Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т.А.ДОРОФЕЕВА // Дефектология, 2002, № 1, С. 14-19
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва В статье уделяется внимание роли органов чувств в учебной деятельности и проблеме осознания трудностей, связанных с недостатком зрения. Оказывается, младшие школьники, зная, что их зрение недостаточное, продолжают полагаться на него, не осознавая трудностей, возникших из-за этого дефекта. При этом данные о деятельности других органов чувств ими не используются. The article focuses on the role of organs of sense in educational activities and on the problem of realizing difficulties connected with vision disorders. It concludes that junior schoolchildren knowing that their vision is insufficient continue to rely on it. They don't realize difficulties which appeared because of this deffect. Besides data on the other organs of sense activities are not used by such children. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТИФЛО-педагогике и тифлопсихологии (Л.П.Григорьева, В.З.Дениски-на, М.И.Земцова,. А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, В.А.Феоктистова и др.) показали, что зрительный дефект отрицательно сказывается на формировании познавательных процессов, обеспечивающих детям адекватное отражение мира. Хотя неполноценное зрение не обеспечивает детям точной и полной информации, тем не менее зрительный анализатор остается ведущим в процессе познания окружающей действительности. Дети с нарушениями зрения не стремятся использовать сохранные ограны чувств для обогащения чувственного опыта. Из-за того, что эти дети не осознают особенностей своего дефекта, они испытывают затруднения в познании самого себя, своих индивидуальных особенностей и возможностей действовать соответственно окружающей обстановке. Между тем экспериментальные исследования (А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева и др.) доказали, что адекватное приспособление ребенка к условиям окружающей среды достигается за счет активного использования, наряду с нарушенным зрительным анализатором, сохранных анализаторов: осязания, обоняния, вкуса и слуха. Таким образом, полноценное развитие ребенка будет осуществляться за счет активного развития у него компенсаторных процессов. В связи с этим можно говорить о том, что успешность адаптации ребенка с нарушением зрения во многом будет определяться уровнем его осознания своих зрительных возможностей и умением пользоваться сохранными анализаторами. Исследования, проводимые Е.В.Селезневой (1996) с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, показали, что в условиях специально организованного обучения возможно формулирование представлений о собственных возможностях восприятия окружающего мира и ориентировки в нем, а также необходимости компенсации нарушенных зрительных функций, но проблема использования органов чувств в учебной деятельности так и не получила своего окончательного решения.
С целью изучения особенностей использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, было проведено данное экспериментальное исследование. В нем принимали участие 30 детей, учеников начальных классов для слабовидящих детей, школы-интерната № 21 для детей с нарушениями зрения г. Абакана. Основные зрительные заболевания у этих детей — врожденный горизонтальный нистагм, афакия обоих глаз и миопия разной степени тяжести. Острота центрального зрения без коррекции очками составила 0,02-0,3 на лучше видящем глазе. Для исследования представлений младших школьников с патологией зрительного анализатора о своих органах чувств и осознания их роли вучебной деятельности нами были использованы пять серий вопросов-заданий. Методика исследования носила психолого-педагогический характер, включала беседы и предметно-практическую деятельность. Каждая беседа содержала не менее пяти групп вопросов, позволяющих получить сведения о роли зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов в восприятии и осознании окружающей действительности у младших школьников с патологией зрения. Беседы проводились индивидуально. Содержание беседы было построено таким образом, что каждая последующая расширяла, уточняла представления младших школьников о своих органах чувств и выявляла особенности использования органов чувств в учебной деятельности. Для получения объективных сведений об особенностях представлений детей о своих органах чувств и возможностях использования их в учебной деятельности выявленные результаты были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Анализ эмпирических данных, наблюдение за способом выполнения заданий позволили выделить три уровня сформированности представлений у младших школьников об органах чувств и их сенсорно-перцептивных возможностях. Высокий уровень — у детей сформированы представления об органах чувств. Они в большинстве случаев дают полные и правильные ответы об их строении и функциональных возможностях. Средний уровень — дети испытывают затруднения в процессе выполнения заданий, но