Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л.П.Григорьева// Дефектология, 2002, №1, С. 3-14
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва В статье кратко представлено междисциплинарное направление исследований процессов внимания у детей, развивающихся в нормальных условиях, и у детей в условиях рано возникшей сенсорной депривации. Внимание рассматривается как базовый психический процесс, играющий важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка, обеспечивающий эффективность его обучения. Изложены современные представления о видах и характеристиках внимания, о его связях с когнитивными процессами, о нейрофизиологических механизмах внимания. Описаны особенности внимания детей при сенсорно-перцептивном дефиците и обоснована необходимость компенсации нарушений механизмов его развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методы компенсации будут представлены в части II статьи. The article presents in short interdisciplinary direction of studies on attention processes in normal children and in those developing in the conditions of early appeared sensory deprivation. Attention is considered as a basic psychical process playing an important role in forming cognitive and emotional-volitional spheres of child's psychics ensuring the effectiveness of teaching him. Contemporary ideas about attention kinds and characteristics, its connections with cognition processes and about attention neurophysiological mechanisms are given. Peculiarities of children's attention in sensor-perception deficit are described and the necessity of compensation of mechanisms disorders of its development in preschool and junior age is grounded. Methods for compensation will be provided in the Part II of the article. Без внимания для духа ничего нет... Внимание образует поэтому начало образования. ГВ.Ф.Гегель ЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВОС-питания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы полученные фундаментальных исследованиях сведения о влиянии сенсорно-перцептивной депривации и более общих форм ограничения опыта (социальной и культурной изоляции) на психическое развитие и социальную адаптацию. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии детей со сложными сенсорными нарушениями предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием ребенка. В соответствии с концепцией традиционной психофизиологии внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс. В противовес этому представлению С.Л.Рубинштейн (1946) полагал, что внимание лишено своего содержания и является «динамической характеристикой протекания познавательной деятельности». В современной системной психофизиологии внимание трактуется не как отдельный психический процесс, а как результат определенных межсистемных отношений в ЦНС, которые обеспечивают эффективность деятельности индивида.
Внимание — процессы сосредоточения деятельности ребенка в определенный момент времени на каком-либо объекте (предмет, событие, образ, рассуждение и т.д.). Если внимание сосредоточено на объекте внешнего мира, говорят о внешнем внимании; при сосредоточении на объектах субъективного мира (образ, рассуждение) говорят о внутрен формы: сенсорное, моторное, интеллектуальное, эмоциональное. Внимание, не имея своего собственного содержания, тесно связано с познавательными процессами (восприятие, память, мышление). Однако оно не сводится к этим психическим процессам, а является их динамической составляющей. При внимании сознание индивида избирательно направлено на объект и сосредоточено на нем с целью его адекватного отражения. Внимание — сложный психофизиологический процесс, реализуемый рядом нейрофизиологических механизмов. Изучение закономерностей и механизмов внимания — центральная теоретическая проблема в исследованиях когнитивных процессов. Исследования внимания у детей со сложными сенсорными нарушениями важны для теоретической разработки основных проблем онтогенеза. Во-первых, это проблема взаимодействия внутренних и внешних факторов в процессе формирования интегративной деятельности мозга. Во-вторых, это проблема роли сенсорного притока (его интенсивности и структуры) как фактора развития психических функций. Практическая значимость исследований внимания определяется тем, что его развитие связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей дошкольного и младшего школьного возраста уровень сформированности внимания обусловливает возможности развития познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. Врожденное или приобретенное в раннем онтогенезе значительное снижение зрения, слуха сопровождается дефицитом внимания. В современной науке установлено, что проблема нарушений и коррекции внимания имеет несколько аспектов, относящихся к областям психологии, психофизиологии, нейрофармакологии и медицыны. В данной статье рассматриваются психофизиологический и и психологический аспекты.
ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ Виды внимания — предвнимание, непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание. Предвнимание — неосознаваемый автоматический процесс обработки сенсорной информации нейронами-детекторами в анализаторных системах. Оно предшествует непроизвольному вниманию и является основой для формирования зрительных образов (Р.Наатанен, 1998). Непроизвольное внимание — генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей и намерений субъекта, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Непроизвольное внимание обусловлено: — новизной физических (интенсивность, контраст, цвет и т.д.) и пространственных параметров внешних воздействий; — появлением значимых сигналов, соответствующих актуальным потребностям индивида; — познавательной деятельностью, интересами, эмоциями, направленностью личности. Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни индивида, осуществляя быструю и правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира. Произвольное внимание — направленное, сосредоточенное в соответствии с сознательно поставленной целью; требует определенных волевых усилий, имеет активный характер; опосредовано социальными нормами организации поведения. Произвольное внимание, развиваясь на основе непроизвольного, регулируется сознательно поставленными целями. Это контролируемый и осознаваемый процесс с ограниченной пропускной способностью и последовательной обработкой информации. Произвольное внимание может быть обращено в прошлое и будущее, регулируя психические процессы. Оно способствует активизации извлечения из долговременной памяти определенных образов, сведений; спо- объекта, ситуации и принятию решения. Произвольное внимание может быть антиципирующим в ситуации ожидания стимула, события, на которые надо отвечать некоторой реакцией. Антиципирующее внимание облегчает опознание. Произвольное внимание играет большую роль в обучении ребенка и связано с различными формами его познавательной деятельности. Произвольное внимание возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помощью речи. Причем задача должна быть понята и принята. В этих условиях формируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию, требующая от ребенка некоторых волевых усилий.
Постпроизвольное внимание — избирательная активность, которая формируется на основе произвольного внимания в процессе деятельности и состоит в сознательном сосредоточении в соответствии с целями деятельности, ее значимостью и интересом для индивида. Постпроизвольное внимание уже не требует волевых усилий и ограничено только утомлением и истощением ЦНС. Модально-специфические формы внимания — зрительное, слуховое, тактильное. В зрительной системе процессы селективного внимания (произвольная регуляция процессов обработки информации) включаются через 60 мс, а в слуховой и соматосенсорной системах — через 20 — 30 мс после предъявления стимула. Высшие виды внимания — произвольное и постпроизвольное — формируются в деятельности. Вовлечение детей в активную деятельность способствует развитию непроизвольного и строящихся на его основе произвольного и постпроизвольного внимания. Различия всех видов внимания состоят в том, что они выполняют разные функции, их реализуют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по-разному в онтогенезе. Характеристики внимания — избирательность (селективность), объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение. Избирательность — сосредоточенность сознания на определенных объектах и ситуациях внешнего мира, что обусловливает повышение уровня сен- быть узкой (направленность на какой-либо один параметр объекта) и б широкой (настройка на восприятии большого объема информации в с соответствии с поставленной целью). Объем внимания — число одновременно воспринимаемых объектов (предметных изображений, геометрических фигур, цветов, букв, слов и т.д.); зав от характеристик объектов и организации материала; близок к объему восприятия и кратковременной памяти (7+_ 2элемента при экспозиции стимулов с для взрослого индивида). У дошкольников и младших школьников объем мания ограничен и расширяется с возрастом, когда формируется умение пировать объекты. Распределение внимания — способность к одновременному выполнению двух или нескольких заданий быстрого переключения внимания. Это качество внимания развивается помощью упражнений при формировании навыков. Концентрация внимания — с сосредоточенность на одних каких-либо объектах и ситуациях и временное с отвлечение от всех остальных. Степень сосредоточения на объекте или событии может быть высокой или низкой.
