Л.П.Григорьева// Дефектология, 2002, №1, С. 3-14 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л.П.Григорьева// Дефектология, 2002, №1, С. 3-14



Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

В статье кратко представлено междисциплинарное направление исследований процессов внимания у детей, развивающихся в нормальных условиях, и у детей в условиях рано возник­шей сенсорной депривации. Внимание рассматривается как базовый психический процесс, играющий важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер пси­хики ребенка, обеспечивающий эффективность его обучения. Изложены современные пред­ставления о видах и характеристиках внимания, о его связях с когнитивными процессами, о нейрофизиологических механизмах внимания. Описаны особенности внимания детей при сенсорно-перцептивном дефиците и обоснована необходимость компенсации нарушений ме­ханизмов его развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методы компенсации будут представлены в части II статьи.

The article presents in short interdisciplinary direction of studies on attention processes in normal children and in those developing in the conditions of early appeared sensory deprivation. Attention is considered as a basic psychical process playing an important role in forming cognitive and emo­tional-volitional spheres of child's psychics ensuring the effectiveness of teaching him. Contemporary ideas about attention kinds and characteristics, its connections with cognition processes and about attention neurophysiological mechanisms are given. Peculiarities of children's attention in sensor-perception deficit are described and the necessity of compensation of mecha­nisms disorders of its development in preschool and junior age is grounded. Methods for compen­sation will be provided in the Part II of the article.

Без внимания для духа ничего нет... Внимание образует поэтому начало образования.

ГВ.Ф.Гегель

ЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВОС-питания и обучения детей с ог­раниченными возможностями здоровья необходимы полученные фундаментальных исследованиях сведения о влиянии сенсорно-перцеп­тивной депривации и более общих форм ограничения опыта (социальной и культурной изоляции) на психическое развитие и социальную адаптацию. На современном этапе новый подход к про­блеме компенсации отклонений в пси­хическом развитии детей со сложными сенсорными нарушениями предусмат­ривает исследование внимания как ба­зового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитив­ным развитием ребенка.

В соответствии с концепцией тради­ционной психофизиологии внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс. В противовес это­му представлению С.Л.Рубинштейн (1946) полагал, что внимание лишено своего содержания и является «динами­ческой характеристикой протекания познавательной деятельности». В совре­менной системной психофизиологии внимание трактуется не как отдельный психический процесс, а как результат определенных межсистемных отноше­ний в ЦНС, которые обеспечивают эф­фективность деятельности индивида.

Внимание — процессы сосредоточе­ния деятельности ребенка в определен­ный момент времени на каком-либо объ­екте (предмет, событие, образ, рассуж­дение и т.д.). Если внимание сосредото­чено на объекте внешнего мира, говорят о внешнем внимании; при сосредоточе­нии на объектах субъективного мира (образ, рассуждение) говорят о внутрен формы: сенсорное, моторное, интеллек­туальное, эмоциональное.

Внимание, не имея своего собствен­ного содержания, тесно связано с по­знавательными процессами (восприя­тие, память, мышление). Однако оно не сводится к этим психическим процес­сам, а является их динамической со­ставляющей. При внимании сознание индивида избирательно направлено на объект и сосредоточено на нем с целью его адекватного отражения.

Внимание — сложный психофизио­логический процесс, реализуемый ря­дом нейрофизиологических механиз­мов. Изучение закономерностей и ме­ханизмов внимания — центральная те­оретическая проблема в исследованиях когнитивных процессов. Исследования внимания у детей со сложными сенсор­ными нарушениями важны для теоре­тической разработки основных про­блем онтогенеза. Во-первых, это про­блема взаимодействия внутренних и внешних факторов в процессе форми­рования интегративной деятельности мозга. Во-вторых, это проблема роли сенсорного притока (его интенсивнос­ти и структуры) как фактора развития психических функций.

