![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.З.Денискина // Дефектология, 2002, №1, С. 61-66Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва Статья посвящена проблеме этического воспитания лиц с нарушением зрения. Показано, что указанная проблема является одной из актуальных в теории и практике тифлологии. Проблема обсуждается на основе монографии Н.Е.Шурковой "Этика школьной жизни" (Москва: Педагогическое общество России, 2000). The article deals with the problem of ethic bringing up persons with vision disorders. The above-mentioned problem is a pressing one both in theory and practice of typhclology. Specific character of the problem is discussed on the basis of N.E. Shchurkova's monograph "Ethics of School Life" (Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2000) ПОД ЭТИКОЙ ПОНИМАЮТ науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми он руководствуется в жизни. По И.Канту, этика — это "наука о должном". Мораль, или этика, существует с начала образования человеческого общества и определяется его экономическим развитием. Существуют ли какие-то особенности, а тем более проблемы этического воспитания инвалидов по зрению по сравнению с нормально видящими? В литературе эти вопросы, к сожалению, до сих пор практически не рассматривались. Однако исходя из исследований тифлологов (М.И.Земцовой, А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой, В.А.Феоктистовой и др.), убедительно показавших, что развитие лиц с нарушением зрения, с одной стороны, подчинено общим со зрячими закономерностям, а с другой стороны, имеет специфические особенности, можно предположить существование специфического и в вопросах этического воспитания. Для выделения и обсуждения этой специфики остановимся сначала на ключевом вопросе этики, который рассмотрим, опираясь на основные положения монографии Н.Е.Шурковой "Этика школьной жизни" (М.: Педагогическое общество России, 2000). Автор этой работы утверждает, что ключевой вопрос этики — это отношение человека к другому человеку. Естественно, материальные блага влияют на состояние людей. Их потребление приносит своего рода удовлетворение. Но в сложных ситуациях на первый план выступает именно приоритет человеческих отношений над предметными. Итак, ключ к пониманию и воспитанию этических взаимоотношений лежит в сфере реальных практических отношений между людьми. Овладеть этическим ключом — значит, обрести способность учитывать рядом находящегося другого человека.
Будучи в командировке в Шадрин-ской (Курганская область) школе для детей с нарушением зрения, я имела удовольствие наблюдать, на мой взгляд, высокоэтические отношения между воспитанниками. Собравшись у экрана телевизора, дети показывали мне видеокассеты с записями номеров школьной самодеятельности. В комнате нас было немного. Дети помладше разместились ближе к экрану, старшие дети этому не препятствовали. Но вот в комнату пришли малыши. Старшие ребята быстро и тихо напомнили тем, кто сидел ближе к экрану, что малышей надо пропустить вперед. Дети быстро переместились, причем те, кто постарше, сделали это не только без малейшего недовольства, но и с привычной заботой о младших. Еще более показательными в плане этики были комментарии учащихся к кадрам на экране: "Смотрите! Смотрите! Как красиво мальчики танцуют испанский танец!", "Вы обратили внимание на Машину косу? (В имени могу ошибиться.) Такая коса — редкость!", "Прокрути ленту. Давай покажем, как выступают ребята из вспомогательного класса!" и т.д., и т.п. Эти дети видят других. Значит, названная школа на правильном пути в этическом воспитании своих учащихся. Но в воспитании заботы о другом не должно быть и перегибов. Я с любовью вспоминаю счастливое детство в советский период, но популярный и в мирное время призыв жертвовать собой ради счастья других так ли уж этичен? Ведь тот, кто жертвует собой, тоже человек и является другим человеком для других. Отсюда следующий вывод: мера этического определяется мерой сопряжения интересов личностного "Я" и интересов другого. В то же время мера этического определяется мерой уважения себя как Человека. Неэтично и безнравственно не относиться к себе как к Человеку. Согласитесь, что, к сожалению, многим людям все равно, как они выглядят. Такие люди есть и среди инвалидов по зрению, точнее, среди нас, так как я сама к ним отношусь и являюсь членом Общества слепых. А между тем человек с дефектом (каким бы этот дефект ни был) привлекает повышенное внимание окружающих. А так как зрячий редко встречается со слепыми, то он склонен свое впечатление от этой встречи переносить на других незрячих, забывая о том, что мы, как и нормально видящие, тоже все разные. Именно поэтому промахи, недостатки, в частности неэтическое поведение, одних незрячих невольно переносятся зрячими на других. Отсюда — безнравственно инвалиду по зрению быть неусердным студентом, грубо требовать льгот и т.д., ибо поведение одного зачастую приписывается зрячими другим инвалидам по зрению как характерная особенность слепоты.