не наблюдается отказов от ответа. Низкий уровень — дети испытывают значительные затруднения или отказываются от выполнения заданий. Из полученных данных следует, что у младших школьников без патологии зрения преобладает высокий уровень сформированности представлений о своих органах чувств, а у младших школьников, имеющих нарушение зрения, преобладает средний уровень (53 %). Дети в основном знают о предназначении органов чувств, но испытывают затруднения в определении познавательной функции, ошибаются в узнавании предметов посредством различных анализаторов. Высокий уровень сформированности представлений о деятельности собственных органов чувств наблюдается у незначительного количества школьников с патологией зрения (7 %) и, как правило, у детей, посещавших дошкольное учреждение. Сравнивая результаты ответов детей, имеющих низкий уровень, можно отметить, что затруднений и количества отказов от ответов у детей без патологии зрения было намного меньше, чем у детей, имеющих нарушения зрения. Полученные данные подверждают необходимость приведения коррекционной работы по развитию у младших школьников представлений о деятельности собственных анализаторов и умений использовать их в процессе познания окружающего мира. Рассматривая сформированность представлений у младших школьников о своих органах чувств в процессе познания окружающего мира, мы сравнили уровень развития представлений о собственных органах чувств и представления о способах ознакомления с окружающим миром. Данные исследования представлены в гистограмме 1. у младших школьников с нарушением зрения, имеющих высокий уровень Анализ полученных результатов показывет, что у младших школьников с нарушением зрения, имеющих высокий уровень сформированности представлений об органах чувств, существует полисенсорный способ. Дети используют зрение, осязание, обоняние или слух для исследования и узнавания предметов окружающего мира. На среднем и низком уровнях сформированности представлений об органах чувств появляется бисенсорный способ восприятия окружающего мира. Причем тот способ преобладает в основном у детей, находящихся на низком уровне развития представлений. Моносенсорный способ восприятия наблюдается уже у детей среднего уровня, но доминирующим он оказывается у школьников с низким уровнем восприятия окружающего мира, а на высоком уровне этот способ вообще не наблюдается. У младших школьников без патологии зрения, находящихся на высоком уровне сформированности представлений о собственных органах чувств, тоже преобладает полисенсорный способ восприятия окружающего мира. Необходимо отметить, что моносенсорный способ восприятия у детей с нормальным зрением прослеживается на всех трех уровнях сформированности представлений об органах чувств. Бисенсорный способ восприятия получил наибольшее распространение на высоком уровне (60 %), хотя наблюдается у младших школьников, находящихся на среднем и низком уровнях.
Таким образом, можно говорить о том, что чем выше уровень сформированности представлений о деятельности собственных анализаторов, тем полноценнее ребенок получает информацию в процессе учебной деятельности и использует полисенсорное восприятие для узнавания предметного мира. В ходе нашего исследования было необходимо выявить умения младших школьников использовать представления об органах чувств и их сенсорно-перцептивных возможностях в учебной деятельности, а также особенности осознания трудностей опознания предметов, возникших по причине зрительного дефекта. Для решения этой задачи были предложены три предметно-практических задания: 1. Рассмотри, что изображено на рисунке. По каким признакам ты узнал предмет? Почему ты совершил ошибки? 2 Рассмотри, что изображено на рисунке. Продолжи рисовать эту фигуру дальше. Почему тебе было трудно рисовать? 3. Узнай предмет. Почему ты совершил ошибки? У младших школьников с нормальным зрением выполнение всех трех заданий не вызвало затруднений. Дети легко справлялись с ними, не наблюдалось затруднений и отказов от их выполнения. У детей с патологией зрения при выполнении заданий возникли трудности. В процессе выполнения первого задания 33% детей не испытывали затруднений при узнавании изображения предметов и 67% детей испытывали затруднения. Например, Сергей А. (8 лет, 0,1; 0,1): «Кажется, нарисованы чашки, маленько забыл». Оказалось, что только 30% детей осознают, что им было трудно рассматривать изображенное на картине из-за плохого зрения, а 70% детей не знают, почему они ошиблись или не узнали изображенное. Ответы детей были примерно такие: «Потому что было плохо нарисовано, и я не понял», «Я забыл, что это». Это позволяет сделать вывод о том, что у младших школьников с патологией зрения еще не сформировались адекватные образы предметов окружающей действительности, ребенок в основном полагается на дефектное зрение и не использует сохранные анализаторы для познания окружающего мира и в результате в учебной деятельности пользуется неточными представлениями о предмете, причем не осознавая этого.