Практическая значимость исследо­ваний внимания определяется тем, что его развитие связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональ­ной сфер психики. У детей дошкольно­го и младшего школьного возраста уро­вень сформированности внимания обусловливает возможности развития познавательной деятельности и сущест­венно влияет на эффективность обуче­ния. Внимание как главное условие осу­ществления познавательной деятельно­сти обеспечивает возможности успеш­ного обучения, проводимого с помо­щью не только традиционных методов, но и с использованием новых информа­ционных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступаю­щих в школы, приводит к их дезадапта­ции в начальных классах. Врожденное или приобретенное в раннем онтогене­зе значительное снижение зрения, слу­ха сопровождается дефицитом внима­ния. В современной науке установлено, что проблема нарушений и коррекции внимания имеет несколько аспектов, относящихся к областям психологии, психофизиологии, нейрофармакологии и медицыны. В данной статье рассматриваются психофизиологический и и психологический аспекты.

ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ

Виды внимания — предвнимание, непроизвольное, произвольное и пост­произвольное внимание.

Предвнимание — неосознаваемый автоматический процесс обработки сенсорной информации нейронами-детекторами в анализаторных систе­мах. Оно предшествует непроизволь­ному вниманию и является основой для формирования зрительных обра­зов (Р.Наатанен, 1998).

Непроизвольное внимание — гене­тически исходное, которое как бы навя­зывается индивиду внешними объекта­ми и событиями. Оно не зависит от со­знательных целей и намерений субъек­та, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Непроизвольное внимание обусловлено:

— новизной физических (интенсив­ность, контраст, цвет и т.д.) и прост­ранственных параметров внешних воздействий;

— появлением значимых сигналов, соответствующих актуальным потреб­ностям индивида;

— познавательной деятельностью, интересами, эмоциями, направленнос­тью личности.

Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни индиви­да, осуществляя быструю и правиль­ную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.

Произвольное внимание — направ­ленное, сосредоточенное в соответст­вии с сознательно поставленной целью; требует определенных волевых уси­лий, имеет активный характер; опосре­довано социальными нормами органи­зации поведения. Произвольное вни­мание, развиваясь на основе непроиз­вольного, регулируется сознательно поставленными целями. Это контроли­руемый и осознаваемый процесс с ог­раниченной пропускной способностью и последовательной обработкой ин­формации. Произвольное внимание может быть обращено в прошлое и бу­дущее, регулируя психические процес­сы. Оно способствует активизации из­влечения из долговременной памяти определенных образов, сведений; спо-

объекта, ситуации и принятию решения. Произвольное внимание может быть антиципирующим в ситуации ожидания стимула, события, на кото­рые надо отвечать некоторой реакци­ей. Антиципирующее внимание облег­чает опознание. Произвольное внима­ние играет большую роль в обучении ребенка и связано с различными фор­мами его познавательной деятельнос­ти. Произвольное внимание возникает при постановке перед ребенком опре­деленной задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помо­щью речи. Причем задача должна быть понята и принята. В этих условиях фор­мируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому-ли­бо объекту или событию, требующая от ребенка некоторых волевых усилий.

Постпроизвольное внимание — из­бирательная активность, которая фор­мируется на основе произвольного вни­мания в процессе деятельности и состо­ит в сознательном сосредоточении в со­ответствии с целями деятельности, ее значимостью и интересом для индиви­да. Постпроизвольное внимание уже не требует волевых усилий и ограничено только утомлением и истощением ЦНС.

Модально-специфические формы внимания — зрительное, слуховое, так­тильное. В зрительной системе процессы селективного внимания (произвольная регуляция процессов обработки инфор­мации) включаются через 60 мс, а в слухо­вой и соматосенсорной системах — через 20 — 30 мс после предъявления стимула.

Высшие виды внимания — произ­вольное и постпроизвольное — форми­руются в деятельности. Вовлечение де­тей в активную деятельность способст­вует развитию непроизвольного и строящихся на его основе произволь­ного и постпроизвольного внимания.

Различия всех видов внимания со­стоят в том, что они выполняют разные функции, их реализуют разные нейро­физиологические механизмы, форми­рующиеся по-разному в онтогенезе.

Характеристики внимания — изби­рательность (селективность), объем, распределение, концентрация, устой­чивость, переключение.

Избирательность — сосредоточен­ность сознания на определенных объ­ектах и ситуациях внешнего мира, что обусловливает повышение уровня сен-

быть узкой (направленность на какой-либо один параметр объекта) и б широкой (настройка на восприятии большого объема информации в с соответствии с поставленной целью).

