Военно-Воздушные Силы в борьбе за господство в воздухе и при поражении объектов тыла противника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно-Воздушные Силы в борьбе за господство в воздухе и при поражении объектов тыла противника



В ходе зимней наступательной кампании 1942/43 г. советские Воен-но-Воздушные Силы вели боевые действия в более благоприятной обста­новке, чем летом и осенью 1942 г. Соотношение сил в воздухе на сталин­градском направлении, например, было в пользу советской авиации, кото­рая к началу контрнаступления превосходила противника в 1,1 раза. Значительно улучшилось качественное состояние авиации. На вооруже­ние авиационных частей и соединений поступали новые самолеты-истре­бители Ла-5, Як-7, а затем Як-9 с усиленным пушечным вооружением. С появлением на фронте новых типов самолетов советские летчики полу­чили возможность широко применять в воздушных боях вертикальный маневр и перейти к более активным формам боя.

Была значительно улучшена конструкция самолета-штурмовика Ил-2. В начале 1943 г. развернулось массовое производство двухместных Ил-2 (с задней кабиной для стрелка), обладавших повышенной огневой мощью. Совершенствовались боевые качества пикирующего фронтового бомбардировщика Пе-2. В немецко-фашистской авиации также появилось несколько новых типов самолетов: истребители ФВ-190 и модифицирован­ные самолеты Ме-109. Предпринималась попытка применить «Хен-шель-129» в качестве штурмовика.

Зимой 1942/43 г. немецко-фашистское командование стремилось удержать стратегическое господство в воздухе на важнейших направле­ниях. В связи с этим борьба с вражеской авиацией оставалась одной из важнейших задач советских Военно-Воздушных Сил. Она велась на всем советско-германском фронте, но с наибольшим напряжением на его юж­ном крыле.

Важным этапом на пути завоевания стратегического господства в воздухе явилась борьба, развернувшаяся в ходе контрнаступления под Сталинградом, где с обеих сторон участвовало более 2,5 тыс. боевых само­летов. В первые четыре-пять дней наступления метеорологические усло­вия ограничивали активность авиации сторон. Но с 24 ноября в воздухе разгорелись ожесточенные бои. До конца месяца советские летчики про­извели 6 тыс. самолето-вылетов, сбили более 200 вражеских самолетов и прочно захватили инициативу. За декабрь 1942 г. советская авиация совершила около 19 тыс. самолето-вылетов, вдвое больше, чем противник, провела около 800 воздушных боев, в которых были истреблены сотни вражеских самолетов г.

Одновременно расширился масштаб действий по уничтожению вра­жеской авиации на аэродромах. В ходе контрнаступления количество самолето-вылетов для ударов по аэродромам противника, по сравнению с оборонительным периодом, увеличилось более чем в два раза и соста­вило около 33 процентов всех самолето-вылетов, произведенных непо­средственно в целях борьбы за господство в воздухе. Количество уничто­женных вражеских самолетов на аэродромах увеличилось с 23,8 процен­та в период обороны до 55,9 процента в контрнаступлении 2.

1 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 —1945, т. 3, стр. 380—381.

2 Л. Корец. Советские Военно-Воздушные Силы в битве под Сталинградом. М., 1959, стр. 262.

159


Участившиеся удары советской авиации по вражеским аэродромам обусловливались, с одной стороны, увеличением количества дневных бом­бардировщиков в воздушных армиях, а с другой — ограниченным числом крупных аэродромов противника и неспособностью средств ПВО врага надежно прикрыть их.

Немаловажное значение имели ранее приобретенный опыт ударов по аэродромам и усиление внимания со стороны командования фронтов и воздушных армий к этому способу борьбы за господство в воздухе. Одна­ко воздушная операция как одна из наиболее эффективных форм опера­тивного применения ВВС с целью разгрома авиационных группировок противника в ходе зимней кампании 1942/43 г. не получила распростра­нения. Это объясняется недостаточным количеством авиационных сил, особенно бомбардировочной авиации, и многообразием задач фронтовой авиации по поддержке сухопутных войск.

