Психологическая помощь детям с проблемами зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая помощь детям с проблемами зрения



Особенности психологической по­мощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: [Метод, ре­комендации] / Рос. акад. образова­ния. Ин-т коррекц. педагогики, Рос. гос. б-ка для слепых; [Н.Л.Анисимова, И.В.Новичкова, Л.И.Солнцева/ Под ред. Л.И.Солнцевой]. — М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2001.96 с.

По утверждениям ученых, 85 — 90% всей внешней информации человек по­лучает посредством зрения. Можно представить, какие барьеры, прежде всего психологические, воздвигает сле­пота на пути постижения ребенком ок­ружающего мира. К счастью, тифлопсихологические исследования не только выявляют негативное влияние слепоты и слабовидения на формирующуюся лич­ность, но и указывают пути коррекции и компенсации недостатков в развитии, связанных с нарушениями зрения.

Рассматриваемое пособие, вышед­шее под общей редакцией доктора педа­гогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Л.И.Солнцевой, отражает содержание психологической помощи в государственном образова­тельном учреждении (TOY) «Начальная школа — детский сад» для детей с нару­шениями зрения и является первой по­пыткой показать психологические про­блемы, возникающие у детей данной ка­тегории, и роль психолога в их решении.

Пособие состоит из пяти разделов. В I разделе, написанном Л.И.Солнцевой, изложены теоретические основы орга­низации обследования детей с наруше­ниями зрения практическим тифлопсихологом. Автор акцентирует внимание на том, как под влиянием дефекта зре­ния у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально видящего ребенка, как развиваются компенсатор­ные процессы, направленные на сгла­живание последствий зрительной пато-

логии, и какова взаимосвязь между эти­ми процессами и коррекционной рабо­той, проводимой с незрячими детьми.

В разделе II «Основные функции психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения» (ав­тор — И.В.Новичкова, канд. пед. наук, ст. научный сотрудник Института кор­рекционной педагогики РАО) рассмот­рены важнейшие аспекты деятельности психологической службы, где централь­ной фигурой безусловно является тиф-лопсихолог. Именно он, в первую оче­редь, должен заботиться о создании благоприятного психологического кли­мата в детском коллективе, о налажива­нии взаимоотношений взрослых с не­зрячими детьми. Очень важно, подчер­кивает автор, чтобы при реализации учебных и воспитательных программ осуществлялся строго индивидуальный подход к ребенку с его нестандартными нуждами, особенностями психики и др.

Одно из направлений работы тиф-лопсихолога — профилактика появле­ния вторичных дефектов при наруше­ниях зрения. В качестве инструмента для координации этой работы, в кото­рой так или иначе участвует весь кол­лектив учреждения, автор предлагает организовать психолого-педагогичес­кий консилиум. Совместная разработ­ка индивидуальных программ для детей на основе всестороннего их изучения позволит максимально учесть особен­ности психического состояния, уро­вень физического и умственного раз­вития каждого ребенка, состояние его эмоциональной сферы и т.п.

Значительное внимание в пособии уделено созданию надлежащих усло­вий для работы тифлопсихолога, обо­рудованию его рабочего места. В III разделе, который называется «Специ­фика работы тифлопсихолога», авторы Л.И.Солнцева и Н.Л.Анисимова, в ка­честве примерной модели описали ра­бочее место практического психолога Л.И.Катаевой, которая много лет работает в яслях-саде №1078 для детей с на­рушением зрения Восточного админис­тративного округа Москвы. По сути, речь идет о целом блоке психологичес­кой помощи детям, под который выде­лено несколько комнат на первом эта­же. Это приемная (бывшая детская раз­девалка), где родители могут не только раздеться, но и познакомиться с реко­мендованной психологом литературой, заняться самодиагностикой с помощью популярных тестов и т.п.; коррекцион-ный зал для проведения индивидуаль­ных и групповых коррекционно-разви-вающих занятий; комната релаксации, предназначенная для успокоения, рас­слабления, выравнивания эмоциональ­но-психического состояния детей и взрослых. Есть и маленький диагности­ческий блок с не простой дверью: в нее вставлено так называемое зеркало Ги-зелла, через которое психолог может наблюдать незаметно для ребенка за его состоянием и поведением.

