Количество самолето-вылетов и потери авиации с 22 ноября по 26 декабря



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество самолето-вылетов и потери авиации с 22 ноября по 26 декабря



1942 г.2

Даты

 

ВВС западных союзников

 

Итало-немецкие ВВС

 

самолето­вылеты   потери   самолето­вылеты   потери  
22—30 ноября ........  

1890 2748 2660

 

52 54 36

 

1084 1000 1030

 

63 47 20

 

1 — 12 декабря .......  
13—26 декабря .......  
   
Итого. . .   7298   142   3114   130  

К началу февраля линия фронта проходила от города Седженан, на северном побережье Средиземного моря, на юг через Меджез-эль-Баб, за­паднее Пишон, Гафса. На правом крыле фронта находился 2-й американ­ский корпус, в центре — 19-й французский корпус, на левом крыле — 1-я английская армия. Им противостояли соединения 5-й танковой армии противника.

8-я британская армия, понесшая потери в ходе боев, находилась перед линией Марет, протяженность которой достигала 35 км. На северо-восто-

1 G. H о w е. Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West, p. 680, 683.

2 I. Playfair, C. Molony. The Mediterranean and Middle East, vol. IV, p. 179, 186, 189.

222


ке линия Марет примыкала к морю, а на юго-западе — к труднопроходи­мой возвышенности Матмата. Англичанам противостояли войска, воз­главляемые Роммелем.

Командование западных союзников, стремясь не допустить соедине­ния войск Ром.меля с 5-й танковой армией, в первых числах февраля си­лами 2-го американского корпуса предприняло наступление на правом крыле фронта. Корпусу предстояло, наступая из района Сбейтла через Макнаси на юго-восток, выйти к заливу Габес, отрезать итало-немецким войскам пути отхода с линии Марет на север и во взаимодействии с 8-й армией уничтожить их. Однако этот план осуществить не удалось. Пере­шедшие в наступление американские войска были контратакованы не­мецкими танковыми частями и отброшены в исходное положение. Для возобновления наступления американское командование вынуждено было провести дополнительную подготовку.

Тем временем командование фашистских войск предприняло контр­меры с целью сорвать готовящееся новое наступление. 14 февраля 2 не­мецкие танковые дивизии нанесли внезапный удар из района к северу от Макнаси по войскам 2-го корпуса. Воспользовавшись недостаточной го­товностью американцев к отражению контрудара, отсутствием у них боевого опыта и необходимой стойкости в обороне, немцы продвинулись на 150 км в северо-западном направлении к Кассерин и создали угрозу аэродромам американской тактической авиации. Разгромив бронетанко­вую дивизию, они прорвались через Кассеринский горный проход и вышли во фланг 1-й английской армии. 2-й американский корпус потерял 2866 человек пленными 1. Американо-английское командование вынуждено было предпринять чрезвычайные меры по ликвидации нависшей угрозы: срочно перебросило к участку прорыва бронетанковую дивизию с частями усиления и привлекло сюда крупные силы авиации. К 23 февраля наступ­ление немецких войск приостановилось, а к 3 марта они были отброшены на исходные позиции. После этого положение сторон временно стабилизи­ровалось. Военные действия в Тунисе приняли затяжной характер. В дей­ствиях войск западных союзников недоставало решительности, несмотря на общее выгодное соотношение в силах.

Советское военно-политическое руководство обращало внимание глав правительств США и Англии на неоднократные переносы сроков оконча­ния военных действий в Тунисе. 16 февраля 1943 г. Сталин писал Руз­вельту: «...раньше намечавшиеся на февраль сроки окончания военных операций в Тунисе теперь откладываются на апрель». Однако и этот срок не был окончательным. 16 марта советское руководство вновь отметило, что «англо-американские операции в Северной Африке не только не ус­коряются, но откладываются на конец апреля, причем даже и этот срок указывается не совсем определенно» 2.

Пассивность союзных вооруженных сил в Тунисе давала немецкому командованию возможность маневрировать резервами, перебрасывать их с запада на советско-германский фронт, где в это время происходили оже­сточенные сражения в Донбассе, на харьковском и курском направлениях.

