Профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональной деятельности



ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

краткий курс лекций по предмету

для студентов дневного и заочного отделения

специальности 071302

 

 

Омск 2009

   

Этика и психология профессиональной деятельности: Краткий курс лекций / Составитель И.В. Чумаченко. – Омск, Омский областной колледж культуры и искусства, 2009. – 64с.

Пособие предназначено  для студентов средних специальных учебных заведений культуры и искусства. В пособии излагаются психологические основы профессионального самоопределения и становления личности, аспекты делового общения и управления, а также сущность и значение профессиональной этики.

       Для более детального изучения предлагаемых тем и вопросов пособие содержит психологический практикум, задания для самостоятельной работы, темы рефератов, терминологический словарь, список основной и дополнительной литературы.

Содержание

Пояснительная записка

Введение в курс «Этика и психология профессиональной деятельности»

       1. Общие основы этики и психологии профессиональной деятельности.

       1.1. Теоретические аспекты профессионального становления личности.

       1.2. Предмет и назначение этики как науки. Специфика и задачи этики.

       1.3. История этических учений.

1.4. Нормативная этика и высшие моральные ценности.

2. Профессиональная этика специалиста

       2.1. Этика делового общения. Происхождение этики делового общения

        2.2. Деловое общение как социально-психологический феномен

2.3. Деловая беседа. Деловые переговоры.

2.4. Понятие о конфликтах, их структура, функции и стадии протекания.

2.5. Профилактика и урегулирование конфликтов.

2.6. Практическая этика в профессиональной деятельности специалиста СКД.

2.7. Профессиональный этикет руководителя

Перечень заданий для самостоятельной работы студентов по освоению тем

     Перечень тем для реферата

Литература

Психологический практикум

       Терминологический словарь

  

  Пояснительная записка

 

Дисциплина “Этика и психология профессиональной деятельности” в структуре подготовки руководителя творческого коллектива, преподавателя, занимает важное место и направлена на ознакомление студентов с закономерностями профессионального обучения, воспитания и развития личности, феноменологию профессионального становления.

Целью данного пособия является содействие усвоению знаний по этике и психологии профессиональной деятельности для создания научно-теоретической картины целостного процесса самоопределения и профессионального становления личности, для усвоения этических норм профессионального поведения.

Лекции по предмету освещают общие понятия делового общения как социально-психологического феномена, предмет и назначение этики как науки, сущность и нормы профессиональной этики работника культуры, этикет руководителя.

Предлагаемый курс лекций позволит использовать в повседневной профессионально-педагогической практике следующие умения:

   - этически конструировать профессиональную социально-культурную деятельность;

- профессионально анализировать и разрешать проблемы профессионального становления и нравственного развития личности,

- диагностировать и повышать уровень развития психологических способностей, лежащих в основе профессиональных качеств,

- прогнозировать, конструктивно разрешать конфликты в производственной сфере и социальной жизни,

   - вести с партнерами деловые беседы и переговоры.

Система заданий для самостоятельной работы способствует установлению взаимосвязи теоретических знаний с различными видами практической деятельности и обеспечивает их закрепление. При выполнении заданий полезными окажутся психологический практикум и терминологический словарь.

Для более глубокого и всестороннего изучения курса рекомендованы темы рефератов и список литературы. 

 

Ключевые понятия концепции.

Личность – индивид как субъект социальных отношений и активной деятельности, наделенный свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя.

Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности. Становление предполагает саму потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.

Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений, навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми человеку, образуют профессии.

Профессия – социально-ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.

Специалист – это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, навыками, опытом и индивидуальным стилем выполнения профессиональной деятельности.

Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, навыков и качеств, также определенной компетенцией, способностью к самореализации, ответственностью и надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему, сформулировать задачу и найти способ ее решения.

  Профессиональное самоопределение – самостоятельное осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла в выполнении деятельности в конкретной социально-экономической ситуации.

   Саморазвитие – основополагающая составляющая зрелой личности и ее условие. Актуальная потребность в саморазвитии – это источник долголетия человека. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны профессиональные успехи, достижение профессионального «акмэ».

  Профессиональное самоопределение не одновременный акт, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии, коррекции профессиональной жизни.

  Ключевые квалификации. В процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли профессионально важных качеств (индивидуальные качества, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения). К ключевым квалификациям относятся: абстрактно-теоретическое мышление, способность к планированию сложных технологических процессов, креативность, прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решения, коммуникабельность, способность к самостоятельному труду, надежность, работоспособность, ответственность.

