Т.А.ДОРОФЕЕВА // Дефектология, 2002, № 1, С. 14-19 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т.А.ДОРОФЕЕВА // Дефектология, 2002, № 1, С. 14-19



Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

В статье уделяется внимание роли органов чувств в учебной деятельности и проблеме осознания трудностей, связанных с недостатком зрения. Оказывается, младшие школьники, зная, что их зрение недостаточное, продолжают полагаться на него, не осознавая трудностей, возникших из-за этого дефекта. При этом данные о деятельности других органов чувств ими не используются.

The article focuses on the role of organs of sense in educational activities and on the problem of realiz­ing difficulties connected with vision disorders. It concludes that junior schoolchildren knowing that their vision is insufficient continue to rely on it. They don't realize difficulties which appeared because of this deffect. Besides data on the other organs of sense activities are not used by such children.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТИФЛО-педагогике и тифлопсихологии (Л.П.Григорьева, В.З.Дениски-на, М.И.Земцова,. А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, В.А.Феоктистова и др.) показали, что зрительный дефект отрицательно сказывается на формировании познавательных процессов, обеспечивающих детям адекватное отражение мира. Хотя неполноценное зрение не обеспечивает детям точной и полной информации, тем не менее зри­тельный анализатор остается ведущим в процессе познания окружающей дейст­вительности. Дети с нарушениями зре­ния не стремятся использовать сохранные ограны чувств для обогащения чувственного опыта. Из-за того, что эти дети не осознают особенностей своего де­фекта, они испытывают затруднения в познании самого себя, своих индивиду­альных особенностей и возможностей действовать соответственно окружаю­щей обстановке.

Между тем экспериментальные ис­следования (А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева и др.) доказали, что адекватное приспособ­ление ребенка к условиям окружающей среды достигается за счет активного ис­пользования, наряду с нарушенным зри­тельным анализатором, сохранных ана­лизаторов: осязания, обоняния, вкуса и слуха. Таким образом, полноценное раз­витие ребенка будет осуществляться за счет активного развития у него компен­саторных процессов. В связи с этим можно говорить о том, что успешность адаптации ребенка с нарушением зре­ния во многом будет определяться уров­нем его осознания своих зрительных возможностей и умением пользоваться сохранными анализаторами.

Исследования, проводимые Е.В.Се­лезневой (1996) с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зре­ния, показали, что в условиях специаль­но организованного обучения возможно формулирование представлений о соб­ственных возможностях восприятия ок­ружающего мира и ориентировки в нем, а также необходимости компенсации нарушенных зрительных функций, но проблема использования органов чувств в учебной деятельности так и не получи­ла своего окончательного решения.

С целью изучения особенностей использования органов чувств в учеб­ной деятельности младшими школь­никами, имеющими нарушения зре­ния, было проведено данное экспери­ментальное исследование. В нем при­нимали участие 30 детей, учеников на­чальных классов для слабовидящих детей, школы-интерната № 21 для де­тей с нарушениями зрения г. Абакана. Основные зрительные заболевания у этих детей — врожденный горизон­тальный нистагм, афакия обоих глаз и миопия разной степени тяжести. Ост­рота центрального зрения без коррек­ции очками составила 0,02-0,3 на лучше видящем глазе.

Для исследования представлений младших школьников с патологией зрительного анализатора о своих органах чувств и осознания их роли вучебной деятельности нами были использо­ваны пять серий вопросов-заданий.

Методика исследования носила пси­холого-педагогический характер, вклю­чала беседы и предметно-практичес­кую деятельность.

Каждая беседа содержала не менее пяти групп вопросов, позволяющих по­лучить сведения о роли зрительного, слухового, обонятельного, осязатель­ного и вкусового анализаторов в вос­приятии и осознании окружающей действительности у младших школьни­ков с патологией зрения.

Беседы проводились индивидуаль­но. Содержание беседы было построе­но таким образом, что каждая последу­ющая расширяла, уточняла представ­ления младших школьников о своих органах чувств и выявляла особеннос­ти использования органов чувств в учебной деятельности.

Для получения объективных сведе­ний об особенностях представлений детей о своих органах чувств и возмож­ностях использования их в учебной де­ятельности выявленные результаты были подвергнуты количественному и качественному анализу.

Анализ эмпирических данных, на­блюдение за способом выполнения за­даний позволили выделить три уровня сформированности представлений у младших школьников об органах чувств и их сенсорно-перцептивных возможностях.

Высокий уровень — у детей сформи­рованы представления об органах чувств. Они в большинстве случаев дают полные и правильные ответы об их стро­ении и функциональных возможностях. Средний уровень — дети испытыва­ют затруднения в процессе выполне­ния заданий, но не наблюдается отка­зов от ответа.

Низкий уровень — дети испытыва­ют значительные затруднения или от­казываются от выполнения заданий.

