Тема. Введение в курс «этика и психология профессиональной деятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Введение в курс «этика и психология профессиональной деятельности»



План

1. Цели и задачи предмета.

2. Психология профессиональной деятельности как наука.

3. Этика как наука.

 

 Цель предмета: вооружить знаниями по этике и психологии профессиональной деятельности для создания научно-теоретической картины целостного процесса самоопределения и профессионального становления личности, для усвоения этических норм делового общения и профессионального поведения.

 Дисциплина синтезирует в себе основные понятия и принципы наук этики и психологии.

 

  В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Достаточно вспомнить классическую пирамиду потребностей А. Маслоу (физиологические потребности, потребность в безопасности и защите, потребность в любви и принадлежности, потребность в признании и уважении, потребность в самоактуализации и самореализации), когда на каждом из уровней профессия играет жизненно важную роль.

Вариантов становления профессионализма много. Но еще больше возникает вопросов. Как объяснить разные темп профессионального развития личности? Почему один человек всю жизнь верен определенной профессии, а другой меняет разные виды? Каковы причины смены профессии? От чего зависит удовлетворенность профессией, профессиональный рост специалиста, успех его карьеры? Как достичь вершин профессионализма? Эти и многие другие вопросы обусловлены аспектами взаимодействия индивидуально-психологических особенностей личности и содержанием труда. Все эти вопросы традиционно исследовались такой наукой, как психология труда или психология профессиональной деятельности. Выделение этой отрасли психологии в самостоятельную науку обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессии, к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с профессией на уровне преобразования и авторства на профессиональной ниве.

Большой вклад в решение проблем профессиональной психологии внесли отечественные ученые Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.

  Предметом профессиональной психологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профессиональная психология – это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкций личности.

Объектом профессиональной психологии является взаимодействие личности и профессии, при этом личность рассматривается как субъект профессионального становления.

В рамках науки важное значение имеет изучение профессионального поведения специалиста в различных социокультурных и социоэкономических условиях, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.

Поскольку, объектом профессиональной психологии является изучение профессионального поведения личности, неизбежно вырисовывается его связь с вопросом этики делового поведения, профессионального общения.

   Деловое общение является неотъемлемой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражаются наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности. Общаясь в деловом сотрудничестве со своими коллегами, каждый, так или иначе, опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает эти нормы, какой смысл и содержание он в них вкладывает, он может облегчить свое деловое общение, сделать его более эффективным.   

Этика – учение о морали, нравственности. Термин впервые был употреблен греческим философом Аристотелем (384 –322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна давать людям ответ на вопрос, что же они должны делать, чтобы совершать правильные и достойные поступки. 

Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения, поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Важнейшими категориями этики являются добро и зло, справедливость, благо, честь, достоинство, долг, совесть и т.д.

  В рамках делового общения и профессионального поведения особое значение приобретает золотое правило этики: «Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.004 с.)