Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Количество самолето-вылетов и потери авиации с 22 ноября по 26 декабря
1942 г.2
К началу февраля линия фронта проходила от города Седженан, на северном побережье Средиземного моря, на юг через Меджез-эль-Баб, западнее Пишон, Гафса. На правом крыле фронта находился 2-й американский корпус, в центре — 19-й французский корпус, на левом крыле — 1-я английская армия. Им противостояли соединения 5-й танковой армии противника. 8-я британская армия, понесшая потери в ходе боев, находилась перед линией Марет, протяженность которой достигала 35 км. На северо-восто- 1 G. H о w е. Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West, p. 680, 683. 2 I. Playfair, C. Molony. The Mediterranean and Middle East, vol. IV, p. 179, 186, 189. 222 ке линия Марет примыкала к морю, а на юго-западе — к труднопроходимой возвышенности Матмата. Англичанам противостояли войска, возглавляемые Роммелем. Командование западных союзников, стремясь не допустить соединения войск Ром.меля с 5-й танковой армией, в первых числах февраля силами 2-го американского корпуса предприняло наступление на правом крыле фронта. Корпусу предстояло, наступая из района Сбейтла через Макнаси на юго-восток, выйти к заливу Габес, отрезать итало-немецким войскам пути отхода с линии Марет на север и во взаимодействии с 8-й армией уничтожить их. Однако этот план осуществить не удалось. Перешедшие в наступление американские войска были контратакованы немецкими танковыми частями и отброшены в исходное положение. Для возобновления наступления американское командование вынуждено было провести дополнительную подготовку. Тем временем командование фашистских войск предприняло контрмеры с целью сорвать готовящееся новое наступление. 14 февраля 2 немецкие танковые дивизии нанесли внезапный удар из района к северу от Макнаси по войскам 2-го корпуса. Воспользовавшись недостаточной готовностью американцев к отражению контрудара, отсутствием у них боевого опыта и необходимой стойкости в обороне, немцы продвинулись на 150 км в северо-западном направлении к Кассерин и создали угрозу аэродромам американской тактической авиации. Разгромив бронетанковую дивизию, они прорвались через Кассеринский горный проход и вышли во фланг 1-й английской армии. 2-й американский корпус потерял 2866 человек пленными 1. Американо-английское командование вынуждено было предпринять чрезвычайные меры по ликвидации нависшей угрозы: срочно перебросило к участку прорыва бронетанковую дивизию с частями усиления и привлекло сюда крупные силы авиации. К 23 февраля наступление немецких войск приостановилось, а к 3 марта они были отброшены на исходные позиции. После этого положение сторон временно стабилизировалось. Военные действия в Тунисе приняли затяжной характер. В действиях войск западных союзников недоставало решительности, несмотря на общее выгодное соотношение в силах.
Советское военно-политическое руководство обращало внимание глав правительств США и Англии на неоднократные переносы сроков окончания военных действий в Тунисе. 16 февраля 1943 г. Сталин писал Рузвельту: «...раньше намечавшиеся на февраль сроки окончания военных операций в Тунисе теперь откладываются на апрель». Однако и этот срок не был окончательным. 16 марта советское руководство вновь отметило, что «англо-американские операции в Северной Африке не только не ускоряются, но откладываются на конец апреля, причем даже и этот срок указывается не совсем определенно» 2. Пассивность союзных вооруженных сил в Тунисе давала немецкому командованию возможность маневрировать резервами, перебрасывать их с запада на советско-германский фронт, где в это время происходили ожесточенные сражения в Донбассе, на харьковском и курском направлениях. В первой половине марта союзное командование приступило к подготовке очередной наступательной операции с целью окончательного разгрома противника и овладения всей территорией Туниса. Операцию планировалось осуществить в два этапа: сначала разгромить южную группировку итало-немецких войск, расположенную на линии Марет, а затем нанести поражение основным силам 5-й танковой армии, захватить порты Бизерта, Тунис и, таким образом, овладеть всей Северной Африкой.