Объем внимания — число одновременно воспринимаемых объектов (предметных изображений, геометрических фигур, цветов, букв, слов и т.д.); зав от характеристик объектов и организации материала; близок к объему восприятия и кратковременной памяти (7+_ 2элемента при экспозиции стимулов с для взрослого индивида). У дошкольников и младших школьников объем мания ограничен и расширяется с возрастом, когда формируется умение пировать объекты.

Распределение внимания — способность к одновременному выполнению двух или нескольких заданий быстрого переключения внимания. Это качество внимания развивается помощью упражнений при формировании навыков.

Концентрация внимания — с сосредоточенность на одних каких-либо объектах и ситуациях и временное с отвлечение от всех остальных. Степень сосредоточения на объекте или событии может быть высокой или низкой.

Устойчивость — длительность непрерывного сосредоточения внимания объекте или событии. Устойчивость зависит от длительности сохранение интенсивного внимания и степени концентрации в это же время. Главное ус устойчивости — изменчивость объектов и ситуаций. Однообразное восприятие снижает устойчивость. Спонтанные колебания внимания (флуктуации) обусловлены самонастройкой сенсорной системы, т.е. регуляцией ее пропускной способности. Длительность устойчивого внимания связана с активной мыслительной тельной деятельностью при восприятии сложных объектов и ситуаций. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту, от значимости для ребенка выполняемых заданий, от его активности

Переключение — целенаправленный быстрый перенос внимания с одного объекта или события на иные, от одного вида деятельности к другим. условиях только смены объекте приятия имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости.

Показатели переключения:

— время, необходимое для перехода от одной операции к другой;

— продуктивность выполнения операции, т.е. объем или время ее выполнен;

— качество, точность выполнения операции (наличие ошибок, связанных переключением). С помощью специальных упражнений возможно улучшение способности ребенка к переключению внимания.

Все выше описанные характеристики — грани единого акта внимания, и в реальной деятельности они неразделимы. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного процесса. В частности, компьютерное обу-!ние может успешно осуществляться,:ли у детей в достаточной мере сформированы такие качества зрительного внимания, как избирательность, кон-гнтрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Для развития пространственной ориентировки детей с сенсорными нарушениями важны такие характеристики внимания, как распределение и переключение. Рациональное переключение внимания с одной деятельности на другую — важное условие гигиены умственной работы и необходимо для поддержания оп-оптимального уровня работоспособности.

ВНИМАНИЕ В СИСТЕМЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Внимание может быть сосредоточены на воспринимаемых объектах, движениях, представлениях, мыслях. В зависимости от этого выделяют различные   формы проявления внимания — сенсорно-перцептивное, моторное, интеллектуальное.

Внимание и восприятие. При внимании направленность и сосредоточенность психической деятельности обусловливает эффективное восприятие внешних воздействий. Активизация внимания сопровождается оптимизацией интегративной деятельности мозга в направлении, обеспечивающем избирательность восприятия. Сенсорно-перцептивное (внешнее) внимание сосредоточивается на объектах внешнего яра и тесно связано с восприятием.

Модально-специфическое зрительное внимание начинается с обнаружения

ния и локализации объекта во внешнем пространстве. Точная ориентировка внимания на ту или иную часть перцеп­тивного поля, в которой появляется объект, — необходимое условие для ре­шения перцептивных задач. Фиксационный оптокинетический нистагм и конвергентные движения отражают рабо­ту активационных механизмов внима­ния и периферических моторных меха­низмов настройки на восприятие опре­деленного объекта в той или иной час­ти ограниченного пространства. Изве­стно, что в нормальных условиях зри­тельная система объединяет в целое признаки одного объекта, не смешивая их с признаками соседних. В соответст­вии с теоретическими представления­ми такая избирательность восприятия обеспечивается механизмами внима­ния на основе пространственной бли­зости. Восприятие объектов и событий внешнего мира невозможно как без из­бирательного внимания, направленно­го вовне, так и без внимания, нацелен­ного на образы-эталоны памяти. Зри­тельное внимание связано с апперцеп­цией восприятия, т.е. соотнесением воспринимаемого с прошлым опытом и осознанием его содержания.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важно разви­вать характеристики внимания. В до­школьном возрасте оно играет боль­шую роль в осуществлении ориентиро­вочно-исследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, в форми­ровании перцептивных действий на данном этапе развития восприятия. Формирование зрительного внимания обусловливает развитие у ребенка ак­тивных форм восприятия и способнос­ти выделять из окружающей среды зна­чимые и существенные свойства. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия. При ослаблении внимания могут наблюдаться нарушения сенсор­но-перцептивного процесса, что обус­ловливает значительные изменения формирования зрительных образов.

