Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разбиение информации о событии на компоненты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим совокупность сведений о некотором вполне определенном событии (описание, данные, параметры, характеристики – в общем, все то, что составляет понятие «информация»). Опишем, на какие классы мы можем разложить эти сведения. Под термином событие мы понимаем здесь любое явление, факт, процесс, объект, и т.п. в условиях, когда производится его описание. Например, - с целью осуществления в дальнейшем управления им или с целью использования его в управленческой системе. Для этого о выделяются данные, сведения, параметры, характеристики и т.п., благодаря которым данное событие полагается заданным (или фиксированным, зафиксированным) с требуемой степенью точности.
Прежде всего – мы сможем в описании этого данного конкретного события выделить те характеристики, которые относятся к описанию целого класса событий, которые подобны рассматриваемому. Они, по сути, характеризуют не это само событие, а целый класс, и относятся они к целому классу «подобных» – в том или ином смысле – событий. Мы можем выделить также и совокупность характеристик, которые относятся именно к этому события – фактически, все они будут являться своего рода маркерами-ярлыками именно для этого, исследуемого нами события. Вот они-то и будут характеризовать именно исключительно только рассматриваемое нами событие. И один, и другой класс характеристик – в общем случае распределение данных (сведений) по ним зависит от «точки зрения», которая имеется у исследователя. Однако, как только мы зафиксировали эту точку зрения – разделение сведений по классам производится уже на альтернативной основе. Это значит, что каждая характеристика объекта (события) может быть отнесена нами только к одному классу – либо к классу «общих» характеристик, либо к классу «конкретных» характеристик о данном объекте. Поэтому в практической деятельности вот эта, «изначальная» установка исследователя должна быть обязательно объективизирована, - ибо именно ею и определяется результат. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно при осуществлении практической деятельности, когда приходится моделировать деятельность конкретных людей. Сказанное здесь относится не только э рассмотренной выше дихотомии – оно относится также и к рассматриваемым ниже дихотомиям. Теперь можем дать такое определение: Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.), которые характеризуют рассматриваемое событие при помощи описания класса «ему подобных» событий, называется обобщающими характеристиками, или обобщающими компонентами информации. Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.), которые характеризуют рассматриваемое событие при помощи описания отличительных черт, благодаря которым данное конкретное событие может быть дифференцировано от остальных «ему подобных» событий, называется детализирующими характеристиками, или детализирующими компонентами информации. Внутри класса обобщающих компонент информации может быть произведено разделение еще на два альтернативных класса. а именно: рассмотрим строение каждой классификационной системы. Во-первых, она содержит описание своих «опорных элементов», которые являются своего рода «эталонами для сравнения» или «наиболее типичными представителями» данного класса. фактически, такими опорными элементами задается структура всего рассматриваемого класса описаний событий. Во-вторых, рассматриваемый класс событий должен быть описан при помощи задания границ его применимости. Как правило, для этого задаются описания элементов (а также сведений, характеристик, и т.п.), которые являются разграничивающими для данного класса, которые отделяют его от других классов из этой же или иной классификации. Таким образом, приходим к следующим определениям для выделения компонент внутри класса обобщающих компонент информации. Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.), которые являются описаниями «опорных элементов», своего рода «эталонами для сравнения» или «наиболее типичными представителями» данного класса событий, которыми задается структура всего рассматриваемого класса описаний событий, называются структурными компонентами информации. Часто такое компоненты информации отражают своего рода «топологические» характеристики – то есть они являются инвариантами при сравнительно существенных преобразованиях данного класса. Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.), с использованием которых рассматриваемый класс событий могут быть описаны границы его применимости, которые разграничивают данный класс, которые отделяют его от других классов из этой же или иной системы классификации, называются граничными компонентами информации. Часто такое разделение является своего рода «мембраной», которая «пропускает» внутрь класса только вполне определенные характеристики, параметры, данные. Среди класса детализирующих компонент информации также может быть произведено разбиение еще на две альтернативные группы. К первой группе будут отнесены сведения, которые описывают исключительно только данное конкретное событие, безотносительно его связей с другими, аналогичными ему событиями. Ко второй группе будут отнесены лишь те сведения, которые описывают собственно связи именно этого события с другими, ему подобными событиями. Таким образом, получаем еще два определения: Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.) о событии, который характеризует именно это событие и относится исключительно только к этому данному событию (безотносительно его связей с другими, аналогичными ему событиями), называется объектными компонентами информации. Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.) о событии, который характеризует описание собственно связи (отношения данного события к другим, взаимоотношения между данным событием и другими) именно этого события с другими, ему подобными событиями (безотносительно к описанию самого события, называется связующими компонентами информации. Наконец, описание исследуемого события может быть разделено еще на два класса, которые охватывают и которые характерны для каждого из четырех перечисленных выше классов компонент информации. Внутри каждого из таких классов могут быть выделены сведения о процессах и состояниях. Таким образом, необходимы еще два определения: Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.) о событии, который характеризует рассматриваемое событие как инвариантное во времени («застывшее», стационарное, неизменное, статическое), называется статическими компонентами информации Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.) о событии, который характеризует рассматриваемое событие как изменяющееся во времени (динамическое, «текущее», нестационарное, неинвариантное во времени), называется динамическими компонентами информации. В результате проведения такой процедуры приходим к тому, что, окончательно, сведения о произвольном событии могут быть разделены на восемь непересекающихся между собой классов. Другими словами, каждое из данных о событии может быть отнесено только к одному из выделенных выше классов информации. Полезно сравнить данные здесь определения, представляющие собой по сути процедуру разбиения массива сведений (базы данных) на классы, с системой строгих определений, данных для произвольной иерархической системы в главе 3. Фактически, здесь описано то же самое, однако ориентированное на практическую деятельность – своего рода алгоритм для выделения таких компонент информации. Это и не удивительно: сама процедура классификации являет собой процедуру упорядочения сведений в иерархическую систему, и нет ничего удивительного в том, что она описывается 8-ю компонентами, характерными как раз для иерархических систем. Схематически описанную выше технологию разбиения базы данных на классы-компоненты информации (процедуру выделения компонент информации из данного общего описания) можно представить такой таблицей:
Подчеркнем еще раз: для данного конкретного случая разбиение базы данных – выделение 8-ми компонент информации – вообще говоря может быть произведено, в ряде случаев, неоднозначно. То есть одни и те же данные могут быть отнесены к разным компонентам информации. Способ разбиения данной базы данных на компоненты информации задается целью исследователя – то есть изначальной точкой зрения конкретного человека. Иногда это может быть даже связано с моделью мира, присущей данному индивиду. А иногда – такое разделение задается целью исследования. В практической деятельности это обстоятельство должно обязательно учитываться: часто анализ именно этой стороны деятельности человека позволяет чрезвычайно точно прогнозировать его дальнейшее поведение. Вначале такой анализ осуществляет с трудом, - однако в дальнейшем, по мере накопления практики, он становится привычным способом экспериментального изучения мира. Определение термина "управление" через компоненты информации. Теперь, когда введено пространство информации и выделен базис из 8-ми его компонент, можно перейти к строгому определению понятия «управление». Преобразование (изменение) компонент информации будем называть управлением. Такое определение соответствует данному в главе 3. Это определение является алгоритмическим, так как в явном виде задает процедуру для определения наличия управления. Как можно, пользуясь введенным определением, ответить на вопрос: а было ли в системе произведено управление? Для этого необходимо осуществить 3 последовательных этапа. Во-первых, выделяем 8 характеристик системы, разбивая базу данных на 8 классов, описывающих наполненность компонент информации (для нашей системы, конечно). Таким образом, получаем описание системы в какой-то определенный момент времени. Во-вторых, производим ту же самую процедуру некоторое время спустя. В-третьих, сравниваем описания нашей системы «до» и «после», - то есть в начальный и конечный момент времени. Если в рамках каждой из компонент информации характеристики системы не изменились – значит, у управление над системой не осуществлялось. Если же такое изменение наблюдается – то зафиксирован сам факт осуществления управленческого воздействия. При этом мы получили возможность даже описать, а в чем, собственно, и проявилось это управленческое воздействие. Сравнивая с совокупностью определений, которые даны для понятия «система» в главе 2, можно заключить, что при помощи такого алгоритма можно определить управление, которое имеет целью изменение системы. последнее обстоятельство чрезвычайно важно как раз для социальных и экономических объектов, цель управление которыми как раз и состоит в их изменении! Введение понятия "информационный автомат" и "двухкомпонентных абстрактный информационный автомат" (2АИА) как простейшего примера. Рассмотрим объект, который способен осуществить управление в том смысле, которое описано выше. Для него можно дать такое определение: Объект, который воспринимает (усваивает) информационные компоненты о состояниях и или процессах в рассматриваемой ИСС, и который способен трансформировать (изменять) состояния и/или процессах в ней (на том же самом и/или других иерархических уровнях) называется абстрактным информационным автоматом (АИА). Такое определение сформулировано для иерархических самоорганизованных систем, - однако, как мы видели, те же самые конструкции для компонент информации получаются и в рамках системного анализа, - то есть это определение оказывается пригодным для произвольной системы. В приведенном определении явно выделена способность нашего объекта-АИА к изменению состояний и/или процессов в ИСС - то есть к управлению ними. Фактически, АИА рассматривается как отдельная ИСС (некий отдельный объект), который способен в ответ на влияние внешних условий соответствующим образом изменять социальные или экономические системы. