Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Общие основы этики и психологии профессиональной деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1.1. Теоретические аспекты профессионального становления личности. План. 1. Концепция профессионального становления личности и ее основные понятия. 2. Профессионально обусловленная структура личности. 3. Стадии профессионального становления. 4. Профессиональные деформации личности, меры профилактики и преодоления.
Теоретической основой концепции профессионального становления стали исследования личности и деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А. Бодалева, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой. На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения: 1. профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность; 2. ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности (см. «профессионально обусловленная структура личности» ниже); 3. процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако, в нем можно выделитькачественные особенности и закономерности (см. «этапы профессионального становления ниже); 4. профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляя личности возможность для самореализации; 5. индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека; 6. знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную судьбу. В основу этих концептуальных взглядов положены системный, личностно-деятельностный и событийный подход к профессиональному становлению, а также гуманистическая теория самоактуализации и самореализации личности.
Ключевые понятия концепции. Личность – индивид как субъект социальных отношений и активной деятельности, наделенный свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя. Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности. Становление предполагает саму потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении. Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений, навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми человеку, образуют профессии. Профессия – социально-ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития. Специалист – это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, навыками, опытом и индивидуальным стилем выполнения профессиональной деятельности. Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, навыков и качеств, также определенной компетенцией, способностью к самореализации, ответственностью и надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему, сформулировать задачу и найти способ ее решения. Профессиональное самоопределение – самостоятельное осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла в выполнении деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Саморазвитие – основополагающая составляющая зрелой личности и ее условие. Актуальная потребность в саморазвитии – это источник долголетия человека. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны профессиональные успехи, достижение профессионального «акмэ». Профессиональное самоопределение не одновременный акт, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии, коррекции профессиональной жизни. Ключевые квалификации. В процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли профессионально важных качеств (индивидуальные качества, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения). К ключевым квалификациям относятся: абстрактно-теоретическое мышление, способность к планированию сложных технологических процессов, креативность, прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решения, коммуникабельность, способность к самостоятельному труду, надежность, работоспособность, ответственность. Профессионально обусловленная структура личности имеет следующие подструктуры. 1. Системообразующим фактором и первой подструктурой выступает профессиональная направленность, которая состоит из ряда компонентов: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус. 2. Второй подструктурой является профессиональная компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются: - социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения; - специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; - персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде; - аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций. 3. Система профессионально важных качеств. Профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и т.д.) деятельности. Они многофункциональны. В самом общем случае выделяют следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образная, двигательная и др. виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональная устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль. 4. Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимые психофизиологические свойства. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение, например, зрительно-двигательная координация, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.007 с.) |