Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.4. Понятие о конфликтах, их структура, функции и стадии протекания.
План
Что такое конфликт? Насколько человеческая жизнь невозможна без общения, настолько общение невозможно без конфликтов (от лат. conflictus – столкновение). Даже идеальные условия жизни едва ли устранят это явление, что становится очевидным, если обратиться к классической ситуации “любовного треугольника”: двое оспаривают любовь третьего лица, в редчайших случаях способны сохранять симпатию друг к другу. Почти любой объект людских притязаний, будь то человек, неодушевленный предмет, видное положение, престиж, благосостояние становится своего рода “вершиной треугольника”, поводом для соперничества нескольких либо множества людей. Соперничество же легко и незаметно перерастает во вражду. По своему внешнему проявлению конфликты протекают как столкновения людей и групп, которые вступают в противоборство друг с другом. Иногда эти столкновения проходят корректно и внешне спокойно, не выходя за рамки джентльменских отношений. Но нередко противоборство перерастает в трудно управляемые процессы, во время которых конфликтующие применяют недозволенные приемы, непарламентские выражения и взаимные оскорбления. Хуже всего, когда происходит экскалация конфликтов, и для их разрешения люди вступают в скрытую, а затем и открытую борьбу, переходящую в нанесение тяжких психологических травм или физических увечий. И самым ужасным проявлением конфликтных отношений являются войны, бунты, восстания, революции. Существует множество подходов к определению понятия “конфликт”. Рассмотрим два наиболее характерных подхода: Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов людей, это серьезные разногласия, во время которых оппонентов могут охватывать неприятные чувства и переживания. При таком подходе конфликт описывается как явление негативное. Конфликт – это социальная развивающая система противоречивых отношений, которая задана различиями субъектов – участников по целям, интересам, позициям, взглядам и потребностям. Сторонники второго подходасчитают конфликт естественным инструментом взаимодействия людей, важным и необходимым условием их развития и развития любых организаций. Такой подход предполагает взаимодействие оппозиционных сторон, отказ от экстремальных притязаний, поиск не только выходов с наименьшими потерями для себя, но и – взаимоприемлемых решений.
Еще недавно конфликты расценивались как всецело негативные явления. Считалось, что столкновение противоположных мнений повышает нервозность людей, отвлекает внимание от выполнения обязанностей, ухудшает психологический климат. Доля правды в таких суждениях есть, но не вся. Организация, избегающая конфликтов, как правило, становится инертной в осуществлении необходимых перемен и может со временем превратиться в тихое болотце, в котором вязнут любые новшества. Старания погасить конфликт во что бы то ни стало могут привести к недосказанности и необъективности в обсуждении спорных проблем и к принятию непродуманных решений. Стабильность, достигаемая бесконфликтным развитием, кажется привлекательной, но усилия, затраченные на ее сохранение, могут оказаться непродуктивными. Конфликт часто необходим, чтобы предохранить социальную систему от окоснения, а также для достижения справедливости. Структуру конфликта составляют такие его характеристики, как: - стороны или отдельные участники конфликта (отд. индивиды, соц. группы, государства, коалиции государств); - количество участников и масштаб распространения (глобальный, региональный, локальный, межличностный); - предмет конфликта; - образы конфликтной ситуации как внутренние ее картины: представления ее участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представления каждого участника о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Конфликты выполняют следующие функции:
Конфликт как социально-психологическое явление представляет собой процесс,
протекающий во времени. Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:
Производственные конфликты складываются из широкого спектра ситуаций – от затяжных межличностных конфликтов до одномоментных ситуаций, быстро проходящих, но требующих принятия непростого решения. К причинам производственных конфликтов относятся: - процедура и результаты приватизации; неблагоприятные условия труда; - неправильные действия руководителей из-за отсутствия опыта работы; - конкуренция, расхождение мнений работников в оценке явлений; - нарушение внутригрупповых норм поведения, распад общности на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников; - противоречия в интересах людей, функциях их трудовой деятельности; - несовместимость в силу личностных, возрастных и др. различий; - банкротство; - безработица. В качестве основных моделей развития производственных конфликтов выступают:
В настоящее время общепризнанным становится не просто осознание конфликтов в качестве естественной нормы взаимоотношений, но признание их значимости в качестве регуляторов межличностных и межгрупповых отношений, а также – их важности в развитии самой личности. Конфликты нужны также для того, чтобы учиться разумному соперничеству, которое (при разумном подходе) умножает силы и знания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.005 с.) |