Из полученных данных следует, что у младших школьников без пато­логии зрения преобладает высокий уровень сформированности представ­лений о своих органах чувств, а у младших школьников, имеющих нару­шение зрения, преобладает средний уровень (53 %). Дети в основном знают о предназначении органов чувств, но испытывают затруднения в определении познавательной функции, ошибаются в узнавании предметов посредством различных анализаторов. Высо­кий уровень сформированности представлений о деятельности собствен­ных органов чувств наблюдается у не­значительного количества школьни­ков с патологией зрения (7 %) и, как правило, у детей, посещавших дошкольное учреждение. Сравнивая ре­зультаты ответов детей, имеющих низкий уровень, можно отметить, что затруднений и количества отказов от ответов у детей без патологии зрения было намного меньше, чем у детей, имеющих нарушения зрения.

Полученные данные подверждают необходимость приведения коррекционной работы по развитию у младших школьников представлений о деятель­ности собственных анализаторов и умений использовать их в процессе по­знания окружающего мира.

Рассматривая сформированность представлений у младших школьников о своих органах чувств в процессе по­знания окружающего мира, мы срав­нили уровень развития представлений о собственных органах чувств и пред­ставления о способах ознакомления с окружающим миром.

Данные исследования представлены в гистограмме 1.

у младших школьников с нарушением зрения, имеющих высокий уровень Анализ полученных результатов показывет, что у младших школьников с нарушением зрения, имеющих высокий уровень сформированности представлений об органах чувств, существует полисенсорный способ. Дети используют зре­ние, осязание, обоняние или слух для исследования и узнавания предметов окружающего мира. На среднем и низ­ком уровнях сформированности пред­ставлений об органах чувств появляет­ся бисенсорный способ восприятия ок­ружающего мира. Причем тот способ преобладает в основном у детей, нахо­дящихся на низком уровне развития представлений. Моносенсорный спо­соб восприятия наблюдается уже у де­тей среднего уровня, но доминирую­щим он оказывается у школьников с низким уровнем восприятия окружаю­щего мира, а на высоком уровне этот способ вообще не наблюдается.

У младших школьников без патологии зрения, находящихся на высоком уровне сформированности представлений о соб­ственных органах чувств, тоже преобла­дает полисенсорный способ восприятия окружающего мира. Необходимо отме­тить, что моносенсорный способ воспри­ятия у детей с нормальным зрением про­слеживается на всех трех уровнях сфор­мированности представлений об органах чувств. Бисенсорный способ восприятия получил наибольшее распространение на высоком уровне (60 %), хотя наблюдается у младших школьников, находящихся на среднем и низком уровнях.

Таким образом, можно говорить о том, что чем выше уровень сформиро­ванности представлений о деятельнос­ти собственных анализаторов, тем пол­ноценнее ребенок получает информа­цию в процессе учебной деятельности и использует полисенсорное восприя­тие для узнавания предметного мира.

В ходе нашего исследования было необходимо выявить умения младших школьников использовать представле­ния об органах чувств и их сенсорно-перцептивных возможностях в учеб­ной деятельности, а также особеннос­ти осознания трудностей опознания предметов, возникших по причине зрительного дефекта. Для решения этой задачи были предложены три предметно-практических задания:

1. Рассмотри, что изображено на ри­сунке. По каким признакам ты узнал предмет? Почему ты совершил ошибки?

2 Рассмотри, что изображено на рисунке. Продолжи рисовать эту фи­гуру дальше. Почему тебе было трудно рисовать?

3. Узнай предмет. Почему ты совер­шил ошибки?

У младших школьников с нормальным зрением выполнение всех трех заданий не вызвало затруднений. Дети легко справлялись с ними, не наблюдалось за­труднений и отказов от их выполнения.

У детей с патологией зрения при вы­полнении заданий возникли трудности. В процессе выполнения первого зада­ния 33% детей не испытывали затруд­нений при узнавании изображения предметов и 67% детей испытывали за­труднения. Например, Сергей А. (8 лет, 0,1; 0,1): «Кажется, нарисованы чашки, маленько забыл». Оказалось, что только 30% детей осознают, что им было труд­но рассматривать изображенное на картине из-за плохого зрения, а 70% де­тей не знают, почему они ошиблись или не узнали изображенное. Ответы детей были примерно такие: «Потому что было плохо нарисовано, и я не по­нял», «Я забыл, что это». Это позволя­ет сделать вывод о том, что у младших школьников с патологией зрения еще не сформировались адекватные обра­зы предметов окружающей действи­тельности, ребенок в основном полага­ется на дефектное зрение и не исполь­зует сохранные анализаторы для по­знания окружающего мира и в резуль­тате в учебной деятельности пользует­ся неточными представлениями о пред­мете, причем не осознавая этого.

