Тема 1.4. Нормативная этика и высшие моральные ценности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.4. Нормативная этика и высшие моральные ценности



  План

  1. Характеристика категорий:

1.1. свобода и ответственность;

1.2. добро и зло;

1.3. свобода и ответственность;

1.4. честь и достоинство.

 

    Нормативная этика дает обоснование моральных принципов, которые базируются на высших ценностях, предписывают с позиции долженствования определенные правила поведения, помогая человеку выработать стратегию правильной жизни.

   Свобода и ответственность. Вопрос о свободе традиционно соотносится с познанной необходимостью. Необходимость, это те внешние обстоятельства, в которых человек вынужден действовать, т.е. предписанные по статусу, положению, обстоятельствам, ориентируя на определенный тип поведения.

  Насколько человек свободен в условиях заданной необходимости? Существуют две точки зрения:

- этический фатализм, девиз которого «Чему быть, того не миновать», т.е. человек не свободен и его жизнь предопределена судьбой, обществом, Богом, и он не в силах что либо изменить – провозглашает нравственную пассивность, покорность;

- этический валюнтаризм – человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать в соответствии со своей волей, что утверждает произвол собственных действий.

Но свобода не равнозначна произволу, она невозможна без ограничений. Запреты обращены ко всем людям, ограничивая, они направлены на поддержание порядка, создают атмосферу реальной безопасности и обеспечивают право на спокойную жизнь. Б. Спиноза считал, что стихия захлестывает человека, отнимает волю, лишает его достоинства и смысла жизни. Выход между этими двумя крайностями. Идея необходимости как внешней или внутренней обусловленности человеческой деятельности имела различные толкования в философских учениях (карма, дао-путь, моральный закон, ориентация на христианские добродетели).

  Исполнение внешних требований предполагает их осознанность (разумность, целесообразность), различая добро и зло. Это не закон-предписание (не лишает человека моральной независимости), учит различать добро и зло. Гуманистическая этика продиктована свободным выбором, а не предписанием. Подлинная внутренняя свобода обеспечивается ориентацией на подлинное добро, привычкой отдавать ему предпочтение. Формой проявления и осуществления свободы выступает выбор. Свободный выбор обеспечивается разумом и волей. Выбор зависит от уровня познания, сознания и разумности личности.

  Знаменитая молитва И. Крондштадского: «Господи! Дай мне терпение вынести то, что изменить невозможно; дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго».

  Выбор ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства, вызванные внешним принуждением и произволом, а волеизлияния личности затруднены противоречиями между «хочу», «могу» и «надо».

  В зависимости от того, с какой легкостью человек выбирает между ними, различают следующие степени:

1. моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы;

2. моральные требования осознаются как долг – внутренне принуждение, ограничивающее свободу человека;

моральные требования сливаются с внутренней потребностью личности – свободный выбор.

Сложность достижения и переживания свободы приводит многих людей к отказу от свободы (Э. Фромм «Бегство от свободы»). Негативная свобода – это «свобода от», свобода, отрицающая зависимость. Достигнув такой свободы, человек оказывается предоставленным самому себе, при этом испытывает чувство одиночества, бессилия, тревоги.

Позитивная свобода – «свобода для», обеспечивающая возможность полной реализации своей индивидуальности.

  Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости; чем шире свобода, тем больше ответственность. Быть ответственным, значит уметь думать о других, о последствиях.

Существующие категории ответственности:

- перед самим собой (проявляется в сомнениях, чувстве вины и страха);

- перед другими (совпадает с правовой и административной ответственностью);

- перед миром и человечеством (забота о мире, исключает административную и правовую ответственность).

Добро и Зло

Эти понятия разграничивают нравственное и безнравственное. Добро ассоциируется с понятием блага, т.е. тем, что полезно людям. Но оно относительно. Этику интересуют духовные блага, к ним относятся свобода, счастье, любовь. Смысл Добра определяется соответствием Благу. Высшее благо – совершенствование личности и отношений в обществе. Но этому препятствует Зло.

Другой критерий добра – гуманизм, который обеспечивает самореализацию человека. Добро имеет свои особенности:

- единство побуждения и результата;

- добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения.

