User modelling как направление для описания человека в социальных и экономических системах.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

User modelling как направление для описания человека в социальных и экономических системах.



Начиная с 1990-х, интенсивно развивается направление, которое на английском языке получило название User Modelling – то есть «моделирование пользователя». Оно используется как название для двух разных направлений научной и прикладной деятельности.

Во-первых, это действительно моделирование единичного пользователя. При этом используется большое количество моделей самого разного уровня – от вербально-лингвистических, распространенных преимущественно в области менеджмента и, особенно, маркетинга (см., например, Энджел Д., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей.-СПб:Питер,1999.-864с, или соответствующие раздели в книге Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.-СПб:Питер,1999.-896с), и до математических, например, тем, которые используются для описания взаимодействия человека и компьютера или программного продукта (см., например, журнал, который издается с 1991 года – User Modeling and User-Adapted Interaction).

В частности в десятом, юбилейном выпуске журнала User Modeling and User-Adapted Interaction имеется хороший обзор положения, который существует в этой области.

Во-вторых, в 1998 году образован новый научный журнал Journal of Artificial Societies and Social Simulation, который доступен в Интернете по адресу http://www.soc.surrey.ac.uk/JASSS. Это журнал нового типа по способу доступа – однако в нем соблюдены все основные требования к научному журналу, - в частности он подвергается реферированию. В этом, а также во многих других изданиях, производится компьютерное моделирование сети пользователей с целью получить некие характеристики, которые характеризуют уже всю совокупную систему. В частности, в начале 2000-х годов появились статьи, в которых количественно исследуются такие задачи становления общественного мнения, которые могут быть отнесены к задачам маркетинга.

Как правило, направление User Modelling развивается пока что на уровне научных статей, - книги на эту тему изданы пока что только на английском языке, да и то в специализированном виде, доступном, как правило, только подготовленным специалистам. Однако положение чрезвычайно быстро исправляется – появляется все большее количество текстов, которые становятся доступными уже для широкого круга интересующихся.

Главная проблема: адекватное для данного интерьера задание «модели человека».

Таким образом, главная проблема при моделировании социальных и экономических систем может быть сформулирована таким образом:

· синтезировать адекватную интересующему нас интерьеру (контексту) модель человека, понимая под человеком как отдельного индивида, так и их совокупности.

Конечно, при этом необходимо еще разработать методики и технологии для перехода от характеристик индивида к характеристикам их совокупности.

Определение понятия "интерьер" (контекст).

Нам встретился новый термин – «интерьер». Дадим его определение: это необходимо, так как, как мы уже знаем, модель человека зависит от той задачи, которую мы решаем.

Деятельность реального индивида осуществляется в некоторых характерных условиях, определяемых 1) социальным окружением, 2) природными условиями, и 3) фрагментом знания. Будем назвать эти характерные условия интерьером (контекстом деятельности), в котором существует знак и в котором он начинает "действовать" - когда человек прикладывает к нему свою энергию, цель, инициативу.

Знание оформляется в виде знаков. Знак сам по себе не имеет стремления и цели. Он служит просто для 1) оформления знания и 2) для сколь угодно долгого хранения этого знания. Этот термин мы понимаем в обобщенном смысле: для нас знаком является любой текст, в котором зафиксировано знание. Это и рисунок, и действительно текст из книги, и веб-страница, и научная статья...

В этом смысле вообще вся система знаний, которой обладает данный социум, представляет собой единый "текст", разбитый на фрагменты и связанный в единое целое системой перекрестных ссылок.

Текст знания по необходимости разбит на систему фрагментов, каждый из которых не превышает информационной вместимости отдельного индивида. Только при таком условии это знание может быть сохранено в социуме и передано следующему поколению. Для осуществления такой разбивки на фрагменты нужны специальные социальные институты и механизмы.

