Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материально-техническое обеспечение войск и работа органов стратегического тыла
При подготовке наступления проводилась огромная работа по материально-техническому обеспечению войск. Основные усилия при этом сосредоточивались на выполнении таких задач, как своевременное обеспечение вновь формируемых стратегических резервов Ставки ВГК боевой и транспортной техникой, вооружением, боеприпасами, горючим, продовольствием, фуражом, вещевым и медицинским имуществом и снаряжением; создание запасов всех видов, в первую очередь во фронтах сталинградского направления; строительство и быстрое восстановление коммуникаций, аэродромов и других военных объектов; обеспечение воинских перевозок; ремонт и восстановление поврежденной боевой и транспортной техники, вооружения, а также быстрейший ввод их в строй; подготовка сил и средств тыла для обеспечения операций. Решать эти задачи приходилось в сложной обстановке. Главная трудность состояла в том, что осенью 1942 г«страна еще не могла полностью удовлетворить материально-технические потребности Вооруженных Сил, которые вели на ряде направлений ожесточенные оборонительные бои и одновременно готовились к переходу в контрнаступление. Поэтому приходилось, исходя из наличных весьма ограниченных ресурсов, так распределять материальные средства, чтобы фронты, действовавшие на направлении главного удара в кампании, были в достаточной степени обеспечены всем необходимым для успешного выполнения боевых задач. Не менее сложной проблемой оказалась своевременная доставка материальных средств из районов их производства в центральные базы и на фронтовые склады. В предшествовавшую кампанию железнодорожный транспорт, на долю которого приходилась основная часть оперативных и снабженческих перевозок, потерял большое количество подвижного состава, а восполнения его в 1942 г. фактически не было. Кроме того, захват противником кратчайших железнодорожных и водных путей, соединявших центр с югом страны, привел к значительному удлинению тыловых коммуникаций. Так, например, кавказскую нефть доставляли в районы ее переработки и потребления через Каспий и Среднюю Азию, а уголь для железных дорог — из Кузбасса, удаленного от европейской части 13. Вестфаль и другие. Роковые решения. Перевод с английского. М., 1958, стр. 165.
38 страны на 3 тыс. км. Это крайне усложнило работу всех видов транспорта и создало дополнительные трудности в обеспечении воинских перевозок. К тому же в тылу фронтов сталинградского направления была слабо развита сеть железных дорог. Принимались меры, чтобы быстрее завершить постройку железнодорожных линий Кизляр — Астрахань, Илов-ля — Петров Вал, Ахтуба — Причальная. В их строительстве участвовали не только железнодорожные войска и специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), но и местное население. Досрочный ввод в эксплуатацию этих железнодорожных линий, а также паромных переправ через Волгу у Сталинграда и Астрахани намного улучшил маневренную способность фронтовых железных дорог и обеспечил переброску войск, боевой техники и других материальных средств фронтам. Одновременно органы тыла провели большие работы по увеличению пропускной способности железнодорожного направления Красно-водск — Илецк и фронтовых железнодорожных участков Баскунчак — Астрахань, Балашов — Камышин, Таловая — Калач (юго-западнее Бо-рисоглебска). Для бесперебойного обслуживания фронтовых железных дорог локомотивами и поездными бригадами осенью 1942 г. по решению ГКО было сформировано 35 паровозных колонн резерва НКПС с 750 паровозами. Более 500 паровозов обслуживали воинские перевозки в районе Сталинграда. Чтобы использовать железнодорожные цистерны, скопившиеся на Закавказской железной дороге и оказавшиеся отрезанными от остальных дорог страны, была организована их буксировка на плаву по Каспию в Красноводск и Гурьев, откуда они после технического осмотра и заливки горючим отправлялись на центральные и фронтовые базы 1. Благодаря мероприятиям, проведенным органами тыла в подготовительный период, было обеспечено выполнение необходимого объема воинских перевозок для действующей армии. Достаточно сказать, что только по централизованным планам воинских перевозок Юго-Западному, Донскому и Сталинградскому фронтам было подано 3295 поездов, или около 142 тыс. вагонов с войсками и грузами. В целях обеспечения наиболее эффективного использования автомобильного транспорта в оперативном тылу и прифронтовых районах была проведена большая работа по строительству и восстановлению шоссейных и грунтовых дорог. Значительный объем работ был выполнен на военно-автомобильной дороге Москва — Рязань — Тамбов — Сталинград, которая к осени 1942 г. приобрела особенно важное значение. Дорожные войска вели также строительство деревянной дороги на Волховском фронте (Тихвин — Войбокало), восстанавливали разрушенные весной участки шоссе, отходившие от Москвы на запад и северо-запад.