В контрнаступлении под Сталинградом советская авиация впервые решала такую специфическую задачу, как осуществление блокады окру­женной группировки противника с воздуха. Тесно взаимодействуя со средствами ПВО Донского фронта и Сталинградского корпусного района ПВО, 8, 16, 17-я воздушные армии и привлекавшиеся соединения авиации дальнего действия сорвали попытки врага снабжать войска по воздуху. За время блокады окруженной группировки, с 23 ноября 1942 г. по 2 фев­раля 1943 г., советская авиация и зенитная артиллерия уничтожили 120 вражеских истребителей, 685 бомбардировщиков и транспортных самолетов х. Изоляция окруженных войск с воздуха лишала их поддерж­ки извне. Во время разгрома этой группировки авиация противника уже не оказывала серьезного противодействия. Советские Военно-Воздуш-ные Силы полностью владели инициативой в воздухе, что явилось круп­ным вкладом в борьбу за завоевание стратегического господства в воздухе на советско-германском фронте.

В воздушных боях и на аэродромах разгрому подверглись лучшие авиационные части противника. Немецкий генерал Дёрр вынужден при­знать, что германская авиация понесла в этой операции самые большие потери со времени воздушного наступления на Англию. «Не только су­хопутные силы,— писал он,— но и авиация потеряла под Сталинградом целую армию» 2.

Борьба за господство в воздухе велась также на Северном Кавказе, Верхнем Дону, под Ленинградом, в Донбассе, то есть там, где сухопут­ные войска проводили наступательные операции.

В ходе зимней кампании вражеская авиация понесла серьезные по­тери — были истреблены лучшие кадры немецко-фашистских летчиков, уничтожено свыше 4,3 тыс. самолетов. В борьбе за стратегическое господ­ство в воздухе на всем советско-германском фронте были достигнуты крупные успехи. Обозначившийся под Сталинградом перелом в борьбе за господство в воздухе получил дальнейшее развитие на Кубани и завер­шился летом 1943 г. под Курском. Для восполнения потерь немецко-фа-шистское командование перебрасывало на советско-германский фронт авиационные части и соединения с других театров военных действий и из резерва. Только с 15 декабря 1942 г. по 20 января 1943 г. сюда прибыли из Германии, Норвегии, Франции и Голландии десять бомбардировочных и одна истребительная группа, со Средиземноморского театра — три бом­бардировочные группы, эскадра пикирующих бомбардировщиков, эскад­ра и особый отряд двухмоторных истребителей, с Балканского полуостро­ва — две бомбардировочные группы. Всего с запада на восточный фронт

1 Великая победа на Волге, стр. 468.

2 Г. Дёрр. Поход на Сталинград, стр. 118.

160


было переброшено около 700 самолетов. В результате численность немец-ко-фашистской авиации на других театрах войны сократилась, что бла­гоприятствовало авиации США и Великобритании в проведении стратеги­ческих бомбардировок Германии, Италии и облегчало ее действия в Север­ной Африке и на Средиземном море.

Зимой 1942/43 г. активизировалась деятельность авиации дальнего действия по срыву железнодорожных перевозок противника. В марте 1943 г. в соответствии с указанием Ставки ВГК проводилась воздушная операция с целью нарушить перевозки врага в глубоком тылу. В дальней­шем, почти в течение трех месяцев, наносились удары по важнейшим же­лезнодорожным узлам и станциям, эшелонам на перегонах. Глубина дей­ствия бомбардировщиков достигала 450—600 км, а ширина полосы, в ко­торой наносились удары,— 350—400 км.

Интенсивным ночным налетам подвергались железнодорожные узлы: Брянск — 2852 самолето-вылета, Орел — 2325, Гомель — 1641, Унеча — 762, Смоленск — 523, Орша — 483, Вязьма — 427, Новозыбков — 400 са­молето-вылетов. Всего авиация дальнего действия зимой и весной 1943 г. произвела по таким объектам свыше 10 тыс. самолето-вылетов. По комму­никациям противника наносила удары и фронтовая авиация. Специально выделенные полки уничтожали паровозы, железнодорожные эшелоны, автоколонны. Об эффективности действий авиации свидетельствуют сле­дующие факты. 6 марта 1943 г. авиация и партизаны вывели из строя на несколько суток железнодорожный участок Унеча — Брянск, а в апреле— участок железной дороги Рославль — Брянск. 7 марта авиация дальнего действия нанесла удар по железнодорожному узлу Гомель; было сожжено 17 цистерн с горючим и 24 вагона с продовольствием, взорвано 28 вагонов с боеприпасами 1.

