Развитие осязания и мелкой моторики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие осязания и мелкой моторики



На специальных коррекционных

Занятиях тифлопедагога

Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нару­шением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью ося­зательного восприятия, использовать эти умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

Коррекционная программа по раз­витию осязания и мелкой моторики (со­ставители В.З.Денискина и Л.И.Плаксина, 1997 г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное за­нятие упражнений для рук (снимаю­щих напряженность мышц, развиваю­щих подвижность и гибкость).

Первые занятия тифлопедагог по­свящает знакомству детей со строени­ем рук, названием пальцев, их функци­ональным назначением; учит выпол­нять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности (напри­мер, дотронуться до игрушки указа­тельным пальцем); погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами — указательным и большим; застегнуть пуговицу тремя пальцами — указательным, средним и большим; нажать на клавишу детского пианино каждым пальцем поочередно, называя их, и т.п. Подобные упражне­ния помогают детям быстро запомнить названия каждого пальца и понять воз­можности использования рук.

Тифлопедагог формирует у детей по­следовательное осязательное обследо­вание игрушек и предметов ближайше­го окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу дер­жать за середину туловища, лицом к се­бе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые призна­ки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследо­вании куклы ребенок должен уметь вы­делить ее голову, туловище, руки и но­ги; при обследовании игрушки, изобра­жающей животное, — выделить голову, туловище, лапы (или ноги), хвост.

Свои действия при осязательном об­следовании дети должны научиться со­четать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает за­дания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, фломас­тером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвес­ти их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифло­педагог проводит с детьми игры и уп­ражнения, требующие одновремен­ного использования и зрения, и осяза­ния. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геомет­рические эталоны только осязательно. Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совмест­ные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые сло­весными описаниями тифлопедагога, а позже — самого ребенка. Вопросы, ко­торые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследо­вание, помогают выделить необходи­мые признаки и словесно их обозна­чить. Например, «Что это?», «Какой формы этот предмет?», «Какие детали есть у этого предмета?», «Из чего сде­лан этот предмет?», «Какая у него по­верхность?» и т.д.

Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие ося­зательную чувствительность пальцев  рук, развивающие точность и коорди-нированность движений рук. Например, детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различ­ных мозаик; разные по форме и мате­риалу, из которого сделаны, мелкие иг­рушки и т.д.

Для укрепления мышц руки, разви­тия силы пальцев предлагаются упраж­нения с использованием различных мя­чей (резиновых, пластиковых, матерча­тых, массажных, теннисных), резино­вых и поролоновых губок.

Одним из разделов курса по разви­тию осязания и мелкой моторики являет­ся формирование у детей осязательных представлений об облике человека. Осо­бую важность они приобретают для де­тей с глубокой зрительной патологией.

В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстни­ков, взрослых дети знакомятся со стро­ением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех лю­дей и индивидуальные особенности внешности (например, у одного ребен­ка волосы длинные, а у другого корот­кие; у одного прямые, а у другого вол­нистые; у одного ребенка нос прямой, а у его товарища — вздернутый кверху, т.е. «курносый», и т.д. В результате та­кого осязательного обследования и сравнения у детей создается понятие о внешности человека, об индивидуаль­ности его облика.

С целью формирования у дошколь­ников с патологией зрения навыков со­циально-адаптивного поведения тифло­педагог учит их использовать осязание в общении с детьми и взрослыми. На­пример, детей упражняют в различении (и самостоятельном выполнении) дви­жений рук: узнавать других детей и взрослых по величине и форме рук, по силе пожатия. Тифлопедагог демонст­рирует детям, как меняются движения человека в зависимости от настроения, самочувствия, отношения к другому че­ловеку или к его действиям; предлагает детям показать друг другу различные движения, например: «Ласковая рука», «Нежное пожатие», «Строгая рука», «Сильное пожатие», «Успокаивающая рука» и т.д. Подобные упражнения по­могают тифлопедагогу в решении зада­чи формирования у детей неречевых средств общения, являющимися для них социально значимыми.

В занятия по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практиче­ской деятельности детей (конструирова­ние, лепку, аппликацию, пластическое моделирование; работу с бумагой, фоль­гой, нитями, палочками, с мозаикой и т.п. Проводится также обучение детей элементам письма и рисования; детей с глубоко зрительной патологией обучают чтению рельефных рисунков [6, 21].

Важнейший вопрос, на решение ко­торого обращает внимание тифлопеда­гог, — обучение детей использованию осязания и движений рук при выполне­нии различных предметно-практичес­ких действий (со зрительным контро­лем и без него). В тех ситуациях, когда использование зрения затруднено или невозможно, ребенок должен уметь вы­полнять действия и контролировать их с помощью осязания. Например, при обучении слепых и слабовидящих детей конструированию из бумаги, слепых детей — выполнению построек из стро­ительного материала. Это такая работа, которая требует умения точно совмес­тить углы и стороны листа бумаги, сто­роны и грани деталей строителя и т.п.

Большое значение придается ак­тивному включению речи детей в про­цесс осязательного обследования. Их учат рассказывать о своих осязатель­ных ощущениях, о тех признаках иг­рушек или предметов, которые они смогли выделить с помощью осязания; сравнивать их между собой, сопостав­лять со зрительными.

Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают ог­ромное компенсаторное значение. Так, дети быстрее узнают предметы на рас­стоянии, если у них есть уже о них ося­зательное представление. В этом слу­чае дети воспринимают с помощью зрения ярко выраженные и легко вос­принимаемые признаки предмета (их цвет, форму, величину), анализируют эту информацию, сопоставляя ее с име­ющимся опытом осязательного воспри­ятия предмета.

Развитие у дошкольников со зри­тельной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познаватель­ные возможности, способствует разви­тию мыслительной деятельности и ре­чи, обогащает их представления об ок­ружающем мире, позволяет лучше ори­ентироваться в нем.

Продолжение следует



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.007 с.)