Устойчивость — длительность непрерывного сосредоточения внимания объекте или событии. Устойчивость зависит от длительности сохранение интенсивного внимания и степени концентрации в это же время. Главное ус устойчивости — изменчивость объектов и ситуаций. Однообразное восприятие снижает устойчивость. Спонтанные колебания внимания (флуктуации) обусловлены самонастройкой сенсорной системы, т.е. регуляцией ее пропускной способности. Длительность устойчивого внимания связана с активной мыслительной тельной деятельностью при восприятии сложных объектов и ситуаций. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту, от значимости для ребенка выполняемых заданий, от его активности Переключение — целенаправленный быстрый перенос внимания с одного объекта или события на иные, от одного вида деятельности к другим. условиях только смены объекте приятия имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости. Показатели переключения: — время, необходимое для перехода от одной операции к другой; — продуктивность выполнения операции, т.е. объем или время ее выполнен; — качество, точность выполнения операции (наличие ошибок, связанных переключением). С помощью специальных упражнений возможно улучшение способности ребенка к переключению внимания. Все выше описанные характеристики — грани единого акта внимания, и в реальной деятельности они неразделимы. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного процесса. В частности, компьютерное обу-!ние может успешно осуществляться,:ли у детей в достаточной мере сформированы такие качества зрительного внимания, как избирательность, кон-гнтрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Для развития пространственной ориентировки детей с сенсорными нарушениями важны такие характеристики внимания, как распределение и переключение. Рациональное переключение внимания с одной деятельности на другую — важное условие гигиены умственной работы и необходимо для поддержания оп-оптимального уровня работоспособности. ВНИМАНИЕ В СИСТЕМЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ Внимание может быть сосредоточены на воспринимаемых объектах, движениях, представлениях, мыслях. В зависимости от этого выделяют различные формы проявления внимания — сенсорно-перцептивное, моторное, интеллектуальное. Внимание и восприятие. При внимании направленность и сосредоточенность психической деятельности обусловливает эффективное восприятие внешних воздействий. Активизация внимания сопровождается оптимизацией интегративной деятельности мозга в направлении, обеспечивающем избирательность восприятия. Сенсорно-перцептивное (внешнее) внимание сосредоточивается на объектах внешнего яра и тесно связано с восприятием. Модально-специфическое зрительное внимание начинается с обнаружения
ния и локализации объекта во внешнем пространстве. Точная ориентировка внимания на ту или иную часть перцептивного поля, в которой появляется объект, — необходимое условие для решения перцептивных задач. Фиксационный оптокинетический нистагм и конвергентные движения отражают работу активационных механизмов внимания и периферических моторных механизмов настройки на восприятие определенного объекта в той или иной части ограниченного пространства. Известно, что в нормальных условиях зрительная система объединяет в целое признаки одного объекта, не смешивая их с признаками соседних. В соответствии с теоретическими представлениями такая избирательность восприятия обеспечивается механизмами внимания на основе пространственной близости. Восприятие объектов и событий внешнего мира невозможно как без избирательного внимания, направленного вовне, так и без внимания, нацеленного на образы-эталоны памяти. Зрительное внимание связано с апперцепцией восприятия, т.е. соотнесением воспринимаемого с прошлым опытом и осознанием его содержания. У детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важно развивать характеристики внимания. В дошкольном возрасте оно играет большую роль в осуществлении ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, в формировании перцептивных действий на данном этапе развития восприятия. Формирование зрительного внимания обусловливает развитие у ребенка активных форм восприятия и способности выделять из окружающей среды значимые и существенные свойства. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия. При ослаблении внимания могут наблюдаться нарушения сенсорно-перцептивного процесса, что обусловливает значительные изменения формирования зрительных образов. Внимание и память. В экспериментальных исследованиях выявлена высокая эффективность фиксации следов памяти в условиях концентрации внимания. Состояние внимания оказывает существенное влияние на продуктивность запоминания. Исследовали зависимость продуктивности запоминания от внимания. Испытуемым предъявляли слова и рисунки, выполненные двумя различными цветами. По инструкции требовалось вспомнить все стимулы. Испытуемые вспоминали только те стимулы, на которые было обращено их внимание в инструкции к запоминанию. Продуктивность запоминания не зависела от сочетания цветов и вида материала — слова или рисунки (E.W.Russell, M.E.D'Hollosy, 1992). Внимание и мышление. Мыслительная деятельность сопряжена с актуализацией следов долговременной памяти, которые используются для внутреннего анализа. Процесс мышления контролируется некоторой целью, которая должна быть достигнута. Он связан с процессом ментального внимания, осуществляющего функцию внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ В когнитивной психологии разрабатываются разные теории внимания. Согласно структурной теории функцией внимания являются отбор и фильтрование информации, что предохраняет сенсорные системы с ограниченной пропускной способностью от перегрузки. Предполагается, что отбор информации осуществляется прежде всего на основе сенсорных признаков, но может производиться и по семантическим характеристикам (D.E.Broadbent, 1971). В соответствии с теорией ранней фильтрации семантическая информация обрабатывается в условиях произвольного внимания. Теория поздней фильтрации допускает, что часть значимой семантической информации обрабатывается автоматически. Согласно обеим теориям после автоматической обработки информации следует произвольное внимание на уровне фильтра, ограничивающего его ресурсы. Низкая мотивация привлекает недостаточное количество ресурсов внимания. Разные виды деятельности требуют разное количество ресурсов внимания. Обе эти теории согласуются с концепцией Е.Н.Соколова о нервной модели стимула, так как объясняют начальный этап обработки сенсорной информации автоматически и параллель- но протекающими процессами. В рамках этой концепции обработка семантической информации также может осуществляться автоматически. В соответствии с теориями У.Найс-сера (U.Neisser, 1967) и Дж.Хохберга (J.Hochberg,1970) внимание трактуется как активное предвосхищение, определяющее синтез сенсорных данных на основе внутренних схем. Представители гештальтпсихологии объясняли образование гештальтов в результате быстрых сдвигов локуса внимания от одних частей объекта к другим. Согласно наиболее принятой в настоящее время теории признаков функция селективного внимания состоит в выделении и интеграции сенсорных признаков. Эта теория опирается на нейрофизиологическую модель детекторов признаков. На основании признаков строится структура зрительного образа. Во всех перечисленных теориях подчеркивается роль внимания в анализе сенсорных данных. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ В соответствии с концепцией М.Познера (1990) в мозге существует система внимания, которая анатомически изолирована от систем обработки поступающей информации. Систему внимания составляют разные анатомические зоны, образующие сетевую структуру. Она имеет несколько подсистем, механизмы которых реализуют следующие основные функции: ориентацию на сенсорное событие; обнаружение сигналов для их сознательной обработки; поддержание бодрствующего состояния или бдительности. Разные виды внимания обеспечиваются механизмами разных отделов мозга. В экспериментальных исследованиях установлено, что модально-неспецифические виды внимания связаны с механизмами модулирующей системы мозга. Эта система включает активирующие и также инактивирующие центры мозга. Она регулирует процессы внимания, создавая генерализованные и локальные эффекты активации и инактивации в ЦНС. Модулирующая система мозга (ретикулярная формация ствола и лимбическая система) — восходящая неспецифическая система активации. Ретикулярная формация ствола обеспечивает генерализованную активацию коры и глобальные изменения состояния бодрствования. Неспецифические ядра тала-муса (диффузная проекционная талами-ческая система) по восходящим путям в ассоциативные зоны коры оказывают на нее возбуждающие и тормозные влияния. Восходящая неспецифическая активирующая система тесно связана с фронтальными областями коры. Возбуждение этой системы по восходящим путям передается во фронтальные области. При определенном уровне возбуждения фронтальных отделов по нисходящим путям осуществляется тормозное влияние на ретикулярную формацию и таламус. Таким образом, фронтальная кора как высший регуляторный центр на основе двусторонних связей модулирует активность ретикулярной формации и таламуса. Механизмы непроизвольного внимания. Ориентировочный рефлекс (ОР) — физиологическая основа непроизвольного внимания. В соответствии с описанием И.П.Павлова любой новый раздражитель из внешней среды вызывает исследовательский рефлекс «что такое?». При повторении одного и того же раздражителя этот рефлекс угасает. В концепции Е.Н.