В первой половине марта союзное командование приступило к подго­товке очередной наступательной операции с целью окончательного раз­грома противника и овладения всей территорией Туниса. Операцию пла­нировалось осуществить в два этапа: сначала разгромить южную группи­ровку итало-немецких войск, расположенную на линии Марет, а затем нанести поражение основным силам 5-й танковой армии, захватить порты Бизерта, Тунис и, таким образом, овладеть всей Северной Африкой.

1 I. Playfair, G. Molony. The Mediterranean and Middle East, vol. IV, p. 294.

2 Переписка Председателя Совета Министров СССР, т. II, стр. 55, 58.

223


Во второй половине марта, когда началось наступление западных союзников, в Тунисе действовала итало-немецкая группа армий «Африка» под командованием Роммеля. Она состояла из 5-й немецкой танковой и 1-й итальянской армий, имевших 17 дивизий (7 немецких и 10 итальян­ских) и 2 бригады. Части имели некомплект в личном составе и вооруже­нии, испытывали значительные трудности со снабжением, подвергаясь блокаде с суши, моря и воздуха.

Войска западных союзников, сведенные в 18-ю группу армий под командованием генерала Г. Александера х, имели 18 дивизий (4 американ­ские, 12 британских и 2 французские) и 2 бригады. Союзные соединения были полностью укомплектованы, отлично оснащены боевой техникой и вооружением и не испытывали особых трудностей со снабжением. В целом западные союзники имели двойное превосходство над противником в пе­хоте, тройное — в артиллерии и четырехкратное — в танках 2.

В соответствии с планом наступление 2-го американского корпуса началось утром 17 марта после ударов авиации и короткой артиллерий­ской подготовки в общем направлении на Макнаси, залив Габес. Однако наступление развивалось в низком темпе. Противник успел подтянуть на это направление танковые части и контратаками остановил корпус в рай­оне Макнаси. Выйти в тыл южной группировки итало-немецких войск союзникам не удалось.

Вечером 20 марта, когда продвижение 2-го корпуса было уже приоста­новлено, после артиллерийской подготовки перешла в наступление 8-я британская армия, наносившая главный удар на приморском направле­нии. Армия имела в своем составе около 190 тыс. человек и 500 танков. Ей противостояла группировка противника, насчитывавшая 100 тыс. человек и до 200 танков. Одновременно часть сил британских войск долж­на была осуществить обходный маневр на левом фланге 8-й армии. В те­чение нескольких дней наступавшим серьезного успеха добиться не уда­лось: итало-немецкие войска, действовавшие против 30-го корпуса на главном направлении, неоднократно переходили в контратаки и упорно удерживали занимаемый рубеж. Не привели к сколько-нибудь значитель­ным результатам и попытки англичан прорвать вражескую неглубокую оборону таранным танковым ударом на узком участке без артиллерийской подготовки. Только в ночь на 28 марта, когда английские бронечасти 10-го корпуса, совершив маневр по труднопроходимой местности, обошли линию Марет с юго-запада и создали реальную угрозу правому флангу и тылу противника, итало-немецкое командование приказало своим соеди­нениям отходить на север. Успешно ведя арьергардные бои и задерживая американо-английские части на промежуточных рубежах, итало-немецкие войска к середине апреля организованно отступили сначала на оборони­тельный рубеж северо-западнее Габеса, а затем на рубеж Энфидавиль, Джебибина. Теперь они удерживали лишь небольшую территорию на северо-востоке Туниса. И на этот раз действия западных союзников не от­личались решительностью, несмотря на превосходство в силах на суше, море и в воздухе. Происходило как бы «выталкивание» противника. Такая пассивная форма ведения операции затягивала завершение военных дей­ствий в Тунисе.

После перегруппировки сил на север американо-англо-французские войска 20 апреля возобновили наступление. 8-я британская армия наноси­ла удар с рубежа Энфидавиль, Джебибина в северном направлении, а американские, часть английских и французские войска наступали с запа-

1 Подчинялся верховному главнокомандующему генералу Эйзенхауэру.

2 I. Playfair, G. Molony. The Mediterranean and Middle East, vol. IV, p. 432, 485; Вторая мировая война 1939—1945 гг., стр. 518.