1 I. Playfair, G. Molony. The Mediterranean and Middle East, vol. IV, p. 294. 2 Переписка Председателя Совета Министров СССР, т. II, стр. 55, 58. 223 Во второй половине марта, когда началось наступление западных союзников, в Тунисе действовала итало-немецкая группа армий «Африка» под командованием Роммеля. Она состояла из 5-й немецкой танковой и 1-й итальянской армий, имевших 17 дивизий (7 немецких и 10 итальянских) и 2 бригады. Части имели некомплект в личном составе и вооружении, испытывали значительные трудности со снабжением, подвергаясь блокаде с суши, моря и воздуха. Войска западных союзников, сведенные в 18-ю группу армий под командованием генерала Г. Александера х, имели 18 дивизий (4 американские, 12 британских и 2 французские) и 2 бригады. Союзные соединения были полностью укомплектованы, отлично оснащены боевой техникой и вооружением и не испытывали особых трудностей со снабжением. В целом западные союзники имели двойное превосходство над противником в пехоте, тройное — в артиллерии и четырехкратное — в танках 2. В соответствии с планом наступление 2-го американского корпуса началось утром 17 марта после ударов авиации и короткой артиллерийской подготовки в общем направлении на Макнаси, залив Габес. Однако наступление развивалось в низком темпе. Противник успел подтянуть на это направление танковые части и контратаками остановил корпус в районе Макнаси. Выйти в тыл южной группировки итало-немецких войск союзникам не удалось. Вечером 20 марта, когда продвижение 2-го корпуса было уже приостановлено, после артиллерийской подготовки перешла в наступление 8-я британская армия, наносившая главный удар на приморском направлении. Армия имела в своем составе около 190 тыс. человек и 500 танков. Ей противостояла группировка противника, насчитывавшая 100 тыс. человек и до 200 танков. Одновременно часть сил британских войск должна была осуществить обходный маневр на левом фланге 8-й армии. В течение нескольких дней наступавшим серьезного успеха добиться не удалось: итало-немецкие войска, действовавшие против 30-го корпуса на главном направлении, неоднократно переходили в контратаки и упорно удерживали занимаемый рубеж. Не привели к сколько-нибудь значительным результатам и попытки англичан прорвать вражескую неглубокую оборону таранным танковым ударом на узком участке без артиллерийской подготовки. Только в ночь на 28 марта, когда английские бронечасти 10-го корпуса, совершив маневр по труднопроходимой местности, обошли линию Марет с юго-запада и создали реальную угрозу правому флангу и тылу противника, итало-немецкое командование приказало своим соединениям отходить на север. Успешно ведя арьергардные бои и задерживая американо-английские части на промежуточных рубежах, итало-немецкие войска к середине апреля организованно отступили сначала на оборонительный рубеж северо-западнее Габеса, а затем на рубеж Энфидавиль, Джебибина. Теперь они удерживали лишь небольшую территорию на северо-востоке Туниса. И на этот раз действия западных союзников не отличались решительностью, несмотря на превосходство в силах на суше, море и в воздухе. Происходило как бы «выталкивание» противника. Такая пассивная форма ведения операции затягивала завершение военных действий в Тунисе.