Внимание и память. В эксперимен­тальных исследованиях выявлена вы­сокая эффективность фиксации следов памяти в условиях концентрации вни­мания. Состояние внимания оказывает существенное влияние на продуктив­ность запоминания. Исследовали зави­симость продуктивности запоминания

от внимания. Испытуемым предъявля­ли слова и рисунки, выполненные дву­мя различными цветами. По инструк­ции требовалось вспомнить все стиму­лы. Испытуемые вспоминали только те стимулы, на которые было обращено их внимание в инструкции к запомина­нию. Продуктивность запоминания не зависела от сочетания цветов и вида материала — слова или рисунки (E.W.Russell, M.E.D'Hollosy, 1992).

Внимание и мышление. Мыслитель­ная деятельность сопряжена с актуали­зацией следов долговременной памяти, которые используются для внутренне­го анализа. Процесс мышления контро­лируется некоторой целью, которая должна быть достигнута. Он связан с процессом ментального внимания, осу­ществляющего функцию внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ

В когнитивной психологии разраба­тываются разные теории внимания. Со­гласно структурной теории функцией внимания являются отбор и фильтрова­ние информации, что предохраняет сенсорные системы с ограниченной пропускной способностью от перегруз­ки. Предполагается, что отбор инфор­мации осуществляется прежде всего на основе сенсорных признаков, но может производиться и по семантическим ха­рактеристикам (D.E.Broadbent, 1971).

В соответствии с теорией ранней фильтрации семантическая информа­ция обрабатывается в условиях произ­вольного внимания. Теория поздней фильтрации допускает, что часть зна­чимой семантической информации об­рабатывается автоматически. Соглас­но обеим теориям после автоматичес­кой обработки информации следует произвольное внимание на уровне фильтра, ограничивающего его ресур­сы. Низкая мотивация привлекает не­достаточное количество ресурсов вни­мания. Разные виды деятельности тре­буют разное количество ресурсов вни­мания. Обе эти теории согласуются с концепцией Е.Н.Соколова о нервной модели стимула, так как объясняют на­чальный этап обработки сенсорной ин­формации автоматически и параллель-

но протекающими процессами. В рам­ках этой концепции обработка семан­тической информации также может осуществляться автоматически.

В соответствии с теориями У.Найс-сера (U.Neisser, 1967) и Дж.Хохберга (J.Hochberg,1970) внимание трактуется как активное предвосхищение, опреде­ляющее синтез сенсорных данных на основе внутренних схем.

Представители гештальтпсихологии объясняли образование гештальтов в ре­зультате быстрых сдвигов локуса внима­ния от одних частей объекта к другим.

Согласно наиболее принятой в насто­ящее время теории признаков функция селективного внимания состоит в выде­лении и интеграции сенсорных призна­ков. Эта теория опирается на нейрофи­зиологическую модель детекторов при­знаков. На основании признаков строит­ся структура зрительного образа.

Во всех перечисленных теориях подчеркивается роль внимания в ана­лизе сенсорных данных.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ

В соответствии с концепцией М.По­знера (1990) в мозге существует систе­ма внимания, которая анатомически изолирована от систем обработки по­ступающей информации. Систему вни­мания составляют разные анатомичес­кие зоны, образующие сетевую струк­туру. Она имеет несколько подсистем, механизмы которых реализуют следу­ющие основные функции: ориентацию на сенсорное событие; обнаружение сигналов для их сознательной обработ­ки; поддержание бодрствующего со­стояния или бдительности.

