Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типов 2аиа - минимальный набор, который способен осуществить оптимальное управление.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, нами дано определение 2АИА. Описание объектов, которые могут осуществлять управление в пространстве компонент информации, определено. Зададимся вопросом: сколько же всего может быть разных типов 2АИА? Подсчитать это количество довольно просто. Во-первых, в качестве «входящей» компоненты может быть выбрана любая компонента информации. Значит – имеется 8 разных возможностей. А вот в качестве второй – здесь уже нужно отбросить ряд вариантов выбора для компонент информации. Во-первых, нужно отбросить все те, которые описывают ту же самую временную динамику – то есть 4 компоненты информации (например, если входная компонента является статической, то выходная компонента информации не может быть статической). Далее – должны быть отброшены компоненты информации того же иерархического уровня, что и для входной информации (например, если входная информация обобщающая – то выходная обобщающей быть не может). Более ограничений в определении 2АИА не имеется. Итого – остаются 2 компоненты информации, которые мы можем взять в качестве выходящей - для заданной входной компоненты. Например, если входная компонента обобщающая и динамическая, то в качестве выходной можно взять любую компоненту из двух: статической и детализирующей (то есть либо Об-С или Св-С). Итого: 8 возможных вариантов входа помножить на 2 возможных вариантов выхода = 16 разных типов 2АИА. Все 16 возможных типов 2АИА могут быть перечислены следующим образом: <Ст-С|Св-Д>, <Ст-С|Об-Д>, <Ст-Д|Св-С>, <Ст-Д|Об-С>, <Гр-С|Св-Д>, <Гр-С|Об-Д>, <Гр-Д|Св-С>, <Гр-Д|Об-С>, <Об-С|Ст-Д>, <Об-С|Гр-Д>, <Об-Д|Ст-С>, <Об-Д|Гр-С>, <Св-С|Ст-Д>, <Св-С|Гр-Д>, <Св-Д|Ст-С>, <Св-Д|Гр-С>. При записи типов 2АИА использованы наименования компонентов информации, приведенные в таблице выше по тексту. Первая компонента информации соответствует входу в 2АИА, то есть описанию той компоненты информации, которую данный 2АИА воспринимает, а вторая компонента– описанию той компоненты информации, в рамках которой может быть выражена его деятельность. Напомним, что эти компоненты информации берутся в разные моменты времени. Человек как 2АИА. Итак, выше описан тот "идеальный (абстрактный) объект", который способен осуществлять оптимальное управление в природных системах. Точнее - в упорядоченной части Природы, имеющей иерархическое строение. Однако все сделанное выше имеет смысл только тогда, когда мы действительно найдем в реальном мире (или же – построим искусственным образом) такие объекты, которые действительно могут реализовать именно такие, описанные выше, способы управления. Конечно же, первым кандидатом на приложение типологии 2АИА будет Человек. Для этого необходимо построить процедуру "распознавания" в деятельности реального человека "черт и свойств, характерных для 2АИА". В самом начале – определимся с тем, что именно мы будем искать в многогранных проявлениях активности человека. Наша задача может быть сформулирована так: · определить, реализует ли человек такой класс способов управления, который можно было бы отнести к какому-то определенному типу 2АИА. Мы не будем приводить полное о подробное описание методик для определения "типа управления (менеджмента) для человека", "типа 2АИА для человека", или, сокращенно, "типа личности". Эти методики подробно изложены, например, в главе 12 книги Шиян А.А. «Руководства по Социальным Технологиям» – см. Интернет-ресурс http://soctech.narod.ru. Перечислим допущения, которые приходится применять при "поиске 2АИА в человеке". Они следующие: 1. Человек осуществляет управление, 2. Человек в качестве объекта строения иерархического уровня - то есть в качестве КС - рассматривает вообще любой объект (оптимально ли при этом управление - это уже другой вопрос), 3. Человек всегда реализует лишь один тип управления, 4. На всех уровнях управления - то есть при управлении любыми системами - человек реализует тот же самый тип управления. Следует сказать, что эти допущения могут быть достаточно строго обоснованы теоретически. Однако главное в том, что они могут быть также проверены экспериментально (см. главу 12 книги Шиян А.