  Профессионально обусловленная структура личности имеет следующие подструктуры.

1. Системообразующим фактором и первой подструктурой выступает профессиональная направленность, которая состоит из ряда компонентов: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус.

2. Второй подструктурой является профессиональная компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

- социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

- специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

- персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

- аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций.

3. Система профессионально важных качеств. Профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и т.д.) деятельности. Они многофункциональны. В самом общем случае выделяют следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образная, двигательная и др. виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональная устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль.

4. Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимые психофизиологические свойства. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение, например, зрительно-двигательная координация, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

 

По освоению тем

  1. Диагностика уровня самоактуализации. Дайте собственное обоснование понятия «самоактуализация», т.е. то, какой вы вкладываете смысл в данное понятие и явление. Оформить в виде микросочинения.
  2. Диагностика психологических способностей, лежащих в основе профессионально-

важных качеств специалиста СКД, составляющих культурно-психологический

потенциал личности. Дать психологический анализ и обоснование

профессионально важных качеств.

  1. Анализируя материалы печати по проблемам этики и психологии, ответить на вопрос: «Изменился ли характер нравственных проблем современного общества и

       личности в сравнении с прошлым периодом существования человечества?»

  1. Разъяснить смысл высказывания: «Человек не свободен в выборе, иметь или не иметь идеал, но в выборе самого идеала свободен».
  2.  Привести примеры высказываний, афоризмов, изречений мудрых людей, раскрывающих смысл и значений высших моральных ценностей.
  3. Прокомментировать следующие явления: гордыня; псевдоскромность, тщеславие; излишняя скромность и недостаток здорового честолюбия; самооценка (претенциозность, гипердостоинство).
  4. Представить психолого-педагогические аспекты реализации задачи этики: учить морали.
  5. Разработать модели типичных производственных ситуаций, предполагающих

       использование принципов делового общения.

  1.  Привести практический пример ведения деловой беседы, предполагающей поиск новых направлений деятельности в сфере организации досуга подростков.
  2. Привести содержание портрета специалиста социально-культурной деятельности, руководителя творческого коллектива.
  3.  Составить свод этических правил и норм профессиональной этики руководителя творческого коллектива.
  4. Привести примеры производственных ситуаций, содержащих и раскрывающих этический аспект профессиональной деятельности специалиста СКД.
  5. Обосновать понимание высказывания: «Перерасти собственные культурные рамки».
  6. Разработать алгоритм беседы с кандидатом при приеме на работу в творческий коллектив.

 

 

 

 

 

Перечень тем для реферата

Литература к курсу

Основная

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М,, 1997.
  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, 1999.
  3. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. - Екатеринбург, 2000.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
  5. Бродкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1984.
  6. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2000.
  8. Есликова Е.В. Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности: Автореферат диссертации – СПб, 2000.
  9. Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М., Екатеринбург, 2003.
  10. Зиглер А., Хьел Д. Теория личности. – СПб, 1998.
  11. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта. – СПб, 1999.
  12. Каменская Е.Н. Психология и этика делового общения. – Ростов-н/Д, 2004.
  13. Киршбаум Э.И., Ефремова А.И. Психологическая защита. – М., 2000.
  14. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.
  15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д., 1998.
  16. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Росто-н/Д, 1998.
  17. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
  18. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.М. Шамова. М.: NB-Магистр, 1992.
  19. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
  20. Мишаткина Т.В. Этика. – Мн., 2003.
  21. Мотков О.И. Психология самосознания личности: Практическое пособие. – М., 1992.
  22. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж, 1996.
  23. Радугин А.А. Этика. – М., 2003.
  24. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. – СПб., 1998.
  25. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
  26. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – М., 1981.
  27. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.
  28. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1996.

 

Дополнительная

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М., 1997.
  3. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. - Екатеринбург, 2000.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
  5. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
  6. Деркач А.А. Пути достижения вершин профессионализма. – М., 1993.
  7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1998.
  8. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1997.
  9. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. – Екатеринбург, 1999.
  10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – М., 1996.
  11. Маркова А.К. Психология профессионализма – М., 1996.
  12. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. – М., 1998.
  13. Шадриков В.Д. Способности человека. – М., 1997.
  14. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.,1994.
  15. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.
  16. Фромм Э. Бегство от свободы. – Минск, 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 Психологический практикум

 

 Диагностика коммуникативной толерантности

Инструкция: Вам предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. С этой целью Вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Помните, что при ответе важна первая реакция и то, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, без пропусков, и свои ответы проставлять («V»  или “+”) в одной из четырех колонок.

