Тема 1. 2. Предмет и назначение этики как науки. Специфика и задачи этики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2. Предмет и назначение этики как науки. Специфика и задачи этики.



План

  1. Этика как наука.
  2. Специфика этики.
  3. Задачи этики.

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, так как объект ее изучения – человек, его поведение и отношения.

В рамках этического учения общение выступает специфическим аспектом, это и предпосылка и основа человеческой жизни; необходимость и потребность людей, способ существования и жизнедеятельности. В данном аспекте сосредоточена цель этики – это создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих достойное качество общения, а значит и реализацию ведущих потребностей личности и общества.

Главный вопрос этики – понимание, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Роль общества контролировать, корректировать поведение людей с целью реализации баланса общественного и личного. Для этого существуют регуляторы поведения: традиции, право, мораль, этикет. Этическая оценка поступка определяется его ориентацией на достижение добра или зла, которые выступают критериями этического суждения.

   Впервые термин употребил Аристотель. Со временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в теоретическую дисциплину – философию морали («мораль», «нравственность» - синонимы, по латыни mores «нравы»).

  Этика – это гуманитарное учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – соотношение добра и зла.

   Специфика этики как теории морали заключается:

  1. в ее предмете, коим является мораль; этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода, ответственность, смысл жизни, счастье;
  2.  в методах исследования, представленных как

а) изучение философских первоисточников с целью синтеза этического аспекта,

б) исследование общественного мнения,

в) историческая реконструкция нравов на основе изучения памятников, произведений культуры и искусства,

г) характерный для этики язык и терминология;

  1. с одной стороны это учение о морали (осмысливает, обобщает, систематизирует, отражает в виде доктрин, моральных кодексов нормы поведения), с другой стороны – это часть морали, т.к. этика постоянно задает ценностную основу человеческой жизни и деятельности, определяет ее ценность направленностью на достижение добродетели. Изучение этики необходимо не столько для того, чтобы знать о добродетелях, сколько для того, чтобы быть добродетельным (моральным). Нормативная программа достойного поведения синтезирует возможность добродетельности и счастья;
  2. этика тесно связана с другими гуманитарными науками: психологией, этнографией, культурологией, философией (выражает ее основы и идеи, является ее частью, только философия изучает общие принципы отношений человека и мира, а этика – нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми).

Основные задачи этики:

- описывать мораль, ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы, т.е. то, что определяет нравственную культуру общества;

- объяснять мораль, т.е. анализировать сущность, механизмы функционирования морали;

- учить морали, т.е. давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя совершенствованию человека, выработке стратегии и тактики «правильной жизни».

  Последняя задача сложная и спорная: «Можно ли научить человека морали, дав ему этические знания? Становится ли человек автоматически моральным, узнав об основных добродетелях?».

Моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Действие моральных норм обеспечивается с помощью общественного мнения, которое служит гарантом безопасности, защитой от морального произвола других.

Нравственный идеал – это целостный образ нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

 

       Тема 1.3. История этических учений

План

  1. Условия возникновения этических знаний.
  2. Этические учения Древнего Востока.

2.1. Этико-философские системы Древней Индии;

2.2. Этико-философские системы Древнего Китая.

  1. Этика античности.
  2. Этика эпохи Средневековья и Возрождения.
  3. Этическая мысль Нового времени.
  4. Этика эпохи Просвещения.
  5. Этика немецкой классической философии.
  6. Этические искания второй половины XIX века.
  7. Этика в XX веке.
  8. Этика на рубеже веков: новые идеи.

 

История этических учений описывает эволюцию морали с древности до наших дней, а также социально-исторические типы морали.

Первые зачатки этических знаний появились в государствах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия), складывались VI – II тыс. лет до н.э.

Условия возникновения:

  • господство культа прошлого, строгий контроль за соблюдением традиций;
  • настороженное отношение к новому;
  • подчиненность индивида социальной группе, ее нормам;
  • преобладание идеала коллективизма, обусловленного страхом не вписаться в социальную группу;
  • нивелировка личности;
  • усложненная система ритуалов.

Человек получает мудрость не от науки, а от жизни, свои силы затрачивая на то, чтобы занять соответствующее место (ячейку) в сетке общественного устройства.