После перегруппировки сил на север американо-англо-французские войска 20 апреля возобновили наступление. 8-я британская армия наносила удар с рубежа Энфидавиль, Джебибина в северном направлении, а американские, часть английских и французские войска наступали с запа- 1 Подчинялся верховному главнокомандующему генералу Эйзенхауэру. 2 I. Playfair, G. Molony. The Mediterranean and Middle East, vol. IV, p. 432, 485; Вторая мировая война 1939—1945 гг., стр. 518. 224 да на восток в направлении городов Бизерта и Тунис. К этому времени военно-воздушные силы союзников в Северной Африке, насчитывавшие 3 тыс. самолетов, полностью господствовали в воздухе. Если в итало-немецких войсках оставалось всего 120 танков и 500 орудий, то западные союзники имели 1,1 тыс. танков и около 2 тыс. орудий 1. Несмотря на это, их войска в течение двух недель не могли добиться ощутимых результатов. Только после дополнительной подготовки и сосредоточения группировки войск на узком участке фронта в районе Меджез-эль-Баба им удалось 6—7 мая прорвать оборону противника, продвинуться на запад, выйти на побережье и занять город Тунис. В это же время американские войска, наступавшие на северном участке фронта, заняли Бизерту. Дни итало-немецкой группы армий «Африка» были сочтены. Не располагая транспортными средствами для эвакуации и не имея возможности сопротивляться далее, 13 мая ее войска капитулировали. В целом страны оси потеряли в Тунисе свыше 300 тыс. солдат и офицеров, из них 30 тыс. убитыми, 26 500 ранеными и до 240 тыс. пленными 2 (в том числе 125 тыс. немцев). Союзники за всю кампанию потеряли немногим более 70 тыс. человек, из них 10290 убитыми3. Военные действия в Северной Африке закончились. В ходе Тунисской операции американо-английское командование и войска приобрели первый опыт ведения наступления значительного размаха против искусно оборонявшегося противника. 4. Борьба на морских коммуникациях С целью завоевания господства на Средиземном море и срыва морских перевозок противника из Европы в Северную Африку западные союзники, особенно Великобритания, стали стягивать в бассейн Средиземного моря значительные военно-морские и военно-воздушные силы. К середине октября 1942 г. Великобритания сосредоточила в этом районе 3 линкора, 4 авианосца, 14 крейсеров, более 60 эскадренных миноносцев, 30 подводных лодок, а также большое количество других боевых и вспомогательных кораблей и судов.
Итальянский флот также имел значительные силы: 6 линкоров, 9 крейсеров, 28 эскадренных миноносцев и 35 подводных лодок. Кроме того, здесь находились немецкие подводные лодки. Однако из-за недостатка горючего флот действовал малоактивно, а находясь в базах, нес большие потери от союзной авиации. Главнокомандующий военно-морским флотом Германии адмирал Ре-дер, располагавший сведениями о намерениях западных союзников высадить войска в Северной Африке, предлагал Гитлеру укрепить военно-морские силы рейха на Средиземном море с целью добиться неоспоримого превосходства над противником в районе Крита. Однако осенью 1942 г. основные силы германского флота были сосредоточены в Атлантике и Заполярье, где проводили операции против союзных конвоев. На Средиземноморском театре немецко-фашистское командование имело сначала 25, а затем 23 подводные лодки. С января 1943 г. их количество продолжало 1 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945, т. 3, стр. 554. 2 В трудах некоторых историков количество пленных определяется 130—150 тыс. человек (В. L i d d e l Hart. History of the Second World War. London, 1970, p. 431; A. T a y»l o r. The Second World War. An Illustrated History. London, 1975, p. 172). 3 W. Baum, E. Weichold. Der Krieg der «Achsenmächte» im Mittelmeerraum. Die Strategie der Diktatoren. Göttingen, 1973, S. 327; M. Howard. Grand Strategy. Vol. IV. August 1942 — September 1943. London, 1972, p. 354; G. H o w e. Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West, p. 675. • 15 Вторая мировая война 1939—1945, т. 6 ""« сокращаться, поэтому основной упор делался на усиление военно-воздушных сил. Если к началу ноября немецкая авиация имела на этом театре 940 самолетов, значительная часть которых базировалась на аэродромы островов Сицилия и Сардиния, то в декабре их численность возросла до 1220. Кроме того, итальянская авиация имела в этом районе около 515 самолетов, из них 200 бомбардировщиков (в основном торпедоносцев) и более 180 истребителей *. Однако западные союзники наращивали численность своих ВВС на Средиземноморском театре значительно большими темпами, обеспечивая себе господство в воздухе. Уступая в авиации, итало-немецкое командование не могло успешно решать такие задачи, как эскортирование конвоев, следовавших в Тунис, и нанесение ударов по англо-американским конвоям. К противодействию десантам западных союзников итало-немецкие военно-морские силы оказались недостаточно подготовленными. Из всех судов и кораблей, осуществлявших в операции «Торч» непосредственную высадку войск и их защиту, был торпедирован лишь один транспорт. 1400 десантников, которые находились на его борту, погрузились на де-сантно-высадочные средства и, пройдя под прикрытием английского фрегата 155 миль, благополучно прибыли к месту назначения, хотя и с опозданием на сутки 2. Немецко-фашистское командование принимало решительные меры, чтобы поддержать своего основного партнера по коалиции — Италию. Это нашло отражение в докладе Редера 19 ноября 1942 г., когда он заверял Гитлера, что Германия оказывает помощь итальянцам всеми имеющимися средствами. Находившиеся в Средиземном море немецкие подводные лодки стали активнее действовать против судов союзников. В связи с этим потери западных союзников в судах и боевых кораблях несколько возросли. 10 ноября подводные лодки потопили транспорт с углем и эскадренный миноносец, на следующий день — еще четыре транспорта. С середины ноября военно-морское командование фашистской Германии предприняло попытку организовать морскую блокаду Атлантического побережья Северной Африки. С этой целью западнее Гибралтара было развернуто 25 подводных лодок, которые получили задачу прервать снабжение десанта, высаженного западными союзниками3. Возрастала также численность итало-немецкой авиации. И все же этих сил было явно недостаточно, а увеличить их ни Италия, ни Германия не могли, так как оказались в тяжелом положении в связи с событиями на восточном фронте. Чтобы как-то компенсировать недостаток ударных сил, фашистское командование приказало срочно поставить два параллельных минных заграждения длиной 120 миль от Сицилии до берегов Туниса. Несмотря на эти меры, общие потери западных союзников в Средиземном море в ноябре — декабре 1942 г. составили всего 16 судов.
В рассматриваемый период Германия и Италия пытались защитить свои средиземноморские коммуникации, чтобы иметь возможность наращивать силы в Северной Африке. Западные союзники стремились воспретить противнику доставку подкреплений своей группировке в Африке и создать условия для нанесения ей поражения. Кроме того, в число задач военно-морских сил США и Англии входили обеспечение доставки своим армиям всего необходимого, поддержка войск на приморских направлениях, защита собственных морских коммуникаций. В борьбе на море важная роль отводилась английской военно-морской базе на острове Мальта. Здесь с декабря стали базироваться 15-я эскадра 1 The Rise and Fall of the German Air Force (1933 to 1945), p. 144—145. 2 History of the Second World War, vol. 4, № 3, p. 1410: 3 Lagevorträge des Oberbefehlshabers der Kriegsmarine vor Hitler 1939—1945, S. 428, 429. 226 крейсеров (3 корабля), соединение «К» эскадренных миноносцев (4 корабля) и 10-я флотилия подводных лодок (12 кораблей). Кроме крейсерских и миноносных ударных сил на Мальте были сформированы флотилии прибрежных сил, включавшие канонерские лодки, торпедные катера и другие малые корабли. С целью защиты своих коммуникаций от воздействия крупных надводных сил противника в состав средиземноморского флота Англии и США были включены также силы прикрытия, имевшие авианосец, 2 линейных корабля и около 12 эскадренных миноносцев (соединение «Н»). Однако противник не решился совершить ни одного выхода своих главных сил с целью воспрепятствовать интенсивному движению конвоев западных союзников в Средиземном море. Для действий на коммуникациях привлекались и британские подвод-вые лодки. После высадки десанта в Северной Африке в Средиземном море продолжали базироваться три флотилии лодок. В начале 1943 г. англичане имели здесь уже 32 действующие лодки, в том числе 4 греческие и югославскую. Основная их масса находилась в Западной оперативной зоне, при этом 8-я флотилия перебазировалась из Гибралтара в Алжир, а 10-я продолжала базироваться на Мальту. В Восточной зоне, в Бейруте, находилась 1-я флотилия. Первое нападение на конвой противника британские военно-морские силы совершили в ночь на 2 декабря. 