Одновременно проводилось строительство и усиление мостов на военно-автомобильных дорогах, наведение переправ через Дон и особенно через Волгу. В период подготовки зимней кампании 1942/43 г. автотранспортные части выполнили большой объем оперативных, снабженческих и эвакуационных перевозок. Значительную помощь фронтовому автомобильному транспорту в этот период оказывали автотранспортные части Ставки ВГК, которые в течение сентября — октября перевезли на фронты более 10 дивизий, а с 1 по 20 ноября доставили свыше 150 тыс. тонн материальных средств. Большая часть этих перевозок была выполнена по военно-автомобильной дороге Москва — Рязань — Тамбов — Сталинград. 1 Архив МО, ф. 16, оп. 11397, д. 4, лл. 174—1758 39 Значительный вклад в подготовку операции внес водный транспорт. Ведущее место здесь принадлежало речному транспорту Волжско-Кам-ского бассейна, обеспечившему в комплексе с флотом Каспия вывоз горючего из Баку в пункты передачи его на железные дороги. В Московско-Волжском бассейне воинские перевозки увеличились в 1942 г. по сравнению с 1941 г. в 6 раз х. Важную роль в воинских перевозках сыграла Каспийская военная флотилия. С 1 августа по 31 декабря 1942 г. флотилия перевезла для Северо-Кавказского (Закавказского) фронта 468 тыс. человек, 24,4 тыс. лошадей, 285 тыс. тонн материальных средств, много вооружения и различной боевой техники. Успешно завершилась комбинированная перевозка по железной дороге в Астрахань и далее морем в район Махачкзлы 10-го и 11-го гвардейских стрелковых корпусов. С выходом противника в излучину Дона великая русская река Волга приобрела значение фронтовой коммуникации. До начала контрнаступления фронтам, действовавшим в районе Сталинграда, по ней было подвезено 250 тыс. тонн материальных средств. Для обеспечения Ленинграда, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота широко использовался водный путь через Ладожское озеро. Напряженной работой в период подготовки зимней кампании железнодорожный, автомобильный и водный транспорт обеспечил стратегическое сосредоточение и перегруппировку войск, накопление необходимых запасов материальных средств. Перед стратегическим и оперативным тылом стояла задача всестороннего обеспечения войск, действовавших на южном крыле фронта, а также новых резервных формирований. В июле — ноябре 1942 г., когда под Сталинградом велись тяжелые оборонительные бои, а затем началась подготовка контрнаступления, фронтам юго-западного направления из складов и баз Главного артиллерийского управления было доставлено: винтовок — 88 738, пистолетов-пулеметов — 34 372, пулеметов — 5302, противотанковых ружей — 8196, минометов — 5530, орудий — 2374.
Немалые трудности преодолели органы тыла при накоплении для предстоящего наступления боеприпасов. Их производство в стране в первом и втором полугодиях 1942 г. увеличилось, однако неуклонно возраставшие потребности фронтов полностью еще не удовлетворялись. Запасы боеприпасов, особенно ходовых номенклатур (76- и 122-мм), на базах и складах Главного артиллерийского управления были крайне ограничены. Так, в октябре 1942 г. потребности действующей армии превышали ресурсы боеприпасов: по 76-мм снарядам — в 3 раза, по 122-мм — в 13 раз и по минам — в 4 раза 2. В связи с этим Генеральный штаб по указанию Верховного Главнокомандования в период подготовки зимней кампании установил жесткий лимит расхода боеприпасов, который строго выполнялся Главным артиллерийским управлением. Наращивание производства артиллерийских выстрелов, широкий маневр запасами боеприпасов и строго лимитированный их расход обеспечили создание в относительно короткий срок необходимого резерва снарядов и мин на центральных базах. Это позволило перед началом контрнаступления отгрузить действующим под Сталинградом фронтам сверх созданных в войсках неснижаемых запасов дополнительно 1,5 боекомплекта боеприпасов для стрелкового оружия, до 2 боекомплектов мин всех калибров, до 3 боекомплектов 76- и 152-мм снарядов. 1 Архив МО, ф. 16, оп. 11400, д. 191, лл. 11 — 14. 2 Архив МО, ф. 81, оп. 12074, д. 147, лл. 1—4. 40 Большие трудности испытывали органы стратегического тыла при обеспечении войск горючим. В то время как добыча и переработка нефти в стране значительно сократились, потребности Вооруженных Сил в бензине и дизельном топливе в связи со значительным насыщением действующей армии боевой и транспортной техникой резко возросли. Постановлений! ГКО в августе 1942 г. был установлен строжайший лимит расхода горючего. Это позволило резко сократить среднемесячный расход и увеличить запасы горючего на центральных складах. Запасы его из отдаленных районов страны — Дальнего Востока и Забайкалья — были перемещены в Волжско-Камский район. Только в сентябре — октябре с Дальнего Востока было переброшено 100 тыс. тонн авиационного бензина. Летом и осенью 1942 г. крайне осложнилась доставка в действующую армию горючего из Бакинского района. Транспорты, отправляемые фронтам из Баку и Махачкалы через Каспий, Красноводск, Среднюю Азию, Урал и Волгу, находились в пути 40—50 суток. В этих условиях важную роль в обеспечении фронтов юго-западного направления горючим сыграла Астраханская перевалочная база. Были также развернуты базы снабжения в Саратове и Вольске.