 

Этические учения Древнего Востока

Этико-философские системы Древней Индии
Этико-философские системы Древнего Китая

 

 

             
     

 

 


Ортодоксальные   Неортодоксальные             Ортодоксальные  Неортодоксальные

 

Брахманизм             Буддизм                             Конфуцианство    Даосизм

                                  Джайнизм                                                              Легизм     

 

Этико-философские системы Древней Индии окончательно сформировались к середине I тыс. до н.э.

Брахманизм (Брахма – Верховное Божество) представляет мир как соединение духовной субстанции и материального начала, образующее сущее. Ближе к Брахме – боги и полубоги (асуры); за ними четыре касты общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы и слуги (шудры). Еще ниже животные, духи умерших.

Принцип посмертного воздаяния – индивидуальная душа бессмертна, переходит из одного тела в другое соответственно накопленной за время жизни положительной или негативной карме.

Нравственный идеал – безропотное выполнение общественных обязанностей. Профессиональное совершенствование  дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья высоко моральных людей как следствие плохой кармы в прошлой жизни.

Этика буддизма (VI век до н.э.). Согласно учению Будды всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный праведник стремится к нирване – высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным мирозданием.

Достижение состояния нирваны путем усвоения четырех благородных истин:

  1. жизнь в телесной оболочке – страдание;
  2. источник страдания – желание;
  3. чтобы избежать страданий, нужно избавиться от желаний;
  4. средство избежать желаний – полное отрешение от мира и самоотречение.

Этика джайнизма основана на принципе «ахимсы» - не причинения вреда живому.

Этика локаята-червака – стремление к наслаждению.

 

Этико-философские системы Древнего Китая.

Конфуцианство. Основоположник – философ Кун Фу-цзы или Конфуций (551 – 479 г. до н.э.). Основная книга «Беседы и суждения», где в виде притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении, основанном на трех понятиях: человеколюбие, «золотая середина», взаимность.

Нравственный идеал – «благородный муж» - эрудированный государственный деятель, заботящийся о своих подданных, просвещенный, воздействует на простолюдинов примером.

Даосизм в лице Лао-цзы нравсвенным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью отстранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием. Дао – великий путь, цель постижения.

Принцип «деятельного недеяния»: ничего не делая – всего достигаешь путем медитаций, психофизической тренировки безгранично усиливать свой потенциал.

Легизм – школа «законников», возникла в период объединения Китайской империи, делает упор на понятие незыблемого закона, который должен проводиться жесткими средствами. Император – полубожественная личность, держит в страхе подданных.

 

Философская мысль Западной Европы возникла в I тыс. до н.э. и проходит в своем развитии ряд стадий, на которых попеременно доминируют религиозно-мифологическое, иррационалистическое и научно-философское, рационалистическое мировосприятие.

 

Этика античности

 

Классический период V – IV вв до н.э.
Поздняя античность III – I вв до н.э.

 

 

Ранний период        VIII - V вв до н.э.

    

Орфизм                                      Этический релятивизм                    Гедонизм

Дамаский                                    Протагор  Горгий

                                                              (софисты)      

Пифагоризм                                Этический рационализм      Киренаики Эпикурейцы

Пифагор, Филолай                      Сократ, Платон                  Аристипп  Эпикур

                                                                                                                               Лукреций    

                                                       Эвдемонизм

                                                        Аристотель                                  Стоицизм

                                                                                                        Сенека, Эпиктет

                                                                                                    Аскетизм               Киники

                                                                                                  Антисфен, Диоген Синопский

    

Зачатки представлений (XII - IX вв. до н.э.) восходят к мифологическим канонам древних греков, проявляются в эпических поэмах Гомера «Илада», «Одиссея», источником морали выступают боги-покровители.

Собственно этический аспект появляется в трудах древних греческих философов раннего периода античности (VIII - V вв. до н.э.). Этика и философия не разделимы, начинает господствовать научно-рационалистический подход. Орфизм и пифагорейство сочетают мистические таинства и научные разработки. Математика Пифагора носит нравственно-мистический аспект (квадрат не только геометрическая фигура, но и символ справедливости; единица несет мужское начало, двойка – женское).

В классическую эпоху (V – IV вв. до н.э.) происходит окончательное становление этики. Появляются софисты (Протагор, Горгий и др.), которых интересовала проблема происхождения моральных ценностей: они даны от природы и неизменны или же субъективно изменчивы, возникли по установлению человека. Софисты предпочитают вторую трактовку – в духе этического релятивизма (индивиду давалось право иметь собственную мораль).

Сократ (470 – 399 г. до н.э.) – основоположник этического рационализма, выдвинул идею о том, что всеобщие моральные нормы существуют объективно, а задача человека – познать их, соотнести с ними свое поведение.

Платон (428 – 348 г. до н.э.) пытался систематизировать высказывания Сократа. Идеалом социальной справедливости считал обобществление собственности и соотношение природных задатков граждан с их общественными обязанностями. Идеальное политическое объединение состоит из трех сословий и у каждого своя добродетель:

- мудрость – философам, которые должны управлять государством;

- мужество – воинам, стражам закона и порядка;

- трудолюбие, основанное на благоразумии и умеренности – земледельцам и ремесленникам.

Мыслители классического периода софисты, Сократ, Платон стремятся обосновать мораль с помощью разума на основе рационализма, который достигает высшего выражения в этике Аристотеля. Он свел в единую энциклопедическую систему научные знания и заложил основу развития европейского рационализма. В свою эвдемонистическую этику, опирающуюся на понятие счастья, вводит категорию добродетели, соединяя их. Целью этики считает не знания, а поступки, ибо этика имеет дело не с благом вообще, а с осуществляемым благом, что отделяет этику как практическую философию от теоретической философии.

В эпоху поздней античности, после образования элинистических монархий, а затем Римской империи, наметился перелом в развитии этических знаний, связанный с переориентацией нравственных идеалов.

Основным этическим принципом становится гедонизм, проповедующий ценность стремления к наслаждению. Эпикуреизм – учение Эпикура (341 – 270 г. до н.э.) предлагает стремиться к удовольствиям и избегать страданий, что достигается через рациональное понимание удовольствий и разумное просвещение, освобождение от страхов.

Киники исповедовали идеалы крайнего аскетизма, отречения от мирских благ.

Стоицизм представлен взглядами Сенеки (5 – 65 гг.), Эпиктет (50 – 140 гг.), Марк Аврелий (121 – 180 гг.), находит опоры в чувстве собственного достоинства, твердом осознании индивидом личной добродетели, в отрешенности от внешнего мира. Мудрость – путь к стоической апатии. Стоик умеет быть выше страданий судьбы, обстоятельств, живет в согласии с собой и природой, выполняет обязанности гражданина. К высшим гражданским доблестям Сенека относит мужество, презрение боли, самопожертвование во имя отечества, видя в этом подлинное «величие духа».

 

Этика эпохи Средневековья и Возрождения

                                         

Патристика                         Схоластика                            Этика                        Этика

II – VIII вв.                         XI - XIV вв.                 Ренессанса              протестантизма

                                                                                     XIV – XVI вв.          XVI – XVII вв.

Тертуллиан                    П. Абеляр,                     М. Монтень,             М. Лютер

Августин Блаж.,            Фома Аквинский         Э. Ротердамский       Ж. Кальвин

Иоанн Златоуст              У. Оккам

 

   Этика западноевропейского Средневековья (V – XV вв.) называется религиозной христианской.

   Апологетика (II – III вв.) провозглашала несовместимость веры и разума, подчеркивая, что сила веры прямо пропорциональна нелепости ее утверждений.

  Основные положения христианской этики оформились в IV – V вв. в рамках патристики – католического учения, где был сформулирован позитивный общедоступный нравственный идеал на основе теологии (учение о Боге). Свою задачу патристика видела в переосмыслении античных идей в свете учения Христа. Именно отношением к Богу определяются нравы, добродетели, пороки души, добрые и злые дела. Такая установка была господствующей, но не единственной.

В XI – XIIIвв. Предпринимается попытка вернуть в научный обиход античное этическое наследие. Появилась новая школа схоластики, ее представители Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский возрождают этико-рационалистические традиции, а догматы христианской религии подвергают научно-философскому анализу.

  Так, Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) в работах «Сумма теологии», «Сумма против язычников» интерпретирует в духе христианства античное учение о добродетелях. Выдвинутые Платоном добродетели: мудрость, благоразумие, справедливость, мужество, он  дополняет тремя теологическими - вера, надежда, любовь.