Более того, неэтическое поведение незрячих иногда может просто оттолкнуть нормально видящего от слепых. Например, если незрячий грубо отказался от помощи, то предложивший ее вряд ли захочет в следующий раз другому незрячему оказать аналогичное внимание, в котором, быть может, тот очень будет нуждаться. Отношение к человеку, как Другому, субъективно свободно, т.е. нельзя силой заставить человека любить людей, Родину, почитать старость, заботиться о слабых, быть верным в дружбе. Значит, этическое — это сфера психологической свободы человека. Есть правила жизни в обществе, есть нравственные нормы, но человек сам делает выбор. Отсюда, мера этического опре- деляется мерой свободы выбора человека, проявляющего свое субъективное отношение к другому. Естественно, здесь речь идет не о свободе "о" нравственности, а о свободе "в" нравственности, о человеке, который сам выстраивает свое нравственное поведение, потому что он этого хочет, потому что, соблюдая нормы и как будто попадая в несвободу, человек обретает на самом деле личностную свободу. Ради этой свободы он принимает этические нормы как регуляторы отношений. Таким образом, можно констатировать, что этические нормы — это условие существования любого сообщества. Однако соблюдение этических норм в человеческих отношениях есть не что иное, как соблюдение этикета, являющегося своеобразным кодексом принятых в данном обществе хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте и т.п. Отсюда следует, что этикет представляет собой конкретно-прикладной аспект этики, выраженный в определенных правилах поведения человека в различных местах и ситуациях. Многие считают, что правила этикета никому не нужная формальность, своеобразный анахронизм, доживающий последние дни в современном обществе. Но это далеко не так. На самом деле воспитанному человеку, знающему и соблюдающему правила этикета, гораздо легче живется в любом обществе. Следовательно, этическое воспитание (в том числе и инвалидов по зрению) связано с формированием у человека навыков этических взаимоотношений с другими людьми, предполагающих также знание норм поведения и умение следовать им. В поведении, в общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения. Но далеко не всегда красивая внешность, красивые манеры общения с другими людьми говорят о наличии этой красоты внутри самого человека. Именно поэтому этикет должен показывать наличие внутренней этики и красоты, а не служить своеобразной ширмой, за которую можно спрятать внутреннюю убогость и недоброжелательность. "Этикет без этики — это лицемерие и ханжество" (Малая энциклопедия этикета. — М.: Рипол классик, 2000). Этикет (как действительное проявление высокой внутренней этичности) является той надежной основой, на которой строится прочное знание человеческого общежития.
Замечу, что зачастую правила этикета у разных народов и культур противоречат друг другу. Одно и то же действие у разных народов оценивается по-разному. Поэтому для успешного общения представителей разных стран и культур необходимо знать не только язык страны, но и язык этикета. В последнее время интерес к проблеме целенаправленного этического воспитания возрастает, обосновывается ее актуальность и практическая значимость. Не случайно по различным аспектам этой проблемы появляется литература справочного и энциклопедического характера. Актуальна ли эта проблема в тифло-логии? Весьма! Во-первых, потому, что она актуальна вообще, и, во-вторых, потому, что глубокое нарушение зрения привносит специфику как в процесс формирования этических отношений, так и в соблюдение норм этикета. Всегда ли этичны мы (инвалиды), когда требуем себе льгот за счет других, когда пользуемся помощью близких зрячих людей как чем-то должным, не испытывая при этом естественной благодарности? Не буду голословной. Приведу примеры. Меня всегда волновали причины проблем у незрячих, работающих в государственных учреждениях в коллективах нормально видящих. Именно под этим углом я анализирую каждую известную мне конкретную ситуацию. Как-то один из моих незрячих знакомых пожаловался, что на работе его не ценят и принижают как коллеги, так и руководитель научной группы. В процессе поиска причин пытаюсь вместе со знакомым оценить его вклад в разрабатываемую коллективом тему. Доля Участия оказалась незначительной, так как он брал на себя ничтожно малую часть работы. Спросите, почему? Оказывается, любую из частей общей работы зрячим, по его мнению, легче бы-ло выполнить, чем ему. Дословно: "Они же видят и справятся быстрее меня. ем же я буду этим заниматься?" На работе людей ценят прежде всего за качество выполнения ими профессиональных обязанностей. В нашем примере незрячий сам с себя обязанности снимал. Так откуда же могло взяться уважение к нему — человеку весьма профессиональному и эрудированному со стороны коллег? Такое отношение к работе и людям — простое иждивенчество, оно безнравственно. Другой пример. Многие незрячие — учащиеся и их родители — в 80-е годы резко выступали за вывод из школ для слепых и слабовидящих вспомогательных классов, в которых обучаются дети с нарушением интеллекта. В печати развернулась тогда целая полемика. Но если незрячие нетерпимо относятся к другим незрячим, интеллектуальные возможности которых не позволяют получить цензовое образование в объеме средней школы, то вправе ли инвалиды по зрению обижаться на зрячих, которые недооценивают слепых за их физический недостаток? Ведь и то и другое одинаково безнравственно.