А. «Руководства по Социальным Технологиям» –. Интернет-ресурс http://soctech.narod.ru). Например, - в процессе определения типа человека (то есть в ходе "типирования" реального индивида). Мы не описываем методологию и практические технологии экспериментальной работы в социальных и экономических системах с использованием типологии 2АИА для человека – это является темой отдельных курсов. В рамках настоящего курса наша цель – познакомить читателя с эффективными способами моделирования человека, то есть – научить его использовать знания о типе 2АИА для реального человека (типов 2АИА для группы людей) при моделировании социальных и экономических систем. В качестве примера применения теории 2АИА рассмотрим осуществление конкретной практической деятельности – а именно: способов осуществления информационно-аналитической работы конкретным человеком. В конечном счете, и деятельность специалиста в области экономической кибернетики является не более чем составной частью такой деятельности. В современных аналитических структурах функции аналитика определены двойственно: с одной стороны, он должен осуществить процесс эффективного сжатия информации, а с другой стороны – он же должен осуществить и апробацию созданной им в результате аналитической работы «картины мира», либо предложить систему способов для ее проверки в будущем. То есть, в рамках выполнения первой функции, он должен «отбросить» лишнюю информацию, выделить только те главные закономерности, которые проявляются на тех уровнях иерархии, которые интересуют заказчика. Другими словами, аналитик должен повысить уровень абстракции описаний («подняться вверх»), выйти на более высокий (и именно поэтому – «сжатый») логический уровень в иерархии описаний рассматриваемого им фрагмента мира. При реализации же второго направления своей деятельности - аналитик должен быть в состоянии критически оценить результаты своей работы, выполненной на первом этапе. Это требование означает, что на определенном этапе своей работы аналитик должен суметь осуществить детализацию, перейти от высших уровней абстракции к более конкретным описаниям теории - "спуститься" по иерархии способов описания рассматриваемого фрагмента мира. Другими словами, требуется, чтобы он смог «опускаться» от теоретических описаний (в результате аналитической деятельности аналитик всегда синтезирует теорию - сжатое описание реальности) на уровень конкретных решений и применений. Подчеркнем, что необходимость восстановления первичной информации (тех данных, которые использовались для синтеза теории в процессе информационно-аналитической работы) требует периодического возврата на более низкий уровень абстракции на всем протяжении осуществления информационно-аналитической деятельности - в том числе и на этапе, предшествующем синтезу завершенной теории («сжатия» материала). Рисунок. Символическое представление смены уровня абстракции. Схематическое представление приведенных рассуждений приведено на рисунке, где схематически отражено, что аналитик должен уметь «работать» как в направлении «движения вверх» по лестнице иерархических уровней смыслового содержания материала, так и в направлении «движения вниз», к конкретизации смысла. В определенном смысле, это описывает два противоположных направления работы. В рамках развитого выше способа описания иерархических систем это можно описать как переход от конкретных компонент информации к абстрактным компонентам («движение вверх», обобщение, сжатие информации), и наоборот – переход от абстрактных компонент информации к конкретным («движение вниз», детализация, конкретизация информации). Если суммировать и выразить на языке теории 2АИА, то получим следующий вывод: Одни аналитики «настроены» на формирование модельной картины мира в терминах обобщающих компонент информации, тогда как другие аналитики формируют модельную картину мира в терминах детализирующих компонент информации. Наконец, есть еще одна сторона работы аналитика. Отслеживая процессы (то есть временную развертку событий), он восстанавливает информацию о состояниях рассматриваемого объекта, ибо синтезировать прогноз возможно лишь на основе знаний о состоянии объекта, в отношении которого осуществляется прогностическая деятельность. То есть, для того, чтобы определить параметры будущего процесса, необходимо исходить из характеристики состояния рассматриваемого объекта или явления. Использование научного подхода требует от аналитика, осуществляющего прогнозирование, знания начального состояния объекта и законов их изменения. Следовательно, для синтеза прогноза аналитику требуется составить гипотезу о временной развертке событий (выдвинуть теорию), исходя из данных о состоянии интересующего объекта. Таким образом, одни аналитики «настроены» на использование статических компонент информации в формируемой ими модельной картине мира, тогда как другие – на использование динамических компонент информации. Подчеркнем, что процесс анализа является неотъемлемой составляющей управленческой деятельности, что должно быть учтено при детализации определения «черного ящика», моделирующего управленческую деятельность человека.
