Б.К. Тупоногов // Дефектология, 1998, №5, С. 58-62 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б.К. Тупоногов // Дефектология, 1998, №5, С. 58-62



Л.С.В ы готский

 

Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения

Выводы

В процессе коррекционной работы не­обходимо повышать коммуникативно-речевую компетентность детей с наруше­ниями зрения.

Необходимо учить детей наблюдать за неречевыми способами выражения эмо­ций, соотносить их с различными модаль­ностями в мимике и пантомимике.

Следует обучать детей контролиро­вать свои мимические движения на осно­ве проприорецептики с использованием зрительного контроля.

Старший дошкольный возраст являет­ся сензитивным для такой работы, и обу­чение должно осуществляться не только с детьми, имеющими нарушения зрения, но и с нормально видящими, так как и они недостаточно хорошо владеют этими формами общения.

Литература

Таким образом, в результате экспери­мента было установлено, что процесс об­щения у детей со зрительной патологией имеет свернутый, неструктурированный характер, находясь на низком уровне развития, отражаясь на всей их коммуни­кативной деятельности.

Без специального обучения представ­ления о невербальных средствах общения характеризуются у дошкольников с нару­шениями зрения слабой обобщенностью, обедненностью и фрагментарностью.

Представления о невербальных фор­мах общения носят ситуативный харак­тер и затрудняют процесс восприятия и понимания окружающих людей и вступ­ления с ними в контакт, тормозят разви­тие коммуникативной активности и ре­чевых форм общения.

Специальная система по ознакомле­нию детей со средствами общения долж­на быть направлена на осознание ребен­ком себя как субъекта процесса комму­никаций,

В процессе специально организован­ных занятий необходимо сформировать у дошкольников представления о выра­зительных элементах невербального по­ведения и умения правильно их оцени­вать и использовать при взаимодействии с окружающими.

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание чело­века человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.

2. Егорова Л.В. Общение слепых младшего до­школьного возраста // Вопросы обучения и воспи­тания слепых и слабовидящих. Л., 1981.

3. Заорская М. Овладение слепыми младшими школьниками средствами общения // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспита-тельной работы со слепыми и слабовидящими. Л.,

1991.

4. Лабунская В.А. Особенности развития способ­ности к психологической интерпретации невер­бального поведения // Вопросы психологии. 1986.

№3.

5. Лабунская В.А. Психология экспрессивного

поведения. М.: Знание, 1989.

6. Лабунская В.А. Факторы успешности опозна­ния эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания. М,, 1981.

7. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Ан­циферовой Л.И. М, 1978.

8. Лисина М.И„ Капгеля А.Г. Общение со взрос­лыми и психическое здоровье ребенка // Дошколь­ная педагогика. Кишинев, 1987.

9. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвеще­ние, 1985.

10. Подберезин ИМ, Экспрессии лица в акте об­щения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы доклада. М., 1979.

11. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М,: Педагогика, 1980.

12. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зре­ния / Под ред. Шипицыной Л.М. СПб., 1995.

 

 

И. В. Саломатина

Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения

(из опыта работы)

З.Н.ТЮБЕКИНА

Примеры упражнений

Упражнение №1.

По точкам изобрази геометрическую фигуру. Как она называется?

Внутри фигуры по линиям проведи прямые линии сверху вниз и слева на­право.

В центре каждой клетки поставь точку.

Упражнение №2.

Начерти линию слева направо, начи­ная от красной линии и кончая красной контрольной линией, а под ней, отступив клетку вниз, проведи такую же.

Между линиями выполни частую штриховку линиями сверху вниз, не за­ходя за них.

Упражнение №3 (работа с клеткой).

Поставь точку в каждой клетке строки (интервалы между клетками с точками могут быть самыми различными, но за­данными).

Упражнения №4, 5.

Начерти на строке прямые линии сверху вниз через одну клетку (далее раз­личные интервалы).

Нарисуй прямые линии сверху вниз длиной в одну клетку (далее с различны­ми интервалами).

Выполняются аналогичные задания в горизонтальном направлении.

Упражнения №6, 7, 8, 9 (безотрывное написание элементов "уголки").

Обведи левый нижний угол через клетку.

Обведи правый нижний угол через клетку.