Следующее задание было направ­лено на выявление умений использо­вать органы чувств при практическом выполнении задачи. Для этого предла­галось начертить изображенную фи­гуру по клеточкам.

В результате оказалось, что только 30% школьников успешно справились с заданием; 40% испытывали затрудне­ния, но все же с заданием справились, и 30% детей вообще не смогли выпол­нить задание, объясняя это тем, что «их так еще не научили делать».

Анализ трудностей, возникших при выполнении этого задания, показал, что 24% детей не знают, почему им бы­ло трудно, а 76% объясняют, что «было плохо видно», «глаза устали рассмат­ривать». Таким образом, возникшие затруднения при выполнении задания ети в основном связывают с нарушением визуального восприятия, а не с недостатком знаний о других приемах решения подобного типа задач. Эти дети до конца не осознают возможность использования других органов чувств в процессе своей деятельности.

Анализируя полученные ответы детей при выполнении третьего задания Узнай предмет», целью которого было узнать представленный предмет, южно отметить, что только 47% школьников справились с заданием. дети правильно узнавали и называли представленные предметы. У 53% школьников возникли затруднения при узнавании предметов. Отвечая на опрос: «Почему ты ошибся?», дети в 7% случаев осознавали, что им было все-таки плохо видно», а 53% детей как и не смогли определиться, почему ошиблись, практически не выдвигая при этом аргументированных предположений (Виталя Т. (8 лет, 0,1; 0,1): «Я не знаю почему»). Это еще раз подтверждает, что дети в учебной деятель-ости получают информацию, опираясь на нарушенный зрительный анализатор, при этом данные о других анализаторах ими не используются.

Нам представляется необходимым разделить детей на 3 группы по степени осознанности трудностей, возникших в процессе выполнения учебной деятельности.

1 группа (высокая степень) — дети, испытывая затруднения при выполне­нии задания, полностью осознают трудности, возникшие из-за дефекта органа зрения.

2 группа (средняя степень) — дети испытывают затруднения при выполне­нии задания, но не всегда связывают воз­никшие трудности с дефектом зрения.

3 группа (низкая степень) — дети, ис­пытывая затруднения, практически не осознают своих ошибок.

Таким образом, проведенное иссле­дование показывает, что большинство детей (47%) находятся во второй груп­пе, имеют среднюю степень развития осознанности, так как не всегда связы­вают возникшие трудности при выпол­нении задания с дефектом зрения. Только у 20% наблюдается высокая сте­пень осознанности, так как дети связы­вают возникшие затруднения в процес­се выполнения задания с недостатком зрения, а 33% детей находятся в треть­ей группе, т.е. имеют низкую степень развития осознанности и не связывают свою неуспешность с плохим зрением.

Сравнивая уровни сформированно сти представлений младших школьни­ков о своих органах чувств и трех групп детей по степени осознанности трудно­стей, возникших в процессе выполне­ния учебной деятельности, мы получи­ли следующие данные, которые пред­ставлены в гистограмме 2.

Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, позволяет говорить о том что младшие школьники с наруше­нием зрения, имея достаточно полные представления о своих органах чувств, в учебной деятельности все же испыты­вают затруднения из-за неполноценно­сти органа зрения, не осознавая этого.

Было интересно выяснить, каким способом восприятия окружающего мира пользуются дети, имеющие раз­ные степени осознанности своих труд­ностей. Полученные результаты пред­ставлены в гистограмме 3.

Полученные данные показывают, что при высокой степени осознанности трудностей наблюдаются полисенсор­ный и бисенсорный способы познания окружающего мира. А полимодальность восприятия имеет наибольшее распро­странение у детей, находящихся на вы­сокой и средней степенях осознанности трудностей. Для низкой степени осо­знанности трудностей характерно би­сенсорный и моносенсорный способы восприятия окружающего мира, при­чем моносенсорный способ восприятия такими детьми окружающего мира является доминирующим для них.

Таким образом, можно сделать вы­вод, что чем выше степень осознаннос­ти трудностей у младших школьников в учебной деятельности, возникших по причине дефекта зрения, тем больше органов чувств (сохранных анализато­ров) ребенок применяет для процесса познания окружающего мира.

Проведенное исследование позво­ляет говорить о недостаточности овла­дения сенсорно-перцептивными воз­можностями органов чувств младшими школьниками с нарушениями зрения. Дети, осознавая трудности, возникшие из-за нарушенного зрения в процессе учебной деятельности, продолжают ис­пользовать дефектное зрение и орган осязания как основные способы позна­ния предметного мира.

Это дает нам основания сделать вы­вод о том, что необходима разработка содержания специальных коррекционных занятий по формированию пред­ставлений об органах чувств и их сен­сорно-перцептивных возможностях, а также приемов их использования в процессе учебной деятельности.

 

 

■■■:...:.,■■::•••/■ • •



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.016 с.)