224


да на восток в направлении городов Бизерта и Тунис. К этому времени военно-воздушные силы союзников в Северной Африке, насчитывавшие 3 тыс. самолетов, полностью господствовали в воздухе. Если в итало-немецких войсках оставалось всего 120 танков и 500 орудий, то западные союзники имели 1,1 тыс. танков и около 2 тыс. орудий 1. Несмотря на это, их войска в течение двух недель не могли добиться ощутимых результа­тов. Только после дополнительной подготовки и сосредоточения группиров­ки войск на узком участке фронта в районе Меджез-эль-Баба им удалось 6—7 мая прорвать оборону противника, продвинуться на запад, выйти на побережье и занять город Тунис. В это же время американские войска, наступавшие на северном участке фронта, заняли Бизерту. Дни итало-не­мецкой группы армий «Африка» были сочтены. Не располагая транспорт­ными средствами для эвакуации и не имея возможности сопротивляться далее, 13 мая ее войска капитулировали. В целом страны оси потеряли в Тунисе свыше 300 тыс. солдат и офицеров, из них 30 тыс. убитыми, 26 500 ранеными и до 240 тыс. пленными 2 (в том числе 125 тыс. немцев). Союзники за всю кампанию потеряли немногим более 70 тыс. человек, из них 10290 убитыми3.

Военные действия в Северной Африке закончились. В ходе Тунис­ской операции американо-английское командование и войска приобрели первый опыт ведения наступления значительного размаха против искусно оборонявшегося противника.

4. Борьба на морских коммуникациях

С целью завоевания господства на Средиземном море и срыва морских перевозок противника из Европы в Северную Африку западные союзники, особенно Великобритания, стали стягивать в бассейн Средиземного моря значительные военно-морские и военно-воздушные силы. К середине октября 1942 г. Великобритания сосредоточила в этом районе 3 линкора, 4 авианосца, 14 крейсеров, более 60 эскадренных миноносцев, 30 подвод­ных лодок, а также большое количество других боевых и вспомогатель­ных кораблей и судов.

Итальянский флот также имел значительные силы: 6 линкоров, 9 крейсеров, 28 эскадренных миноносцев и 35 подводных лодок. Кроме того, здесь находились немецкие подводные лодки. Однако из-за недостат­ка горючего флот действовал малоактивно, а находясь в базах, нес боль­шие потери от союзной авиации.

Главнокомандующий военно-морским флотом Германии адмирал Ре-дер, располагавший сведениями о намерениях западных союзников выса­дить войска в Северной Африке, предлагал Гитлеру укрепить военно-морские силы рейха на Средиземном море с целью добиться неоспоримого превосходства над противником в районе Крита. Однако осенью 1942 г. основные силы германского флота были сосредоточены в Атлантике и За­полярье, где проводили операции против союзных конвоев. На Средизем­номорском театре немецко-фашистское командование имело сначала 25, а затем 23 подводные лодки. С января 1943 г. их количество продолжало

1 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945, т. 3, стр. 554.

2 В трудах некоторых историков количество пленных определяется 130—150 тыс. человек (В. L i d d e l Hart. History of the Second World War. London, 1970, p. 431; A. T a y»l o r. The Second World War. An Illustrated History. London, 1975, p. 172).

3 W. Baum, E. Weichold. Der Krieg der «Achsenmächte» im Mittelmeer­raum. Die Strategie der Diktatoren. Göttingen, 1973, S. 327; M. Howard. Grand Strategy. Vol. IV. August 1942 — September 1943. London, 1972, p. 354; G. H o w e. Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West, p. 675.

• 15 Вторая мировая война 1939—1945, т. 6                                                                    ""«


сокращаться, поэтому основной упор делался на усиление военно-воздуш­ных сил. Если к началу ноября немецкая авиация имела на этом театре 940 самолетов, значительная часть которых базировалась на аэродромы островов Сицилия и Сардиния, то в декабре их численность возросла до 1220. Кроме того, итальянская авиация имела в этом районе около 515 самолетов, из них 200 бомбардировщиков (в основном торпедоносцев) и более 180 истребителей *. Однако западные союзники наращивали числен­ность своих ВВС на Средиземноморском театре значительно большими темпами, обеспечивая себе господство в воздухе. Уступая в авиации, итало-немецкое командование не могло успешно решать такие задачи, как эскортирование конвоев, следовавших в Тунис, и нанесение ударов по англо-американским конвоям.