Обведи левый верхний угол через клетку.

Обведи правый верхний угол через клетку.

Упражнение №10.

Обведи клетку полностью, продолжи далее с разными интервалами.

Закрась клетки, чередуя красный и зе­леный цвет.

Упражнение №11 (цветовой спектр "Цветные ступеньки").

Работа идет по 7 клеткам (7 цветов спектра): на первой строке надо раскра­сить клетки подряд в основные цвета спе­ктра.

С каждой последующей строкой вниз идет смещение на одну клетку вправо, начиная с первого цвета. Осуществи кон­троль через счет клеток и цвет в каждой строке.

Упражнение №12.

(По опорный точкам обведи прямо­угольник, квадрат).

Назови полученные геометрические фигуры.

Сколько клеток в квадрате? Прямо­угольнике?

Сколько клеток между фигурами?

Раскрась прямоугольники в синий цвет, квадраты — в красный.

Упражнение №13.

Нарисуй по опорным точкам квадра­ты.

Какие квадраты по величине? Сколь­ко клеток в квадратах?

Раскрась маленькие квадраты в теп­лые тона, большие — в холодные.

Упражнение №14. Обведи клетку.

Обведи клетки (с различными интер­валами), раскрась их в теплые тона.

Упражнения №15, 16, 17. Рисование по клеткам орнаментов по заданию.

Упражнения №18, 19 (несколько уп­ражнений по наклонным прямым).

Проведи в каждой клетке строки ли­нию из правого верхнего угла в левый нижний угол, далее — с различными ин­тервалами.

Проведи в каждой клетке строки ли­нию из левого верхнего угла в правый нижний угол, далее — с разными интер­валами.

Упражнения №20, 21 (зеркальное ри­сование различных элементов).

Флажки треугольной формы, их рас­положение вправо, влево (вправо —

раскрась красным цветом, влево — си­ним).

Флажки квадратной формы, прямо­угольной, чередуя через одну клетку.

Флажки по ниточке треугольной, пря­моугольной, квадратной формы; чередо­вание через одну клетку (флажки треу­гольной формы раскрась красным, пря­моугольной — зеленым, квадратной — синим) и т.д.

Усложнение идет по следующей схе­ме: работа по рисованию прямых линий в разных направлениях, рисование круг­лых элементов, волнистых линий, рисо­вание элементов цифр, цифр, элементов букв, букв; их зеркальное рисование. По­степенное усложнение в работе принес­ло положительные результаты: дети усво­или порядок работы в тетради, научились зрительно анализировать задание, запо­минать порядок его выполнения, отра­жать его в речи, устанавливать сходство и различие.

В процессе работы усовершенствова­лась зрительно-двигательная координа­ция, ориентация в микропространстве, развились зрительное внимание, память, логическое мышление, сформировалась правильная осанка. В результате повсед­невной комплексной коррекционной ра­боты в мае я получила хорошие результа­ты по развитию осязания и мелкой мото­рики у детей, с которыми занималась в тесном контакте с логопедом, воспитате­лями и родителями. Результаты обследо­вания: по способу осязания двумя рука­ми работали все дети, по культуре осяза­ния к планомерной приблизились 7 де­тей, овладели карандашом и ножницами все дети.

 

 

ТАБасилова, И.В.Саломатина

Формирование необходимых

Предпосылок к переходу

В среднее звено школы

Раздел

Темы занятий

Сол-во

 

 

часов

1. Развитие

1. Формирование умения

 

произ-

принять учебную задачу.

1

вольнос-

2. Формирование умения

 

ти

действовать по правилу.

1,5

психичес-

3. Формирование приемов

 

ких

самоконтроля.

1,5

процес-

 

 

сов.

 

 

2. Развитие

1. Игры и упражнения на

 

понятий-

развитие теоретического

 

ного

анализа и синтеза. («Ана-

 

мышле-

грамма», «Эхо», «Зашиф-

 

ния.

рованное слово», «Занима-

 

 

тельная лесенка», «Змей-

 

 

ка», «Отгадай метаграм-

 

 

му», «Слова» и др.)

1

 

2. Игры и упражнения на фор-

 

 

мирование умения сравни-

 

 

вать понятия.