Соколова (1958, 1959, 1960, 1964) ориентировочный рефлекс рассматривается как многокомпонентная реакция активации. ОР включает: вегетативные компоненты — расширение зрачков, изменение дыхания, снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС), расширение сосудов головы и сужение сосудов рук, кожно-гальваническую реакцию (КГР); моторные компоненты — поворот головы, движения глаз, усиление мышечного тонуса; сенсорный компонент — увеличение чувствительности анализатора и снижение порогов. ОР сопровождается реакцией активации в ЭЭГ. Незрелый тип ЭЭГ-активации характеризуется увеличением амплитуды и представлен-ности колебаний тета- и альфа-диапазонов. Зрелый тип ЭЭГ-активации выражается блокадой альфа-ритма и заменой его высокочастотными колебаниями. При этом усиление бета- и гамма-колебаний совпадает с увеличением возбудимости, реактивности и лабильности нейронов коры. Е.Н.Соколовым (1995) выделены нейроны новизны, усиливающие импульсную активность в ответ на новые стимулы, и нейроны тождества, 8 ослабляющие импульсную активность при действии повторных стимулов. В соответствии с теорией Е.Н.Соколова (1963) в ходе привыкания к определенному стимулу и без специального подкрепления в мозге формируется нервная модель, отражающая весь комплекс его параметров. Нервная модель представляет собой ансамбль нейронов, хранящий информацию о признаках стимула. Формирование нервной модели стимула происходит неосознанно, непроизвольно. Информация о физических свойствах стимула обрабатывается параллельно. Операция сличения сформированной нервной модели с другим действующим стимулом осуществляется автоматически. При рассогласовании характеристик нового раздражителя с характеристиками модели (появление абсолютной или относительной новизны) возбудительные кортико-ретикулярные импульсы запускают систему ориентировочного рефлекса. Чем больше различия между нервной моделью и стимулом, т.е. чем больше степень новизны, тем значительнее ОР. Таким образом, формируется внимание, направленное на новый стимул. Концентрация внимания на вызывающем ОР стимуле оттормаживает действие всех текущих раздражителей. Наряду с безусловным ОР Е.Н.Соколов ввел понятие условного ОР, который возникает на значимые стимулы. В ситуации ОР происходит настройка анализатора на эффективное восприятие нового стимула. Одновременно с этой настройкой в анализ изменений внешней среды содружественно включаются и другие анализаторы, что можно назвать реакцией внимания. В реализации этой реакции принимают участие ретикулярная формация ствола мозга, гиппокамп, неспецифические ядра таламуса, различные области коры больших полушарий. Непроизвольное внимание связано с генерализованными формами неспецифической активации. Генерализованный ОР возникает на новый стимул, связан с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга, проявляется в ЭЭГ охватывающей всю кору активацией. При этом наблюдаются распад сложившейся системы корковых зон и снижение функции когерентности в ЭЭГ. Итак, ОР — многокомпонентная реакция, которая обеспечивает актива- цию мозга и внимание, для обучения. Соединяя воспринимающее и исполнительные механизмы, ОР является частным случаем ориентировочно-исследовательской деятельности, так как связан с формированием активности в изменившихся условиях внешней среды. Существует точка зрения, что ОР автоматически включает произвольное внимание. Н.В. Дубровинская (1990) рассматривает непроизвольность внимания как кратковременный и преходящий процесс, за которым следит произвольное внимание, связанное с управляемой активацией. Механизмы произвольного внимания. Разработанный А.А.Ухтомским принцип доминанты имеет важное значение для понимания механизмов внимания. Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости, возникающий в процессе направленного интенсивного внимания, что создает условия для эффективного осуществления познавательных процессов. Произвольное внимание связано с повышением общего уровня активации и с локальной активацией определенных структур мозга. В исследовании Н.В.Дубровинской (N.V.Dubrovinskaya, 1993) показано, что механизмом произвольного (избирательного) внимания является формирование нейронных сетей со сходным функциональным состоянием нервных клеток, обусловленным посылками от регуляторных структур мозга. Избирательное (селективное) внимание связано с образованием локальных функциональных объединений нейронных ансамблей. Работа корковых ансамблей организуется не в связи с их пространственной близостью, а в зависимости от их функционального назначения в той или иной деятельности. Альфа-ритм играет главную роль в формировании функциональных объединений корковых областей. Избирательная активация областей коры, соответствующая выполняемому виду деятельности, обеспечивается неспецифическими ядрами таламуса и регулируется фронтальной корой. В ситуации произвольного внимания тесно взаимодействуют корковые зоны передних отделов левого полушария, о чем свидетельствуют высокая дистантная синхронизация и когерентность в полосе альфа-ритма передних (премоторных) зон коры. Левое полушарие контролирует селективное внимание, а правое обеспечивает поддержание общего уровня настороженности. Мозолистое тело — важная часть системы механизмов внимания. Модально-специфические виды внимания модулируются влияниями, идущими по кортикофугальным обратным связям к сенсорным системам (R.Her-handez-Peon, 1966). Предполагалось, что регуляция притока сенсорных импульсов ретикулярной формацией через обратные связи ограничивает лишнюю информацию и способствует концентрации внимания. Сенсорные виды внимания связаны с соответствующими зонами коры, реализующими те или иные функции (Е.