Результаты этического воспитания незрячих зависят от отношения к ним родителей, близкого окружения, педагогов и посторонних людей, с которыми им приходится сталкиваться. Но оно (это отношение к незрячим) зачастую, и даже чаще всего, оказывается специфичным, поэтому многие особенности нравственного и поведенческого характера инвалидов по зрению являются следствием своеобразного отношения к ним со стороны зрячих. Гиперопека родителей и близких в сочетании с таким же отношением некоторых педагогов и медиков отрицательно сказывается на инвалидах. Насколько этичным может вырасти ребенок, если в школе для сохранения зрения его постоянно освобождают от домашнего задания? При таком воспитании человек с детства привыкает к различным скидкам. Постепенно ждать, а затем и требовать уступок, снисхождения — становится для него нормой поведения. Эта черта характера некоторых доводит до того, что они требуют льгот даже среди себе подобных. Например, считают нормой пройти без очереди даже тогда, когда в ней стоят такие же инвалиды. Похожие случаи можно наблюдать, например, в ведомственных санаториях системы Всероссийского общества слепых (ВОС). А теперь рассмотрим другую ситуацию, в которой зрячий своим поведением унижает незрячего. Представьте себе чувства слепого человека, если вопросы, относящиеся к нему, зрячий задает его сопровождающему. Можно подумать, что все слепые одновременно глухие, а также глупые и не в состоянии сами за себя отвечать. Однако очень многие люди всю интересующую их информацию о незрячем стараются получить именно от его спутника, а не у него самого. Подобное отношение к инвалиду по зрению унижает его и, следовательно, безнравственно. Многие недостатки в манерах слепых, с одной стороны, связаны с недостатками зрения, а с другой стороны, с ложной деликатностью зрячих. Им иногда неловко сделать замечание, объяснить, как выглядит человек с плохими манерами со стороны, устранив, таким образом, обнаруженный недостаток. Неправильное поведение постепенно превращается в дурную привычку, которая наносит большой вред инвалиду. Приведу очень показательный, на мой взгляд, пример. На одной из конференций, в которой принимали участие как инвалиды по зрению, так и нормально видящие, многие присутствующие восхищались молодым незрячим человеком. Его образованность, профессионализм, эрудированность в сочетании с умением хорошо петь под собственный аккомпанемент на гитаре естественным образом привлекали внимание окружающих. Я, гордая успехами инвалида по зрению (т.е. себе подобного), перечисляю достоинства этого молодого человека мало знающим его зрячим людям. И вдруг мне говорят: "Да, все хорошо бы, но он часто берет пальцы в рот. Это неприятно". Дурная привычка ведь появилась не сразу. Но рядом с этим незрячим были слепые родители, видимо, равнодушные или стеснительные люди. В результате то, от чего можно было отучить еще в детстве, вошло в привычку.