Разные виды внимания обеспечива­ются механизмами разных отделов моз­га. В экспериментальных исследованиях установлено, что модально-неспецифи­ческие виды внимания связаны с меха­низмами модулирующей системы мозга. Эта система включает активирующие и также инактивирующие центры мозга. Она регулирует процессы внимания, со­здавая генерализованные и локальные эффекты активации и инактивации в ЦНС. Модулирующая система мозга (ретикулярная формация ствола и лимбическая система) — восходящая неспе­цифическая система активации. Ретику­лярная формация ствола обеспечивает генерализованную активацию коры и глобальные изменения состояния бодр­ствования. Неспецифические ядра тала-муса (диффузная проекционная талами-ческая система) по восходящим путям в ассоциативные зоны коры оказывают на нее возбуждающие и тормозные влия­ния. Восходящая неспецифическая ак­тивирующая система тесно связана с фронтальными областями коры.

Возбуждение этой системы по вос­ходящим путям передается во фрон­тальные области. При определенном уровне возбуждения фронтальных от­делов по нисходящим путям осуществ­ляется тормозное влияние на ретику­лярную формацию и таламус. Таким об­разом, фронтальная кора как высший регуляторный центр на основе двусто­ронних связей модулирует активность ретикулярной формации и таламуса.

Механизмы непроизвольного вни­мания. Ориентировочный рефлекс (ОР) — физиологическая основа непро­извольного внимания. В соответствии с описанием И.П.Павлова любой новый раздражитель из внешней среды вызы­вает исследовательский рефлекс «что такое?». При повторении одного и того же раздражителя этот рефлекс угасает.

В концепции Е.Н.Соколова (1958, 1959, 1960, 1964) ориентировочный ре­флекс рассматривается как многоком­понентная реакция активации. ОР включает: вегетативные компоненты — расширение зрачков, изменение дыха­ния, снижение частоты сердечных со­кращений (ЧСС), расширение сосудов головы и сужение сосудов рук, кожно-гальваническую реакцию (КГР); мотор­ные компоненты — поворот головы, движения глаз, усиление мышечного то­нуса; сенсорный компонент — увеличе­ние чувствительности анализатора и снижение порогов. ОР сопровождается реакцией активации в ЭЭГ. Незрелый тип ЭЭГ-активации характеризуется увеличением амплитуды и представлен-ности колебаний тета- и альфа-диапазо­нов. Зрелый тип ЭЭГ-активации выра­жается блокадой альфа-ритма и заме­ной его высокочастотными колебания­ми. При этом усиление бета- и гамма-ко­лебаний совпадает с увеличением воз­будимости, реактивности и лабильности нейронов коры. Е.Н.Соколовым (1995) выделены нейроны новизны, усиливаю­щие импульсную активность в ответ на новые стимулы, и нейроны тождества,

8

ослабляющие импульсную активность при действии повторных стимулов.

В соответствии с теорией Е.Н.Соко­лова (1963) в ходе привыкания к опреде­ленному стимулу и без специального подкрепления в мозге формируется нервная модель, отражающая весь ком­плекс его параметров. Нервная модель представляет собой ансамбль нейронов, хранящий информацию о признаках стимула. Формирование нервной моде­ли стимула происходит неосознанно, непроизвольно. Информация о физиче­ских свойствах стимула обрабатывает­ся параллельно. Операция сличения сформированной нервной модели с другим действующим стимулом осуще­ствляется автоматически. При рассо­гласовании характеристик нового раз­дражителя с характеристиками модели (появление абсолютной или относи­тельной новизны) возбудительные кортико-ретикулярные импульсы запуска­ют систему ориентировочного рефлек­са. Чем больше различия между нерв­ной моделью и стимулом, т.е. чем боль­ше степень новизны, тем значительнее ОР. Таким образом, формируется вни­мание, направленное на новый стимул. Концентрация внимания на вызываю­щем ОР стимуле оттормаживает дейст­вие всех текущих раздражителей. На­ряду с безусловным ОР Е.Н.Соколов ввел понятие условного ОР, который возникает на значимые стимулы.

В ситуации ОР происходит настрой­ка анализатора на эффективное вос­приятие нового стимула. Одновремен­но с этой настройкой в анализ измене­ний внешней среды содружественно включаются и другие анализаторы, что можно назвать реакцией внимания. В реализации этой реакции принимают участие ретикулярная формация ство­ла мозга, гиппокамп, неспецифические ядра таламуса, различные области ко­ры больших полушарий.

Непроизвольное внимание связано с генерализованными формами неспеци­фической активации. Генерализован­ный ОР возникает на новый стимул, свя­зан с возбуждением ретикулярной фор­мации ствола мозга, проявляется в ЭЭГ охватывающей всю кору активацией. При этом наблюдаются распад сложив­шейся системы корковых зон и сниже­ние функции когерентности в ЭЭГ.

