Организация специальной помощи слепоглухим в Польше 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация специальной помощи слепоглухим в Польше



Маженна Заорска

Варминско-Мазурский университет, г. Олыптын, Польша // Дефектология, 2002, 33, С. 89-93

В статье описываются история и современное состояние обучения слепоглухих детей в Польше. Раскрываются особенности организации помощи детям и взрослым с двойным сен­сорным нарушением, а также их семьям в государственных и общественных благотвори­тельных организациях.

The article discribes history and modern state in deafblind education in Poland. The author dis­cusses achievements and difficulties in supporting deafblind persons and their families on the state and public levels.

ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И воспитания слепоглухих в польской специальной педаго­гике начали уделять внимание в 1938 г. В специальной школе-интерна­те дм слепых в Лясках тогда обучались двеслепоглухие девочки, 10 и 17 лет. Од­на из них стала терять слух и зрение в возрасте 14 лет. Но подробная информа­ция об этих девочках безвозвратно про­пала во время Второй мировой войны.

В 1953 г. в г. Ляски вблизи Варшавы было начато обучение 14-летней сле-поглухой Кристины Хришкевич, кото­рая потеряла слух и зрение в возрасте 15 мес. после перенесенного менинги­та. Обучением ее занялась слабовидя­щая монахиня Эмануэля Езерска, раз­работавшая индивидуальный метод об­щения с Кристиной «в ладонь» по об­разцу алфавита для слепоглухих Лорм. Слепоглухую девочку обучали чтению, письму, основам математики, геогра­фии, биологии, речевому общению, физкультуре, самообслуживанию и со­циально-бытовой ориентировке. После 10-летнего обучения и реабилитации в школе она самостоятельно читала про­стые тексты, составляла небольшие со­чинения, считала, вычитала и склады­вала в пределах 100, имела представле­ние о географии Польши, строении че­ловеческого тела и некоторых живот­ных. В этой школе Кристина оставалась до 24 лет. Затем ее перевели в приют для слепых женщин в поселке Жилув в Восточной Польше. Этот приют всегда принадлежал католической церкви, по-

этому в нем работают монахини. Крис­тина Хришкевич живет там и сейчас, недавно ей исполнилось 63 года. К со­жалению, за годы проживания в при­юте она утратила почти все знания и умения, которыми овладела в Лясках, и нуждается сейчас в помощи даже при самообслуживании.

До конца 80-х гг. прошлого столетия о других случаях обучения слепоглухих детей в Польше не было известно.

В настоящее время в нашей стране нет специальных учебных учреждений для слепоглухих детей и взрослых. Большинство слепоглухих детей посе­щают специальные школы для умствен­но отсталых, глухих, тугоухих, слепых или слабовидящих.

В 1989 г. в специальной школе-ин­тернате для слепых и слабовидящих де­тей в г. Быдгощ была организована пер­вая группа слепоглухих детей, а год спустя открыта вторая. С 1992 г. суще­ствуют три группы слепоглухих детей разного уровня развития. Реабилита­цией отдельных слепоглухих детей продолжает заниматься школа-интер­нат для слепых в Лясках.

В 1996 г. Министерство народного образования Польши издало постанов­ление № 9 об учебных планах началь­ных, профессиональных и средних школ. В постановлении представлен впервые учебный план обучения сле­поглухих детей, где было определено количество учебных часов в неделю для младших (I—IV классы) и старших школьников (VVIII классы). По этому плану обучение младших слепоглухих школьников по всем предметам должно проводиться одним учителем, а в стар­ших классах вводится обучение разны­ми учителями. В учебном плане для сле­поглухих выделены дополнительные занятия по индивидуальной реабилита­ции (общеразвивающие, коррекцион-но-компенсаторные, физиотерапевти­ческие, логопедические и др.), которые организуются школой в зависимости от потребностей учеников. Директору школы была предоставлена возмож­ность утверждать индивидуальные и экспериментальные планы обучения детей (раньше все учебные планы ут­верждались только воеводскими управ­лениями по народному образованию). В начальной школе (I—IV классы) сле-поглухие дети должны изучать поль­ский язык, обществоведение, природо­ведение, математику, техническое обу­чение, изобразительное искусство, физкультуру, пространственную ори­ентировку и передвижение. На них от­водилось 22 ч в I—II классах, 25 ч в III классе и 26 ч в IV классе. На индивиду­альные занятия было отведено в I—IV классах по 10 ч еженедельно.

В старших классах (V—VIII) слепоглухие ученики должны изучать: поль­ский язык, историю, математику, про­фессиональную подготовку, изобрази­тельное искусство, физкультуру, обще­ствоведение. На перечисленные пред­меты еженедельно отводилось в V—VI классах — 26 ч, в VII — 31 ч, в VIII — 33 ч. Индивидуальные занятия занимают по этому плану еженедельно в V—VI классах — 8 ч, в VII—VIII классах — 6 ч (указанное в учебном плане количество часов на индивидуальную работу отно­сится ко всему классу).

