Логические уровни понятий и терминов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логические уровни понятий и терминов.



При моделировании часто приходится использовать понятия и термины – слова, которые обозначают некую общность. Необходимость в такого рода абстракциях возникает уже в самом начале моделирования: хотя часто мы и рассматриваем некий уникальный объект, тем не менее и систему, и модель для нее мы уже формулируем в общем виде, что позволяет говорить о переходе от единичного конкретного объекта к некоему классу однородных (в том или ином смысле) объектов. Поскольку модели разного рода являют собой иерархическую систему (см. главу 2), поэтому происходит углубление смысла и для абстракций, которые используются при их описании.

Таким образом, система понятий и терминов, отражая специфику и роль при построении моделей реальности, также имеет иерархическое строение. Как правило, такое строение рассматривается как углубление смысла, то есть в плане логического сжатия информации, данных и характеристик.

Каждая научная дисциплина может быть задана (описана) посредством тех терминов, которые она использует. Например, когда мы используем термины «квант», «материальная точка», «система отсчета» – сразу же понятно, что мы говорим о физике. А вот когда слышим «валентность», «моль», «элемент» – ясное дело, что речь идет о химии! «Менеджмент», «маркетинг», «фирма», «ресурсы» – это уже экономика. Однако, иногда бывает и так, что в рамках одного текста появляется все это вместе: термины нескольких разных научных дисциплин, - например, на страницах нашей книги, посвященной моделированию социально-экономических систем. В этих случаях вспоминаются слова великого ученого и исследователя В.И. Вернадского: «Мы специализируемся не по науках, а по проблемах»: как правило, речь идет о системном исследовании вопроса, и часто – даже о новом взгляде на него.

Приведем примеры терминов, которые имеют разную смысловую глубину. Для этого обратимся к физике – как к науке, в рамках которой имеется на сегодня наиболее глубокое и методологически корректное использование научной терминологии. Рассмотрим понятия: «квант», «волна» и ««частица». Квант – это термин уже более высокого логического уровня, чем волна и частица. Если последние два термина могут быть использованы в качестве «первичных» – то есть можно привести примеры реальных объектов, которые могут обладать такими свойствами, то для кванта такого уже сделать невозможно. Квант – это совершенно особый объект, который выступает уже как обобщение свойств волн и частиц, - но, конечно же, не сводим к ним! Например, квант вполне способен проявлять свойства и волны, и частицы – но в разных экспериментальных ситуациях, интерьерах и контекстах, - чего о волне или о частице не скажешь. Таким образом, в смысловом наполнении имеет место «смысловое» неравенство: «квант» > «волна» + «частица».

Термины остенсивные и вербальные.

В рамках научной методологии различают два рода терминов.

Термины остенсивные определяются исходя из обобщения реально существующих объектов, явлений, процессов. Фактически, они часто являются просто наименованиями для классов таких объектов, явлений и процессов. Например, термины «волна», «фирма», «руководитель» описываются как обобщение известных слушателю из опыта примеров. А если таких примеров у него нет – тогда вначале следует описание примера, а уж потом переход «совершенно аналогично…», - как, например, в приведенном выше определении самоорганизации у Г. Хакена. Можно сказать и так: термины остенсивные возникают на этапе сжатия информации о реальном мире с целью трансляции (передачи) информации и фиксации в виде знаков эмпирических (то есть – экспериментальных) данных.

Термины вербальные определяются уже только в словесном виде, как своего рода логическая надстройка над терминами остенсивными. Таким образом, описывают они уже не столько реальный мир, сколько наш способ его объяснения, понимания и интерпретации. Чаще всего – вербальные термины появляются на уровне моделирования, и выражают собой определенные теоретические подходы, то есть – способы решения определенных классов проблем, сформулированных на языке сотенсивных терминов. Это и рассмотренное выше понятие «квант», и понятие «редкие ресурсы» (ключевое в микроэкономике), и «менеджмент» (управление бизнесом, организацией и кадрами), и многие, многие другие.