Зададимся вопросом: если теория 2АИА может быть применима к человеку, то ее результаты должны найти свое отражение в некоторых характерных для его деятельности специфических элементах. А поскольку теория 2АИА описывает процесс обработки человеком новой информации, процесс его аналитической деятельности, процесс принятия им решения – то и искать такие экспериментальные апробации нужно в этой области. Рассмотрим широко известные из инженерно-психологических исследований экспериментальные данные по скорости забывания нового материала, проверенные на большом количестве учащихся, включая и студентов. (Одновременно читатель может познакомиться с такими технологиями, которые он может использовать в своей деятельности – особенно это важно для студентов!). В курсах психологии, а, особенно, инженерной психологии, обязательно упоминается о так называемом «эффекте Эббингауза» (Эббингауз (1850-1909) – немецкий психолог). Об этом можно прочитать, например, в учебнике «Общая психология» /Под ред. А.В. Петровского. – М.:Просвещение, 1986. – 464с. – на с. 319. В описании этого эффекта мы следуем этому учебнику. Суть этого эффекта заключается в том, что · Забывание особенно интенсивно протекает непосредственно сразу после заучивания, а затем замедляется. Эббингауз констатировал эту закономерность при изучении процесса забывания заученных отдельных бессмысленных слов. Многочисленные исследования, проведенные после него, показали, что темп забывания зависит и от содержания материала, и от его осознанности. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Однако и относительно осознанный материал забывается сначала быстрее, а затем – медленнее. В общем, количество «сохраненного» материала убывает примерно по спадающей логарифмической кривой с течением времени, причем за первые 9 часов остается в памяти всего около 35% от нового материала, а спустя сутки – всего 25-20%. Чрезвычайно важно, что далее забывание практически прекращается! При этом забывание протекает быстрее во время интеллектуальной работы – то есть как раз во время других занятий. См. книгу Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.:Машиностроение, 1982. – 368с. – на с.88. · Таким образом, экспериментальные сведения гласят, что в памяти человека способно закрепиться не более чем 25% сведений о произвольно взятом событии. Однако мы знаем, что компонент информации есть 8, а 2АИА способен активно оперировать только 2-мя из них. Другими словами, моделируя человека при помощи 2АИА мы делаем теоретический вывод: индивид способен «запоминать» не более чем 25% сведений о событии, с которыми его знакомят. Конечно, мы неявно использовали предположение, что информация распределена равномерно по всем возможным восьми компонентам. Однако если мы будем проводить массовые исследования, описывая самые разные события самым разным людям – в силу закона больших чисел такое положение будет выполнено. Но именно так и проводились исследования эффекта Эббингауза! Таким образом, мы получили первое в науке теоретическое доказательство экспериментально обнаруженного факта, который касается человека! ранее на вопрос: «А почему это так?» – ответ мог быть дан только в виде «так получилось». И только теория 2АИА позволила дать первый в науке ответ на этот вопрос. Одновременно – это обстоятельство явилось и экспериментальным подтверждением того, что теория 2АИА правильно и адекватно отражает основные закономерности управленческой деятельности человека! Из приведенных экспериментальных данных можно сделать несколько важных рекомендаций для организации процесса обучения. Во-первых: повторять новый материал следует сразу же после того, как с ним познакомился. Вот для этого-то и нужны самостоятельные занятия. Во-вторых: учить по учебникам нужно в гораздо большем объеме, чем читается преподавателем на занятиях. Именно по той причине, что, хотя «эффективными» для запоминания конкретным читателем окажутся всего 25% представленных в книге сведений, в учебниках содержится большое количество разносторонних описаний событий! Ведь учебники – ориентированы на широкий круг студентов, - то есть на разные типы 2АИА. По этой же причине в учебнике содержится гораздо большее количество материала, чем дается, например, на лекциях: ведь преподаватель – тоже имеет свой собственный тип 2АИА, и выделяет из всей возможной совокупности сведений – «свои» 25%. А они «подходят» далеко не всем студентам! Как же организовать повторение так, чтобы не было скучно учить одно и то же «по много раз»? Для этого можно воспользоваться – задачами и примерами! Но не любыми, - а такими, которые для своего решения требуют вовлечения большого количества из только что освоенного материала. Более подробно об этом – в книге Шиян А.