Нельзя не отметить как одно из глав­ных достоинств данного пособия науч­ную, теоретическую оснащенность со­держащихся в нем методических реко­мендаций и их практическую насыщен­ность. Так, говоря о специфических требованиях к проведению обследова­ния детей, о его задачах, авторы приво­дят шкалу социальной зрелости детей с патологией зрения от 0 до 6 лет. В ней обозначены те умения, способности и навыки, которыми ребенок должен ов­ладеть в каждый из возрастных перио­дов. При этом особое внимание обра­щается на самостоятельность в пере­движении, на самообслуживание, уме­ние ребенка общаться с детьми и взрос­лыми — как знакомыми, так и не знако­мыми, интерес к освоению новых для него видов деятельности. Сверяясь с этим перечнем, можно определить уро­вень, динамику, трудности развития конкретного ребенка, что важно знать и психологу, и воспитателям, и родите­лям, поскольку от их совместных уси­лий во многом зависит подготовлен­ность детей к самостоятельной жизни в обществе, их социальная адаптация.

Ребенок с нарушенным зрением за время пребывания в специальном уч­реждении «Начальная школа — дет­ский сад» переживает несколько кри­зисных периодов как общепсихологи­ческого, так и специфического характе­ра, обусловленного зрительной патологией. Наиболее тяжелый период — это осознание своего отличия от нормально видящих детей. Второй период связан с переходом от дошкольной системы вос­питания к систематическому школьно­му обучению. Третий — с переходом к обучению в средних классах общеобра­зовательной и специальной школ, что означает для ребенка смену обстанов­ки, учителей, товарищей, появление но­вых требований к поведению в новом коллективе. Д.И. Солнцева подсказыва­ет психологу (см. раздел IV «Трудности кризисных периодов»), как лучше под­готовить детей к переменам в их жизни, создать установку на преодоление труд­ностей и поиск возможностей избежать их или преодолеть.

С момента поступления ребенка в дошкольное учреждение тифлопсихолог начинает свою психодиагностичес­кую работу. Поскольку специальных методик психологической диагностики чрезвычайно мало, ему приходится ис­пользовать имеющиеся методики для детей того же возраста с нормальным зрением. Естественно, возникает необ­ходимость адаптировать так называе­мый стимульный материал и процеду­ры проведения исследования в соответ­ствии с психологическими особеннос­тями восприятия детей и последствия­ми влияния недостатка зрения на весь ход их психического развития. Этой проблеме посвящен раздел V «Принци­пы адаптации диагностических мето­дик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп», написанный Л.И.Солнцевой. Автор, привлекая ра­боты ряда отечественных и зарубеж­ных специалистов, помогает практиче­скому психологу сориентироваться в их рекомендациях, выделяет принци­пиальные положения, которые должны быть учтены при выборе и адаптации методик для нормально видящих детей и их применении. В конце раздела при­ведены несколько тестов, используе­мых для анализа зрительных возмож­ностей детей с дефектом зрения, оцен­ки уровня развития образного мышле­ния, речи, мелкой моторики и др. За­вершает пособие список литературы (35 названий) по проблемам, которым посвящена данная работа.

Пособие издано Российской госу­дарственной библиотекой для слепых. Не имея статуса научного учреждения,РГБС тем не менее проявляет активный интерес к исследовательской деятель­ности, тесно сотрудничает с учрежде­ниями науки, в частности с Институтом коррекционной педагогики Россий­ской академии образования. В нынеш­них условиях, когда научные работни­ки сталкиваются с немалыми труднос­тями в издании своих работ, помощь библиотеки в решении этой проблемы представляется крайне важной фор­мой такого сотрудничества. От него вы­игрывает и наука, и пользователи биб­лиотеки, испытывающие потребность в соответствующей литературе. В дан­ном случае это тифлопсихологи, тифлопедагоги, а также родители, которые хотят проникнуть в суть психологичес­ких проблем, возникающих у детей с нарушенным зрением, чтобы как мож­но эффективнее способствовать их ре­шению.

Пособие выпущено тиражом 300 эк­земпляров. Желающие могут получить его и в электронном формате.

Оскар Антонович Важко,

Главный библиотекарь

Научно-методического отдела

Российской государственной

Библиотеки для слепых

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.008 с.)