1

 

3. Игры и упражнения на

 

 

развитие умения строить

 

 

обобщения на отвлечен-

 

 

ном материале.

1

 

4. Формирование умения

 

 

выделять основные клас-

 

 

сификации на понятий-

4 С

 

ном уровне.

\,5

 

5. Упражнения, направлен-

 

 
 

ные на анализ отношений

 

 
 

понятий.

1,5

 
3. Развитие

1. Решение комбинаторных

 

 
внутрен-

задач в нагляднообразном

 

 
него

плане (варианты занима-

 

 
плана

тельных задач «Прыгаю-

 

 
действий.

щий заяц», «Почтальон»):

 

 
 

а) задачи в одно действие;

1

 
 

б) задачи в два действия;

2

 
 

в) задачи в три действия.

2

 
 

2. Решение комбинаторных

 

 
 

задач в мысленном плане:

 

 
 

а) задачи в одно действие;

1

 
 

б) задачи в два действия;

2

 
 

в) задачи в три действия.

2

 
 

3. Решение словесно-логиче-

 

 
 

ских задач (с постепен-

 

 
 

ным увеличением количе-

 

 
 

ства данных в условиях и

 

 
 

требуемых действий).

3

 
4. Рефлек-

1. Развитие умения анализи-

 

 
сия.

ровать свои впечатления,

 

 
 

чувства, ощущения.

1

 
 

2. Развитие адекватной само-

 

 
 

оценки выполнения учеб-

 

 
 

ных заданий в соответст-

 

 
 

вии с условиями деятель-

 

 
 

ности.

1

 
 

3. Осознание собственных

 

 
 

учебных действий и суж-

 

 
 

дений.

2

 
 

ИТОГО:

27

 
           

Литература

1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. — Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М: Про­свещение, 1985.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.

5.  Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Международная пе­дагогическая академия, 1995.

6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия раз­вития, 1996.

7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логи­ческого мышления детей. — Ярославль: Акаде­мия развития, 1997.

В сущности наука о слепом человеке, поскольку она шла к истине, вся сводится к развертыванию одной центральной идеи, которой человечество тысячелетиями пытается овладеть, потому что она не толь­ко идея о слепом, но и вообще о психологической природе человека.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                               Этическое воспитание лиц с нарушением зрения

Маженна Заорска

Варминско-Мазурский университет, г. Олыптын, Польша // Дефектология, 2002, 33, С. 89-93

В статье описываются история и современное состояние обучения слепоглухих детей в Польше. Раскрываются особенности организации помощи детям и взрослым с двойным сен­сорным нарушением, а также их семьям в государственных и общественных благотвори­тельных организациях.

The article discribes history and modern state in deafblind education in Poland. The author dis­cusses achievements and difficulties in supporting deafblind persons and their families on the state and public levels.

ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И воспитания слепоглухих в польской специальной педаго­гике начали уделять внимание в 1938 г. В специальной школе-интерна­те дм слепых в Лясках тогда обучались двеслепоглухие девочки, 10 и 17 лет. Од­на из них стала терять слух и зрение в возрасте 14 лет. Но подробная информа­ция об этих девочках безвозвратно про­пала во время Второй мировой войны.

В 1953 г. в г. Ляски вблизи Варшавы было начато обучение 14-летней сле-поглухой Кристины Хришкевич, кото­рая потеряла слух и зрение в возрасте 15 мес. после перенесенного менинги­та. Обучением ее занялась слабовидя­щая монахиня Эмануэля Езерска, раз­работавшая индивидуальный метод об­щения с Кристиной «в ладонь» по об­разцу алфавита для слепоглухих Лорм. Слепоглухую девочку обучали чтению, письму, основам математики, геогра­фии, биологии, речевому общению, физкультуре, самообслуживанию и со­циально-бытовой ориентировке. После 10-летнего обучения и реабилитации в школе она самостоятельно читала про­стые тексты, составляла небольшие со­чинения, считала, вычитала и склады­вала в пределах 100, имела представле­ние о географии Польши, строении че­ловеческого тела и некоторых живот­ных. В этой школе Кристина оставалась до 24 лет. Затем ее перевели в приют для слепых женщин в поселке Жилув в Восточной Польше. Этот приют всегда принадлежал католической церкви, по-

этому в нем работают монахини. Крис­тина Хришкевич живет там и сейчас, недавно ей исполнилось 63 года. К со­жалению, за годы проживания в при­юте она утратила почти все знания и умения, которыми овладела в Лясках, и нуждается сейчас в помощи даже при самообслуживании.