В массиве знания, в "общем тексте", которым обладает данный социум, хранятся значимые для общества программы деятельности, нормы и модели поведения, взаимодействия между индивидами. Целью такого хранения является обеспечение преемственности социальной жизни. То есть - поддержание и сохранение гомеостаза социума.

Но сам по себе текст - знак - не способен этого обеспечить. Поэтому этот текст обрастает специфическими социальными институтами и механизмами передачи (отчуждения) знаний от живущего поколения к новому поколению. И осуществляет все это тот же смертный индивид из ныне живущего поколения.

Вся эта совокупность социальных институтов и механизмов, обеспечивающих 1) преемственность знания (представленного в виде текста) между поколениями и 2) дробление знания (текста) на фрагменты, соответствующие информационной вместимости отдельного индивида, не принадлежит к самому знанию. Она является как бы отдельным "механизмом трансляции знания".

Пользуясь компьютерной аналогией, можно сказать, что общество представляет собой некий "распределенный процессор" для решения определенных задач (общее знание разбито на фрагменты, носителями которого являются смертные индивиды), и который снабжен "системой перезаписи" знаний на "новые носители" - новые индивиды.

При моделировании социальных и экономических систем нас часто будут интересовать ситуации управленческие – то есть интерьеры управления, управленческой деятельности человека, управленческой ситуации.

Вопросы и задания.

1. Приведите несколько примеров ситуаций, когда слово «управление» употребляется в житейском смысле, а не как научный термин. Опишите, что именно при этом имеется в виду (то есть что имеется в виду в том контексте, в котором это слово применено).

2. В чем, по Вашему мнению, заключается необходимость участия человека в процессе управления? Опишите, когда это участие явно выделено, а когда оно осуществляется в неявном виде, завуалировано, через социальных нормативы, управленческие нормы или правила.

3. Сформулируйте перечень знаний, умений и навыков, которыми, по Вашему мнению, должны обладать Вы как специалист в области экономической кибернетики. Постарайтесь написать в этот перечень в развернутом виде, максимально подробно описывая все, что, как Вы считаете, Вам понадобится в Вашей практической деятельности. Сравните полученный Вами перечень с Государственным нормативом по данной специальности. Прокомментируйте различия (как показывает практика, они всегда есть).

4. Опишите несколько примеров включения человека в контуры управления в рамках технической кибернетики (для этого познакомьтесь с несколькими книгами, или статьями в журналах «Проблемы управления и информатики» или «Кибернетика и системный анализ», выпускаемыми НАН Украины).

5. Приведите несколько примеров разных «психологических моделей человека» из психологической литературы. Прокомментируйте их основные различия относительно описания процесса принятия решений и осуществления управления человеком. Составьте Вашу собственную «модель человека», опираясь на психологическую литературу, и опишите круг задач, для которых она может быть применимой в рамках моделирования социальных и экономических систем.

6. Дайте Ваше собственное определение понятия «интерьер» (или «контекст деятельности) применительно к участию и роли человека в социальных и экономических системах. Для каких задач оно может быть применимо?

7. Сформулируйте Ваш собственный метод для осуществления перехода от «модели одного человека» к «модели совокупности людей» применительно к а) социальным и б) экономическим системам или задачам.

Глава 9. Пример моделирования управленческой деятельности человека
с помощью модели информационного автомата.

Человек как объект и как субъект управления. - Описание интерьера, в котором происходит управление - иерархические системы. - Связь управления с европейским способом социального кодирования индивида. - Разбиение информации о событии на компоненты - "наивный" взгляд и напоминание о 8 ранее введенных компонентах информации. - Определение термина "управление" через компоненты информации. - Введение понятия "информационный автомат" и "двухкомпонентных абстрактный информационный автомат" (2АИА) как простейшего примера. - 2АИА как оператор в пространстве компонент информации. - 16 типов 2АИА - минимальный набор, который способен осуществить оптимальное управление. - Человек как 2АИА. – Вопросы и задания.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.011 с.)