В 1999/00 уч. г. в Польше приступи­ли к внедрению школьной реформы. Она основана на введении 6-летней на­чальной школы, 3-летней гимназии и 3-летней средней или профессиональной школы. В связи с реформой внесены коррективы учебных планов для сле­поглухих детей. Постановление минис­тра народного образования «О спосо­бах перехода начальных школ к новой школьной системе, о создании гимна­зий и учебных планах» издано 15 фев­раля 1999 г. В постановлении дана воз­можность продления каждого этапа обучения на год и больше. В I—IV клас­сах никаких изменений в учебном пла-

не не произошло, но пока не

лен учебный план для слепоглухих, обучающихся в гимназии. В настоящее время в Польше созданы учебные планы для учеников гимназии, которые

имеют сложный дефект или аутизмбез интеллектуальных нарушений.

На практике обучение слепоглухих, детей, несмотря на тип школы, осуществляется по индивидуальным программам. Такие программы учитывают индивидуальные возможности слепоглухого ребенка, а также уровень его актуального развития.                         

Некоторое число детей с патологией органов слуха и зрения обучаются массовых или интеграционных школах Там их обучение, как правило, носит ча­стично индивидуальный, частично груп­повой характер. Это означает, что ребе­нок участвует в групповых занятиях по изобразительному искусству, музыке, физкультуре, труду, которые проводит классный руководитель со всем клас­сом. Другие предметы (математику, польский язык, обществоведение) изу­чает индивидуально со специальным ти-фло- или сурдопедагогом. Согласно по­становлению министерства, на подоб­ное индивидуальное обучение слепоглу-хого ребенка в массовой школе выделя­ется от 6 до 8 ч еженедельно. Слепоглу-хие дети, обучающиеся в массовых или интеграционных школах, занимаются по индивидуальным программам обуче­ния или по общепринятой специальной программе, рекомендуемой психолого-педагогическими консультационными пунктами (например, по программе школы для умственно отсталых детей, школы глухих или слепых). В массовой школе слепоглухой ребенок имеет воз­можность налаживать отношения с нор­мально развивающимися сверстника­ми, воспитываться в открытой общественной среде. Это положительно влияет на его социализацию и подготовку к будущей жизни в обществе, обогащает индивидуальный опыт ребенка. При этом нормально развивающиеся сверстники знакомятся с особенностями контакта ровесниками, имеющими сенсорные нарушения, учатся понимать и уважать их проблемы, совершенствуют положительные черты характера, а также овладевают навыками оказания помощи таким детям.                                 

Встречаются, но достаточно редко в случаи обучения слепоглухих детей в массовой школе по общей программе.Массовое обучение, как правило, касается Такое обучение, как правило, касается слабослышащих детей с полноценными возможностями интеллектуального развития. Обучение в массовых школах требует огромного

труда и усилий со стороны ребенка и его семьи. Многое зависит также от положительного отношения к ребенку со стороны учителя и одноклассников. Такие отношения не всегда складываются и многие слепоглухие дети из массо­вых или интеграционных школ через некоторое время все-таки попадают в специальные школы.

Заинтересованность в обучении слепоглухих проявляют также Поль­ское общество слепых (ПОС), Поль­ское общество глухих (ПОГ) и Общест­во помощи слепоглухим (ОПС).

ОПС создано в Польше 15 октября 1991 г. Цель общества — всесторонняя помощь всем слепоглухим, проживаю­щим в Польше, особенно слепоглухим детям и их родителям. Главной задачей управления ОПС является распростра­нение информации о слепоглухих, их проблемах в средствах массовой ин­формации и создание соответствую­щих условий для развития и реабилита­ции слепоглухих.

В 1992 г. в ОПС, благодаря усилиям слепоглухого специалиста по информа­ционным технологиям Гжегожа Коз­ловского (создателя польской модифи­кации английского мануального алфа­вита), был организован банк данных о количестве слепоглухих в Польше. В результате этого удалось официально зарегистрировать 1193 человека с глубокими нарушениями зрения и слуха, в том числе ПО детей. Но, принимая во внимание американские статистичес­кие данные, число слепоглухих в Поль-ше должно быть значительно большим им, примерно соответствовать популяции в 7000-8000 человек. По инициативе ОПС в 1992 г. в Варшаве был   создан клуб слепоглухих, который организует их культурный досуг (занятия скульптурой, живописью), занимается издательской деятельностью. ОПС стало организатором первых в Польше курсов для слепоглухих детей, (г. Быдгощ). В данном курсе участвовали дети в возрасте от 4 до 17 лет. Программа состояла из групповых занятий (игр) и   индивидуальных логопедических, психолого-педагогических заня­тий по коррекции остаточного зрения и социально-бытовой ориентировке. На курсе кроме польских преподавате­лей, работали специалисты из Инсти­тута слепых Перкинса (США)

Следующий курс состоялся в 1994 г. в г. Цехоцинке. Одной из задач было создание секции родителей слепоглу­хих детей при ОПС. В организации и проведении этого курса также активно участвовали представители Междуна­родного благотворительного фонда Хилтон—Перкинс из США.

