Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как главное действующее лицо в кибернетике.

Поиск

При определении понятия «управление» мы использовали прилагательное «целенаправленная», когда давали характеристику такой специфической деятельности. Сейчас пришло время задаться вопросом: как отличить ту деятельность, которую можно назвать управлением, от обычного рода деятельности человека. Да и, собственно, кто же является субъектом, осуществляющим эту деятельность.

С подобной ситуацией мы столкнулись в главе 3, когда рассматривали понятие «информация». Тогда нам пришлось признать, что информация – по крайней мере в своем социальном и экономическом приложении – может возникнуть только благодаря деятельности человека, и может быть понята тоже только им.

Может ли управление быть осуществлено без человека? Вообще говоря – конечно! Однако мы имеем в виду, что может только без реально существующего сейчас физического присутствия человека. Управление имеет цель: а кто, кроме человека, способен поставить цель?!

Нужно тщательно различать контекст, в рамках которого используются слова «управление» и «целенаправленность». Очень часто мы используем их в контексте переносном, когда переносим на другие объекты специфические только для человека особенности, своего рода «очеловечиваем» их. Например, очень часто мы, описывая рациональное (читай – оптимальное) поведение животного употребляем термины «управление» или «цель». Здесь налицо смешение понятий, - о чем хорошо знают физиологи, четко различая рефлексы врожденные и приобретенные. Знают это и психологи, четко различая сознательную и бессознательную, часто подражательную, «запрограммированную» (очень часто – запрограммированную социальным окружением) деятельность человека. Однако все это вряд ли можно назвать управлением: управлением целенаправленным – подчеркивая то обстоятельство, что оно осуществляется в рамках сознательного усилия человека – мы можем назвать только принятие решений в условиях нового. Более подробно об этом будет в следующей главе.

Таким образом, привнести «цель» в управление может только человек.

Но тогда он – и только он! – должен являться и главным действующим лицом в кибернетике!

Собственно, так оно и есть. Чтобы задать управление, в кибернетике часто используют понятие «целевая функция», - задавая некую функцию, зависящую как от характеристик изучаемой системы, так и от управляющих параметров, для которой мы должны добиваться неких условий (например, их минимума или максимума). В этой целевой функции как раз и выражен весь опыт людей относительно того класса задач, к которому эта функция относится.

Наличие задачи в такой постановке уже тем самым означает, что процедура решения задач такого класса четко определена и задана. И если человек ей следует – то осуществляет ли он управление? Если говорить по сути – то нет! И все же – мы должны согласиться, что он управляет. Налицо – противоречие! Как же быть?

Мы забыли о том, что человек, чтобы управлять чем-то или кем-то, чтобы управлять какой-то ситуацией, он вначале должен сжать информацию, свести ее к какой-то вполне определенной системе терминов-понятий. И только уже для такой модельной системы он и может применить стандартные методы. Но все дело в том, что для одной и той же ситуации или объекта человек может построить много разных моделей! Другими словами, - здесь сам собственно процесс управления переносится на этап моделирования ситуации (объекта). Именно здесь человек должен принять решение, - именно на этом этапе он задает цель. А дальше – а дальше уже следует однозначно заданная процедура – собственно алгоритм решения (например, математического), разработанный и апробированный ранее для этого класса моделей. Подчеркнем – не ситуаций или объектов, а именно моделей: как правило, алгоритмы решений сформулированы в терминах вербальных!

Так что же такое представляет собой процесс обучения – например, в вузе и, конкретно – специальности «менеджмент»? По сути, это не более чем ознакомление с существующими нормативными способами, методами, алгоритмами и методиками решения стандартных для данной научной дисциплины задач. Это подготовка человека, который способен решать стандартный набор задач, и притом решать их стандартными методами. Такое положение отражено даже в Государственном стандарте подготовки специалистов: там введен набор так называемый нормативных дисциплин, и описан (зафиксирован) набор знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник по каждому из образовательных уровней – бакалавр, специалист и магистр. Какова же задача высшего образования с этой точки зрения? Подготовить человека, который может быть встроен в цепочку принятия решений, но встроен в качестве своего рода «запрограммированного процессора», решающего только стандартные задачи и притом стандартным же способом. Но ведь кто-то же должен ставить такие задачи и разрабатывать такие методы их решения, которые впоследствии будут названы «стандартными»! Где этому учат? Об этом мы поговорим в главе 10 нашей книги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.007 с.)