Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б.К. Тупоногов // Дефектология, 1998, №5, С. 58-62Стр 1 из 23Следующая ⇒
Л.С.В ы готский
Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения Выводы В процессе коррекционной работы необходимо повышать коммуникативно-речевую компетентность детей с нарушениями зрения. Необходимо учить детей наблюдать за неречевыми способами выражения эмоций, соотносить их с различными модальностями в мимике и пантомимике. Следует обучать детей контролировать свои мимические движения на основе проприорецептики с использованием зрительного контроля. Старший дошкольный возраст является сензитивным для такой работы, и обучение должно осуществляться не только с детьми, имеющими нарушения зрения, но и с нормально видящими, так как и они недостаточно хорошо владеют этими формами общения. Литература Таким образом, в результате эксперимента было установлено, что процесс общения у детей со зрительной патологией имеет свернутый, неструктурированный характер, находясь на низком уровне развития, отражаясь на всей их коммуникативной деятельности. Без специального обучения представления о невербальных средствах общения характеризуются у дошкольников с нарушениями зрения слабой обобщенностью, обедненностью и фрагментарностью. Представления о невербальных формах общения носят ситуативный характер и затрудняют процесс восприятия и понимания окружающих людей и вступления с ними в контакт, тормозят развитие коммуникативной активности и речевых форм общения. Специальная система по ознакомлению детей со средствами общения должна быть направлена на осознание ребенком себя как субъекта процесса коммуникаций, В процессе специально организованных занятий необходимо сформировать у дошкольников представления о выразительных элементах невербального поведения и умения правильно их оценивать и использовать при взаимодействии с окружающими. 1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 2. Егорова Л.В. Общение слепых младшего дошкольного возраста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1981. 3. Заорская М. Овладение слепыми младшими школьниками средствами общения // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспита-тельной работы со слепыми и слабовидящими. Л.,
1991. 4. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1986. №3. 5. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М.: Знание, 1989. 6. Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания. М,, 1981. 7. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Анциферовой Л.И. М, 1978. 8. Лисина М.И„ Капгеля А.Г. Общение со взрослыми и психическое здоровье ребенка // Дошкольная педагогика. Кишинев, 1987. 9. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985. 10. Подберезин ИМ, Экспрессии лица в акте общения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы доклада. М., 1979. 11. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М,: Педагогика, 1980. 12. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. Шипицыной Л.М. СПб., 1995.
И. В. Саломатина Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения (из опыта работы) З.Н.ТЮБЕКИНА Примеры упражнений Упражнение №1. По точкам изобрази геометрическую фигуру. Как она называется? Внутри фигуры по линиям проведи прямые линии сверху вниз и слева направо. В центре каждой клетки поставь точку. Упражнение №2. Начерти линию слева направо, начиная от красной линии и кончая красной контрольной линией, а под ней, отступив клетку вниз, проведи такую же. Между линиями выполни частую штриховку линиями сверху вниз, не заходя за них. Упражнение №3 (работа с клеткой). Поставь точку в каждой клетке строки (интервалы между клетками с точками могут быть самыми различными, но заданными). Упражнения №4, 5. Начерти на строке прямые линии сверху вниз через одну клетку (далее различные интервалы). Нарисуй прямые линии сверху вниз длиной в одну клетку (далее с различными интервалами). Выполняются аналогичные задания в горизонтальном направлении.
