Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.7. Профессиональный этикет руководителя.

Поиск

План

  1. Общее понятие об этикете.
  2. Профессиональный этикет руководителя.
  3. Шесть основных заповедей делового этикета.

Этикет (от франц. etiguette) означает установленный порядок поведения где-либо. Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Этикет – явление историческое. Правила поведения людей менялись с изменением условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царских особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Таким образом, чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 году он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «В нарушение этикету».

Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, и т.д.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Профессиональный этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях. Профессиональный этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры руководителя. Ему необходимо верить в порядочность людей. В основе поведения должна лежать нравственные оценка: деловой партнер – хороший человек!

В профессиональном общении в отношении руководителя к подчиненному «золотое правило этики» можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяется теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным.  

Приведем нравственные эталоны и образцы поведения руководителя:

* Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщайте сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть.

При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

* Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

* Замечание в адрес сотрудника должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите самого сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно, он приведет неизвестные факты. Делайте замечания один на один: необходимо уважать достоинства и чувства человека.

* Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

* Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

* Не «обрастайте» любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

* Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

* Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

* Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения.

* Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочности.

* Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

* Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего, два фактора:

1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, вопрос и обращение к так называемому «добровольцу».

Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношения между руководителем и подчиненным основаны на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение о проблеме.

Вопрос. Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны выражать добрую волю и быть достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

«Доброволец». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.

  В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно по несколько раз, всегда нужно помнить о чувстве меры. Ничего не ответить – невежливо; буркнуть «нормально» и пройти мимо – тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах – прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: «Спасибо, нормально», «Спасибо, пока жаловаться грех», и в свою очередь поинтересоваться: «Надеюсь, что и у вас все обстоит нормально?»

  В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности, оценку ума делового партнера.

 Важно соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Сверхмодный костюм совсем необязателен. Важно, чтобы он был в приличном состоянии, одет к месту и ко времени. Если переговоры с партнерами назначены на дневное время, подойдет костюм светлых тонов. Брюки и пиджак могут быть различных цветов. Но если переговоры идут вечером, костюм должен быть темным, рубашка,обязательно, свежей, глаженной, галстук – не кричащим, ботинки – вычищенными. Элегантность делового человека – это его визитная карточка.

  Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомыми людьми – признак респектабельности, воспитанности, уверенности в себе. Существует целый ряд правил поведения в различных видах транспорта – в самолете, поезде, автомобиле. Долгое путешествие располагает к неторопливой беседе. Надо уметь вести ее. Прежде всего не следует злоупотреблять вниманием попутчиков, не стремиться как можно быстрее завладеть всеми сторонами беседы, не быть излишне говорливым, болтливость – признак дурного тона, другая крайность – замкнутость.

 Шесть основных заповедей делового этикета.

  1. Делайте все вовремя. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться и в начальники он не годится. Принцип «вовремя» распространяется также на отчеты и любые другие поручаемые вам дела. Любая задержка потребует от вас каких-то оправданий, и вы будете выглядеть не столь обязательны. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, советуют накидывать лишних 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы, тогда наверняка уложитесь в отведенное время. Вспомните закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все помехи, какие могут возникнуть, обязательно возникают, особенно когда на носу день сдачи. Так что выделяйте время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.
  2. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от коллеги, руководителя или подчиненного об их личной жизни. Надо внимательно следить за тем, что говоришь, и четко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает и к какой конкуренции она может привести.
  3. Будьте любезны, доброжелательны, приветливы.
  4. Думайте о других, а не только о себе. Ваше внимание должно распространяться на всех. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не огорчайтесь, не сердитесь, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей.
  5. Одевайтесь элегантно. Вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу.
  6. Говорите и пишите хорошим языком. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов.

Хорошие деловые манеры настолько способствуют карьере, что надо использовать любую возможность научиться им.

 

 

Перечень заданий для самостоятельной работы студентов

По освоению тем

  1. Диагностика уровня самоактуализации. Дайте собственное обоснование понятия «самоактуализация», т.е. то, какой вы вкладываете смысл в данное понятие и явление. Оформить в виде микросочинения.
  2. Диагностика психологических способностей, лежащих в основе профессионально-

важных качеств специалиста СКД, составляющих культурно-психологический

потенциал личности. Дать психологический анализ и обоснование

профессионально важных качеств.

  1. Анализируя материалы печати по проблемам этики и психологии, ответить на вопрос: «Изменился ли характер нравственных проблем современного общества и

       личности в сравнении с прошлым периодом существования человечества?»

  1. Разъяснить смысл высказывания: «Человек не свободен в выборе, иметь или не иметь идеал, но в выборе самого идеала свободен».
  2.  Привести примеры высказываний, афоризмов, изречений мудрых людей, раскрывающих смысл и значений высших моральных ценностей.
  3. Прокомментировать следующие явления: гордыня; псевдоскромность, тщеславие; излишняя скромность и недостаток здорового честолюбия; самооценка (претенциозность, гипердостоинство).
  4. Представить психолого-педагогические аспекты реализации задачи этики: учить морали.
  5. Разработать модели типичных производственных ситуаций, предполагающих

       использование принципов делового общения.

  1.  Привести практический пример ведения деловой беседы, предполагающей поиск новых направлений деятельности в сфере организации досуга подростков.
  2. Привести содержание портрета специалиста социально-культурной деятельности, руководителя творческого коллектива.
  3.  Составить свод этических правил и норм профессиональной этики руководителя творческого коллектива.
  4. Привести примеры производственных ситуаций, содержащих и раскрывающих этический аспект профессиональной деятельности специалиста СКД.
  5. Обосновать понимание высказывания: «Перерасти собственные культурные рамки».
  6. Разработать алгоритм беседы с кандидатом при приеме на работу в творческий коллектив.

 

 

 

 

 

Перечень тем для реферата



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.013 с.)