Д.Хомская, 1987). В механизмах реализации этих видов внимания значительная роль принадлежит локальному ОР, при котором ЭЭГ-актива-ция наблюдается в сенсорной коре, соответствующей модальности стимула, и обусловлена активацией неспецифического таламуса. В ситуации ожидания стимула любой модальности усиливается когерентность в полосе альфа-ритма преимущественно в передних (премо-торных) областях коры. Современные исследования, проведенные с помощью позитронно-эмис-сионной томографии (ПЭТ) и методом изучения локального мозгового кровотока (ЛМКТ) выявили связь видов внимания с определенными мозговыми структурами. М.Познер (M.J.Posner et al, 1990) выделил две системы внимания. Передняя локализуется в медиальной части фронтальной доли и ответственна за семантические операции. Задняя система зрительно-пространственного внимания связана с функцией париетальной коры правого полушария. Интеллектуальное внимание и его мобилизация обусловлены увеличением пространственной синхронизации ритмов ЭЭГ в передних зонах левого полушария. На основе анализа результатов современных исследований биохимических основ активационных процессов в мозге Н.Н.Данилова (1998) выделяет три главные системы активации, регулирующие уровень внимания. Каждая из них имеет свои специфические функции. Наряду с этим они имеют общие входы и выходы; все имеют выход на кору через таламус. «Стволово-таламо-кортикаль-ная система использует для локальной активации как компонента OP. Базальная холинергическая система переднего мозга через таламус реализует корковую активацию на значимые стимулы. Каудо-таламо-кортикальная система также использует таламус для создания в коре картины распределения локусов активации, необходимой для выполнения той или иной деятельности» (Н.Н.Данилова, 1998, с. 90). СОЗРЕВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВНИМАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ Из предыдущего раздела становится очевидным, что реализация процессов внимания связана с одновременной и последовательной активацией различных кортикальных и субкортикальных структур. В онтогенезе наблюдается постепенное созревание механизмов внимания, состоящее в усилении избирательности активации функциональных систем мозга и возрастании регулирующей роли его лобных отделов. (Н.В.Дубровинская, 1985; Н.В.Дубро-винская и др., 1997; Н.В.Дубровинская и Р.И.Мачинская, 2000). В раннем онтогенезе развитие процессов внимания связано с созреванием сенсорных и двигательных систем; велика роль двигательной функции руки ребенка в исследовании предметов. У младенца впервые проявляется внимание как ОР на неожиданный стимул. При этом регистрируются двигательные, вегетативные компоненты и генерализованная реакция активации в ЭЭГ. Внимание имеет также эмоциональную составляющую — реакцию оживления, улыбки. До двух-трех месяцев внимание проявляется как слежение за движущимся объектом, реализуемое механизмами зрительной проекционной коры и переднего двухолмия. У более старших младенцев появляется реакция на новизну объекта и сокращается ее латентный период, что связано с включением в восприятие непроекционных отделов коры больших полушарий — заднеассоциативных структур, корково-лимбиче-ских связей (M.Johnson, 1993, 1994). Развитие процессов зрительного внимания обусловлено постепенно формирующейся предметно-манипулятивной деятельностью руки при тактильно-перцептивном исследовании предмета. После восьми месяцев у младенцев появляется реакция антиципации — ожидания движущегося стимула в определенном месте, что, видимо, связано с вовлечением переднеассоциативных корковых зон в произвольное внимание (Т.А.Строганова и др., 1998). У детей раннего возраста (1 — 3 года) главным фактором привлечения внимания является новизна. Усиление регулирующей роли речи создает условия для управления вниманием в связи с намерениями ребенка. Тем не менее в возрасте трех-четырех лет способность к произвольному регулированию внимания остается все еще незрелой (Н.В.Дубровинская, 1985). Дети не могут подчинить свои действия внешним управляющим влияниям, делают много ошибок. В четыре-пять лет произвольное внимание можно сформировать только в ходе специальных игровых занятий. В дошкольном возрасте (3 — 7 лет) формируется способность различать новые объекты по их значимости. Процессы активации и внимания все еще эмоционально окрашены. В шесть-семь лет характеристики внимания значительно улучшаются. Дети делают меньше ошибок, меньше отвлекаются и быстрее выполняют задания. Это коррелирует с тем, что в этом возрасте завершается второй этап развития цито- и фиброархитектоники лобной коры (Т.А.