К противодействию десантам западных союзников итало-немецкие военно-морские силы оказались недостаточно подготовленными. Из всех судов и кораблей, осуществлявших в операции «Торч» непосредственную высадку войск и их защиту, был торпедирован лишь один транспорт. 1400 десантников, которые находились на его борту, погрузились на де-сантно-высадочные средства и, пройдя под прикрытием английского фре­гата 155 миль, благополучно прибыли к месту назначения, хотя и с опо­зданием на сутки 2.

Немецко-фашистское командование принимало решительные меры, чтобы поддержать своего основного партнера по коалиции — Италию. Это нашло отражение в докладе Редера 19 ноября 1942 г., когда он заверял Гитлера, что Германия оказывает помощь итальянцам всеми имеющимися средствами. Находившиеся в Средиземном море немецкие подводные лодки стали активнее действовать против судов союзников. В связи с этим потери западных союзников в судах и боевых кораблях несколько возрос­ли. 10 ноября подводные лодки потопили транспорт с углем и эскадрен­ный миноносец, на следующий день — еще четыре транспорта. С середины ноября военно-морское командование фашистской Германии предприняло попытку организовать морскую блокаду Атлантического побережья Се­верной Африки. С этой целью западнее Гибралтара было развернуто 25 подводных лодок, которые получили задачу прервать снабжение десанта, высаженного западными союзниками3. Возрастала также численность итало-немецкой авиации. И все же этих сил было явно недостаточно, а увеличить их ни Италия, ни Германия не могли, так как оказались в тя­желом положении в связи с событиями на восточном фронте. Чтобы как-то компенсировать недостаток ударных сил, фашистское командование приказало срочно поставить два параллельных минных заграждения длиной 120 миль от Сицилии до берегов Туниса. Несмотря на эти меры, общие потери западных союзников в Средиземном море в ноябре — декабре 1942 г. составили всего 16 судов.

В рассматриваемый период Германия и Италия пытались защитить свои средиземноморские коммуникации, чтобы иметь возможность нара­щивать силы в Северной Африке. Западные союзники стремились воспре­тить противнику доставку подкреплений своей группировке в Африке и создать условия для нанесения ей поражения. Кроме того, в число задач военно-морских сил США и Англии входили обеспечение доставки своим армиям всего необходимого, поддержка войск на приморских направле­ниях, защита собственных морских коммуникаций.

В борьбе на море важная роль отводилась английской военно-морской базе на острове Мальта. Здесь с декабря стали базироваться 15-я эскадра

1 The Rise and Fall of the German Air Force (1933 to 1945), p. 144—145.

2 History of the Second World War, vol. 4, № 3, p. 1410:

3 Lagevorträge des Oberbefehlshabers der Kriegsmarine vor Hitler 1939—1945, S. 428, 429.

226


крейсеров (3 корабля), соединение «К» эскадренных миноносцев (4 ко­рабля) и 10-я флотилия подводных лодок (12 кораблей). Кроме крейсер­ских и миноносных ударных сил на Мальте были сформированы флоти­лии прибрежных сил, включавшие канонерские лодки, торпедные катера и другие малые корабли.

С целью защиты своих коммуникаций от воздействия крупных над­водных сил противника в состав средиземноморского флота Англии и США были включены также силы прикрытия, имевшие авианосец, 2 ли­нейных корабля и около 12 эскадренных миноносцев (соединение «Н»). Однако противник не решился совершить ни одного выхода своих глав­ных сил с целью воспрепятствовать интенсивному движению конвоев за­падных союзников в Средиземном море.

Для действий на коммуникациях привлекались и британские подвод-вые лодки. После высадки десанта в Северной Африке в Средиземном море продолжали базироваться три флотилии лодок. В начале 1943 г. анг­личане имели здесь уже 32 действующие лодки, в том числе 4 греческие и югославскую. Основная их масса находилась в Западной оперативной зоне, при этом 8-я флотилия перебазировалась из Гибралтара в Алжир, а 10-я продолжала базироваться на Мальту. В Восточной зоне, в Бейруте, находилась 1-я флотилия.

Первое нападение на конвой противника британские военно-морские силы совершили в ночь на 2 декабря. 3 легких крейсера и 2 эскадренных миноносца атаковали 4 итальянских транспорта, на борту которых нахо­дились 2 тыс. солдат и офицеров, несколько десятков танков. Из 3 италь­янских эсминцев и 2 торпедных катеров, пытавшихся прикрыть конвой, один эсминец вместе с катерами вскоре был потоплен, другой выведен из строя, а третий предпочел выйти из боя. Оставшийся без защиты конвой был расстрелян эскадрой английских кораблей, которые в этом бою по­терь не понесли. Однако на обратном пути они были атакованы немецки­ми торпедоносцами. В результате один эсминец был потоплен, другой сильно поврежден.

После поражения в ночном бою итальянцы изменили тактику. Они стали проводить конвои днем под прикрытием авиации. Однако в усло­виях господства западных союзников в воздухе эта тактика также успеха не имела.

По мере передислокации союзных кораблей и авиации в североафри­канские базы воздействие на морские перевозки противника стало возра­стать. Если, например, в ноябре 1942 г. Италия и Германия потеряли 26 процентов всех грузов, отправляемых морем в Ливию, то в декабре — 52 процента. Потери грузов, следовавших в Тунис, достигали 23 процен­тов. Примерно такой же их уровень наблюдался в январе — феврале 1943 г. х. Значительными были и потери тоннажа. Только в ноябре — де­кабре в Средиземном море было потоплено 106 итальянских и немецких судов (177 988 брт).

По подсчетам фашистского командования, в Северную Африку было необходимо ежемесячно доставлять 150 тыс. тонн грузов. Фактически удавалось доставлять около 80 тыс. тонн, из них 70 тыс. морем и 10 тыс. по воздуху. 2 февраля 1943 г. английская подводная лодка потопила италь­янский танкер с 5 тыс. тонн горючего — весь резерв топлива итальянского флота 2. Нарушение западными союзниками морских коммуникаций про­тивника в Средиземном море чрезвычайно осложнило положение итало-немецких войск в Северной Африке.

1 History of the Second World War, vol. 4, № 4, p. 1412.

2 I b i d., p. 1412, 1413.

15*                                                                                                                                               227


В начале 1943 г. англичане впервые применили человеко-торпеды, доставляемые в район нанесения удара специально оборудованными под­водными лодками. 3 января 3 английские подводные лодки атаковали че­ловеко-торпедами корабли противника в базе Палермо (остров Сицилия). Был потоплен итальянский легкий крейсер «Ульпио Траяно», поврежден лайнер.

Главной ударной и наиболее результативной силой в борьбе на ком­муникациях противника была союзная авиация. К началу 1943 г. на этом театре в ее составе насчитывалось свыше 3 тыс. самолетов. Добив­шись решающего превосходства в воздухе, авиация получила возможность топить суда противника в море, наносить по ним удары в портах и гава­нях. Торпедоносцы и бомбардировщики в основном вели борьбу против конвоев в море. Стратегическая авиация наносила удары по пунктам по­грузки транспортов и формирования конвоев на острове Сицилия и в дру­гих районах побережья Италии и Греции. Одновременно сильным ударам подвергались сухопутные коммуникации, особенно в Италии, по которым грузы и войска доставлялись к портам погрузки. Только в январе 1943 г. было совершено более 3000 самолето-вылетов для ударов по портам и су­дам противника в открытом море.

Из-за высокой активности флота и авиации западных союзников осо­бенно большие потери несла Германия, что видно из таблицы 16.

Таблица 16

Потери фашистской Германии на море при транспортировке грузов и боевой техники в Северную Африку с ноября 1942 г. по май 1943 г.1

Суда и виды грузов

 

Всего

 

1942 г.

 

1943 г.

 

ноябрь   декабрь   январь   февраль   март   апрель   май  
Суда: потеряно ........  

168 18 81520 79 320 2546

 

13 0 10404 9 37 74

 

26 9 17840 54 111 964

 

21 3 7605 10 41 545

 

29 1 11874 0 25 212

 

26 2 11338 0 60 482

 

29 2 15516 3 17 211

 

24 1 6943 3 29 58

 

   
Т1Т*Л7|Э¥Л i тЛ  
   
Орудия .........  
   
   

И все же Германии и Италии за этот период удалось перебросить в Северную Африку по морю и воздуху 172 782 человека, 544 танка, 1093 орудия, 8173 автомашины 2. В целом средние потери фашистского блока на морских коммуникациях составляли 25—30 процентов. Особенно тяжелыми они были в последние два месяца и достигали 50 и более про­центов. Таким образом, коммуникации противника с Тунисом на завер­шающем этапе борьбы оказались практически прерваны, что во многом предопределило поражение его тунисской группировки.