Упражнения №6, 7, 8, 9 (безотрывное написание элементов "уголки"). Обведи левый нижний угол через клетку. Обведи правый нижний угол через клетку. Обведи левый верхний угол через клетку. Обведи правый верхний угол через клетку. Упражнение №10. Обведи клетку полностью, продолжи далее с разными интервалами. Закрась клетки, чередуя красный и зеленый цвет. Упражнение №11 (цветовой спектр "Цветные ступеньки"). Работа идет по 7 клеткам (7 цветов спектра): на первой строке надо раскрасить клетки подряд в основные цвета спектра. С каждой последующей строкой вниз идет смещение на одну клетку вправо, начиная с первого цвета. Осуществи контроль через счет клеток и цвет в каждой строке. Упражнение №12. (По опорный точкам обведи прямоугольник, квадрат). Назови полученные геометрические фигуры. Сколько клеток в квадрате? Прямоугольнике? Сколько клеток между фигурами? Раскрась прямоугольники в синий цвет, квадраты — в красный. Упражнение №13. Нарисуй по опорным точкам квадраты. Какие квадраты по величине? Сколько клеток в квадратах? Раскрась маленькие квадраты в теплые тона, большие — в холодные. Упражнение №14. Обведи клетку. Обведи клетки (с различными интервалами), раскрась их в теплые тона. Упражнения №15, 16, 17. Рисование по клеткам орнаментов по заданию. Упражнения №18, 19 (несколько упражнений по наклонным прямым). Проведи в каждой клетке строки линию из правого верхнего угла в левый нижний угол, далее — с различными интервалами. Проведи в каждой клетке строки линию из левого верхнего угла в правый нижний угол, далее — с разными интервалами. Упражнения №20, 21 (зеркальное рисование различных элементов). Флажки треугольной формы, их расположение вправо, влево (вправо — раскрась красным цветом, влево — синим). Флажки квадратной формы, прямоугольной, чередуя через одну клетку. Флажки по ниточке треугольной, прямоугольной, квадратной формы; чередование через одну клетку (флажки треугольной формы раскрась красным, прямоугольной — зеленым, квадратной — синим) и т.д. Усложнение идет по следующей схеме: работа по рисованию прямых линий в разных направлениях, рисование круглых элементов, волнистых линий, рисование элементов цифр, цифр, элементов букв, букв; их зеркальное рисование. Постепенное усложнение в работе принесло положительные результаты: дети усвоили порядок работы в тетради, научились зрительно анализировать задание, запоминать порядок его выполнения, отражать его в речи, устанавливать сходство и различие. В процессе работы усовершенствовалась зрительно-двигательная координация, ориентация в микропространстве, развились зрительное внимание, память, логическое мышление, сформировалась правильная осанка. В результате повседневной комплексной коррекционной работы в мае я получила хорошие результаты по развитию осязания и мелкой моторики у детей, с которыми занималась в тесном контакте с логопедом, воспитателями и родителями. Результаты обследования: по способу осязания двумя руками работали все дети, по культуре осязания к планомерной приблизились 7 детей, овладели карандашом и ножницами все дети.
ТАБасилова, И.В.Саломатина Формирование необходимых
Предпосылок к переходу В среднее звено школы
Литература 1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. — Ярославль: Академия развития, 1997. 2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М: Просвещение, 1985. 3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996. 4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. 5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1996. 7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: Академия развития, 1997. В сущности наука о слепом человеке, поскольку она шла к истине, вся сводится к развертыванию одной центральной идеи, которой человечество тысячелетиями пытается овладеть, потому что она не только идея о слепом, но и вообще о психологической природе человека.
Этическое воспитание лиц с нарушением зрения Маженна Заорска Варминско-Мазурский университет, г. Олыптын, Польша // Дефектология, 2002, 33, С. 89-93 В статье описываются история и современное состояние обучения слепоглухих детей в Польше. Раскрываются особенности организации помощи детям и взрослым с двойным сенсорным нарушением, а также их семьям в государственных и общественных благотворительных организациях. The article discribes history and modern state in deafblind education in Poland. The author discusses achievements and difficulties in supporting deafblind persons and their families on the state and public levels. ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И воспитания слепоглухих в польской специальной педагогике начали уделять внимание в 1938 г. В специальной школе-интернате дм слепых в Лясках тогда обучались двеслепоглухие девочки, 10 и 17 лет. Одна из них стала терять слух и зрение в возрасте 14 лет. Но подробная информация об этих девочках безвозвратно пропала во время Второй мировой войны. В 1953 г. в г. Ляски вблизи Варшавы было начато обучение 14-летней сле-поглухой Кристины Хришкевич, которая потеряла слух и зрение в возрасте 15 мес. после перенесенного менингита. Обучением ее занялась слабовидящая монахиня Эмануэля Езерска, разработавшая индивидуальный метод общения с Кристиной «в ладонь» по образцу алфавита для слепоглухих Лорм. Слепоглухую девочку обучали чтению, письму, основам математики, географии, биологии, речевому общению, физкультуре, самообслуживанию и социально-бытовой ориентировке. После 10-летнего обучения и реабилитации в школе она самостоятельно читала простые тексты, составляла небольшие сочинения, считала, вычитала и складывала в пределах 100, имела представление о географии Польши, строении человеческого тела и некоторых животных. В этой школе Кристина оставалась до 24 лет. Затем ее перевели в приют для слепых женщин в поселке Жилув в Восточной Польше. Этот приют всегда принадлежал католической церкви, по-
