Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональной деятельности↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ краткий курс лекций по предмету для студентов дневного и заочного отделения специальности 071302
Омск 2009
Этика и психология профессиональной деятельности: Краткий курс лекций / Составитель И.В. Чумаченко. – Омск, Омский областной колледж культуры и искусства, 2009. – 64с. Пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений культуры и искусства. В пособии излагаются психологические основы профессионального самоопределения и становления личности, аспекты делового общения и управления, а также сущность и значение профессиональной этики. Для более детального изучения предлагаемых тем и вопросов пособие содержит психологический практикум, задания для самостоятельной работы, темы рефератов, терминологический словарь, список основной и дополнительной литературы. Содержание Пояснительная записка Введение в курс «Этика и психология профессиональной деятельности» 1. Общие основы этики и психологии профессиональной деятельности. 1.1. Теоретические аспекты профессионального становления личности. 1.2. Предмет и назначение этики как науки. Специфика и задачи этики. 1.3. История этических учений. 1.4. Нормативная этика и высшие моральные ценности. 2. Профессиональная этика специалиста 2.1. Этика делового общения. Происхождение этики делового общения 2.2. Деловое общение как социально-психологический феномен 2.3. Деловая беседа. Деловые переговоры. 2.4. Понятие о конфликтах, их структура, функции и стадии протекания. 2.5. Профилактика и урегулирование конфликтов. 2.6. Практическая этика в профессиональной деятельности специалиста СКД. 2.7. Профессиональный этикет руководителя Перечень заданий для самостоятельной работы студентов по освоению тем Перечень тем для реферата Литература Психологический практикум Терминологический словарь
Пояснительная записка
Дисциплина “Этика и психология профессиональной деятельности” в структуре подготовки руководителя творческого коллектива, преподавателя, занимает важное место и направлена на ознакомление студентов с закономерностями профессионального обучения, воспитания и развития личности, феноменологию профессионального становления.
Целью данного пособия является содействие усвоению знаний по этике и психологии профессиональной деятельности для создания научно-теоретической картины целостного процесса самоопределения и профессионального становления личности, для усвоения этических норм профессионального поведения. Лекции по предмету освещают общие понятия делового общения как социально-психологического феномена, предмет и назначение этики как науки, сущность и нормы профессиональной этики работника культуры, этикет руководителя. Предлагаемый курс лекций позволит использовать в повседневной профессионально-педагогической практике следующие умения: - этически конструировать профессиональную социально-культурную деятельность; - профессионально анализировать и разрешать проблемы профессионального становления и нравственного развития личности, - диагностировать и повышать уровень развития психологических способностей, лежащих в основе профессиональных качеств, - прогнозировать, конструктивно разрешать конфликты в производственной сфере и социальной жизни, - вести с партнерами деловые беседы и переговоры. Система заданий для самостоятельной работы способствует установлению взаимосвязи теоретических знаний с различными видами практической деятельности и обеспечивает их закрепление. При выполнении заданий полезными окажутся психологический практикум и терминологический словарь. Для более глубокого и всестороннего изучения курса рекомендованы темы рефератов и список литературы.
Ключевые понятия концепции. Личность – индивид как субъект социальных отношений и активной деятельности, наделенный свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя. Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности. Становление предполагает саму потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений, навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми человеку, образуют профессии. Профессия – социально-ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития. Специалист – это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, навыками, опытом и индивидуальным стилем выполнения профессиональной деятельности. Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, навыков и качеств, также определенной компетенцией, способностью к самореализации, ответственностью и надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему, сформулировать задачу и найти способ ее решения. Профессиональное самоопределение – самостоятельное осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла в выполнении деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Саморазвитие – основополагающая составляющая зрелой личности и ее условие. Актуальная потребность в саморазвитии – это источник долголетия человека. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны профессиональные успехи, достижение профессионального «акмэ». Профессиональное самоопределение не одновременный акт, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии, коррекции профессиональной жизни. Ключевые квалификации. В процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли профессионально важных качеств (индивидуальные качества, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения). К ключевым квалификациям относятся: абстрактно-теоретическое мышление, способность к планированию сложных технологических процессов, креативность, прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решения, коммуникабельность, способность к самостоятельному труду, надежность, работоспособность, ответственность. Профессионально обусловленная структура личности имеет следующие подструктуры. 1. Системообразующим фактором и первой подструктурой выступает профессиональная направленность, которая состоит из ряда компонентов: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус. 2. Второй подструктурой является профессиональная компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
- социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения; - специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; - персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде; - аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций. 3. Система профессионально важных качеств. Профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и т.д.) деятельности. Они многофункциональны. В самом общем случае выделяют следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образная, двигательная и др. виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональная устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль. 4. Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимые психофизиологические свойства. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение, например, зрительно-двигательная координация, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.
По освоению тем
важных качеств специалиста СКД, составляющих культурно-психологический потенциал личности. Дать психологический анализ и обоснование профессионально важных качеств.
