 лет существо­вания сначала петербургской, затем ле­нинградской школы для слепоглухих (с 1909 до 1940 гг.) через нее прошло 38 сле­поглухих детей. Материалы наблюдений за развитием этих детей стали основой многих научных работ А.В.Ярмоленко в области ВНД и психологии.

С 30-х гг. и до конца жизни А.В.Ярмо­ленко читала в ЛГУ, Педагогическом ин­ституте им. Герцена и в других вузах го­рода курсы общей, педагогической и юридической психологии, а также курс "Основы дефектологии". Будучи участницей Великой Отечественной Войны, работала фельдшером в военных госпи­талях блокадного Ленинграда. С 1944 г. и до конца жизни — профессор кафедры общей психологии психологического фа­культета Ленинградского государствен­ного университета. Занималась пробле­мами логоневрозов и нарушениями речи при многоязычии. В соавторстве с про­фессором Б.Г.Ананьевым и другими уча­ствовала в создании монографии "Осяза­ние в процессе труда и познания" (1959), которая в 1961 г. была удостоена премии К.Д.Ушинского. А.В.Ярмоленко известна как прекрасный знаток мировой дефек­тологической и психологической литера­туры, свободно владела 11 иностранными языками. Она впервые в России обобщи­ла обширную, но в целом разрозненную литературу в области изучения и обуче­ния слепоглухих. Собрала сведения при­мерно о 400 слепоглухих (в их числе по­дробно в зарубежной литературе описа­но только 27 случаев, а упомянуто лишь 300). А.В.Ярмоленко нашла описания 96 слепоглухих в отечественной литературе, 25 человек из которых наблюдала лично.

А.В.Ярмоленко к слепоглухим относи­ла только людей, лишенных от рождения слуха и зрения или потерявших их в ран­нем возрасте, до овладения или закрепле­ния словесной речи как средства обще­ния и мышления. Именно эти случаи сле­поглухонемоты (врожденной и ранней) были основным объектом ее внимания. Все случаи более поздней потери слуха и зрения А.В.Ярмоленко называла слепо-глухими. Из всех упомянутых в мировой литературе случаев к истинной слепоглу­хонемоте, по ее мнению, можно отнести только 119. Остальных можно было отне­сти к детской, подростковой, взрослой или старческой слепоглухоте.

Как и Ю.Я.Якимова, А.В.Ярмоленко де­лила слепоглухонемых детей на две груп­пы: активные слепоглухонемые и слепо­глухонемые, инертные по поведению.

Благодаря работам Ю.А.Якимовой и А.В.Ярмоленко мы можем подробно уз­нать о составе ленинградской группы слепоглухих 1938 — 39 гг., о типах поведе­ния состоящих в ней слепоглухих детей, об основных приемах первоначальной педагогической работы с этими детьми.

Августе Викторовне мы обязаны сбо­ром и систематизацией всей имевшейся к тому времени в мире информации о развитии и обучении слепоглухих детей. На основе собранных данных она создала

слепоглухих в нашей стране. Эта классификация используется и сейчас. Мало того, ее можно использовать для типологии любого сложного нарушения. Собран­ные и систематизированные ею сведения по особенностям развития ощущений и восприятий слепоглухих детей и взрос­лых до сих пор представляют большой научный интерес, на них ссылаются уче­ные разных стран мира.

А.В.Ярмоленко впервые обратила вни­мание на положительную роль семьи в воспитании слепоглухого ребенка, на са­му возможность полноценного развития до специального обучения. Она писала, что решающим моментом в ряде случаев полноценного развития слепоглухого ре­бенка до специального обучения явля­лось "отношение семьи к нуждам и по­требностям слепоглухонемого ребенка. Эта высокая ступень семейной педагоги­ки не может быть отнесена на счет высо­кого уровня педагогического образова­ния родителей. Все родители были рабо­чими или крестьянами — простыми людьми.