Для более экономного использования высококачественного бензина, поступавшего в ограниченных количествах, его смешивали с низкооктановым бензином. Это расширяло возможности создания запасов горючего для Военно-Воздушных Сил. Направляя основную часть горючего в войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, органы стратегического тыла смогли к началу контрнаступления обеспечить танки и авиацию этих фронтов горюче-смазочными материалами. Значительно хуже войска были обеспечены автомобильным бензином, что отрицательно сказалось на оперативных и снабженческих перевозках в ходе операции. Количество продовольствия и фуража в войсках к началу контрнаступления было вполне достаточным. Непосредственно перед началом контрнаступления их запасы во фронтах были повышены с 15 до 20 суточных дач. Большую работу органы тыла провели по вещевому снабжению действующей армии. Используя опыт снабжения войск зимним обмундированием в битве под Москвой, органы тыла Советской Армии значительно лучше подготовились к сезонной смене имущества осенью и зимой 1942 г. Отправка теплых вещей фронтам началась заблаговременно, еще в августе, и была завершена к ноябрю. Всего в этот период в действующую армию и тыловые военные округа было отправлено 10 300 вагонов с предметами зимнего обмундирования 1. Под лозунгом помощи действующей армии в стране развернулось патриотическое движение населения по сдаче теплых вещей в фонд обороны. Своевременное поступление теплых вещей в адрес фронтов по нарядам Центра и использование местных ресурсов во многом способствовали тому, что войска зимой не испытывали недостатка в теплой одежде. Важные мероприятия были проведены и в области медицинского обеспечения войск. Значительно увеличилось количество медицинских учреждений. Госпитальная коечная сеть страны и армии в декабре 1942 г. насчитывала 1 364 700 коек 2. В подготовительный период кампании заметно возросло количество штатных полевых и эвакуационных госпиталей, санитарно-транспортных средств, улучшилось снабжение войск медицинским имуществом. Количество коек для больных и раненых в трех 1 Архив МО, ф. 84, оп. 12403, д. 319а, л. 222. 2 Архив Военно-медицинского музея МО СССР, ф. 1, оп. 47166, д. И, л. 301 41 фронтах сталинградского направления к началу контрнаступления превысило 176,4 тыс., что позволило бесперебойно осуществлять медицинское обеспечение войск в ходе контрнаступления. Органы стратегического тыла сделали все возможное, чтобы фронты, особенно те, которым предстояло решать главную задачу в кампании, были обеспечены необходимыми материально-техническими средствами. Это являлось одним из решающих условий успеха предстоящего стратегического наступления.
* * * Политбюро ЦК ВКП(б), Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования в сравнительно короткое время, сначала сентября до середины ноября 1942 г., проделали огромную работу по планированию военных действий, техническому оснащению и совершенствованию организации Советских Вооруженных Сил, восстановлению израсходованных резервов, созданию наступательных группировок, накоплению и доставке в войска необходимых материальных средств. Глубокий, всесторонний анализ обстановки, предшествующий опыт, реальная оценка сложившегося осенью 1942 г. соотношения сил на советско-германском фронте, зрелость стратегического замысла позволили советскому Верховному Главнокомандованию правильно определить ближайшие стратегические цели кампании и избрать наиболее целесообразные формы и способы их достижения. Важную роль в создании наступательной группировки под Сталинградом сыграли стратегические резервы, накоплению которых Ставка уделяла особое внимание. Большие надежды советское командование виз-лагало на массированное применение авиации и артиллерии, на танковые и механизированные войска, привлекаемые к контрнаступлению под Сталинградом. Именно они должны были обеспечить высокие темпы прорыва и развития успеха в оперативной глубине, выйти на фланги и в тыл главной группировке противника и создать условия для ее полного разгрома. Эти расчеты Ставки полностью оправдались. Осуществление мероприятий Ставки ВГК по скрытности подготовки контрнаступления и дезинформации врага обеспечило внезапность действий. Операции «Уран» и «Сатурн» по размаху, времени и месту нанесения ударов были полной неожиданностью для противника, что явилось одним из решающих факторов их успеха и перерастания контрнаступления в общее наступление на значительной части советско-германского фронта. В подготовке к наступлению большого масштаба зимой 1942/43 г. участвовала вся страна. Войска, готовившиеся к сокрушительному разгрому врага под Сталинградом, повседневно ощущали всенародную помощь и поддержку. Каждая республика, каждая область вносила свой посильный вклад в героическую борьбу Вооруженных Сил, правомерно считая, что их трудовые усилия сольются с ратным подвигом воинов il обеспечат долгожданный перелом в ходе войны. ГЛАВА ТРЕТЬЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.016 с.) |