Особенно ожесточенные боевые действия на коммуникациях развер­нулись в процессе ликвидации североафриканской группировки итало-немецких войск. При этом действия на коммуникациях в Тунисском про­ливе с целью блокады вражеской группировки с моря и воздуха осущест­вляли разнородные силы союзников: надводные корабли, авиация и под­водные лодки. Однако ведущая роль по-прежнему оставалась за авиацией.

Активность авиации и флота союзников особенно повысилась в пе­риод подготовки и проведения ими наступления на линию Марет, а так-

1 G. H о w е. Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West, p. 683.

2 I b i d., p. 682—683.

228


же вдоль берега залива Габес. В марте, приблизив базирование своих сил непосредственно к районам боевых действий и подтянув легкие силы, в том числе большое количество торпедных и артиллерийских катеров, союзное морское командование начало непосредственную блокаду тунис­ского побережья. Потери противника на коммуникациях в этом районе стали резко возрастать. Наиболее эффективно действовала авиация, кото­рая с марта и до середины мая 1943 г. совершила 13 225 самолето-вылетовх.

В результате массированных ударов авиации, действий подводных лодок и надводных кораблей союзников по конвоям за четыре первых ме­сяца 1943 г. Германия и Италия потеряли 330 судов (470 тыс. брт). Многие суда получили повреждения. В распоряжении итало-германского коман­дования осталось лишь незначительное количество кораблей, пригод­ных к эксплуатации. Большие потери тоннажа вынудили гитлеровское руководство привлечь для снабжения тунисской группировки значитель­ные силы транспортной авиации: в апреле по воздуху было переброшено 18 тыс. солдат и 5 тыс. тонн грузов. Однако авиация западных союзников причиняла ей серьезный урон. Только за этот месяц немцы потеряли 117 транспортных самолетов 2.

7 мая союзники заняли последние базы снабжения итало-немецких войск в Северной Африке — порты Тунис и Бизерта. Соединения группы армий «Африка» отошли в северную часть Туниса, на мыс Бон. Америка­но-английское командование, уверенное в том, что противник предпримет попытку эвакуировать свои войска с мыса Бон морем или по воздуху, организовало и провело операцию на его коммуникациях. Движение кон­воев на остров Мальта и в прибрежной зоне было временно прекращено, а все силы брошены на блокаду противника в Тунисе. Здесь впервые была осуществлена ближняя закрытая блокада: блокирующие силы — эскадрен­ные миноносцы, торпедные катера и малые корабли — в две линии полу­кольцом развернулись у мыса Бон. В это же время артиллерийские кораб­ли вели огонь по скоплению войск и техники противника, подавляли его артиллерию, обстреливавшую блокирующие силы.

Важную роль в осуществлении блокады сыграла авиация. Бомбарди­ровщики и истребители поддерживали и прикрывали блокирующие кораб­ли, уничтожали вражескую авиацию на аэродромах и в воздухе, всемерно препятствуя эвакуации войск транспортными самолетами. Почти все по­пытки противника эвакуировать войска из Туниса были сорваны. На остров Сицилия удалось прорваться немногим малым кораблям, доставив­шим туда несколько сот человек. Оставшиеся итало-немецкие войска капи­тулировали.

Значительный успех западных союзников в борьбе на морских сооб­щениях обусловливался не только большим превосходством в силах, но и умелым их использованием. Флот и авиация союзников действовали на всю глубину вражеских коммуникаций, в любое время суток. Корабли и самолеты, оснащенные радиолокационными средствами, успешно наноси­ли удары, по существу, в любых метеорологических условиях. На заклю­чительном этапе операции борьба союзных сил на коммуникациях итало-немецких войск переросла в блокаду побережья.

Наступательные операции вооруженных сил США и Великобритании в конце 1942 г.— первой половине 1943 г. на Североафриканском театре


1 I. Playfair, G. Molony. The Mediterranean and Middle East, vol. IV,

2 С. Роскилл. Флот и война, т. II, стр. 458.

229


военных действий составили основное содержание их первой совместной кампании. Достигнутая объединенными усилиями победа над войсками фашистского блока имела большое морально-политическое и военное зна­чение для этих стран. В определенной степени подверглась проверке коа­лиционная стратегия, командование и войска обрели уверенность в своих силах.