Под «юрисдикцию» Добра и Зла попадает все: человеческие отношения, отношения человека к миру вещей, природе – в этом их универсальный характер.

Добро и Зло, это понятия, исторически зависящие от реальных общественных отношений, в этом их конкретность, непосредственность.

Субъективность   Добра и Зла. В природе нет явлений, которые безотносительно к человеку были бы добром или злом. Эти понятия не только ценностные, но и оценочные, когда имеет место элемент личной пристрастности, эмоциональности. А субъективность предполагает отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире и его относительность.

Н.О. Лосский раскрывает относительность Добра и Зла на примере смерти, когда осознание человеком своей конечности побуждает его искать способы преодоления смерти, становится импульсом к творчеству.

Второй пример относительности Добра и Зла: то, что было злом, в процессе может превратиться в добро, и наоборот. Относительность в высказывании Ф. Ницше: «Ни за что человек так не расплачивается так дорого, как за свои добродетели».

Единство Добра и Зла в том, что они бессмысленны в отдельности, т.к. взаимообусловлены, что обеспечивает их постоянную борьбу, которая не может завершиться окончательной победой одного над другим. Если победит добро, то оно само «породит зло». В условиях победившего зла наименьшее зло будет добром.

  Борьба Добра со Злом. Ее не следует считать бессмысленной. Опасность в том, что в процессе борьбы можно «заразиться злом», насадить еще большее зло. Н.А. Бердяев высказал мысль: «Во время борьбы со злом добрые делаются злыми, и не верят в другие способы борьбы с ним, кроме злых способов». Смысл борьбы – «увеличить» количество добра в мире, уменьшая количество зла. В этом процессе возможны два подхода:

- идеал ненасилия («Нагорная проповедь И. Христа». «А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» («предназначена для идеального мира; нужно быть святым, чтобы принять эту логику»). В XX веке эта концепция актуальна – ненасилие как более адекватное и действенное средство противостояния злу, что способствует совершенствованию человека, а значит торжеству Добра. Сила духа и воля в данном случае требуются в большей мере, чем «дать сдачи». Ненасилие разрывает логику, эффект «бумеранга зла», смысл которого: «содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе». Отвечая на зло насилием, мы утверждаем зло, т.к. не утверждаем добро.

Насильственная форма борьбы со злом, как вынужденная необходимость, главным аргументом выступает мысль о том, что «безнаказанность зла порождает большее зло». Насилие, направленное на подавление или уничтожение зла, заглушает конфликт, но не устраняет причины. Ненасилие предполагает перспективу развития взаимоотношений, принимается ответственность за зло и приобщение врагов к тому добру, во имя которого ведут борьбу.

  Долг и Совесть

  Выступают механизмами самоконтроля в морально-психологическом аспекте. Нравственный Долг превращает требования общественной морали в личный постулат и обеспечивает его добровольное выполнение. Источником долга выступает общественный интерес, который обретает повелительный характер и формирует нравственную обязанность человека по отношению к другим. При этом может возникать внутреннее сопротивление, которое преодолевается действием «золотого правила» нравственности: я должен так поступать потому, что другой должен мне, т.е. мой личный интерес обеспечивается долженствованием другого, а я, в свою очередь, должен соблюдать его интерес. Переживание требований долга в связи со своими интересами приводит к появлению осознания своего долга и чувства долга. Степень осознания порождает добровольность. Она проявляется на разном уровне: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения, до проявления внутренней потребности как подлинно морального долга (активность + деятельность = активная гражданская позиция).

  Иерархия долга:

- перед обществом;

- перед коллективом;

- перед семьей (женой, матерью, детьми);

- перед самим собой, что связано с необходимостью правильного выбора того, что нужно выполнять в первую очередь.

Совесть – внутренний регулятор, который действует в четырех направлениях:

  1. как побудитель, ориентирует нас на соблюдение нравственных требований, создавая положительную психологическую установку;
  2. как запрещающий фактор, заранее осуждающий намечаемое поведение;
  3. как внутренний голос, который корректирует наше поведение во время действия;
  4. как контролер оценивает и вызывает соответствующие нравственные переживания.