3 легких крейсера и 2 эскадренных миноносца атаковали 4 итальянских транспорта, на борту которых находились 2 тыс. солдат и офицеров, несколько десятков танков. Из 3 итальянских эсминцев и 2 торпедных катеров, пытавшихся прикрыть конвой, один эсминец вместе с катерами вскоре был потоплен, другой выведен из строя, а третий предпочел выйти из боя. Оставшийся без защиты конвой был расстрелян эскадрой английских кораблей, которые в этом бою потерь не понесли. Однако на обратном пути они были атакованы немецкими торпедоносцами. В результате один эсминец был потоплен, другой сильно поврежден. После поражения в ночном бою итальянцы изменили тактику. Они стали проводить конвои днем под прикрытием авиации. Однако в условиях господства западных союзников в воздухе эта тактика также успеха не имела. По мере передислокации союзных кораблей и авиации в североафриканские базы воздействие на морские перевозки противника стало возрастать. Если, например, в ноябре 1942 г. Италия и Германия потеряли 26 процентов всех грузов, отправляемых морем в Ливию, то в декабре — 52 процента. Потери грузов, следовавших в Тунис, достигали 23 процентов. Примерно такой же их уровень наблюдался в январе — феврале 1943 г. х. Значительными были и потери тоннажа. Только в ноябре — декабре в Средиземном море было потоплено 106 итальянских и немецких судов (177 988 брт). По подсчетам фашистского командования, в Северную Африку было необходимо ежемесячно доставлять 150 тыс. тонн грузов. Фактически удавалось доставлять около 80 тыс. тонн, из них 70 тыс. морем и 10 тыс. по воздуху. 2 февраля 1943 г. английская подводная лодка потопила итальянский танкер с 5 тыс. тонн горючего — весь резерв топлива итальянского флота 2. Нарушение западными союзниками морских коммуникаций противника в Средиземном море чрезвычайно осложнило положение итало-немецких войск в Северной Африке. 1 History of the Second World War, vol. 4, № 4, p. 1412. 2 I b i d., p. 1412, 1413. 15* 227 В начале 1943 г. англичане впервые применили человеко-торпеды, доставляемые в район нанесения удара специально оборудованными подводными лодками. 3 января 3 английские подводные лодки атаковали человеко-торпедами корабли противника в базе Палермо (остров Сицилия). Был потоплен итальянский легкий крейсер «Ульпио Траяно», поврежден лайнер. Главной ударной и наиболее результативной силой в борьбе на коммуникациях противника была союзная авиация. К началу 1943 г. на этом театре в ее составе насчитывалось свыше 3 тыс. самолетов. Добившись решающего превосходства в воздухе, авиация получила возможность топить суда противника в море, наносить по ним удары в портах и гаванях. Торпедоносцы и бомбардировщики в основном вели борьбу против конвоев в море. Стратегическая авиация наносила удары по пунктам погрузки транспортов и формирования конвоев на острове Сицилия и в других районах побережья Италии и Греции. Одновременно сильным ударам подвергались сухопутные коммуникации, особенно в Италии, по которым грузы и войска доставлялись к портам погрузки. Только в январе 1943 г. было совершено более 3000 самолето-вылетов для ударов по портам и судам противника в открытом море. Из-за высокой активности флота и авиации западных союзников особенно большие потери несла Германия, что видно из таблицы 16. Таблица 16 Потери фашистской Германии на море при транспортировке грузов и боевой техники в Северную Африку с ноября 1942 г. по май 1943 г.1