Итак, ОР — многокомпонентная ре­акция, которая обеспечивает актива-

цию мозга и внимание, для обучения. Соединяя воспринимаю­щее и исполнительные механизмы, ОР является частным случаем ориентиро­вочно-исследовательской деятельнос­ти, так как связан с формированием ак­тивности в изменившихся условиях внешней среды. Существует точка зре­ния, что ОР автоматически включает произвольное внимание. Н.В. Дубровинская (1990) рассматривает непроиз­вольность внимания как кратковремен­ный и преходящий процесс, за кото­рым следит произвольное внимание, связанное с управляемой активацией.

Механизмы произвольного внима­ния. Разработанный А.А.Ухтомским принцип доминанты имеет важное зна­чение для понимания механизмов вни­мания. Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости, возникаю­щий в процессе направленного интен­сивного внимания, что создает условия для эффективного осуществления по­знавательных процессов.

Произвольное внимание связано с повышением общего уровня активации и с локальной активацией определен­ных структур мозга. В исследовании Н.В.Дубровинской (N.V.Dubrovinskaya, 1993) показано, что механизмом произ­вольного (избирательного) внимания является формирование нейронных се­тей со сходным функциональным со­стоянием нервных клеток, обусловлен­ным посылками от регуляторных структур мозга.

Избирательное (селективное) вни­мание связано с образованием локаль­ных функциональных объединений нейронных ансамблей. Работа корко­вых ансамблей организуется не в связи с их пространственной близостью, а в зависимости от их функционального назначения в той или иной деятельнос­ти. Альфа-ритм играет главную роль в формировании функциональных объе­динений корковых областей.

Избирательная активация областей коры, соответствующая выполняемому виду деятельности, обеспечивается не­специфическими ядрами таламуса и регулируется фронтальной корой. В си­туации произвольного внимания тесно взаимодействуют корковые зоны пе­редних отделов левого полушария, о чем свидетельствуют высокая дистант­ная синхронизация и когерентность в полосе альфа-ритма передних (премоторных) зон коры. Левое полушарие контролирует селективное внимание, а правое обеспечивает поддержание об­щего уровня настороженности. Мозо­листое тело — важная часть системы механизмов внимания.

Модально-специфические виды вни­мания модулируются влияниями, иду­щими по кортикофугальным обратным связям к сенсорным системам (R.Her-handez-Peon, 1966). Предполагалось, что регуляция притока сенсорных импуль­сов ретикулярной формацией через об­ратные связи ограничивает лишнюю информацию и способствует концент­рации внимания. Сенсорные виды вни­мания связаны с соответствующими зо­нами коры, реализующими те или иные функции (Е.Д.Хомская, 1987). В меха­низмах реализации этих видов внима­ния значительная роль принадлежит ло­кальному ОР, при котором ЭЭГ-актива-ция наблюдается в сенсорной коре, со­ответствующей модальности стимула, и обусловлена активацией неспецифиче­ского таламуса. В ситуации ожидания стимула любой модальности усиливает­ся когерентность в полосе альфа-ритма преимущественно в передних (премо-торных) областях коры.

Современные исследования, прове­денные с помощью позитронно-эмис-сионной томографии (ПЭТ) и методом изучения локального мозгового крово­тока (ЛМКТ) выявили связь видов вни­мания с определенными мозговыми структурами. М.Познер (M.J.Posner et al, 1990) выделил две системы внима­ния. Передняя локализуется в медиаль­ной части фронтальной доли и ответст­венна за семантические операции. Зад­няя система зрительно-пространствен­ного внимания связана с функцией па­риетальной коры правого полушария.

Интеллектуальное внимание и его мобилизация обусловлены увеличе­нием пространственной синхрониза­ции ритмов ЭЭГ в передних зонах ле­вого полушария.