Вспоминая описание научного метода, приведенное в главе 1, можем сказать следующее. Остенсивные термины возникают на уровне постановки задачи, то есть на уровне сжатия информации об интересующей нас конкретной ситуации, объекте или явлении к некоей общности, - что позволяет воспользоваться накопленным опытом предыдущих исследователей (да, собственно, и всех достижений человечества). С практической точки зрения, перевод поставленной перед вами задачи на уровень остенсивных терминов – это уже начало моделирования! Как правило, либо вы получаете задачу уже в таком виде, либо совместно с заказчиком формулируете ее. (Совет: никогда не приступайте к моделированию сами: слова, которые использовал ваш заказчик, он может понимать в совершенно ином смысле! В курсе «Исследование операций», или в рамках любой аналитической дисциплины это обстоятельство всегда подчеркивается и выделяется.) Использование вербальной терминологии – это уже и есть собственно моделирование, разные уровни его смысловой глубины. В процессе моделирования может быть задействовано, вообще говоря, несколько пластов вербальной терминологии (организованных как иерархически, так и гетерархически). Однако затем, в качестве вашего отчета – например, разработанных вами рекомендаций – опять нужно вернуться к терминам остенсивным. Ибо только на таком языке и могут быть описаны те выводы из модели, которые могут быть проверены (измерены, обнаружены) на эксперименте. (Это значит, что отчет, передаваемый заказчику, должен быть сформулирован в терминах остансивных. В ряде случаев – должны быть также предложены методики конкретизации этих терминов для ситуаций, интересующих заказчика.) Таким образом, работа на уровне вербальной терминологии – это, как правило, «черный ящик» для заказчика: это и есть, собственно, «кухня» специалиста в области экономической кибернетики. А для нас, как для специалистов-аналитиков, наша деятельность может быть описана следующей цепочкой: реальный мир ® термины остенсивные ® термины вербальные ® термины остенсивные ® реальный мир.

Термины житейские и научные.

Наконец, следует отметить, что все понятия, используемые человеком, мы можем разделить на 2 класса: понятия научные и понятия житейские.

О понятии научном, или о термине, - мы уже говорили выше.

А понятие житейское - это просто слово, ярлык, который человек использует для обозначения некое нечеткой конструкции. Для обозначения того, смысл чего часто ему самому четко не ясен.

Особую опасность использование житейских понятий приобретает при работе с человеком. Часто создается обманчивая иллюзия, что, используя какое-то название, какой-то "ярлык" для описания того или иного проявления человеческой деятельности, мы можем приобрести "новое знание". Особенно часто сегодня происходит подмена одного термина на другой, заимствованный из другой науки. При этом совершенно забывается, что вне "своей" области науки строгий научный термин немедленно превращается в расплывчатое "житейской понятия". Проще говоря - в "пустое" слово, которое ничего не значит. Причины же такого явления практически очевидны: междисциплинарная разобщенность современной науки и отсутствие форумов, где над изучением какого-то одного явления работали бы бок-о-бок специалисты из нескольких разных областей науки.

Вопросы и задания.

1. Приведите примеры упорядоченных образований – когерентных структур – для области а) социальной и б) экономической жизни. Обоснуйте Ваше мнение.

2. Приведите примеры а) социальных и б) экономических циклов. Результатов функционированию каких упорядоченных структур, по Вашему мнению, они могут являться? Обоснуйте Ваше мнение.

3. Опишите, в чем, по Вашему мнению, состоит различие между «организацией» и «самоорганизацией» для а) социальных и б) экономических объектов и систем. Приведите примеры как для организации, так и для самоорганизации. Обоснуйте Ваше мнение.

4. Приведите примеры иерархических а) социальных и б) экономических объектов. Опишите потоки (ресурсов, финансов, информации и т.д.), на фоне которых образуются такие объекты, выделяя разные уровни иерархии. Опишите, что, по Вашему мнению, служит критическим потоком для появления а) отдельного объекта, б) для уровня иерархии.

5. Опишите а) социальную и б) экономическую систему (объект) как «живой» объект. Что именно, какие именно образования или структуры могут для социальных и экономических объектов рассматриваться как «полупроницаемая активная мембрана»? Что Вы понимаете под «полупроницаемой», под «активной»? Что, по Вашему мнение, может выполнять роль «генома» для социальных и экономических систем?

6. Рассматривая реалии политической, социальной и экономической жизни стран мира, приведите примеры «общечеловеческого» подхода на уровне планетарной политике, социальной жизни и экономики.

7. Предложите Ваш собственный сценарий (план организационных мероприятий) для выработки осознанной – на уровне всей планеты – цели управления на уровне всей планеты. Выделите, что, по Вашему мнению, способствует установлению такой цели и что мешает, препятствует ее достижению.

8. Сформируйте логическую иерархию терминов и понятий для какой-либо из изученных Вами учебных дисциплин. Приведите ее описание и обоснование Вашего выбора.

9. Приведите примеры ситуаций, когда одно и то же слово используется в виде понятия житейского и понятия научного. Рассмотрите область социальных и экономических наук в качестве примера. Подсказка: используйте СМИ – газеты, журналы, политические, социальные или экономические телепрограммы в качестве источника подмены смысла «хлестким» словом-термином.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.009 с.)