Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая помощь детям с проблемами зрения
Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: [Метод, рекомендации] / Рос. акад. образования. Ин-т коррекц. педагогики, Рос. гос. б-ка для слепых; [Н.Л.Анисимова, И.В.Новичкова, Л.И.Солнцева/ Под ред. Л.И.Солнцевой]. — М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2001. — 96 с. По утверждениям ученых, 85 — 90% всей внешней информации человек получает посредством зрения. Можно представить, какие барьеры, прежде всего психологические, воздвигает слепота на пути постижения ребенком окружающего мира. К счастью, тифлопсихологические исследования не только выявляют негативное влияние слепоты и слабовидения на формирующуюся личность, но и указывают пути коррекции и компенсации недостатков в развитии, связанных с нарушениями зрения. Рассматриваемое пособие, вышедшее под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Л.И.Солнцевой, отражает содержание психологической помощи в государственном образовательном учреждении (TOY) «Начальная школа — детский сад» для детей с нарушениями зрения и является первой попыткой показать психологические проблемы, возникающие у детей данной категории, и роль психолога в их решении. Пособие состоит из пяти разделов. В I разделе, написанном Л.И.Солнцевой, изложены теоретические основы организации обследования детей с нарушениями зрения практическим тифлопсихологом. Автор акцентирует внимание на том, как под влиянием дефекта зрения у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально видящего ребенка, как развиваются компенсаторные процессы, направленные на сглаживание последствий зрительной пато- логии, и какова взаимосвязь между этими процессами и коррекционной работой, проводимой с незрячими детьми. В разделе II «Основные функции психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения» (автор — И.В.Новичкова, канд. пед. наук, ст. научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО) рассмотрены важнейшие аспекты деятельности психологической службы, где центральной фигурой безусловно является тиф-лопсихолог. Именно он, в первую очередь, должен заботиться о создании благоприятного психологического климата в детском коллективе, о налаживании взаимоотношений взрослых с незрячими детьми. Очень важно, подчеркивает автор, чтобы при реализации учебных и воспитательных программ осуществлялся строго индивидуальный подход к ребенку с его нестандартными нуждами, особенностями психики и др.
Одно из направлений работы тиф-лопсихолога — профилактика появления вторичных дефектов при нарушениях зрения. В качестве инструмента для координации этой работы, в которой так или иначе участвует весь коллектив учреждения, автор предлагает организовать психолого-педагогический консилиум. Совместная разработка индивидуальных программ для детей на основе всестороннего их изучения позволит максимально учесть особенности психического состояния, уровень физического и умственного развития каждого ребенка, состояние его эмоциональной сферы и т.п. Значительное внимание в пособии уделено созданию надлежащих условий для работы тифлопсихолога, оборудованию его рабочего места. В III разделе, который называется «Специфика работы тифлопсихолога», авторы Л.И.Солнцева и Н.Л.Анисимова, в качестве примерной модели описали рабочее место практического психолога Л.И.Катаевой, которая много лет работает в яслях-саде №1078 для детей с нарушением зрения Восточного административного округа Москвы. По сути, речь идет о целом блоке психологической помощи детям, под который выделено несколько комнат на первом этаже. Это приемная (бывшая детская раздевалка), где родители могут не только раздеться, но и познакомиться с рекомендованной психологом литературой, заняться самодиагностикой с помощью популярных тестов и т.п.; коррекцион-ный зал для проведения индивидуальных и групповых коррекционно-разви-вающих занятий; комната релаксации, предназначенная для успокоения, расслабления, выравнивания эмоционально-психического состояния детей и взрослых. Есть и маленький диагностический блок с не простой дверью: в нее вставлено так называемое зеркало Ги-зелла, через которое психолог может наблюдать незаметно для ребенка за его состоянием и поведением.
Нельзя не отметить как одно из главных достоинств данного пособия научную, теоретическую оснащенность содержащихся в нем методических рекомендаций и их практическую насыщенность. Так, говоря о специфических требованиях к проведению обследования детей, о его задачах, авторы приводят шкалу социальной зрелости детей с патологией зрения от 0 до 6 лет. В ней обозначены те умения, способности и навыки, которыми ребенок должен овладеть в каждый из возрастных периодов. При этом особое внимание обращается на самостоятельность в передвижении, на самообслуживание, умение ребенка общаться с детьми и взрослыми — как знакомыми, так и не знакомыми, интерес к освоению новых для него видов деятельности. Сверяясь с этим перечнем, можно определить уровень, динамику, трудности развития конкретного ребенка, что важно знать и психологу, и воспитателям, и родителям, поскольку от их совместных усилий во многом зависит подготовленность детей к самостоятельной жизни в обществе, их социальная адаптация. Ребенок с нарушенным зрением за время пребывания в специальном учреждении «Начальная школа — детский сад» переживает несколько кризисных периодов как общепсихологического, так и специфического характера, обусловленного зрительной патологией. Наиболее тяжелый период — это осознание своего отличия от нормально видящих детей. Второй период связан с переходом от дошкольной системы воспитания к систематическому школьному обучению. Третий — с переходом к обучению в средних классах общеобразовательной и специальной школ, что означает для ребенка смену обстановки, учителей, товарищей, появление новых требований к поведению в новом коллективе. Д.И. Солнцева подсказывает психологу (см. раздел IV «Трудности кризисных периодов»), как лучше подготовить детей к переменам в их жизни, создать установку на преодоление трудностей и поиск возможностей избежать их или преодолеть. С момента поступления ребенка в дошкольное учреждение тифлопсихолог начинает свою психодиагностическую работу. Поскольку специальных методик психологической диагностики чрезвычайно мало, ему приходится использовать имеющиеся методики для детей того же возраста с нормальным зрением. Естественно, возникает необходимость адаптировать так называемый стимульный материал и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатка зрения на весь ход их психического развития. Этой проблеме посвящен раздел V «Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп», написанный Л.И.Солнцевой. Автор, привлекая работы ряда отечественных и зарубежных специалистов, помогает практическому психологу сориентироваться в их рекомендациях, выделяет принципиальные положения, которые должны быть учтены при выборе и адаптации методик для нормально видящих детей и их применении. В конце раздела приведены несколько тестов, используемых для анализа зрительных возможностей детей с дефектом зрения, оценки уровня развития образного мышления, речи, мелкой моторики и др. Завершает пособие список литературы (35 названий) по проблемам, которым посвящена данная работа.
Пособие издано Российской государственной библиотекой для слепых. Не имея статуса научного учреждения,РГБС тем не менее проявляет активный интерес к исследовательской деятельности, тесно сотрудничает с учреждениями науки, в частности с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования. В нынешних условиях, когда научные работники сталкиваются с немалыми трудностями в издании своих работ, помощь библиотеки в решении этой проблемы представляется крайне важной формой такого сотрудничества. От него выигрывает и наука, и пользователи библиотеки, испытывающие потребность в соответствующей литературе. В данном случае это тифлопсихологи, тифлопедагоги, а также родители, которые хотят проникнуть в суть психологических проблем, возникающих у детей с нарушенным зрением, чтобы как можно эффективнее способствовать их решению. Пособие выпущено тиражом 300 экземпляров. Желающие могут получить его и в электронном формате. Оскар Антонович Важко, Главный библиотекарь Научно-методического отдела Российской государственной Библиотеки для слепых
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.008 с.) |