Успешные действия западных союзников в Северной Африке не толь­ко полностью избавили Египет и Суэцкий канал от нависшей угрозы, но и создали благоприятные условия для последующих наступательных дей­ствий в Южной Европе. Был восстановлен очень важный для Англии и США морской путь из Средиземного моря в Индийский океан через Суэц­кий канал.

Опыт Североафриканской десантной операции оказал определенное влияние на развитие искусства десантирования крупных контингентов войск. По существу, в этой операции впервые были применены десантно-высадочные средства специальной постройки. Вместе с тем большие поте­ри катеров, не приспособленных для высадки войск на необорудованное побережье, серьезно затруднили десантирование. Это обстоятельство по­служило толчком для массового строительства в Англии и США специ­альных десантных судов. Ход операции еще раз подтвердил большое зна­чение таких факторов, как внезапность и правильный выбор участков высадки десанта. Успешному проведению десантной операции способст­вовали отсутствие организованного сопротивления сил, оборонявших побережье, и подавляющее превосходство союзников, особенно в воздухе и на море. Поэтому опыт проведения этой десантной операции в какой-то степени был ограниченным и не позволил сделать исчерпывающих обоб­щений.

В ходе операций в Северной Африке сухопутные войска западных союзников нанесли поражение вражеской группировке под Эль-Аламей-ном и завершили ее разгром в Тунисе. Командование и войска союзных армий приобрели первый опыт подготовки и ведения наступательных операций в пустынной и горно-пустынной местности, начинавшихся с прорыва подготовленной очаговой обороны противника. При этом отме­чалось массирование сил и средств на главном направлении, глубокое построение ударной группировки, наличие эшелона развития успеха и т. д.

Однако отсутствие у американо-английских войск достаточного бое­вого опыта не позволило организовать тесное и непрерывное взаимодей­ствие артиллерии с танками и пехотой. В результате темп наступления при прорыве тактической зоны вражеской обороны был низким. Не ясегда наступавшим удавалось завоевать огневое превосходство над противником, а попытки дополнить огневую деятельность артиллерии ударами авиации часто не приводили к желаемым результатам.

В ряде случаев в ходе наступления союзному командованию не хва­тало решительности. Так, например, нельзя объяснить только погодными условиями относительную пассивность войск США и Великобритании в феврале — марте 1943 г. в Тунисе, что позволило противнику не только укрепить оборону, но и активизировать действия.

Взаимодействие военно-морского флота с сухопутными войсками на приморских направлениях наиболее полно осуществлялось лишь во вто­рой половине кампании. Это прежде всего нашло выражение в поддержке действий войск огнем корабельной артиллерии, организации снабжения и эвакуации.

В буржуазной исторической литературе высадку союзных войск в Северной Африке и поражение итало-немецкой группировки нередко именуют вторым фронтсм. Это далеко не так. Понятие второго фронта

230


применимо лишь для Западной Европы, где открывалась возможность вступить в вооруженную борьбу непосредственно против основных сил фашистской Германии. Высадка же англо-американских войск в Север­ной Африке не оказала решающего влияния на снижение боевой мощи этой главной ударной силы фашистского блока и на продолжавшуюся концентрацию основной массы ее вооруженных сил на советско-герман­ском фронте. Это признают и некоторые буржуазные историки. «Должно было стать совершенно очевидным,— пишет английский военный историк X. Туиллер,— что посылка войск в Северную Африку для охраны Суэц­кого канала и о держание легких побед над итальянцами, которые не хо­тели воевать, не приостанавливали процесса концентрации большинства немецких дивизий на русском фронте» х.

Вместе с тем гибель итальянской 8-й армии на советско-германском фронте, а затем поражение итало-немецких войск в Северной Африке спо­собствовали резкому обострению внутриполитического положения Италии и ее взаимоотношений с Германией, усилению борьбы народных масс против прогнившей фашистской диктатуры. Нарастал кризис и в фашист­ской партии Италии. Потеря африканских владений сделала бесперспек­тивным союз Муссолини с поддерживавшей его крупной буржуазией.

1 «The Army Quarterly and Defence Journal». Vol. XCIX, № 2, London, 1970, p. 217.


ГЛАВА ДЕСЯТАЯ



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.02 с.)