этому в нем работают монахини. Кристина Хришкевич живет там и сейчас, недавно ей исполнилось 63 года. К сожалению, за годы проживания в приюте она утратила почти все знания и умения, которыми овладела в Лясках, и нуждается сейчас в помощи даже при самообслуживании. До конца 80-х гг. прошлого столетия о других случаях обучения слепоглухих детей в Польше не было известно. В настоящее время в нашей стране нет специальных учебных учреждений для слепоглухих детей и взрослых. Большинство слепоглухих детей посещают специальные школы для умственно отсталых, глухих, тугоухих, слепых или слабовидящих. В 1989 г. в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в г. Быдгощ была организована первая группа слепоглухих детей, а год спустя открыта вторая. С 1992 г. существуют три группы слепоглухих детей разного уровня развития. Реабилитацией отдельных слепоглухих детей продолжает заниматься школа-интернат для слепых в Лясках. В 1996 г. Министерство народного образования Польши издало постановление № 9 об учебных планах начальных, профессиональных и средних школ. В постановлении представлен впервые учебный план обучения слепоглухих детей, где было определено количество учебных часов в неделю для младших (I—IV классы) и старших школьников (V — VIII классы). По этому плану обучение младших слепоглухих школьников по всем предметам должно проводиться одним учителем, а в старших классах вводится обучение разными учителями. В учебном плане для слепоглухих выделены дополнительные занятия по индивидуальной реабилитации (общеразвивающие, коррекцион-но-компенсаторные, физиотерапевтические, логопедические и др.), которые организуются школой в зависимости от потребностей учеников. Директору школы была предоставлена возможность утверждать индивидуальные и экспериментальные планы обучения детей (раньше все учебные планы утверждались только воеводскими управлениями по народному образованию). В начальной школе (I—IV классы) сле-поглухие дети должны изучать польский язык, обществоведение, природоведение, математику, техническое обучение, изобразительное искусство, физкультуру, пространственную ориентировку и передвижение. На них отводилось 22 ч в I—II классах, 25 ч в III классе и 26 ч в IV классе. На индивидуальные занятия было отведено в I—IV классах по 10 ч еженедельно. В старших классах (V—VIII) слепоглухие ученики должны изучать: польский язык, историю, математику, профессиональную подготовку, изобразительное искусство, физкультуру, обществоведение. На перечисленные предметы еженедельно отводилось в V—VI классах — 26 ч, в VII — 31 ч, в VIII — 33 ч. Индивидуальные занятия занимают по этому плану еженедельно в V—VI классах — 8 ч, в VII—VIII классах — 6 ч (указанное в учебном плане количество часов на индивидуальную работу относится ко всему классу). В 1999/00 уч. г. в Польше приступили к внедрению школьной реформы. Она основана на введении 6-летней начальной школы, 3-летней гимназии и 3-летней средней или профессиональной школы. В связи с реформой внесены коррективы учебных планов для слепоглухих детей. Постановление министра народного образования «О способах перехода начальных школ к новой школьной системе, о создании гимназий и учебных планах» издано 15 февраля 1999 г. В постановлении дана возможность продления каждого этапа обучения на год и больше. В I—IV классах никаких изменений в учебном пла- не не произошло, но пока не лен учебный план для слепоглухих, обучающихся в гимназии. В настоящее время в Польше созданы учебные планы для учеников гимназии, которые имеют сложный дефект или аутизмбез интеллектуальных нарушений. На практике обучение слепоглухих, детей, несмотря на тип школы, осуществляется по индивидуальным программам. Такие программы учитывают индивидуальные возможности слепоглухого ребенка, а также уровень его актуального развития. Некоторое число детей с патологией органов слуха и зрения обучаются массовых или интеграционных школах Там их обучение, как правило, носит частично индивидуальный, частично групповой характер. Это означает, что ребенок участвует в групповых занятиях по изобразительному искусству, музыке, физкультуре, труду, которые проводит классный руководитель со всем классом. Другие предметы (математику, польский язык, обществоведение) изучает индивидуально со специальным ти-фло- или сурдопедагогом. Согласно постановлению министерства, на подобное индивидуальное обучение слепоглу-хого ребенка в массовой школе выделяется от 6 до 8 ч еженедельно. Слепоглу-хие дети, обучающиеся в массовых или интеграционных школах, занимаются по индивидуальным программам обучения или по общепринятой специальной программе, рекомендуемой психолого-педагогическими консультационными пунктами (например, по программе школы для умственно отсталых детей, школы глухих или слепых). В массовой школе слепоглухой ребенок имеет возможность налаживать отношения с нормально развивающимися сверстниками, воспитываться в открытой общественной среде. Это положительно влияет на его социализацию и подготовку к будущей жизни в обществе, обогащает индивидуальный опыт ребенка. При этом нормально развивающиеся сверстники знакомятся с особенностями контакта ровесниками, имеющими сенсорные нарушения, учатся понимать и уважать их проблемы, совершенствуют положительные черты характера, а также овладевают навыками оказания помощи таким детям. Встречаются, но достаточно редко в случаи обучения слепоглухих детей в массовой школе по общей программе.