До конца 80-х гг. прошлого столетия о других случаях обучения слепоглухих детей в Польше не было известно.

В настоящее время в нашей стране нет специальных учебных учреждений для слепоглухих детей и взрослых. Большинство слепоглухих детей посе­щают специальные школы для умствен­но отсталых, глухих, тугоухих, слепых или слабовидящих.

В 1989 г. в специальной школе-ин­тернате для слепых и слабовидящих де­тей в г. Быдгощ была организована пер­вая группа слепоглухих детей, а год спустя открыта вторая. С 1992 г. суще­ствуют три группы слепоглухих детей разного уровня развития. Реабилита­цией отдельных слепоглухих детей продолжает заниматься школа-интер­нат для слепых в Лясках.

В 1996 г. Министерство народного образования Польши издало постанов­ление № 9 об учебных планах началь­ных, профессиональных и средних школ. В постановлении представлен впервые учебный план обучения сле­поглухих детей, где было определено количество учебных часов в неделю для младших (I—IV классы) и старших школьников (VVIII классы). По этому плану обучение младших слепоглухих школьников по всем предметам должно проводиться одним учителем, а в стар­ших классах вводится обучение разны­ми учителями. В учебном плане для сле­поглухих выделены дополнительные занятия по индивидуальной реабилита­ции (общеразвивающие, коррекцион-но-компенсаторные, физиотерапевти­ческие, логопедические и др.), которые организуются школой в зависимости от потребностей учеников. Директору школы была предоставлена возмож­ность утверждать индивидуальные и экспериментальные планы обучения детей (раньше все учебные планы ут­верждались только воеводскими управ­лениями по народному образованию). В начальной школе (I—IV классы) сле-поглухие дети должны изучать поль­ский язык, обществоведение, природо­ведение, математику, техническое обу­чение, изобразительное искусство, физкультуру, пространственную ори­ентировку и передвижение. На них от­водилось 22 ч в I—II классах, 25 ч в III классе и 26 ч в IV классе. На индивиду­альные занятия было отведено в I—IV классах по 10 ч еженедельно.

В старших классах (V—VIII) слепоглухие ученики должны изучать: поль­ский язык, историю, математику, про­фессиональную подготовку, изобрази­тельное искусство, физкультуру, обще­ствоведение. На перечисленные пред­меты еженедельно отводилось в V—VI классах — 26 ч, в VII — 31 ч, в VIII — 33 ч. Индивидуальные занятия занимают по этому плану еженедельно в V—VI классах — 8 ч, в VII—VIII классах — 6 ч (указанное в учебном плане количество часов на индивидуальную работу отно­сится ко всему классу).

В 1999/00 уч. г. в Польше приступи­ли к внедрению школьной реформы. Она основана на введении 6-летней на­чальной школы, 3-летней гимназии и 3-летней средней или профессиональной школы. В связи с реформой внесены коррективы учебных планов для сле­поглухих детей. Постановление минис­тра народного образования «О спосо­бах перехода начальных школ к новой школьной системе, о создании гимна­зий и учебных планах» издано 15 фев­раля 1999 г. В постановлении дана воз­можность продления каждого этапа обучения на год и больше. В I—IV клас­сах никаких изменений в учебном пла-

не не произошло, но пока не

лен учебный план для слепоглухих, обучающихся в гимназии. В настоящее время в Польше созданы учебные планы для учеников гимназии, которые

имеют сложный дефект или аутизмбез интеллектуальных нарушений.

На практике обучение слепоглухих, детей, несмотря на тип школы, осуществляется по индивидуальным программам. Такие программы учитывают индивидуальные возможности слепоглухого ребенка, а также уровень его актуального развития.                         