И все же Германии и Италии за этот период удалось перебросить в Северную Африку по морю и воздуху 172 782 человека, 544 танка, 1093 орудия, 8173 автомашины 2. В целом средние потери фашистского блока на морских коммуникациях составляли 25—30 процентов. Особенно тяжелыми они были в последние два месяца и достигали 50 и более процентов. Таким образом, коммуникации противника с Тунисом на завершающем этапе борьбы оказались практически прерваны, что во многом предопределило поражение его тунисской группировки. Особенно ожесточенные боевые действия на коммуникациях развернулись в процессе ликвидации североафриканской группировки итало-немецких войск. При этом действия на коммуникациях в Тунисском проливе с целью блокады вражеской группировки с моря и воздуха осуществляли разнородные силы союзников: надводные корабли, авиация и подводные лодки. Однако ведущая роль по-прежнему оставалась за авиацией. Активность авиации и флота союзников особенно повысилась в период подготовки и проведения ими наступления на линию Марет, а так- 1 G. H о w е. Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West, p. 683. 2 I b i d., p. 682—683. 228 же вдоль берега залива Габес. В марте, приблизив базирование своих сил непосредственно к районам боевых действий и подтянув легкие силы, в том числе большое количество торпедных и артиллерийских катеров, союзное морское командование начало непосредственную блокаду тунисского побережья. Потери противника на коммуникациях в этом районе стали резко возрастать. Наиболее эффективно действовала авиация, которая с марта и до середины мая 1943 г. совершила 13 225 самолето-вылетовх. В результате массированных ударов авиации, действий подводных лодок и надводных кораблей союзников по конвоям за четыре первых месяца 1943 г. Германия и Италия потеряли 330 судов (470 тыс. брт). Многие суда получили повреждения. В распоряжении итало-германского командования осталось лишь незначительное количество кораблей, пригодных к эксплуатации. Большие потери тоннажа вынудили гитлеровское руководство привлечь для снабжения тунисской группировки значительные силы транспортной авиации: в апреле по воздуху было переброшено 18 тыс. солдат и 5 тыс. тонн грузов. Однако авиация западных союзников причиняла ей серьезный урон. Только за этот месяц немцы потеряли 117 транспортных самолетов 2. 7 мая союзники заняли последние базы снабжения итало-немецких войск в Северной Африке — порты Тунис и Бизерта. Соединения группы армий «Африка» отошли в северную часть Туниса, на мыс Бон. Американо-английское командование, уверенное в том, что противник предпримет попытку эвакуировать свои войска с мыса Бон морем или по воздуху, организовало и провело операцию на его коммуникациях. Движение конвоев на остров Мальта и в прибрежной зоне было временно прекращено, а все силы брошены на блокаду противника в Тунисе. Здесь впервые была осуществлена ближняя закрытая блокада: блокирующие силы — эскадренные миноносцы, торпедные катера и малые корабли — в две линии полукольцом развернулись у мыса Бон. В это же время артиллерийские корабли вели огонь по скоплению войск и техники противника, подавляли его артиллерию, обстреливавшую блокирующие силы. Важную роль в осуществлении блокады сыграла авиация. Бомбардировщики и истребители поддерживали и прикрывали блокирующие корабли, уничтожали вражескую авиацию на аэродромах и в воздухе, всемерно препятствуя эвакуации войск транспортными самолетами. Почти все попытки противника эвакуировать войска из Туниса были сорваны. На остров Сицилия удалось прорваться немногим малым кораблям, доставившим туда несколько сот человек. Оставшиеся итало-немецкие войска капитулировали. Значительный успех западных союзников в борьбе на морских сообщениях обусловливался не только большим превосходством в силах, но и умелым их использованием. Флот и авиация союзников действовали на всю глубину вражеских коммуникаций, в любое время суток. Корабли и самолеты, оснащенные радиолокационными средствами, успешно наносили удары, по существу, в любых метеорологических условиях. На заключительном этапе операции борьба союзных сил на коммуникациях итало-немецких войск переросла в блокаду побережья. Наступательные операции вооруженных сил США и Великобритании в конце 1942 г.— первой половине 1943 г. на Североафриканском театре 1 I. Playfair, G. Molony. The Mediterranean and Middle East, vol. IV,