В результате ударов советской авиации по узлам коммуникаций, станциям, перегонам, поездам железнодорожные магистрали в тылу врага часто работали с перебоями, что осложняло противнику перегруппировки и подвоз к фронту резервов.

В апреле 1943 г. авиация дальнего действия нанесла удары по военно-промышленным и административным центрам в глубоком вражеском тылу, таким, как города Кенигсберг, Инстербург, Данциг, Тильзит. Всего в этом месяце авиация дальнего действия произвела по ним 920 самолето-вылетов и сбросила около 700 тонн бомб 2. В ночь на 29 апреля на военные объекты Кенигсберга была впервые сброшена 5-тонная бомба (ФАБ-5000). Удары малыми силами по промышленным и административным центрам в глу­боком тылу противника не могли причинить ему значительного материаль­ного ущерба, однако они вынуждали немецко-фашистское командование держать в боевой готовности силы и средства ПВО и оказывали определен­ное моральное воздействие на врага.

Таким образом, советские Военно-Воздушные Силы зимой 1942/43 г. внесли значительный вклад в достижение победы под Сталинградом, на Северном Кавказе, Верхнем Дону, под Ленинградом и на других участ­ках советско-германского фронта, где завоевали и удержали оперативное господство в воздухе. Они обогатились опытом осуществления блокады окруженной группировки врага с воздуха. Блокада с воздуха достигалась умелой организацией борьбы с транспортной авиацией противника на аэро­дромах базирования, на маршрутах полета и на аэродромах (посадочных площадках) непосредственно в районе окружения с участием сил и средств ВВС, Войск ПВО страны, средств ПВО и артиллерии сухопутных

1 Архив МО, ф. 35, оп. 283235, д. 94, л. 4; ф. 39, оп. 11495, д. 13, л. 33.

2 Архив МО, ф. 39, оп. 11519, д. 649, лл. 52—62.

11 Вторая мировая война 1939—1945, т. 6                                                                          161


войск. Авиация дальнего действия сочетала нанесение ударов в интересах наступавших войск фронтов с ударами по стратегическим объектам Гер-мадии.

Действия Войск ПВО страны

К концу 1942 г. Войска ПВО страны накопили большой опыт в соз­дании эффективной системы прикрытия важных политических, экономи­ческих и административных центров, прифронтовых коммуникаций. Улучшилась их организационная структура и вооружение. О качествен­ном росте, например, истребительной авиации ПВО можно судить по данным таблицы 12.

Таблица 12

Изменение соотношения между старыми и новыми типами самолетов (в процентах) в частях истребительной авиации ПВО1

Типы истребителей   К концу 1941 г.   К маю 1942 г.   К апрелю 1943 г.  
Старые типы истребите-              
лей (И-15, И-16, И-153)   59   38   24  
Новые типы истребителей              
(Як-1, Як-7, ЛаГГ-3,              
МиГ-3, Ла-5)   41   62   76  

Части зенитной артиллерии ПВО продолжали перевооружаться более совершенной 85-мм пушкой и радиолокационными станциями орудийной наводки (СОН), которые стали поступать в Войска ПВО страны уже в первой половине 1942 г.

Главными задачами Войск ПВО страны зимой 1942/43 г. являлись прикрытие важнейших политических и экономических центров СССР, коммуникаций действующей армии, наращивание системы ПВО на важ­нейших направлениях в ходе стратегического наступления войск, а также участие в блокаде с воздуха окруженных вражеских группировок.

Основные усилия по-прежнему сосредоточивались на обороне Москвы, Ленинграда, Баку, Горького и других крупнейших центров и промыш­ленных районов; для этого привлекалось около 70 процентов истребитель­ной авиации, зенитной артиллерии среднего калибра и до 50 процентов зенитной артиллерии малого калибра 2. Это вызывалось тем, что враже­ские военно-воздушные силы еще обладали большими возможностями для нанесения ударов по объектам тыла страны.