Некоторое число детей с патологией органов слуха и зрения обучаются массовых или интеграционных школах Там их обучение, как правило, носит ча­стично индивидуальный, частично груп­повой характер. Это означает, что ребе­нок участвует в групповых занятиях по изобразительному искусству, музыке, физкультуре, труду, которые проводит классный руководитель со всем клас­сом. Другие предметы (математику, польский язык, обществоведение) изу­чает индивидуально со специальным ти-фло- или сурдопедагогом. Согласно по­становлению министерства, на подоб­ное индивидуальное обучение слепоглу-хого ребенка в массовой школе выделя­ется от 6 до 8 ч еженедельно. Слепоглу-хие дети, обучающиеся в массовых или интеграционных школах, занимаются по индивидуальным программам обуче­ния или по общепринятой специальной программе, рекомендуемой психолого-педагогическими консультационными пунктами (например, по программе школы для умственно отсталых детей, школы глухих или слепых). В массовой школе слепоглухой ребенок имеет воз­можность налаживать отношения с нор­мально развивающимися сверстника­ми, воспитываться в открытой общественной среде. Это положительно влияет на его социализацию и подготовку к будущей жизни в обществе, обогащает индивидуальный опыт ребенка. При этом нормально развивающиеся сверстники знакомятся с особенностями контакта ровесниками, имеющими сенсорные нарушения, учатся понимать и уважать их проблемы, совершенствуют положительные черты характера, а также овладевают навыками оказания помощи таким детям.                                 

Встречаются, но достаточно редко в случаи обучения слепоглухих детей в массовой школе по общей программе.Массовое обучение, как правило, касается Такое обучение, как правило, касается слабослышащих детей с полноценными возможностями интеллектуального развития. Обучение в массовых школах требует огромного

труда и усилий со стороны ребенка и его семьи. Многое зависит также от положительного отношения к ребенку со стороны учителя и одноклассников. Такие отношения не всегда складываются и многие слепоглухие дети из массо­вых или интеграционных школ через некоторое время все-таки попадают в специальные школы.

Заинтересованность в обучении слепоглухих проявляют также Поль­ское общество слепых (ПОС), Поль­ское общество глухих (ПОГ) и Общест­во помощи слепоглухим (ОПС).

ОПС создано в Польше 15 октября 1991 г. Цель общества — всесторонняя помощь всем слепоглухим, проживаю­щим в Польше, особенно слепоглухим детям и их родителям. Главной задачей управления ОПС является распростра­нение информации о слепоглухих, их проблемах в средствах массовой ин­формации и создание соответствую­щих условий для развития и реабилита­ции слепоглухих.

В 1992 г. в ОПС, благодаря усилиям слепоглухого специалиста по информа­ционным технологиям Гжегожа Коз­ловского (создателя польской модифи­кации английского мануального алфа­вита), был организован банк данных о количестве слепоглухих в Польше. В результате этого удалось официально зарегистрировать 1193 человека с глубокими нарушениями зрения и слуха, в том числе ПО детей. Но, принимая во внимание американские статистичес­кие данные, число слепоглухих в Поль-ше должно быть значительно большим им, примерно соответствовать популяции в 7000-8000 человек. По инициативе ОПС в 1992 г. в Варшаве был   создан клуб слепоглухих, который организует их культурный досуг (занятия скульптурой, живописью), занимается издательской деятельностью. ОПС стало организатором первых в Польше курсов для слепоглухих детей, (г. Быдгощ). В данном курсе участвовали дети в возрасте от 4 до 17 лет. Программа состояла из групповых занятий (игр) и   индивидуальных логопедических, психолого-педагогических заня­тий по коррекции остаточного зрения и социально-бытовой ориентировке. На курсе кроме польских преподавате­лей, работали специалисты из Инсти­тута слепых Перкинса (США)

Следующий курс состоялся в 1994 г. в г. Цехоцинке. Одной из задач было создание секции родителей слепоглу­хих детей при ОПС. В организации и проведении этого курса также активно участвовали представители Междуна­родного благотворительного фонда Хилтон—Перкинс из США.

Главной целью впервые организо­ванной секции родителей слепоглухих детей является организация всесторон­ней помощи семьям в:

— обучении ребенка в домашней среде;

— ликвидации барьера в общении;

— преодолении общественной изо­ляции;

— реабилитации;

— координации усилий родителей и специалистов по обучению и вос­питанию.

Секция реализует свои цели следу­ющими путями:

— поиск семей, имеющих слепоглу­хих детей;

— определение социально-бытовых и реабилитационных потребнос­тей семей слепоглухих детей, а также предоставления таким се­мьям активной помощи;

— распространение форм сотрудни­чества родителей, способствую­щих обмену опыта в области реа­билитации детей;

— демонстрация проблем слепоглу­хих детей через доступные сред­ства массовой информации;

— оказание психологической помощи родителям и слепоглухим детям;

— организация учебных курсов для родителей и слепоглухих детей;

— организация специализирован­ной тифло- и сурдопомощи;

— представление и защита интере­сов слепоглухих детей и их роди­телей перед государственными органами и общественными орга­низациями;

— поиск средств на организацион­ную деятельность секции;

— установление сотрудничества с другими общественными органи­зациями.

Члены секции подразделяются на действительных и почетных. Действи­тельным членом может быть любой член семьи слепоглухого ребенка. По­четным членом может быть физичес­кое лицо, которое внесет особо боль­шой вклад в деятельность секции.

Вышеуказанные направления дея­тельности секции родителей в настоящее время постепенно реализуются по мере поступления средств на ее деятельность.

До настоящего времени в Польше не существуют системы ранней реабили­тации детей с одновременным повреж­дением слуха и зрения. Но в последние годы Центром по реабилитации слепых и слабовидящих в г. Познань были сде­ланы первые попытки комплексной ре­абилитации слепоглухих детей раннего возраста по месту их жительства.

Большинство слепоглухих детей в Польше живет в маленьких городах, их семьи не всегда своевременно ориенти­руются в возможностях реабилитации ребенка, не знают, в каких именно уч­реждениях можно найти помощь. Более 80% человек, записывающихся на кон­сультации и реабилитацию ОПС, — это взрослые слепоглухие, те, которые не могут найти общего языка с окружаю­щим миром, не знакомы ни с какой сис­темой общения и никогда ранее не про­ходили никакой реабилитации.

Значительная часть слепоглухих де­тей или совершенно лишены ранней реабилитации, или пользуются услуга­ми центров по реабилитации глухих и тугоухих детей и молодежи ПОГ, что совершенно недостаточно.

В Польше нет специализированных детских садов или отдельных групп для детей со сложным сенсорным наруше­нием в массовых или интеграционных детских садах. Однако существуют не­которые возможности получения по­мощи, консультации, специализиро­ванной реабилитации в различных го­сударственных учреждениях, подве­домственных Министерству здравоо­хранения, Министерству народного об­разования. Министерству труда, зар­платы и социальной политики, а также некоторым неправительственным ор­ганизациям Польши.

Практика показывает, что родители слепоглухих детей сначала обращают­ся в медицинские учреждения, т.е. пе­диатрические, офтальмологические, отоларингологические, неврологические и психиатрические центры. В этих центрах даются первичные диагностические заключения и рекомендации отношении дальнейших реабилитационных мероприятий. Далее ребенка направляют в центры по реабилитаций глухих, тугоухих детей и молодежи ПОГ и в небольшом проценте — в цен­тры по реабилитации слепых и слабо­видящих. После психологических, пе­дагогических и логопедических обсле­дований ребенку рекомендуют индиви­дуальные коррекционные занятия по определенному плану. Такие занятия, в лучшем случае, проходят один раз в не­делю, что явно недостаточно.

Большую роль в диагностике, отбо­ре и определении форм обучения и вос­питания слепоглухих детей играют пси­холого-педагогические консультацион­ные пункты, подведомственные Мини­стерству просвещения Польши. В По­становлении министра просвещения от И июня 1993 г. «Об организации и пра­вилах работы психолого-педагогичес­ких и других специализированных кон­сультационных пунктов» указывается, что их целью является:

— осуществление всесторонней по­мощи в развитии и обучении де­тей и молодежи;

— помощь в выборе профессии;

— оказание детям и молодежи, их родителям и опекунам, учителям и воспитателям специализиро­ванной психологической, педаго­гической, логопедической и реа­билитационной помощи.

Пункты осуществляют свои задачи путем диагностической, консультатив­ной, коррекционной и профилактичес­кой деятельности в своих помещениях, а также при школах и на дому.