Но одна черта сближает эти семьи между собой — родительская любовь и жалость к слепоглухому ребенку прохо­дит через призму большой педагогической чуткости и творческой инициативы, позволяющей этим людям провести пер­вый период обучения слепоглухонемого еще до поступления его в школу.

Они создают собственные системы знаков кинетической речи и таким обра зом дают ребенку возможность развития в условиях компенсации его дефекта ("Очерки психологии слепоглухонемых". Л.: ЛГУ, 1961. С. 83).

Важно отметить, что из семи докладов три были представлены слепоглухими людьми. Проблемы реализации творческого потенциала слепоглухого ученого-исследователя с использованием компьютера, оборудованного брайлевскими приставками, обсуждал в докладе "Творческаяреволюция" и.о. профессора Университета УРОА А.В.Суворов.

Настоящую сенсацию произвел видео­доклад новосибирского представителя ор­ганизации "Ушер-Форум" В.П.Елфимова. Доехать до Москвы из столь удаленного города крайне сложно, поэтому свое сообщение человек с синдромом Ушера записал на видеопленку. Доклад представлялся вниманию участников семинара на языке жестов, параллельно текст сообщения озвучивался переводчиком.

"Компьютерные технологии — окно в мир" — таково было название доклада, полностью отражавшего реальные воз­можности доступа к чтению плоскопе­чатных текстов через Интернет, расши­рения круга общения благодаря участию в телеконференциях и "беседах" в реаль­ном времени с помощью таких программ, как ICQ. Особо важно, что при значи­тельно ослабленном зрении, когда уже невозможно читать плоскопечатный текст, на мониторе компьютера можно создать наиболее комфортный для вос­приятия фон, контрастность, цвет и вели­чину букв. И тогда становится доступной любаяинформация. О значении разви­тия тактильной восприимчивости и ис­пользования большого количества лите­ратуры, изданной по Брайлю, говорил в своем выступлении А.А.Марков, специ­ально приехавший на семинар из Санкт-Петербурга.

Местом проведения семинара не слу­чайно стала библиотека для слепых. Все чаще и чаще в таких учреждениях появ­ляются слепоглухие читатели. Как наибо­лее полно удовлетворить их запросы? Каким образом можно создать наиболее комфортные условия работы с литерату­рой таким потребителям информации? Российская государственная библиотека слепых имеет не только богатейший опыт обслуживания слепоглухих читателей, но и самую современную аппаратуру, облег­чающую доступ к богатствам библиотеки людям с сенсорными нарушениями. Уча­стники семинара имели прекрасную воз­можность познакомиться с оборудованием компьютеризированных рабочих мест для незрячих специалистов, увидеть в действии прекрасную читальную машину "Инфа-100", позволяющую не только отсканировать плоскопечатный текст, с помощью синтезатора речи озвучить заложенный в память машины матерь скопировать его дискету или диск, а том и распечатать в удобном для использования формате (по Брайлю или плоским шрифтом). Библиотека развернула также выставку литературы и матер лов по теме семинара. Помимо этого, времени заседания в читальном зале фонд "Родители инвалидов по зрению" Российская академия художеств представили выставку "Тифлоарт-Москва-2000". Участники семинара получили прекрасную возможность ознакомиться скульптурными произведениями, осмотр которых был специальным образом о] организован.

При обсуждении докладов и выступлений участники семинара высказывали единодушное мнение, что библиотека для слепых реально является не только хранилищем богатейших фондов литературы, но и может стать центром, куда стекается столь необходимая информация о помощи людям (детям и взросл с множественными сенсорными нарушениями. Использование новей] технологий позволяет расширить доступ к этим богатствам как самим людям с серьезными сенсорными проблемами, и их близким и специалистам. Распространение опыта удовлетворения пот потребностей слепоглухих читателей явится реальным вкладом любой библиотеке для слепых в дело социальной реабилитации и духовной поддержки слепоглухих людей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.009 с.)