Массовое обучение, как правило, касается Такое обучение, как правило, касается слабослышащих детей с полноценными возможностями интеллектуального развития. Обучение в массовых школах требует огромного труда и усилий со стороны ребенка и его семьи. Многое зависит также от положительного отношения к ребенку со стороны учителя и одноклассников. Такие отношения не всегда складываются и многие слепоглухие дети из массовых или интеграционных школ через некоторое время все-таки попадают в специальные школы. Заинтересованность в обучении слепоглухих проявляют также Польское общество слепых (ПОС), Польское общество глухих (ПОГ) и Общество помощи слепоглухим (ОПС). ОПС создано в Польше 15 октября 1991 г. Цель общества — всесторонняя помощь всем слепоглухим, проживающим в Польше, особенно слепоглухим детям и их родителям. Главной задачей управления ОПС является распространение информации о слепоглухих, их проблемах в средствах массовой информации и создание соответствующих условий для развития и реабилитации слепоглухих. В 1992 г. в ОПС, благодаря усилиям слепоглухого специалиста по информационным технологиям Гжегожа Козловского (создателя польской модификации английского мануального алфавита), был организован банк данных о количестве слепоглухих в Польше. В результате этого удалось официально зарегистрировать 1193 человека с глубокими нарушениями зрения и слуха, в том числе ПО детей. Но, принимая во внимание американские статистические данные, число слепоглухих в Поль-ше должно быть значительно большим им, примерно соответствовать популяции в 7000-8000 человек. По инициативе ОПС в 1992 г. в Варшаве был создан клуб слепоглухих, который организует их культурный досуг (занятия скульптурой, живописью), занимается издательской деятельностью. ОПС стало организатором первых в Польше курсов для слепоглухих детей, (г. Быдгощ). В данном курсе участвовали дети в возрасте от 4 до 17 лет. Программа состояла из групповых занятий (игр) и индивидуальных логопедических, психолого-педагогических занятий по коррекции остаточного зрения и социально-бытовой ориентировке. На курсе кроме польских преподавателей, работали специалисты из Института слепых Перкинса (США) Следующий курс состоялся в 1994 г. в г. Цехоцинке. Одной из задач было создание секции родителей слепоглухих детей при ОПС. В организации и проведении этого курса также активно участвовали представители Международного благотворительного фонда Хилтон—Перкинс из США. Главной целью впервые организованной секции родителей слепоглухих детей является организация всесторонней помощи семьям в: — обучении ребенка в домашней среде; — ликвидации барьера в общении; — преодолении общественной изоляции; — реабилитации; — координации усилий родителей и специалистов по обучению и воспитанию. Секция реализует свои цели следующими путями: — поиск семей, имеющих слепоглухих детей; — определение социально-бытовых и реабилитационных потребностей семей слепоглухих детей, а также предоставления таким семьям активной помощи; — распространение форм сотрудничества родителей, способствующих обмену опыта в области реабилитации детей; — демонстрация проблем слепоглухих детей через доступные средства массовой информации; — оказание психологической помощи родителям и слепоглухим детям; — организация учебных курсов для родителей и слепоглухих детей; — организация специализированной тифло- и сурдопомощи; — представление и защита интересов слепоглухих детей и их родителей перед государственными органами и общественными организациями; — поиск средств на организационную деятельность секции; — установление сотрудничества с другими общественными организациями. Члены секции подразделяются на действительных и почетных. Действительным членом может быть любой член семьи слепоглухого ребенка. Почетным членом может быть физическое лицо, которое внесет особо большой вклад в деятельность секции. Вышеуказанные направления деятельности секции родителей в настоящее время постепенно реализуются по мере поступления средств на ее деятельность. До настоящего времени в Польше не существуют системы ранней реабилитации детей с одновременным повреждением слуха и зрения. Но в последние годы Центром по реабилитации слепых и слабовидящих в г. Познань были сделаны первые попытки комплексной реабилитации слепоглухих детей раннего возраста по месту их жительства. Большинство слепоглухих детей в Польше живет в маленьких городах, их семьи не всегда своевременно ориентируются в возможностях реабилитации ребенка, не знают, в каких именно учреждениях можно найти помощь. Более 80% человек, записывающихся на консультации и реабилитацию ОПС, — это взрослые слепоглухие, те, которые не могут найти общего языка с окружающим миром, не знакомы ни с какой системой общения и никогда ранее не проходили никакой реабилитации. Значительная часть слепоглухих детей или совершенно лишены ранней реабилитации, или пользуются услугами центров по реабилитации глухих и тугоухих детей и молодежи ПОГ, что совершенно недостаточно. В Польше нет специализированных детских садов или отдельных групп для детей со сложным сенсорным нарушением в массовых или интеграционных детских садах. Однако существуют некоторые возможности получения помощи, консультации, специализированной реабилитации в различных государственных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения, Министерству народного образования. Министерству труда, зарплаты и социальной политики, а также некоторым неправительственным организациям Польши. Практика показывает, что родители слепоглухих детей сначала обращаются в медицинские учреждения, т.