На основе анализа результатов со­временных исследований биохимичес­ких основ активационных процессов в мозге Н.Н.Данилова (1998) выделяет три главные системы активации, регулирую­щие уровень внимания. Каждая из них имеет свои специфические функции. Наряду с этим они имеют общие входы и выходы; все имеют выход на кору через таламус. «Стволово-таламо-кортикаль-ная система использует для локальной активации как компонента OP. Базальная холинергическая система пе­реднего мозга через таламус реализует корковую активацию на значимые сти­мулы. Каудо-таламо-кортикальная сис­тема также использует таламус для со­здания в коре картины распределения локусов активации, необходимой для выполнения той или иной деятельности» (Н.Н.Данилова, 1998, с. 90).

СОЗРЕВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВНИМАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Из предыдущего раздела становится очевидным, что реализация процессов внимания связана с одновременной и последовательной активацией различ­ных кортикальных и субкортикальных структур. В онтогенезе наблюдается по­степенное созревание механизмов вни­мания, состоящее в усилении избира­тельности активации функциональных систем мозга и возрастании регулиру­ющей роли его лобных отделов. (Н.В.Дубровинская, 1985; Н.В.Дубро-винская и др., 1997; Н.В.Дубровинская и Р.И.Мачинская, 2000).

В раннем онтогенезе развитие про­цессов внимания связано с созревани­ем сенсорных и двигательных систем; велика роль двигательной функции ру­ки ребенка в исследовании предметов. У младенца впервые проявляется вни­мание как ОР на неожиданный стимул. При этом регистрируются двигатель­ные, вегетативные компоненты и гене­рализованная реакция активации в ЭЭГ. Внимание имеет также эмоцио­нальную составляющую — реакцию оживления, улыбки.

До двух-трех месяцев внимание про­является как слежение за движущимся объектом, реализуемое механизмами зрительной проекционной коры и пе­реднего двухолмия. У более старших младенцев появляется реакция на но­визну объекта и сокращается ее латент­ный период, что связано с включением в восприятие непроекционных отделов коры больших полушарий — заднеассо­циативных структур, корково-лимбиче-ских связей (M.Johnson, 1993, 1994). Развитие процессов зрительного вни­мания обусловлено постепенно форми­рующейся предметно-манипулятивной деятельностью руки при тактильно-перцептивном исследовании предмета.

После восьми месяцев у младенцев появляется реакция антиципации — ожи­дания движущегося стимула в опреде­ленном месте, что, видимо, связано с вовлечением переднеассоциативных корковых зон в произвольное внимание (Т.А.Строганова и др., 1998).

У детей раннего возраста (1 — 3 года) главным фактором привлечения вни­мания является новизна. Усиление ре­гулирующей роли речи создает усло­вия для управления вниманием в связи с намерениями ребенка. Тем не менее в возрасте трех-четырех лет способ­ность к произвольному регулирова­нию внимания остается все еще незре­лой (Н.В.Дубровинская, 1985). Дети не могут подчинить свои действия внеш­ним управляющим влияниям, делают много ошибок. В четыре-пять лет про­извольное внимание можно сформи­ровать только в ходе специальных иг­ровых занятий.

В дошкольном возрасте (3 — 7 лет) формируется способность различать новые объекты по их значимости. Про­цессы активации и внимания все еще эмоционально окрашены. В шесть-семь лет характеристики внимания значи­тельно улучшаются. Дети делают мень­ше ошибок, меньше отвлекаются и бы­стрее выполняют задания. Это корре­лирует с тем, что в этом возрасте завер­шается второй этап развития цито- и фиброархитектоники лобной коры (Т.А.Цехмистренко, 1986). Наряду с су­щественным изменением системы вос­приятия (включением в перцептивный анализ заднеассоциативных отделов) и его совершенствованием качественно изменяется реакция активации в ЭЭГ, т.е. появляется зрелый тип активации, проявляющийся в десинхронизации альфа-ритма в каудальных отделах ко­ры. Такая десинхронизация характери­зует направленность внимания на ин­формационный компонент среды, на оценку информационных признаков объектов (Е.Н.Соколов, 1964; Н.В.Дуб­ровинская, 1985). Усиливается роль та-ламо-кортикальных связей в организа­ции внимания (W.Klimesch, 1999), воз­растает значение семантического ана­лиза информации. Это начало кортико-лизации внимания, начало адекватного вовлечения корковых механизмов в обеспечение внимания. На основе кортиколизации внимания у детей 6 — 7 лет наблюдается его интеллектуализация.

