Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как главное действующее лицо в кибернетике.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При определении понятия «управление» мы использовали прилагательное «целенаправленная», когда давали характеристику такой специфической деятельности. Сейчас пришло время задаться вопросом: как отличить ту деятельность, которую можно назвать управлением, от обычного рода деятельности человека. Да и, собственно, кто же является субъектом, осуществляющим эту деятельность. С подобной ситуацией мы столкнулись в главе 3, когда рассматривали понятие «информация». Тогда нам пришлось признать, что информация – по крайней мере в своем социальном и экономическом приложении – может возникнуть только благодаря деятельности человека, и может быть понята тоже только им. Может ли управление быть осуществлено без человека? Вообще говоря – конечно! Однако мы имеем в виду, что может только без реально существующего сейчас физического присутствия человека. Управление имеет цель: а кто, кроме человека, способен поставить цель?! Нужно тщательно различать контекст, в рамках которого используются слова «управление» и «целенаправленность». Очень часто мы используем их в контексте переносном, когда переносим на другие объекты специфические только для человека особенности, своего рода «очеловечиваем» их. Например, очень часто мы, описывая рациональное (читай – оптимальное) поведение животного употребляем термины «управление» или «цель». Здесь налицо смешение понятий, - о чем хорошо знают физиологи, четко различая рефлексы врожденные и приобретенные. Знают это и психологи, четко различая сознательную и бессознательную, часто подражательную, «запрограммированную» (очень часто – запрограммированную социальным окружением) деятельность человека. Однако все это вряд ли можно назвать управлением: управлением целенаправленным – подчеркивая то обстоятельство, что оно осуществляется в рамках сознательного усилия человека – мы можем назвать только принятие решений в условиях нового. Более подробно об этом будет в следующей главе. Таким образом, привнести «цель» в управление может только человек. Но тогда он – и только он! – должен являться и главным действующим лицом в кибернетике! Собственно, так оно и есть. Чтобы задать управление, в кибернетике часто используют понятие «целевая функция», - задавая некую функцию, зависящую как от характеристик изучаемой системы, так и от управляющих параметров, для которой мы должны добиваться неких условий (например, их минимума или максимума). В этой целевой функции как раз и выражен весь опыт людей относительно того класса задач, к которому эта функция относится. Наличие задачи в такой постановке уже тем самым означает, что процедура решения задач такого класса четко определена и задана. И если человек ей следует – то осуществляет ли он управление? Если говорить по сути – то нет! И все же – мы должны согласиться, что он управляет. Налицо – противоречие! Как же быть? Мы забыли о том, что человек, чтобы управлять чем-то или кем-то, чтобы управлять какой-то ситуацией, он вначале должен сжать информацию, свести ее к какой-то вполне определенной системе терминов-понятий. И только уже для такой модельной системы он и может применить стандартные методы. Но все дело в том, что для одной и той же ситуации или объекта человек может построить много разных моделей! Другими словами, - здесь сам собственно процесс управления переносится на этап моделирования ситуации (объекта). Именно здесь человек должен принять решение, - именно на этом этапе он задает цель. А дальше – а дальше уже следует однозначно заданная процедура – собственно алгоритм решения (например, математического), разработанный и апробированный ранее для этого класса моделей. Подчеркнем – не ситуаций или объектов, а именно моделей: как правило, алгоритмы решений сформулированы в терминах вербальных! Так что же такое представляет собой процесс обучения – например, в вузе и, конкретно – специальности «менеджмент»? По сути, это не более чем ознакомление с существующими нормативными способами, методами, алгоритмами и методиками решения стандартных для данной научной дисциплины задач. Это подготовка человека, который способен решать стандартный набор задач, и притом решать их стандартными методами. Такое положение отражено даже в Государственном стандарте подготовки специалистов: там введен набор так называемый нормативных дисциплин, и описан (зафиксирован) набор знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник по каждому из образовательных уровней – бакалавр, специалист и магистр. Какова же задача высшего образования с этой точки зрения? Подготовить человека, который может быть встроен в цепочку принятия решений, но встроен в качестве своего рода «запрограммированного процессора», решающего только стандартные задачи и притом стандартным же способом. Но ведь кто-то же должен ставить такие задачи и разрабатывать такие методы их решения, которые впоследствии будут названы «стандартными»! Где этому учат? Об этом мы поговорим в главе 10 нашей книги.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.007 с.) |