Обработка полученных данных и их анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка полученных данных и их анализ



Ключ

 Общительность – 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.

 Организованность – 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.

 Направленность на предмет – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.

 Интеллигентность – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.

 Мотивация одобрения – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а.

Каждый ответ оценивается по шкале:

                   ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл,

                   ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3 – 7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Направление профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным – если количество баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде столбцовой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности педагога, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Из указанных типов педагогов (коммуникатор, предметник, организатор, интеллигент) каждый имеет свои способы, механизмы воспитательных воздействий.

Так, педагог-«коммуникатор» отличается экстравертированностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные меры на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, эти воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.

Для педагога-«предметника», рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Педагог-«организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Педагог-«интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которое способствует успешному осуществлению деятельности, а, с другой – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.

 

           Методика «Анализ педагогом особенностей индивидуального стиля

           педагогической деятельности»

Инструкция: «Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике обведите кружком варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы сможете определить свой собственный стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек)».

 

п/п

Вопросы

Варианты         ответов

ЭИС ЭМС РИС РМС
1 2. 3 4.     5.   6.     7.   8.   9.   10.     11.   12. 13.   14.   15.   16.     17.   18. 19.   20.   21.   22.   23.   24.   25.   26.   27.   28.   29.   30.   31.   32. 33. Вы составляете подробный план урока? Вы планируете урок лишь в общих чертах? Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях уч-ся или трудности в усвоении материала? Вы отводите большую часть урока объяс- нению нового материала? Вы постоянно следите за тем, как усваива- ется новый материал в процессе объяснения? Часто ли Вы обращаетесь к уч-ся с вопро- сами в процессе объяснения? В процессе ответа много ли времени Вы отводите ответу каждого обуч-ся? Вы всегда добиваетесь абсолютно пра- вильных ответов? Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашива- емый самостоятельно исправил свой ответ? Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? Вы часто меняете темы работы на уроке? Допускаете ли Вы, чтобы опрос обуч-ся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учеб- ного материала? Вы сразу отвечаете на неожиданные воп- росы обуч-ся? Вы постоянно следите за активностью всех обуч-ся во время опроса? Может ли неподготовленность или настро- ение обуч-ся во время урока вывести Вас из равновесия? Вы всегда сами исправляете ошибки обучающихся?  Вы всегда укладываетесь в рамки урока? Вы строго следите за тем, чтобы обуч-ся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, без подглядывания в учебник? Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? Часто ли Вы порицаете обуч-ся за плохие ответы? Часто ли Вы контролируете знания обучающихся? Часто ли Вы повторяете пройденный материал? Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми обучающимися? Как Вы думаете, уч-ся обычно интересно у Вас на занятиях? Как Вы думаете, уч-ся обычно приятно у Вас на занятиях? Вы постоянно поддерживаете высокий темп занятий? Вы сильно переживаете невыполнение обуч-ся домашнего задания? Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на занятиях? Вас отвлекает “рабочий шум” на уроке? Вы часто анализируете свою деятельность на занятии?   Нет Да Да Нет     Да   Нет     Нет   Нет   Нет   Нет     Да   Да   Да     Да   Нет   Да     Да   Нет   Нет     Нет   Да   Да   Нет   Нет   Нет   Да   Да   Да   Да   Нет   Нет   Нет Нет     Да Нет Да Да     Да   Да     Да   Нет   Да   Нет     Да   Да   Нет     Нет   Да   Да     Да   Нет   Да     Да   Нет   Да   Да   Да   Да   Нет   Да   Да   Да   Да   Да   Да Да Нет Да Да Да     Нет   Да     Да   Да   Да   Да     Да   Нет   Да     Нет   Нет   Нет     Нет   Да   Нет     Да   Нет   Да   Нет   Нет   Да   Да   Да   Да   Нет   Нет   Нет   Нет Нет Да Нет Нет Да     Нет   Да     Да   Да   Да   Да     Нет   Нет   Нет     Нет   Нет   Нет     Нет   Да   Да     Да   Нет   Нет   Да   Да   Да   Нет   Нет   Нет   Нет   Нет   Да   Да Да

      

Анализ полученных данных

В основу различения стиля в труде педагога положены следующие признаки: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда, развертывание педагогом ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); результативность (уровень знаний и навыков педагога у обучающихся, а также интерес обучающихся к предмету); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.). Таким образом,  выделен ряд индивидуальных стилей, описанных ниже.

Эмоционально-импровизационный стиль: Вашими достоинствами являются: высокий уровень знаний, артистизм, контактность, проницательность, умение интересно преподавать учебный материал, увлечь обучающихся преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний обучающихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых обучающихся, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Преодолеть эти недостатки в Ваших силах.

Рекомендуем Вам уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к обучающимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми обучающимися. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых обучающихся. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте “скучных” видов работы – отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать обучающихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого обучающегося, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями, дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы обучающиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробней планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль: Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподавать учебный материал, умение активизировать обучающихся, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших обучающихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности обучающихся.

Рекомендуем Вам меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим обучающимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь больше проявлять сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль: на сегодняшний день Вашими достоинствами являются: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, требовательность, умение ясно и четко преподать учебный материал, внимательное отношение к уровню знаний всех обучающихся, объективная самооценка, сдержанность.

У Ваших обучающихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого обучающегося, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока. Этот недостаток можно компенсировать, используя разнообразные методы работы шире.

Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих обучающихся тем.

Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль: Вы обладаете такими достоинствами, как высокая методичность, внимательное отношение к уровню знаний всех обучающихся, высокая требовательность.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности обучающихся, нестабильное эмоциональное отношение к обучающимся.

В результате у обучающихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках не редко отсутствует благоприятный психологический климат.

Преодолеть эти недостатки в Ваших силах.

Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших обучающихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий.

 

Методика «Оценка самоконтроля в общении»

Инструкция: «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.017 с.)