Тема 2.6. Практическая этика в профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.6. Практическая этика в профессиональной деятельности



                        специалиста СКД.

План

  1. Утверждение этических начал профессиональной деятельности как фактор прогресса общества.
  2. Этический аспект профессиональной деятельности специалиста СКД.
  3. Педагогическая этика – составляющая профессиональной этики специалиста СКД

 

Многочисленные публикации последнего времени показывают, что профессиональная этика специалиста - многофакторное явление. Изначальный принцип всякой профессиональной этики, ее гуманистическое основание. Сегодня любое профессиональное сообщество заботится об этической стороне своей профессии. Утверждение этических начал профессиональной деятельности способствует прогрессу общества, поскольку ставит вопрос об ответственности и надежности человека на работе.

Между тем, к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует максимальной согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам специалистов той сферы, которая связана с правом «распоряжаться» жизнью людей, где речь идет не только об уровне моральности людей, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. Это профессии из сферы услуг, управления, здравоохранения, воспитания, обучения и т.д.

Наряду с этим, трудовая деятельность специалиста СКД не всегда  поддается предварительной регламентации, не всегда умещается в рамки служебных инструкций. Она по своему содержанию является творческой, предполагает реализацию следующих функций:

· культуроохранная функция - изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения;

· культуротворческая функция - создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения;

· социоорганизационная функция - создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий; организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения; содействие расширению и углублению работы структур дополнительного образования, развитию народного творчества; руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы;

· социопедагогическая функция - проведение массовой информационно-просветительной и воспитательной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни; вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и креативно-развлекательного досуга; социально-культурная поддержка людей с особенностями физического развития, участие в деятельности по социальной и социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей.

Для современной социокультурной ситуации характерны раскрепощение и развитие общественного сознания на основе гласности и демократизации, выработка конструктивных решений развития общества путем всенародного обсуждения вопросов воспитания чувств ответственности за судьбу государства. Приоритетное место в общественном сознании принадлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества, воинствующей категоричности в оценках людей и явлений общественной жизни. Демократизация предполагает формирование терпимости, умение вести диалог, выслушивать критику. Поэтому одним из принципов культурно-досуговой деятельности, которым руководствуются профессионалы в ее организации, является принцип связи с жизнью.

Данный принцип определяет основное содержание культурно-досуговой деятельности – возрождение духовного наследия предшествующих поколений, подготовка населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач. Одним из важных условий осуществления этого принципа было и остается соблюдение норм и правил профессиональной этики специалистами социально-культурной деятельности.

Кроме этого, социально-культурная деятельность рассматривается как вид духовной деятельности, который обеспечивает становление обучающихся, воспитанников, формирования в них позиции соавтора культуры и развитие его культуро-созидательных способностей. (В.В. Давыдов, Н.Ф. Голованова, В.И. Слободчиков и др.) Одухотворенная деятельность педагога и его воспитанников строится, прежде всего, как человеческие взаимоотношения, когда интеллектуальное, нравственное и эстетическое объединяются, способствуя самостоятельному поиску духовно-нравственной сущности себя как человека. На этом уровне решается проблема гуманизации отношений субъектов конкретной культурно-образовательной среды и общества в целом, сопряженная с реализацией нормативных требований к личности и деятельности специалиста.  

Таким образом, особенности труда специалиста СКД усложняют систему моральных отношений, т.к. к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми как объектами его профессиональной деятельности, когда нравственная ответственность приобретает решающее значение.

Как было отмечено выше, одной из главнейших составляющих профессиональной деятельности СКД является организация целостного учебно-воспитательного процесса, что предполагает детальное рассмотрение понятия «педагогическая этика», «педагогическая мораль», «категории педагогической этики».

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики.

  Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

  Изучение педагогической этики дает материал, необходимый для анализа педагогического процесса как системы нравственных отношений между его участниками. В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности. Это сфера учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сфера внешкольных контактов, общего досуга, сфера педагогических контактов учителей и др. Особенность нравственных отношений состоит в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке. Моральная оценка выполняет функции регулирования и контроля и складывается на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника.  

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между двумя и более людьми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия одного человека на другого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему.

Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга педагога, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.

  К основным категориям педагогической этики относятся профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей:

- осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные,

- правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе,

- глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

  Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты повседневной жизни.

  Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности человека, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что, педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

  Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.  

Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

  Таким образом, профессиональная этика призвана определять отношение человека к своему профессиональному долгу, регулировать нравственные отношения людей в трудовой сфере; педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Педагог не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.009 с.)