На формировании высоконравственной личности инвалида отрицательно сказывается занижение нормально видящими возможностей слепых в развитии, учебе, в профессии, быту и т.д. "Принижение" незрячего, в свою очередь, является следствием слабых представлений нашего общества в целом о жизни инвалидов по зрению, их дости- жениях, успехах и действительных трудностях, вызванных слепотой. Не понимая характера затруднений незрячих, окружающие оказывают иногда услуги, которые у инвалидов вызывают по меньшей мере недоумение. Приведу только один пример. Как-то спрашиваю знакомую, помогают ли ей пассажиры при выходе из наземного транспорта добраться до входа в метро. Отвечает: "Иногда помогают, но бывает и так, что 2 — 3 человека дружно суетятся вокруг меня, пока я выхожу из троллейбуса (будто я не знаю о существовании ступенек и поручня на выходе), а затем разом все исчезают, и я самостоятельно через сугробы (машины, лужи и другие помехи) "пробиваюсь" к входу в метро. Иногда помогают там, где вполне могу справиться сама, и оставляют одну в опасном месте". Таким образом, решение проблемы этического воспитания незрячих выводит нас на необходимость решения еще одной проблемы: формирование правильного отношения к дефекту. У кого же его надо формировать? У всех! Во-первых, у самих незрячих, во-вторых, у их родителей и близких, в-третьих, у педагогов и, в-четвертых, у всех слоев нашего общества. Как отмечалось выше, важную часть этического воспитания составляет обучение этикету, т.е. обучение соблюдению человеком принятого в обществе кодекса правил. В овладении незрячими этикетом специфического очень много. Это является следствием того, что, во-первых, в применении большинства правил большую роль играет зрение (приветствие, этикет неречевого общения и др.), а, во-вторых, нормально видящие зачастую усваивают правила и манеры самостоятельно по подражанию, а незрячие во многих случаях нуждаются в специальном обучении. Например, этикет посещения театра (кинотеатра) требует проходить на свое место лицом к сидящим. Это правило зрячие очень быстро усваивают с детства по подражанию или после объяснения взрослых. Если ребенок, поняв правило, в первое посещение театра, забыл его, то он легко вспомнит о нем, когда снова окажется в театре и посмотрит на поведение окружающих. Незрячий, конечно, может сам догадаться, что проходить лицом к сидящим эстетичнее, но он лишен возможности подражать и мгновенно ориентироваться в ситуации по поведению окружающих. Это, естественно, затрудняет как усвоение, так и соблюдение многих правил этикета. Кроме того, далеко не всем правилам незрячие могут и должны следовать. В некоторых случаях соблюдение норм этикета оказывается даже опасным. По роду своей деятельности мне часто приходится бывать с лекциями по тифлопедагогике в незнакомых учреждениях и городах. Как правило, на первых лекциях рассказываю слушателям, как именно видят люди при различных дефектах зрения. При этом подробно объясняю зрительные возможности слепых с остаточным зрением. Объяснение сопровождаю фотоматериалами, различными примерами, при этом всегда анализирую возможности своего остаточного зрения. Делаю это специально, чтобы, во-первых, у слушателей был, как говорится, живой пример, а во-вторых, с целью подготовки их к дальнейшему общению со мной. Как же часто меня огорчают мои ученики, когда из вежливости, следуя этикету, они (это после всех моих разъяснений!) стараются пропустить меня как преподавателя вперед. Но ведь в незнакомом месте незрячему вести за собой зрячих неуместно и опасно. Ведь я не знаю, что там впереди: дверь, порожек, ступеньки. Зачем же мне пробираться ощупью там, где я легко могу идти под руку или за нормально видящим. Частенько приходится даже после лекции снова объяснять: "Простите. Я ведь не вижу. Место для меня новое. Поэтому мне легче идти с вами под Руку, а если проход узкий, то мне легче идти просто за вами". Другие примеры. По правилам этикета мужчина должен несколько опережать женщину, когда открывает для нее дверь, но входить в помещение Вслед за женщиной. Применительно к незрячему мужчине, идущему со зрячей женщиной, это правило в чистом виде неприемлемо, так как нелепо и опять-таки опасно слепому мужчине Рваться к незнакомой двери в незнакомом месте. Но одновременно с тем ему, конечно, не стоит "тащиться" сзади. Если женщина, помогая идти, открывает дверь, то мужчине непременно следует придержать ее. Аналогичным образом небезопасно и поэтому неуместно незрячему мужчине в соответствии с общепринятыми нормами при спуске по лестнице идти на одну-две ступеньки впереди зрячей