Проверьте себя: на сколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам:

0 баллов – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени (несильно)

2 – верно в значительной степени (значительно)

3 – верно в высшей степени (очень сильно)

    Баллы
1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы  
2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди  
3 Шумные детские игры переношу с трудом  
4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно  
5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня  
  ВСЕГО:  

 

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я? Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте ответы в баллах от 0 до 3.

    Баллы
1 Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник  
2 Меня раздражают любители поговорить  
3 Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.  
4 Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.  
5 Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.  
  ВСЕГО:  

 

Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих?

    Баллы
1 Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды)  
2 Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством  
3 Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне  
4 Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.  
5 Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.  
  ВСЕГО:  

 

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей? Степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов.

    Баллы
1 Считаю, что на грубость надо отвечать тем же  
2 Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен  
3 Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем  
4 Мне неприятны самоуверенные люди  
5 Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте  
  ВСЕГО:  

 

Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?

    Баллы
1 Я имею привычку поучать окружающих  
2 Невоспитанные люди возмущают меня  
3 Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо  
4 Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания  
5 Я люблю командовать близкими  
  ВСЕГО:  

 

Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?

    Баллы
1 Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах  
2 Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка  
3 Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня  
4 Я проявляю нетерпение, когда мне возражают  
5 Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так как мне того хочется  
  ВСЕГО:  

 

Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?

    Баллы
1 Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам  
2 Меня часто упрекают в ворчливости  
3 Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю  
4 Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки  
5 Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него, тем не менее, обижусь  
  ВСЕГО:  

 

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?

    Баллы
1 Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку  
2 Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях  
3 Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь  
4 Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)  
5 Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей  
  ВСЕГО:  

 

Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов)?

    Баллы
1 Обычно мне трудно идти на уступки партнерам  
2 Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер  
3 Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе  
4  Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми  
5 Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.  
  ВСЕГО:  

 

Ключ

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении – в 0 баллов.

 

Кэмпбелл

Варианты ответа
1 «А*»
2 «А*»
3 «В*»
4 «А*»
5 «В*»
6 «А*»
7 «В*»
8 «В*»

    Баллы суммируются.

4 балла и меньше – низкий показатель доброжелательного отношения к другим;

4 – 8 баллов – средний показатель доброжелательности отношения к другим;

8 баллов и выше – высокий показатель доброжелательности отношения к другим.

 

 

     

Методика исследования культурно-психологического потенциала личности

  Цели:

  1. Определить особенности самооценки потенциальной силы психологических способностей и степени их осуществления в поведении.

  2. Выявить наименее и наиболее реализуемые культурно-психологические способности и стремления (учитывается последний год).

   Инструкция:

  Серия А – оцените, пожалуйста, природную силу Ваших психологических способностей (возможностей), выбирая ответ из шкалы возможных ответов:

        1               2                 3               4               5

_____________________________________________________________

очень слабая слабая      средняя  высокая    очень высокая

      

В бланке ответов в колонке «Серия А» напротив каждой способности ставите то количество баллов, которое характеризует Ваш ответ в соответствии с предложенной шкалой.  

Серия Б – по тем же вопросам таким же образом оцените степень полноты осуществления этих способностей в Вашей каждодневной жизни (в виде устойчивых культурно-психологических стремлений, знаний, умений). Записывайте ответы по серии Б в соответствующей колонке.

Серия В - оцените, пожалуйста, силу Ваших стремлений к развитию психологических способностей, используя для этого шкалу возможных ответов серии А и Б.