Главной целью впервые организо­ванной секции родителей слепоглухих детей является организация всесторон­ней помощи семьям в:

— обучении ребенка в домашней среде;

— ликвидации барьера в общении;

— преодолении общественной изо­ляции;

— реабилитации;

— координации усилий родителей и специалистов по обучению и вос­питанию.

Секция реализует свои цели следу­ющими путями:

— поиск семей, имеющих слепоглу­хих детей;

— определение социально-бытовых и реабилитационных потребнос­тей семей слепоглухих детей, а также предоставления таким се­мьям активной помощи;

— распространение форм сотрудни­чества родителей, способствую­щих обмену опыта в области реа­билитации детей;

— демонстрация проблем слепоглу­хих детей через доступные сред­ства массовой информации;

— оказание психологической помощи родителям и слепоглухим детям;

— организация учебных курсов для родителей и слепоглухих детей;

— организация специализирован­ной тифло- и сурдопомощи;

— представление и защита интере­сов слепоглухих детей и их роди­телей перед государственными органами и общественными орга­низациями;

— поиск средств на организацион­ную деятельность секции;

— установление сотрудничества с другими общественными органи­зациями.

Члены секции подразделяются на действительных и почетных. Действи­тельным членом может быть любой член семьи слепоглухого ребенка. По­четным членом может быть физичес­кое лицо, которое внесет особо боль­шой вклад в деятельность секции.

Вышеуказанные направления дея­тельности секции родителей в настоящее время постепенно реализуются по мере поступления средств на ее деятельность.

До настоящего времени в Польше не существуют системы ранней реабили­тации детей с одновременным повреж­дением слуха и зрения. Но в последние годы Центром по реабилитации слепых и слабовидящих в г. Познань были сде­ланы первые попытки комплексной ре­абилитации слепоглухих детей раннего возраста по месту их жительства.

Большинство слепоглухих детей в Польше живет в маленьких городах, их семьи не всегда своевременно ориенти­руются в возможностях реабилитации ребенка, не знают, в каких именно уч­реждениях можно найти помощь. Более 80% человек, записывающихся на кон­сультации и реабилитацию ОПС, — это взрослые слепоглухие, те, которые не могут найти общего языка с окружаю­щим миром, не знакомы ни с какой сис­темой общения и никогда ранее не про­ходили никакой реабилитации.

Значительная часть слепоглухих де­тей или совершенно лишены ранней реабилитации, или пользуются услуга­ми центров по реабилитации глухих и тугоухих детей и молодежи ПОГ, что совершенно недостаточно.

В Польше нет специализированных детских садов или отдельных групп для детей со сложным сенсорным наруше­нием в массовых или интеграционных детских садах. Однако существуют не­которые возможности получения по­мощи, консультации, специализиро­ванной реабилитации в различных го­сударственных учреждениях, подве­домственных Министерству здравоо­хранения, Министерству народного об­разования. Министерству труда, зар­платы и социальной политики, а также некоторым неправительственным ор­ганизациям Польши.

Практика показывает, что родители слепоглухих детей сначала обращают­ся в медицинские учреждения, т.е. пе­диатрические, офтальмологические, отоларингологические, неврологические и психиатрические центры. В этих центрах даются первичные диагностические заключения и рекомендации отношении дальнейших реабилитационных мероприятий. Далее ребенка направляют в центры по реабилитаций глухих, тугоухих детей и молодежи ПОГ и в небольшом проценте — в цен­тры по реабилитации слепых и слабо­видящих. После психологических, пе­дагогических и логопедических обсле­дований ребенку рекомендуют индиви­дуальные коррекционные занятия по определенному плану. Такие занятия, в лучшем случае, проходят один раз в не­делю, что явно недостаточно.

Большую роль в диагностике, отбо­ре и определении форм обучения и вос­питания слепоглухих детей играют пси­холого-педагогические консультацион­ные пункты, подведомственные Мини­стерству просвещения Польши. В По­становлении министра просвещения от И июня 1993 г. «Об организации и пра­вилах работы психолого-педагогичес­ких и других специализированных кон­сультационных пунктов» указывается, что их целью является:

— осуществление всесторонней по­мощи в развитии и обучении де­тей и молодежи;

— помощь в выборе профессии;

— оказание детям и молодежи, их родителям и опекунам, учителям и воспитателям специализиро­ванной психологической, педаго­гической, логопедической и реа­билитационной помощи.

Пункты осуществляют свои задачи путем диагностической, консультатив­ной, коррекционной и профилактичес­кой деятельности в своих помещениях, а также при школах и на дому.

К сожалению, на практике данные указания не всегда осуществляются, что обусловлено рядом причин органи­зационного, экономического и нефор­мального характера.

В последнее время в Польше замет­но растет заинтересованность государ­ственных организаций, союзов инвали­дов и частных лиц вопросами обучения, воспитания и реабилитации слепоглу­хих разного возраста. Это проявляется в появлении новых научных исследова­ний по этой тематике, а также в попыт­ках разработки системы специальной помощи слепоглухим и их семьям в раз­личные периоды их жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.021 с.)