женщины. В книгах по этикету отмечается, что ходить под руку в наше время считается старомодным. Это затрудняет движение, особенно на людных узких улицах. Подчеркивается, что под руку этично идти по широким аллеям парка, когда есть необходимость женщине опереться на руку мужчины. В полном объеме это правило к незрячим неприемлемо, так как в сопровождении зрячих и друг с другом незрячим безопаснее (это прежде всего!) передвигаться, держась под руку. Многие правила этикета рассчитаны на использование зрения, поэтому следование отдельным из них ставит незрячего в неловкое положение. Например, при приветствии мужчина первым должен здороваться с женщиной, но при этом руку для пожатия первой должна протянуть она. Сколько раз я слышала от незрячих женщин, что это правило для них мучительно: "Чувствую, что должна протянуть руку, но боюсь! А вдруг не найду его руку, а вдруг моя рука просто зависнет!", "Хочу протянуть руку, но боюсь. А вдруг он, поздоровавшись, уже не смотрит на меня и моя рука повиснет в воздухе" и т.д. Положение незрячих усугубляется еще и тем, что для нас практически нет книг по этикету, зрячие же имеют их в домашних библиотеках и при необходимости всегда могут освежить знания, разобраться в отдельных тонкостях. Иногда рейтинг инвалидов по зрению падает в глазах зрячих членов трудовых коллективов по причине "странного" (в смысле неэтичного), на их взгляд, поведения. О своей "странной" манере я узнала от заведующей научной лаборатории, в которой работаю до сих пор. Странность состояла в том, что в коридорах Института я здороваюсь с сотрудниками других лабораторий по несколько раз в день, а на улице прохожу мимо молча. По состоянию зрения я не могу узнать проходящего мимо человека, поэтому в стенах института на всякий случай здороваюсь со всеми. Что касается улицы, то ведь не будешь в Москве, даже вблизи института, приветствовать каждого прохожего. Вот и не здороваюсь.Узнав о своей "странности", я решила внести коррективы в манеру приветствия. Стала в утренние часы говорить "доброе утро", в обеденные — "добрый день", а вечером — "добрый вечер". Вот только с приветствием на улице ничего подходящего не придумала. В рамках одной статьи невозможно коснуться всех сторон большой проблемы этического воспитания незрячих. Совершенно незатронутыми остались вопросы соблюдения незрячими этикета в процессе приема пищи, особенности овладения ими этикетом неречевого общения и др. А между тем этическое воспитание, обучение этикету имеют неоценимое значение для успешной интеграции инвалидов по зрению. Резюмируя вышеизложенное, подведем некоторые итоги: 1. Проблема этического воспитания незрячих — одна из актуальных в теории и практике тифлологии. 2. Этическое воспитание вообще и обучение соблюдению этикета, в частности, при нарушениях зрения несомненно имеют особенности, которые требуют изучения. 3. Изучение вопросов специфики этического воспитания незрячих позволит выработать конкретные рекомендации в адрес родителей, педагогов и реабилитологов. 4. Качественное этическое воспитание незрячих невозможно без целенаправленного просвещения общества по вопросам жизни незрячих: быта, учебы, профессиональной деятельности, досу- га, а также специфических трудностей, вызванных нарушением зрения. Соответствующей литературы с рекомендациями практически нет, так как две брошюры Виктории Лукши были в свое время изданы малыми тиражами и малодоступны даже желающим их прочитать. 5. Назрела необходимость издать для незрячих в рельефно-точечном и озвученном вариантах хотя бы малую энциклопедию этикета, дополнив ее комментариями соблюдения конкретных правил в условиях зрительного дефекта. 6. Весьма желательно провести специальную работу по выделению из перечня общепринятых правил этикета тех, строгое выполнение которых инвалидами по зрению затруднено или невозможно. Для этих выделенных случаев следует разработать специальные (адаптированные для незрячих) манеры поведения. 7. С целью пропаганды правил этикета среди лиц с глубокими нарушениями зрения следует в образовательных учреждениях III и IV видов, а также в учреждениях системы ВОС (домах культуры, клубах, первичных организациях) создавать кружки, в которых инвалиды могли бы изучать правила, упражняться в их применении, обсуждать нормы поведения в конкретных ситуациях. Это позволит поднять уровень этической культуры слепых и слабовидящих и одновременно будет способствовать выработке специальных правил, которые помогали бы им вполне этично избегать неловких и опасных ситуаций.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.43.184 (0.012 с.) |