 

Психологические способности   Серия «А» Серия «Б» Серия «В»
1 – четко осознавать и понимать себя, свои желания, характер, состояние; 2 – внимательно слушать другого, не теряя нити его размышления; 3 – гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями; 4 – смело пробовать себя в новом деле; 5 – разумно планировать свое время; 6 – регулярно, а не от случая к случаю, заниматься самовоспитанием; 7 – находить психологические причины своего настроения, ошибок; 8 – сохранять спокойную речь и ясную голову в конфликтных ситуациях; 9 – находить приемлемые, культурные способы осуществления не одобряемых стремлений; 10 – создавать оригинальные идеи, необычные образы; 11 – ответственно и точно выполнять обещания и деловые соглашения; 12 – поддерживать в себе стремление к развитию личности, душевных и физических сил; 13 – чувствовать свое предназначение, свой жизненный путь; 14 – ясно, убедительно и уверенно высказывать свои мысли; 15 – быстро реагировать на свое плохое психическое и физическое состояние и находить способы его улучшения; 16 – практически осуществлять свои новые идеи, создавать новые приемы работы; 17 – доводить важное дело до конца, отдавать силы в основном главным целям; 18 – самостоятельно преодолевать свои вредные привычки и развивать положительные.        

Ключ

 

«Культурно-психологические способности» Вопросы №
1. 2. 3. 4. 5. 6. К самопознанию, глубокому самоанализу К конструктивному общению К культурно-психологической саморегуляции К творчеству К деловому поведению К осуществлению саморазвития 1, 7, 13 2, 8, 14 3, 9, 15 4, 10, 16 5, 11, 17 6, 12, 18

 

Обработка полученных данных и их анализ

Методика имеет исследовательский, поисковый характер.

Сначала определяется сила каждого вида изучаемых способностей (серия А), затем степень осуществления способностей в поведении (серия Б) путем подсчета по каждому виду среднеарифметического балла (сумма выставленных испытуемым баллов по данному виду делится на 3). Средний балл по всем видам способностей может показать общую самооценку культурно-психологического потенциала и общую степень его реализуемости в жизни личности.

Далее вычисляем разность между средними баллами, выставленными по сериям А и Б, по каждому виду способностей. В результате получаем величины самооценки степени реализуемости-нереализуемости способностей в конкретном поведении. Следует учитывать, что, как правило, самооценки их природной силы превышают самооценки степени их осуществления.

 

Бланк результатов для последующей их интерпретации

 

«Культурно-психологические способности» А Б А - Б В В - Б
1.   К самопознанию, глубокому самоанализу                      
2.   К конструктивному общению            
3.     К культурно-психологической саморегуляции            
4. К творчеству          
5.   К деловому поведению            
6. К осуществлению саморазвития            

 

Выводы: Участие в психологических развивающих занятиях рекомендуется в случае, когда самооценка силы хотя бы одной способности ниже 4 баллов; величина нереализуемости способности равна 1 баллу и больше хотя бы по одному виду способностей. Например, сила способности №1 оценена в 5 баллов, а степень ее осуществления – в 3 балла (уже на среднем уровне). Разность между ними, т.е., степень нереализуемости, равна 2. Следовательно, в этом случае человеку можно рекомендовать курс психологических занятий, ориентированных на развитие преимущественно данной способности (№1 – четко осознавать и понимать себя, свои желания, характер, состояния).

    Далее соотносим самооценки силы этих стремлений со средними баллами по серии Б (т.е. с уровнем реализуемости психологических способностей). Если самооценки силы стремлений равны или выше 3 баллов, а самооценки по серии Б ниже на 1 и более баллов, то состояние личности благоприятно для ее привлечения к психологическим занятиям. Низкая культурно-психологическая мотивация (меньше 3 баллов) при слабой или средней реализуемости соответствующих способностей указывает на необходимость предварительной работы по ее активизации путем проведения бесед.

 

Ключ

Определите количество набранных баллов:

 

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
«Да» 1 0 0 0 2 1 1 0 1 1 0 0 0 2
«Нет» 0 1 1 2 0 0 0 2 0 0 2 1 2 0

 

От 0 до 5 баллов – по складу характера Вы больше исполнитель, чем руководитель, и если представится возможность перейти на такую должность, не надо колебаться.

От 6 до 10 баллов – нельзя сказать, что Вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться перейти в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и коллектива, больше внимания уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.

От 11 до 15 баллов – Вы относитесь к типу «руководителя-организатора», умеете сконцентрировать свои силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляете проблему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласования оптимального (реально выполняемого) плана, проблему материально-технического снабжения. Ваша сила в том, что Вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете, во что бы то ни стало, добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом Вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускать текущие дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение.

От 16 до 20 баллов – Вы можете вывести и прорыва отстающее подразделение, но Вам трудно работать в «текучке». Вы ищете острых ситуаций, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как Вам мешает излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями.

 

  Методика «Оценка профессиональной направленности личности педагога»

  Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.073 с.)