В связи с наступлением Советской Армии на запад неприятельской авиации приходилось действовать с более удаленных от объектов бомбар-дирования аэродромов и преодолевать на своем пути зону фронтовых средств ПВО. Частые кризисные ситуации в ходе кампании вынуждали немецко-фашистское командование переключать на поддержку сухопутных войск и ту часть авиации, которая могла бы использоваться для нанесения ударов по объектам тыла Советского Союза.

Для действий вражеской авиации в зимнюю кампанию 1942/43 г. было характерно общее снижение ее активности в сравнении с предыду­щей кампанией почти в 2 раза. Однако с расширением фронта стратеги­ческого наступления Советской Армии зимой 1943 г. активность авиации


д. 1,


1 Составлена по: ИВИ. Документы и материалы,- ф. 244, оп. 100, лл. 10, 20.

2 «Военно-исторический журнал», 1972, № 10, стр. 24.

162


противника начала возрастать. Если в январе 1943 г. на советско-герман­ском фронте было отмечено 21 620 самолето-пролетов противника, то в мар­те их было 33 815. При этом в оперативных границах Войск ПВО страны в январе было зафиксировано 5487 самолето-пролетов, а в марте — 9762, то есть от 25 до 30 процентов всех самолето-пролетов ВВС противника 1.

Наибольшую активность авиация противника проявляла в границах Ленинградской армии ПВО, Бологоевского, Мурманского, Воронежско-Борисоглебского, Сталинградского районов и Закавказской зоны ПВО. Главные усилия она направляла для ударов по объектам коммуникаций Северо-Западного, Центрального, Воронежского, Сталинградского, Севе­ро-Кавказского и Южного фронтов.

Ленинградская армия ПВО отражала налеты бомбардировочной авиа­ции противника на Ленинград, прикрывала трассу через Ладожское озе­ро и ударную группировку Ленинградского фронта при прорыве бло­кады города. Войска Бологоевского района ПВО обороняли коммуника­ции и объекты тыла Северо-Западного фронта. В ходе операции по ликви­дации демянского плацдарма противника части районов ПВО прикрывали войска фронта, а также участвовали в блокаде с воздуха демянской группировки.

Большое внимание противник уделял разрушению мостов через вод­ные преграды. Так, в марте — апреле 1943 г. его авиация осуществила шесть налетов на железнодорожный мост через Дон у Ростова, в которых участвовало 815 самолетов 2. С такой же интенсивностью подвергались бомбардировке и другие мосты, имевшие оперативно-стратегическое зна­чение. Однако части Войск ПВО страны успешно отразили налеты, и ни один из этих объектов не был разрушен.

Для защиты прифронтовых путей сообщения привлекалось до 15 про­центов всех сил и средств Войск ПВО страны. Выполнение этой задачи включало оборону целого комплекса разнообразных по характеру и зна­чимости объектов: наиболее важных участков железных и автомобильных дорог, мостов, баз снабжения, переправ и портов на всю глубину опера­тивного тыла (300—500 км).

Начиная с декабря 1942 г. заметно повысилась активность вражеской авиации на северном крыле советско-германского фронта. Наряду с уве­личением масштабов налетов на Мурманск авиация противника стала на­носить систематические удары по слабозащищенным объектам Кировской железной дороги, главным образом на участке Кандалакша — Лоухи. При этом широко применялись рейды пар истребителей Ме-109 в сочетании с действиями пикирующих бомбардировщиков Ю-88. Фашистской авиа­ции нередко удавалось наносить дороге большой ущерб. Так, с 14 декабря 1942 г. по 1 марта 1943 г. на ней было разрушено и повреждено 36 стан­ционных зданий, 300 км пути, разбито и повреждено 37 паровозов и 104 вагона.