е. педиатрические, офтальмологические, отоларингологические, неврологические и психиатрические центры. В этих центрах даются первичные диагностические заключения и рекомендации отношении дальнейших реабилитационных мероприятий. Далее ребенка направляют в центры по реабилитаций глухих, тугоухих детей и молодежи ПОГ и в небольшом проценте — в центры по реабилитации слепых и слабовидящих. После психологических, педагогических и логопедических обследований ребенку рекомендуют индивидуальные коррекционные занятия по определенному плану. Такие занятия, в лучшем случае, проходят один раз в неделю, что явно недостаточно. Большую роль в диагностике, отборе и определении форм обучения и воспитания слепоглухих детей играют психолого-педагогические консультационные пункты, подведомственные Министерству просвещения Польши. В Постановлении министра просвещения от И июня 1993 г. «Об организации и правилах работы психолого-педагогических и других специализированных консультационных пунктов» указывается, что их целью является: — осуществление всесторонней помощи в развитии и обучении детей и молодежи; — помощь в выборе профессии; — оказание детям и молодежи, их родителям и опекунам, учителям и воспитателям специализированной психологической, педагогической, логопедической и реабилитационной помощи. Пункты осуществляют свои задачи путем диагностической, консультативной, коррекционной и профилактической деятельности в своих помещениях, а также при школах и на дому. К сожалению, на практике данные указания не всегда осуществляются, что обусловлено рядом причин организационного, экономического и неформального характера. В последнее время в Польше заметно растет заинтересованность государственных организаций, союзов инвалидов и частных лиц вопросами обучения, воспитания и реабилитации слепоглухих разного возраста. Это проявляется в появлении новых научных исследований по этой тематике, а также в попытках разработки системы специальной помощи слепоглухим и их семьям в различные периоды их жизни.
Тифлопедагога 1. Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей). 2. Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий). 3. Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления)* 4. Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей). 5. Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей). Построение коррекционных занятий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возможность организовать их в четкой, логически обоснованной последовательности, с постепенным усложнением. Распределение программного материала по годам обучения позволяет осуществлять коррекционное обучение с учетом возраста детей. Остановимся коротко на каждом из названных видов специальных коррекционных занятий тифлопедагога. Занятиях тифлопедагога Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать эти умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности. Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики (составители В.З.Денискина и Л.И.Плаксина, 1997 г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук (снимающих напряженность мышц, развивающих подвижность и гибкость). Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением; учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем); погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами — указательным и большим; застегнуть пуговицу тремя пальцами — указательным, средним и большим; нажать на клавишу детского пианино каждым пальцем поочередно, называя их, и т.п. Подобные упражнения помогают детям быстро запомнить названия каждого пальца и понять возможности использования рук. Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, — выделить голову, туловище, лапы (или ноги), хвост. Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, фломастером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно. Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже — самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить. Например, «Что это?», «Какой формы этот предмет?», «Какие детали есть у этого предмета?», «Из чего сделан этот предмет?», «Какая у него поверхность?» и т.д. Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и коорди-нированность движений рук. Например, детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д. Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагаются упражнения с использованием различных мячей (резиновых, пластиковых, матерчатых, массажных, теннисных), резиновых и поролоновых губок. Одним из разделов курса по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей осязательных представлений об облике человека. Особую важность они приобретают для детей с глубокой зрительной патологией. В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстников, взрослых дети знакомятся со строением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех людей и индивидуальные особенности внешности (например, у одного ребенка волосы длинные, а у другого короткие; у одного прямые, а у другого волнистые; у одного ребенка нос прямой, а у его товарища — вздернутый кверху, т.е. «курносый», и т.д. В результате такого осязательного обследования и сравнения у детей создается понятие о внешности человека, об индивидуальности его облика.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.139 с.) |