  В XV веке развивается этика протестантизма (М. Лютер, Ж. Кальвин), основоположники которой стремились показать, что дело спасения человека в его руках, что ответственность за жизнь индивида лежит в нем самом и зависит от его нравственных усилий. Между человеком, выступающим морально автономной личностью, совершающей моральный выбор, ведется постоянный диалог с Богом. Вера рассматривается как перепоручение себя Богу, который воспринимается в духе раннехристианских идеалов любви и милосердия: «Бог есть любовь».

 

 Этическая мысль эпохи Возрождения

В XIV – XV вв. на первый план выдвигается проблема человека. Представители светской культуры обращаются к человеку, их называют гуманистами. Принцип антропоцентризма заменил божественные сущности. Понятие макрокосм уподобляется микрокосму. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Данте, Бокаччо, Петрарки, Леонардо да Винчи, Микеладжело, Рафаэля - в Италии, Сервантеса – в Испании, Томаса Мора, Шекспира – в Англии, Эразма Ротердамского – в Голландии. В их произведениях звучали призывы к возвращению высоких образцов античной культуры, благодаря чему за этим историческим периодом закрепилось название Возрождения или Ренессанса.

   С гуманизмом Возрождения связан культ красоты человеческого тела, возвращение к социальной, гражданственной тематике. Ренессансные представления о перспективах общественного развития и социальных, нравственных идеалах базируются на двух крайностях: с одной стороны взаимодействие морали и политики, идеи «сильного государства», «цель оправдывает средства» - синоним вклада Макиавелли (1469 – 1527 гг.). В воспитании нравственно совершенной личности приоритет отдается сильному централизованному государству. С другой стороны – английский философ-гуманист Т. Мор (1478 – 1535 гг.) связывал повышение уровня нравственности с отказом от частной собственности и предоставлением неограниченных возможностей для нравственного развития отдельной личности.

  Пробуждая и культивируя интерес к внутреннему миру человека, его индивидуальному поведению, эпоха Ренессанса еще не ставит вопрос о сущности, закономерностях и принципах моральной регуляции личности.

    Этическая мысль Нового времени – научно-рационалистическая этика XVII в. представлена именами Рене Декарта (1596 – 1650 гг.), Спиноза Б. (1632 – 1677 гг.). С позиции этики свобода человека рассматривается как независимость от власти аффектов и пассивно-страдательных состояний, свобода через рационалистическое познание, составляющее ее сущность и могущество человека. Так возникает понятие свободы как познанной необходимости.

Этика эпохи Просвещения отличалась предельной социализацией, нормы морали она ставит в прямую зависимость от гражданских прав и обязанностей индивидов. Английские философы Дж. Локк, Т. Гоббс формулируют теории «естественного права», французские философы Д.Дидро и Ж.-Ж. Руссо теорию «общественного договора. Человек изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду, но, обладая разумом, индивид приходит к осознанию необходимости посредством общественного договора пожертвовать для общего блага частью своих возможностей, чтобы впоследствии общество защитило его «естественные права».

  Выдвинутая К. Гельвецием и П. Гольбахом теория «разумного эгоизма» утверждала, что «правильно понятый личный интерес есть залог общего блага всех».

  Этика немецкой классической философии является кульминацией развития европейского рационализма, и этический рационализм достигает в начале XIX в. наивысшей точки.

  От изучения внешнего мира – сверхъестественного (Бог) и естественного Природа – разум перешел к анализу собственной внутренней структуры, занявшись этико-философской рефлексией. Впервые были сделаны попытки обосновать автономное существование морали.

  Кант И. (1724 – 1804 гг.) «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Основы метафизики разума». До опытно (априори) человеку даны способности познания, к ним относится всеобщий нравственный закон – категорический императив:

  • «поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
  • «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»;

Апостеори (из опыта жизни) – гипотетический императив, обусловленный воспитанием, исторической эпохой, окружающей реальностью.

Исходя из того, что моральный закон обладает абсолютной необходимостью, Кант приходит к выводу, что он выступает как долг и совпадает со всеобщей формой законодательства. При этом свобода человеческих поступков не отменяет их необходимости, они существуют в разных, не пересекающихся плоскостях. По Канту нравственность дана человеку, т.к. он является разумным существом и принадлежит миру свободы.