Такой значительный ущерб от ударов противника с воздуха был след­ствием того, что система ПВО Кировской железной дороги, построенная на принципе обороны основных железнодорожных узлов и станций, оказалась неподготовленной к противодействию новой тактике немецкой авиации на этом направлении и не могла оказать серьезный отпор воздушному про­тивнику, наносившему удары в основном на перегонах, вне зоны огня зе­нитных средств. Учитывая опыт лета 1942 г., для усиления противовоздуш­ной обороны наиболее уязвимых участков дороги были переброшены сред­ства ПВО из глубины страны, а также произведена перегруппировка сил Мурманского района ПВО. Подвижные средства ПВО — зенитные броне-

1 Архив МО, ф. 72, оп. 12278, д. 575, лл. 2, 7.

2 Архив МО, ф. 72, оп. 12278, д. 589, л. 69.

и*                                                                                                        -4еЗ


поезда, подразделения зенитной артиллерии малого калибра и зенитные пулеметы — стали применяться в составе маневренных зенитных групп, которых, например, на участке Кандалакша — Лоухи было создано пять 1. Одновременно создавались зенитные группы сопровождения эшелонов в пути. В результате принятых мер авиация противника стала нести ощутимые потери и вынуждена была действовать с больших высот, что значительно снизило эффективность ее ударов.

В связи с началом непосредственной подготовки к прорыву блокады Ленинграда еще больше возросло значение бесперебойной работы военно-автомобильной дороги, проложенной по льду Ладожского озера. Ладож­ский район ПВО в январе 1943 г. был усилен частями зенитной артилле­рии резерва Ставки. Авиационное прикрытие осуществляли несколько полков истребительной авиации 7-го истребительного авиакорпуса ПВО, военно-воздушные силы Ленинградского фронта и Краснознаменного Бал­тийского флота. Это позволило создать эффективную систему ПВО, успеш­но отразить воздушные налеты противника и обеспечить нормальную работу коммуникации в течение всей зимы.

После перехода советских войск в наступление на южном участке советско-германского фронта перед Войсками ПВО страны встала новая задача — создать систему противовоздушной обороны на освобождаемой территории. Первоначально эта задача увеличения глубины ПВО страны решалась главным образом за счет использования резервов, заранее вы­двигаемых в прифронтовую полосу. Однако по мере увеличения размаха наступательных операций этих резервов становилось недостаточно. Тогда советское командование стало маневрировать силами Войск ПВО страны. На освобождаемой территории сразу же развертывалась служба воздуш­ного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), организовывалось при­крытие новых промышленных районов и важных объектов, налаживалось взаимодействие с войсковой системой ПВО. Так, с началом наступления на Северном Кавказе по заранее разработанному плану была проведена перегруппировка частей Закавказской зоны ПВО для организации оборо­ны военных объектов в освобождаемых районах. С декабря 1942г. до кон­ца 1943 г. по железной дороге и своим ходом было передислоцировано 28 отдельных частей ПВО 2.

Выполняя свои основные задачи, Войска ПВО страны зимой 1942/43 г. оказывали помощь соединениям других видов Вооруженных Сил. Так, например, истребительная авиация и зенитная артиллерия Ле­нинградской армии ПВО участвовали в операции по прорыву блокады Ленинграда. Войска Сталинградского корпусного района ПВО участвова­ли в блокаде с воздуха окруженной группировки противника. Зенитные части этого района и Донского фронта создали плотную зону зенитного артиллерийского огня на ближних подступах и непосредственно над рай­оном окружения, а истребительная авиация действовала в одном из сек­торов между внешним и внутренним фронтами окружения.

Зимой 1942/43 г. Войска ПВО страны вели боевые действия в более благоприятной обстановке, чем летом и осенью 1942 г.: интенсивность на­летов авиации противника на объекты в границах соединений и объеди­нений ПВО значительно снизилась, части ПВО имели более высокую техническую оснащенность, в результате чего повысились их боевые воз­можности. По мере продвижения советских войск на запад возрос объем задач, особенно по прикрытию прифронтовых коммуникаций и других важнейших объектов оперативного тыла от налетов вражеской авиации. Их успешное решение осуществлялось в тесном взаимодействии со сред-

1 Архив МО, ф. 72, оп. 12278, д. 563, л. 54.

2 Т а м же, л. 90.