229 военных действий составили основное содержание их первой совместной кампании. Достигнутая объединенными усилиями победа над войсками фашистского блока имела большое морально-политическое и военное значение для этих стран. В определенной степени подверглась проверке коалиционная стратегия, командование и войска обрели уверенность в своих силах. Успешные действия западных союзников в Северной Африке не только полностью избавили Египет и Суэцкий канал от нависшей угрозы, но и создали благоприятные условия для последующих наступательных действий в Южной Европе. Был восстановлен очень важный для Англии и США морской путь из Средиземного моря в Индийский океан через Суэцкий канал. Опыт Североафриканской десантной операции оказал определенное влияние на развитие искусства десантирования крупных контингентов войск. По существу, в этой операции впервые были применены десантно-высадочные средства специальной постройки. Вместе с тем большие потери катеров, не приспособленных для высадки войск на необорудованное побережье, серьезно затруднили десантирование. Это обстоятельство послужило толчком для массового строительства в Англии и США специальных десантных судов. Ход операции еще раз подтвердил большое значение таких факторов, как внезапность и правильный выбор участков высадки десанта. Успешному проведению десантной операции способствовали отсутствие организованного сопротивления сил, оборонявших побережье, и подавляющее превосходство союзников, особенно в воздухе и на море. Поэтому опыт проведения этой десантной операции в какой-то степени был ограниченным и не позволил сделать исчерпывающих обобщений. В ходе операций в Северной Африке сухопутные войска западных союзников нанесли поражение вражеской группировке под Эль-Аламей-ном и завершили ее разгром в Тунисе. Командование и войска союзных армий приобрели первый опыт подготовки и ведения наступательных операций в пустынной и горно-пустынной местности, начинавшихся с прорыва подготовленной очаговой обороны противника. При этом отмечалось массирование сил и средств на главном направлении, глубокое построение ударной группировки, наличие эшелона развития успеха и т. д. Однако отсутствие у американо-английских войск достаточного боевого опыта не позволило организовать тесное и непрерывное взаимодействие артиллерии с танками и пехотой. В результате темп наступления при прорыве тактической зоны вражеской обороны был низким. Не ясегда наступавшим удавалось завоевать огневое превосходство над противником, а попытки дополнить огневую деятельность артиллерии ударами авиации часто не приводили к желаемым результатам. В ряде случаев в ходе наступления союзному командованию не хватало решительности. Так, например, нельзя объяснить только погодными условиями относительную пассивность войск США и Великобритании в феврале — марте 1943 г. в Тунисе, что позволило противнику не только укрепить оборону, но и активизировать действия. Взаимодействие военно-морского флота с сухопутными войсками на приморских направлениях наиболее полно осуществлялось лишь во второй половине кампании. Это прежде всего нашло выражение в поддержке действий войск огнем корабельной артиллерии, организации снабжения и эвакуации. В буржуазной исторической литературе высадку союзных войск в Северной Африке и поражение итало-немецкой группировки нередко именуют вторым фронтсм. Это далеко не так. Понятие второго фронта 230 применимо лишь для Западной Европы, где открывалась возможность вступить в вооруженную борьбу непосредственно против основных сил фашистской Германии. Высадка же англо-американских войск в Северной Африке не оказала решающего влияния на снижение боевой мощи этой главной ударной силы фашистского блока и на продолжавшуюся концентрацию основной массы ее вооруженных сил на советско-германском фронте. Это признают и некоторые буржуазные историки. «Должно было стать совершенно очевидным,— пишет английский военный историк X. Туиллер,— что посылка войск в Северную Африку для охраны Суэцкого канала и о держание легких побед над итальянцами, которые не хотели воевать, не приостанавливали процесса концентрации большинства немецких дивизий на русском фронте» х. Вместе с тем гибель итальянской 8-й армии на советско-германском фронте, а затем поражение итало-немецких войск в Северной Африке способствовали резкому обострению внутриполитического положения Италии и ее взаимоотношений с Германией, усилению борьбы народных масс против прогнившей фашистской диктатуры. Нарастал кризис и в фашистской партии Италии. Потеря африканских владений сделала бесперспективным союз Муссолини с поддерживавшей его крупной буржуазией. 1 «The Army Quarterly and Defence Journal». Vol. XCIX, № 2, London, 1970, p. 217. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.09 с.) |