личности в сравнении с прошлым периодом существования человечества?»
использование принципов делового общения.
Перечень тем для реферата Литература к курсу Основная
Дополнительная
ПРИЛОЖЕНИЕ
Психологический практикум
Диагностика коммуникативной толерантности Инструкция: Вам предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. С этой целью Вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Помните, что при ответе важна первая реакция и то, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, без пропусков, и свои ответы проставлять («V» или “+”) в одной из четырех колонок. Проверьте себя: на сколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам: 0 баллов – совсем неверно, 1 – верно в некоторой степени (несильно) 2 – верно в значительной степени (значительно) 3 – верно в высшей степени (очень сильно)
Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я? Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте ответы в баллах от 0 до 3.
Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих?
Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей? Степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов.
Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?
Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?
Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?
Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?
Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?
Ключ При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении – в 0 баллов.
Баллы суммируются. 4 балла и меньше – низкий показатель доброжелательного отношения к другим; 4 – 8 баллов – средний показатель доброжелательности отношения к другим; 8 баллов и выше – высокий показатель доброжелательности отношения к другим.
Методика исследования культурно-психологического потенциала личности Цели: 1. Определить особенности самооценки потенциальной силы психологических способностей и степени их осуществления в поведении. 2. Выявить наименее и наиболее реализуемые культурно-психологические способности и стремления (учитывается последний год). Инструкция: Серия А – оцените, пожалуйста, природную силу Ваших психологических способностей (возможностей), выбирая ответ из шкалы возможных ответов: 1 2 3 4 5 _____________________________________________________________ очень слабая слабая средняя высокая очень высокая
В бланке ответов в колонке «Серия А» напротив каждой способности ставите то количество баллов, которое характеризует Ваш ответ в соответствии с предложенной шкалой. Серия Б – по тем же вопросам таким же образом оцените степень полноты осуществления этих способностей в Вашей каждодневной жизни (в виде устойчивых культурно-психологических стремлений, знаний, умений). Записывайте ответы по серии Б в соответствующей колонке. Серия В - оцените, пожалуйста, силу Ваших стремлений к развитию психологических способностей, используя для этого шкалу возможных ответов серии А и Б.
Ключ
Обработка полученных данных и их анализ Методика имеет исследовательский, поисковый характер. Сначала определяется сила каждого вида изучаемых способностей (серия А), затем степень осуществления способностей в поведении (серия Б) путем подсчета по каждому виду среднеарифметического балла (сумма выставленных испытуемым баллов по данному виду делится на 3). Средний балл по всем видам способностей может показать общую самооценку культурно-психологического потенциала и общую степень его реализуемости в жизни личности. Далее вычисляем разность между средними баллами, выставленными по сериям А и Б, по каждому виду способностей. В результате получаем величины самооценки степени реализуемости-нереализуемости способностей в конкретном поведении. Следует учитывать, что, как правило, самооценки их природной силы превышают самооценки степени их осуществления.
Бланк результатов для последующей их интерпретации
Выводы: Участие в психологических развивающих занятиях рекомендуется в случае, когда самооценка силы хотя бы одной способности ниже 4 баллов; величина нереализуемости способности равна 1 баллу и больше хотя бы по одному виду способностей. Например, сила способности №1 оценена в 5 баллов, а степень ее осуществления – в 3 балла (уже на среднем уровне). Разность между ними, т.е., степень нереализуемости, равна 2. Следовательно, в этом случае человеку можно рекомендовать курс психологических занятий, ориентированных на развитие преимущественно данной способности (№1 – четко осознавать и понимать себя, свои желания, характер, состояния). Далее соотносим самооценки силы этих стремлений со средними баллами по серии Б (т.е. с уровнем реализуемости психологических способностей). Если самооценки силы стремлений равны или выше 3 баллов, а самооценки по серии Б ниже на 1 и более баллов, то состояние личности благоприятно для ее привлечения к психологическим занятиям. Низкая культурно-психологическая мотивация (меньше 3 баллов) при слабой или средней реализуемости соответствующих способностей указывает на необходимость предварительной работы по ее активизации путем проведения бесед.
Ключ Определите количество набранных баллов:
От 0 до 5 баллов – по складу характера Вы больше исполнитель, чем руководитель, и если представится возможность перейти на такую должность, не надо колебаться. От 6 до 10 баллов – нельзя сказать, что Вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться перейти в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и коллектива, больше внимания уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе. От 11 до 15 баллов – Вы относитесь к типу «руководителя-организатора», умеете сконцентрировать свои силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляете проблему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласования оптимального (реально выполняемого) плана, проблему материально-технического снабжения. Ваша сила в том, что Вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете, во что бы то ни стало, добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом Вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускать текущие дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение. От 16 до 20 баллов – Вы можете вывести и прорыва отстающее подразделение, но Вам трудно работать в «текучке». Вы ищете острых ситуаций, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как Вам мешает излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями.
Методика «Оценка профессиональной направленности личности педагога» Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов: а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени; б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени. Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.33 (0.017 с.) |