164


ствами противовоздушной обороны фронтов, а на приморских направлю ниях — с флотской противовоздушной обороной.

* *

Таким образом, в течение зимней кампании 1942/43 г. Военно-Мор-ской Флот, Военно-Воздушные Силы и Войска противовоздушной обороны страны действовали не только совместно с Сухопутными войсками, но и ре­шали ряд задач самостоятельно. Их усилия способствовали достижению победы Советскими Вооруженными Силами.

На Северном морском театре соотношение сил продолжало изменять­ся в пользу союзников по антифашистской коалиции. Это создавало бла­гоприятные условия для обеспечения морских коммуникаций. Провал операции немецкого флота против союзного конвоя в декабре 1942 г. свидетельствовал о малой эффективности применения крупных надвод­ных кораблей для борьбы на северных коммуникациях. В последующем роль крупных надводных кораблей на этом театре снизилась еще больше. В связи с увеличением количества кораблей и самолетов в составе Север­ного флота возросли и его боевые возможности. В действиях по наруше­нию морских сообщений противника стали применяться разнородные си­лы в оперативном и тактическом взаимодействии. Приобретенные опыт и боевое мастерство позволили повысить эффективность атак и ударов по вражеским конвоям, надежность защиты морских перевозок. Матросы и офицеры Северного флота, моряки военного и торгового флотов союзников, участвовавшие в проведении конвоев в трудных условиях Заполярья, вы­полняли свой долг с большим мужеством. Ледостав резко ограничил само­стоятельные действия Краснознаменного Балтийского флота. Черномор­скому флоту, несмотря на активность действий, не удалось прервать пол­ностью коммуникации врага в Керченском проливе.

Важным итогом боевых действий Военно-Воздушных Сил явилось до­стижение перелома в борьбе за господство в воздухе. На многих участках советско-германского фронта советская авиация завоевывала оперативное господство в воздухе, надежно прикрывала сухопутные войска и тем самым создавала условия для завоевания стратегического господства. Опыт пока­зал, что борьба за господство в воздухе может быть успешной лишь в том случае, если она ведется одновременно несколькими воздушными армия­ми и силами авиации дальнего действия при централизованном руководст­ве ими со стороны командования ВВС и охватывает большую территорию. В этом случае противник лишается возможности маневрировать силами авиации, создаются условия для ее поражения не только в воздухе, но и на аэродромах.

Удары фронтовой авиации и авиации дальнего действия по железно­дорожным узлам, эшелонам и автоколоннам противника были еще недо­статочно эффективны. Противник часто без сколько-нибудь серьезных помех перебрасывал резервы и создавал ударные группировки для пере­хода в контрнаступление, как это было в районе Донбасса и под Харько­вом. Борьба с подходящими резервами показала, что она должна вестись одновременно на широком фронте, на большую глубину, днем и ночью, по единому плану. Лишь систематическое воздействие с воздуха на железно­дорожные магистрали врага может нарушить планомерное сосредоточение войск противника и в значительной мере сорвать его замыслы.

Важное место в общей системе операций Советской Армии занимали боевые действия Войск ПВО страны. Кроме административных центров и крупных промышленных районов они прикрывали фронтовые коммуни­кации и наращивали систему ПВО в ходе наступления. При решении этой задачи наиболее сложным вопросом являлось изыскание необходимых сил

165


и средств, которые можно незамедлительно использовать для организации обороны новых важных районов и объектов, а также развертывания служ­бы ВНОС на освобождаемой от противника территории.

Опыт показал, что блокада с воздуха окруженной группировки про­тивника может быть успешно осуществлена только совместными уси­лиями Военно-Воздушных Сил и Войск ПВО страны с привлечением в необходимых случаях войсковой ПВО и артиллерии. При этом решаю­щее значение для достижения высокой эффективности борьбы с воздуш­ным противником имеет четкое взаимодействие всех сил и средств, при­влекаемых к блокаде.

Приобретенный опыт проведения самостоятельных операций видами Вооруженных Сил был творчески использован советским командованием в ходе последующих военных действий.


ГЛАВА СЕДЬМАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.13.43 (0.099 с.)