Гегель (1770 – 1831 гг.) «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права». Мораль – область духовных ценностей, нравственность – соответствующие им социальные отношения. Категориями морали являются «умысел», «вина», «благо», «добро», «совесть», то категориями нравственности – «семья», «гражданское общество», «государство» как постулаты авторитарной этики.

У Л. Фейербаха (1804 – 1872 гг.) гуманистическая этика; создал «новую религию», главным принципом которой провозгласил веру не в Бога, а в человека как в Бога. В основе религии взаимная любовь, требующая взаимного самоограничения, бескорыстия, справедливого «распределения счастья».

 

Этические искания второй половины XIX века

 

Этика                                          Этика                                           Этика

Русской религиозной                марксизма                                  «философии жизни»

Философии                      

Н.Ф. Федоров                           К. Маркс                                  А. Шопенгауэр

В.С. Соловьев                          Г.В. Плеханов                           Ф. Ницше

Ф.М. Достоевский

   Складывались под знаком промышленного переворота. Западные цивилизации ведут борьбу за сферы влияния. Существующие мировые религии (межконфессиональные разногласия) не могут решить задачу создания моральной идеологии, способной консалидировать массы в глобальном масштабе. В этих условиях в середине XIX в. место научно-рационалистического подхода начинают занимать ортодоксальные религиозные течения, обновленные с учетом НТП (русск. религиозн. философия), качественно новые философские системы, сочетающие творческий потенциал западноевропейского рационализма с социальной озабоченностью (марксизм) и духовными поисками, свойственными восточному типу культуры (философия жизни). 

 

Этика в XX веке.

Продолжаются этические поиски в рамках:

  1. научно-рационалистического подхода;
  2. философские системы иррационалистической этики (психоанализ, экзистенционализм, персонализм);
  3. совершенствуются с учетом достижений НТП религиозно-этические направления неотомизма и неопротестантизма.

На смену научно-реалистическим концепциям, слишком умозрительным и далеким от реальной жизни, приходят иррационалистические этико-философские системы: этика психоанализа (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, К. Юнг, В. Райх и др.), экзистенционализма (Ф. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Сартр), неорелигиозные системы, которые стремятся решать традиционные проблемы с учетом современных тенденций.

Неотомизм в рамках католического вероисповедания получил статус официальной этико-философской доктрины Ватикана. Его представители стремятся к объединению религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим миропониманием эпохи, используя идеи позитивистской и экзистенционалистической направленности.

Этика на рубеже веков: новые идеи.

Объективные процессы в жизни общества предъявили новые требования к этике, которые отразились в идеях коммуникативности, практичности, плюрализма, реализующиеся в соответствующих этических школах и направлениях.

  Коммуникативная направленность этики обусловлена вниманием к моральным проблемам общения. В выработке нравственных норм общения этика опирается на учение Э. Гуссерля (1859 – 1938 гг.), смысл которого в словах: я могу постичь, понять себя через другого.

На основе этого подхода формируется герменефтика – философия понимания (Г.-Г. Гадамер, 1900 – 2002 гг.). Понимание, возникающее в процессе диалога, в котором происходит интеграция прошлого и настоящего. Понимание в диалоге обеспечивает проявление терпимости и заинтересованного отношения всех участников коммуникации, в процессе которой происходит не только понимание другого, но и раскрытие самого себя.

Обращение к прикладной этике вызвано потребностью общества в конкретных регулятивах, т.е. в практических рекомендациях по решению моральных проблем, например, этика бизнеса, политическая этика, профессиональная этика. Эта этика является важной стадией исторического развития морали как этическое теоретизирование особого рода – «теоретизирование в терминах жизни» (А. Гусейнов).

В конце столетия особую актуальность в философии и этике приобрели концепции, составляющие направление постмодернизма. Нацеленность постмодернизма на деконструкцию классических модернистских философских построений разрушает традиционный просветительско нормативный имидж этики как совокупности абстрактных моральных принципов и всеобщих ценностей. Но свойственные постмодернизму приоритеты единичности, открытости, ситуативности предполагают слияние этики с живым моральным опытом в его индивидуальном проявлении, что может сделать ее плюралистичной, многоликой, личностной. Отныне мораль не отделена от человека и не вознесена над ним, она не навязывается индивиду, а учреждается им самим.

      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.069 с.)