В психологических и электрофизиологических исследованиях выявлена недостаточная сформированность ме­ханизмов непроизвольного и произ­вольного внимания у детей 7 — 8 лет (Д.А.Фарбер и др., 2000). Реакция акти­вации в ЭЭГ в ответ на новый стимул может проявляться как в незрелой (усиление тета-активности), так и в зрелой форме (десинхронизация аль­фа-ритма). Однако реакция десинхро­низации имеет большой латентный пе­риод и малую длительность. Все еще со­храняется относительная функцио­нальная незрелость лобных областей, и их созревание продолжается в млад­шем школьном возрасте.

В 9 — 10 лет непроизвольное внимание приобретает зрелую форму. На ЭЭГ ре­гистрируется длительная и генерализо­ванная десинхронизация альфа-ритма в ответ на новый стимул, что создает опти­мальные условия для формирования функциональных объединений нейро­нов, производящих в коре анализ посту­пающей информации. Наряду с этим су­щественные изменения претерпевают механизмы произвольного внимания, обеспечивая избирательную модуляцию активности корковых зон (Н.В.Дубро­винская, Р.И.Мачинская, 2000). Совер­шенствование ансамблевой организации коры приводит к тому, что «генерализо­ванное вовлечение областей коры в ин­формационные процессы сменяется их специализированным участием в реали­зации отдельных когнитивных опера­ций» (Д.А.Фарбер, 1990, с. 168). Созрева­ние лобных областей коры способствует формированию механизма регуляции че­рез кортикофугальные связи восходя­щих активирующих влияний ретикуляр­ной формации, лимбической системы. Усиление роли лобных областей в регуля-торных процессах способствует устране­нию избыточного вовлечения структур мозга в реализацию различных видов де­ятельности. При этом возрастают изби­рательность и пластичность функцио­нальной организации мозга. В результате имеет место избирательная активация определенных областей коры, что обус­ловливает развитие произвольного вни­мания. К концу младшего школьного воз­раста «наличие избирательных функцио­нальных объединений структур мозга, адекватных выполняемой задаче, в ситуа­ции произвольного внимания свидетель­ствует о становлении управляемых влия-

ний лобной коры на структуры регуляторной системы мозга» (Д.А.Фарбер, Т.Г.Бетелева и др., 2000).

В младшем школьном возрасте фор­мируются механизмы предстимульно-го внимания при решении сенсорных задач (зрительных, слуховых и т.д.). В такой ситуации формируются функци­ональные объединения корковых обла­стей, что обеспечивает оптимальные условия избирательного вовлечения мозговых структур в решение модаль­но-специфической задачи. Однако ме­ханизмы предстимульного внимания еще значительно отличаются от зрело­го типа, так как отсутствует характер­ная для взрослых функциональная спе­циализация полушарий.

Итак, младший школьный возраст — сенситивный период в формировании произвольного внимания. На основе произвольного внимания совершенст­вуются ориентировочно-исследователь­ская деятельность и процесс обучения.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ СЕНСОРНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

В отечественной физиологии огром­ное значение сенсорной афферентации для поддержания тонуса ЦНС и опреде­ленного уровня деятельности мозга бы­ло понято уже давно. Еще И.М.Сеченов (1878) высказал предположение, что для осуществления нормальной деятельнос­ти ЦНС требуется некоторый минимум внешних воздействий. На основе экспе­риментальных исследований и клиниче­ских наблюдений И.П.Павлов пришел к выводу о том, что приток разнообразных раздражений извне необходим для под­держания бодрого деятельного состоя­ния мозга. В ряде исследований показа­но, что световые воздействия на глаз влияют не только на зрительную систе­му, но также значительно изменяют функциональное состояние ЦНС. Так, в экспериментах лаборатории В.М.Бехте­рева (1910) было обнаружено замедле­ние скорости нервно-психических про­цессов при счете чисел во время дейст­вия фиолетового света и их ускорение во время действия красного цвета.

Для нормального функционирова­ния мозга большое значение имеет вза­имодействие сенсорных систем, осно­вывающееся на широкой конвергенции во многих его отделах афферентных сигналов разной модальности. Установ

лено, что восходящие нервные пути анализаторов посылают многочислен­ные ответвления, по которым сенсор­ные сигналы поступа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.047 с.)