Следующее задание было направлено на выявление умений использовать органы чувств при практическом выполнении задачи. Для этого предлагалось начертить изображенную фигуру по клеточкам. В результате оказалось, что только 30% школьников успешно справились с заданием; 40% испытывали затруднения, но все же с заданием справились, и 30% детей вообще не смогли выполнить задание, объясняя это тем, что «их так еще не научили делать». Анализ трудностей, возникших при выполнении этого задания, показал, что 24% детей не знают, почему им было трудно, а 76% объясняют, что «было плохо видно», «глаза устали рассматривать». Таким образом, возникшие затруднения при выполнении задания ети в основном связывают с нарушением визуального восприятия, а не с недостатком знаний о других приемах решения подобного типа задач. Эти дети до конца не осознают возможность использования других органов чувств в процессе своей деятельности. Анализируя полученные ответы детей при выполнении третьего задания Узнай предмет», целью которого было узнать представленный предмет, южно отметить, что только 47% школьников справились с заданием. дети правильно узнавали и называли представленные предметы. У 53% школьников возникли затруднения при узнавании предметов. Отвечая на опрос: «Почему ты ошибся?», дети в 7% случаев осознавали, что им было все-таки плохо видно», а 53% детей как и не смогли определиться, почему ошиблись, практически не выдвигая при этом аргументированных предположений (Виталя Т. (8 лет, 0,1; 0,1): «Я не знаю почему»). Это еще раз подтверждает, что дети в учебной деятель-ости получают информацию, опираясь на нарушенный зрительный анализатор, при этом данные о других анализаторах ими не используются. Нам представляется необходимым разделить детей на 3 группы по степени осознанности трудностей, возникших в процессе выполнения учебной деятельности. 1 группа (высокая степень) — дети, испытывая затруднения при выполнении задания, полностью осознают трудности, возникшие из-за дефекта органа зрения. 2 группа (средняя степень) — дети испытывают затруднения при выполнении задания, но не всегда связывают возникшие трудности с дефектом зрения. 3 группа (низкая степень) — дети, испытывая затруднения, практически не осознают своих ошибок. Таким образом, проведенное исследование показывает, что большинство детей (47%) находятся во второй группе, имеют среднюю степень развития осознанности, так как не всегда связывают возникшие трудности при выполнении задания с дефектом зрения. Только у 20% наблюдается высокая степень осознанности, так как дети связывают возникшие затруднения в процессе выполнения задания с недостатком зрения, а 33% детей находятся в третьей группе, т.е. имеют низкую степень развития осознанности и не связывают свою неуспешность с плохим зрением. Сравнивая уровни сформированно сти представлений младших школьников о своих органах чувств и трех групп детей по степени осознанности трудностей, возникших в процессе выполнения учебной деятельности, мы получили следующие данные, которые представлены в гистограмме 2.
Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, позволяет говорить о том что младшие школьники с нарушением зрения, имея достаточно полные представления о своих органах чувств, в учебной деятельности все же испытывают затруднения из-за неполноценности органа зрения, не осознавая этого. Было интересно выяснить, каким способом восприятия окружающего мира пользуются дети, имеющие разные степени осознанности своих трудностей. Полученные результаты представлены в гистограмме 3. Полученные данные показывают, что при высокой степени осознанности трудностей наблюдаются полисенсорный и бисенсорный способы познания окружающего мира. А полимодальность восприятия имеет наибольшее распространение у детей, находящихся на высокой и средней степенях осознанности трудностей. Для низкой степени осознанности трудностей характерно бисенсорный и моносенсорный способы восприятия окружающего мира, причем моносенсорный способ восприятия такими детьми окружающего мира является доминирующим для них. Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше степень осознанности трудностей у младших школьников в учебной деятельности, возникших по причине дефекта зрения, тем больше органов чувств (сохранных анализаторов) ребенок применяет для процесса познания окружающего мира. Проведенное исследование позволяет говорить о недостаточности овладения сенсорно-перцептивными возможностями органов чувств младшими школьниками с нарушениями зрения. Дети, осознавая трудности, возникшие из-за нарушенного зрения в процессе учебной деятельности, продолжают использовать дефектное зрение и орган осязания как основные способы познания предметного мира. Это дает нам основания сделать вывод о том, что необходима разработка содержания специальных коррекционных занятий по формированию представлений об органах чувств и их сенсорно-перцептивных возможностях, а также приемов их использования в процессе учебной деятельности.
■■■:...:.,■■::•••/■ • •
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.016 с.) |