Цехмистренко, 1986). Наряду с существенным изменением системы восприятия (включением в перцептивный анализ заднеассоциативных отделов) и его совершенствованием качественно изменяется реакция активации в ЭЭГ, т.е. появляется зрелый тип активации, проявляющийся в десинхронизации альфа-ритма в каудальных отделах коры. Такая десинхронизация характеризует направленность внимания на информационный компонент среды, на оценку информационных признаков объектов (Е.Н.Соколов, 1964; Н.В.Дубровинская, 1985). Усиливается роль та-ламо-кортикальных связей в организации внимания (W.Klimesch, 1999), возрастает значение семантического анализа информации. Это начало кортико-лизации внимания, начало адекватного вовлечения корковых механизмов в обеспечение внимания. На основе кортиколизации внимания у детей 6 — 7 лет наблюдается его интеллектуализация. В психологических и электрофизиологических исследованиях выявлена недостаточная сформированность механизмов непроизвольного и произвольного внимания у детей 7 — 8 лет (Д.А.Фарбер и др., 2000). Реакция активации в ЭЭГ в ответ на новый стимул может проявляться как в незрелой (усиление тета-активности), так и в зрелой форме (десинхронизация альфа-ритма). Однако реакция десинхронизации имеет большой латентный период и малую длительность. Все еще сохраняется относительная функциональная незрелость лобных областей, и их созревание продолжается в младшем школьном возрасте. В 9 — 10 лет непроизвольное внимание приобретает зрелую форму. На ЭЭГ регистрируется длительная и генерализованная десинхронизация альфа-ритма в ответ на новый стимул, что создает оптимальные условия для формирования функциональных объединений нейронов, производящих в коре анализ поступающей информации. Наряду с этим существенные изменения претерпевают механизмы произвольного внимания, обеспечивая избирательную модуляцию активности корковых зон (Н.В.Дубровинская, Р.И.Мачинская, 2000). Совершенствование ансамблевой организации коры приводит к тому, что «генерализованное вовлечение областей коры в информационные процессы сменяется их специализированным участием в реализации отдельных когнитивных операций» (Д.А.Фарбер, 1990, с. 168). Созревание лобных областей коры способствует формированию механизма регуляции через кортикофугальные связи восходящих активирующих влияний ретикулярной формации, лимбической системы. Усиление роли лобных областей в регуля-торных процессах способствует устранению избыточного вовлечения структур мозга в реализацию различных видов деятельности. При этом возрастают избирательность и пластичность функциональной организации мозга. В результате имеет место избирательная активация определенных областей коры, что обусловливает развитие произвольного внимания. К концу младшего школьного возраста «наличие избирательных функциональных объединений структур мозга, адекватных выполняемой задаче, в ситуации произвольного внимания свидетельствует о становлении управляемых влия- ний лобной коры на структуры регуляторной системы мозга» (Д.А.Фарбер, Т.Г.Бетелева и др., 2000). В младшем школьном возрасте формируются механизмы предстимульно-го внимания при решении сенсорных задач (зрительных, слуховых и т.д.). В такой ситуации формируются функциональные объединения корковых областей, что обеспечивает оптимальные условия избирательного вовлечения мозговых структур в решение модально-специфической задачи. Однако механизмы предстимульного внимания еще значительно отличаются от зрелого типа, так как отсутствует характерная для взрослых функциональная специализация полушарий. Итак, младший школьный возраст — сенситивный период в формировании произвольного внимания. На основе произвольного внимания совершенствуются ориентировочно-исследовательская деятельность и процесс обучения. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В отечественной физиологии огромное значение сенсорной афферентации для поддержания тонуса ЦНС и определенного уровня деятельности мозга было понято уже давно. Еще И.М.Сеченов (1878) высказал предположение, что для осуществления нормальной деятельности ЦНС требуется некоторый минимум внешних воздействий. На основе экспериментальных исследований и клинических наблюдений И.П.Павлов пришел к выводу о том, что приток разнообразных раздражений извне необходим для поддержания бодрого деятельного состояния мозга. В ряде исследований показано, что световые воздействия на глаз влияют не только на зрительную систему, но также значительно изменяют функциональное состояние ЦНС. Так, в экспериментах лаборатории В.М.Бехтерева (1910) было обнаружено замедление скорости нервно-психических процессов при счете чисел во время действия фиолетового света и их ускорение во время действия красного цвета. Для нормального функционирования мозга большое значение имеет взаимодействие сенсорных систем, основывающееся на широкой конвергенции во многих его отделах афферентных сигналов разной модальности. Установ лено, что восходящие нервные пути анализаторов посылают многочисленные ответвления, по которым сенсорные сигналы поступа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.047 с.) |