Совесть и долг, с одной стороны, - моральный регулятор, где совесть является основанием для долга; с другой – конфликт, когда интересы и цели личности расходятся с общественными. Противоречивость долга и совести по-разному решаются с позиции авторитарной («я только выполняю приказ») и гуманистической («я несу ответственность за все свои действия в соответствии с общечеловеческим и индивидуальным пониманием добра и зла»).

Совесть – «со-весть», от старославянского «себя ведать», «себя знать». Обмануть собственную совесть невозможно. Мера переживания, степень мук совести зависит от характера поступка, уровня сознательности, от привычки и способности адекватно оценивать свои поступки и других. Моральным переживанием является раскаяние.

Честь и достоинство

     В этих понятиях обозначена духовная связь человека с обществом. Это общественная и индивидуальная оценка нравственных качеств и поступков человека. Данные понятия имеют разные смысловые различия. Честь – внешнее общественное признание поступков человека, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, которое проявляется в способности противостоять обстоятельствам, посягающим на индивидуальность, ценностные установки.

Честь – это оценка с позиции социальной группы, достоинство – это оценка с точки зрения человечества. Независимо от социальной группы человек наделен достоинством морального субъекта. Достойный член общества признает достоинство других и не покушается на него.

Эволюция понятий чести и достоинства определяется наличием исторических корней. Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус который должны поддерживать ее члены. Понятия «свой», «чужой» явились первичными для оценки человека, поэтому в древнем мире доминирующим оказывается понятие чести как возвышение в «своей среде», т.к. только принадлежность «своим» давала возможность человеку добиваться высокого статуса.

В античную эпоху, когда шло образование государств, зарождается понятие гражданского достоинства, которое не связано с индивидуальной самобытностью человека. Ценность человека в его принадлежности государству. Понятие чести было применимо только к свободным гражданам.

  Воины издревле образовывали обособленную социальную группу. Воин в силу своих обязанностей и заслуг претендовал на особую честь среди других людей. Замкнутость, иерархичность и высокий социальный статус этой группы стали питательной средой для формирования чувства чести.

Историческим периодом, в котором воинский этос, понятие чести вышли на передний план в нравственной системе, стало Средневековье. Феодалы-рыцари, будучи господствующим классом, обладали сословной честью. Следование сословному кодексу содействовало возвышению индивида в глазах рыцарского сообщества.  Честь носила сословно-статусный характер.

Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их личностным содержанием, делая ставку на индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Не социальная группа, а автономная личность становятся субъектом моральной регуляции.

От этики «избранных» перешло к этике «равных», равноправных, главной характеристикой которых становится достоинство.

Новое и Новейшее время все больше связывает понятие чести и достоинства с успехом (материальная сторона жизни).

  Комплементарность чести и достоинства в их взаимопредположении и взаимодополнении. Честь – внешнее признание ценности, связанное с социальным статусом. Достоинство – внутренняя ценность личности, которая может и не сопровождаться внешним проявлением. Достоинство призвано гарантировать человеку «естественные права», однако естественное право на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен предъявлять миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, справедливости к другим и требовательности к себе, скромности. Высшее проявление человеческого достоинства – благородство. Показателем достоинства личности является отношение к достоинству другого. Потребность в чести обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Человек гордый, обладающий в полной мере чувством собственного достоинства может быть настолько скромным, что внешнее признание его не волнует.

 

Раздел II. Профессиональная этика специалиста

Тема 2.1. Этика делового общения. Происхождение этики делового общения

План

  1. Понятие «этика делового общения».
  2. История развития этики делового общения.
  3. Назначение этики в эпоху рыночных отношений.
  4. Содержание этики делового общения «по вертикали», «по горизонтали»

  

  Деловой характер отношений между людьми сопряжен с понятием «этика делового общения», т.е. вечным регулятором этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости, несправедливости, правильности и неправильности поступков людей в рамках деловых отношений. На эти представления человек опирается осмысленно или же неосознанно. В зависимости от того, как человек учитывает эти нормы и соблюдает их, зависит качество, эффективность и продолжительность деловых контактов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.019 с.)