Иерархические системы, иерархия моделей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иерархические системы, иерархия моделей.



Социальный и экономические системы являются иерархическими. Это значит, что система более низкого уровня входит в качестве составной части – подсистемы – в систему более высокого уровня иерархии.

Пример структурного описания иерархически организованных систем приведен на Рисунке:

В общем случае один и тот же изучаемый объект может входить в совершенно разные иерархические системы. Например, рассмотрим менеджера, работающего на фирме. С одной стороны, он входит составным элементом в такую иерархию систем: менеджер ® фирма ® экономика региона ® экономика страны ® глобальная экономика планеты, а, с другой стороны, он же входит и в такую иерархию систем: человек ® семья ® народ ® культура (этнос) ® человечество. Фактически, мы рассмотрели две иерархии, одну из которых можно назвать экономической, а другую – иерархией культур. Конечно, не во всех этих системах, и не на всех уровнях этих систем рассматриваемый нами менеджер «проявляется» одинаково сильно. Однако мы знаем, что есть люди, которые – либо «по долгу службы» (то есть своей должности или положения), либо по своим личностным характеристикам – что они «проявляются» одинаково сильно на многих (крайне редко – на всех) иерархический уровнях какой-то иерархии систем. И все же – все же такие люди есть: вспомним хотя бы Альберта Эйнштейна… Таких людей, на самом деле, есть достаточно много – их общее количество увеличивается по мере уменьшения номера иерархического уровня. Мы к этому еще вернемся в последних главах книги.

Вопросы.

1. Дайте определение понятия «система». Перечислите ее составные части. Приведите пример а) социальной и б) экономической системы, выделяя в ней характерные для системы компоненты.

2. Опишите возможные классификации систем. Приведите конкретные примеры систем для каждого их перечисленных классов. Выделите в каждом примере характерные для системы компоненты.

3. Что такое системный анализ? Приведите Ваше собственное определение этого термина. Определите, от чего – предмета, метода, субъекта или объекта исследования, цели – Вы отталкивались в этом определении.

4. Приведите Ваше собственное определение модели. Опишите, чем оно отличается от приведенного в тексте.

5. Опишите разные аспекты подобия между моделью и моделируемым ею фрагментом реальности. Приведите конкретные примеры по каждому из аспектов.

6. Опишите систему классификации моделей по глубине их формализации. Приведите конкретные примеры моделей для каждого из уровней. Приведите пример моделирования одного и того же а) социального и б) экономического объекта (процесса, явления, системы), для которого возможно построение разных по глубине формализации моделей. Как они связаны между собой?

7. Опишите, что Вы понимаете под иерархией систем и под иерархией моделей. Как Вы считаете, является ли это одним и тем же? Если это одно и то же, то как с этим соотносится переход от рассматриваемой модели к модели, обладающей более высоким уровнем формализации?

Задачи.

1. Опишите следующие объекты как системы: а) Ваш институт, б) банк, в) политическую партию, г) аграрную фирму, д) сеть продовольственных магазинов. Постройте на базе каждого такого объекта несколько разных систем.

2. Проведите системный анализ конкретного социального или экономического объекта (см., например, задачу 1), выделяя каждый их характерных этапов такого исследования.

3. Постройте иерархию моделей по уровню их формализации для конкретного социального или экономического объекта (если нет на примете чего-то своего – см.. например, задачу 1). Интересно, сумели ли Вы выстроить всю цепочку?! Подсказка: воспользуйтесь литературой – учебниками, монографиями, научными журналами.

4. Опишите иерархию систем для конкретного социального или экономического объекта. Удалось ли Вам построить несколько разных таких иерархий?! Подсказка: каждая система иерархий – это определенная «точка зрения» как на сам рассматриваемый объект, так и на мир в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.004 с.)