К сожалению, на практике данные указания не всегда осуществляются, что обусловлено рядом причин органи­зационного, экономического и нефор­мального характера.

В последнее время в Польше замет­но растет заинтересованность государ­ственных организаций, союзов инвали­дов и частных лиц вопросами обучения, воспитания и реабилитации слепоглу­хих разного возраста. Это проявляется в появлении новых научных исследова­ний по этой тематике, а также в попыт­ках разработки системы специальной помощи слепоглухим и их семьям в раз­личные периоды их жизни.

 

Тифлопедагога

1. Закрепление материала предыду­щих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную де­ятельность детей).

2. Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).

3. Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления)*

4. Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятель­ность детей).

5. Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей).

Построение коррекционных заня­тий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возмож­ность организовать их в четкой, логиче­ски обоснованной последовательности, с постепенным усложнением. Распре­деление программного материала по годам обучения позволяет осуществ­лять коррекционное обучение с учетом возраста детей.

Остановимся коротко на каждом из названных видов специальных коррек­ционных занятий тифлопедагога.

Занятиях тифлопедагога

Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нару­шением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью ося­зательного восприятия, использовать эти умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

Коррекционная программа по раз­витию осязания и мелкой моторики (со­ставители В.З.Денискина и Л.И.Плаксина, 1997 г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное за­нятие упражнений для рук (снимаю­щих напряженность мышц, развиваю­щих подвижность и гибкость).

Первые занятия тифлопедагог по­свящает знакомству детей со строени­ем рук, названием пальцев, их функци­ональным назначением; учит выпол­нять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности (напри­мер, дотронуться до игрушки указа­тельным пальцем); погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами — указательным и большим; застегнуть пуговицу тремя пальцами — указательным, средним и большим; нажать на клавишу детского пианино каждым пальцем поочередно, называя их, и т.п. Подобные упражне­ния помогают детям быстро запомнить названия каждого пальца и понять воз­можности использования рук.

Тифлопедагог формирует у детей по­следовательное осязательное обследо­вание игрушек и предметов ближайше­го окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу дер­жать за середину туловища, лицом к се­бе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые призна­ки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследо­вании куклы ребенок должен уметь вы­делить ее голову, туловище, руки и но­ги; при обследовании игрушки, изобра­жающей животное, — выделить голову, туловище, лапы (или ноги), хвост.

Свои действия при осязательном об­следовании дети должны научиться со­четать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает за­дания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, фломас­тером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвес­ти их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифло­педагог проводит с детьми игры и уп­ражнения, требующие одновремен­ного использования и зрения, и осяза­ния. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геомет­рические эталоны только осязательно. Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совмест­ные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые сло­весными описаниями тифлопедагога, а позже — самого ребенка. Вопросы, ко­торые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследо­вание, помогают выделить необходи­мые признаки и словесно их обозна­чить. Например, «Что это?», «Какой формы этот предмет?», «Какие детали есть у этого предмета?», «Из чего сде­лан этот предмет?», «Какая у него по­верхность?» и т.д.

Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие ося­зательную чувствительность пальцев  рук, развивающие точность и коорди-нированность движений рук. Например, детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различ­ных мозаик; разные по форме и мате­риалу, из которого сделаны, мелкие иг­рушки и т.д.

Для укрепления мышц руки, разви­тия силы пальцев предлагаются упраж­нения с использованием различных мя­чей (резиновых, пластиковых, матерча­тых, массажных, теннисных), резино­вых и поролоновых губок.

Одним из разделов курса по разви­тию осязания и мелкой моторики являет­ся формирование у детей осязательных представлений об облике человека. Осо­бую важность они приобретают для де­тей с глубокой зрительной патологией.

В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстни­ков, взрослых дети знакомятся со стро­ением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех лю­дей и индивидуальные особенности внешности (например, у одного ребен­ка волосы длинные, а у другого корот­кие; у одного прямые, а у другого вол­нистые; у одного ребенка нос прямой, а у его товарища — вздернутый кверху, т.е. «курносый», и т.д. В результате та­кого осязательного обследования и сравнения у детей создается понятие о внешности человека, об индивидуаль­ности его облика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.139 с.)