А. «Руководства по Социальным Технологиям» – см. Интернет-ресурс http://soctech.narod.ru. Вопросы и задачи. 1. Опишите, как именно Вы понимаете тезис о том, что человек является субъектом управления. Приведите примеры из области а) социальных и б) экономических систем. 2. Опишите, как именно Вы понимаете тезис о том, что человек является объектом управления. Приведите примеры из области а) социальных и б) экономических систем. 3. Опишите способы, механизмы и технологии, которые используются для того, чтобы «удержать индивида в повиновении». Как Вы считаете, какие из этих способов являются приемлемыми в современном бизнесе? А в современных социальных условиях? Какие из перечисленных способов являются приемлемыми для Вас лично? 4. Выдерите несколько видов деятельности человека в социальных и экономических системах и опишите типичные интерьеры для этой деятельности. Являются ли они иерархическими? Ответ обоснуйте. 5. Дайте определение социокода – типа социального кодирования индивида. Что Вы сами понимаете под «социальным кодированием»? Зачем нужно социальное кодирование, какую функцию оно выполняет? Приведите примеры социального кодирования, характерных для а) Вашей страны, б) индустриальных (развитых) стран, в) стран индустриально неразвитых (арабские, африканские, азиатские, латиноамериканские). 6. Опишите специфику функционирования механизма трансляции знаний в Вашей стране. Какие социальные институты задействованы в механизме трансляции? Как они функционировали ранее, и как изменилось их функционирование сегодня? Охарактеризуйте уровень доступности каналов трансляции знаний для индивида и тенденции, которые здесь имеют место. 7. Опишите специфику функционирования механизма трансмутации знаний в Вашей стране. Какие социальные институты задействованы в механизме трансмутации? Как они функционировали ранее, и как изменилось их функционирование сегодня? 8. Опишите специфические свойства универсально-понятийного типа социального кодирования индивида. Имеет ли место этот тип социального кодирования в Вашей стране? Приведите аргументацию и примеры. 9. Опишите способ разбиения описания событий на 8 компонент информации. Охарактеризуйте каждую из них. Приведите конкретные примеры. 10. Дайте определение АИА и 2АИА. Сформулируйте те свойства, которые позволяют отнести реальный а) социальный и б) экономический объект к АИА и к 2АИА. 11. Перечислите все 16 типов 2АИА. Опишите несколько (по Вашему выбору) типов 2АИА через характеристики компонент информации на их «входе» и на их «выходе» для а) социальных и б) экономических интерьеров. 12. Перечислите условия, при которых реальный человек будет осуществлять деятельность, которую можно рассматривать в рамках теории 2АИА. Всегда ли, по Вашему мнению, деятельность человека может быть описана в рамках теории 2АИА? Ответ аргументируйте. 13. Опишите деятельность аналитика с точки зрения теории 2АИА. Разбейте множество из 16 типов 2АИА на классы, внутри которых имеется сходство в осуществлении информационно-аналитической работы этими типами. Опишите, в чем именно состоит это сходство. 14. Попробуйте определить присущий для Вас лично стиль информационно-аналитической работы. Приведите аргументы. 15. Попробуйте определить, к какому типу 2АИА Вы относитесь. Приведите аргументы. 16. Попробуйте определить стили информационно-аналитической работы для Ваших знакомых, друзей или родных. Попробуйте определить, к какому типу 2АИА можно отнести проявления их деятельности. Оцените, для кого легче проводить типирование: для себя самого, для родных, для друзей, для знакомых? Как Вы считаете, возможно ли определение типа 2АИА для человека с использованием только рассказов о нем? Ответ аргументируйте. 17. Попробуйте сформулировать требования к учебнику (например, по какому-то вполне определенному предмету), в котором были бы отражены только те сведения, которые Вы в состоянии запомнить. Попробуйте описать технологии учебного процесса, «настроенного» на специфическое для Вас особенности восприятия и обработки новой информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.012 с.) |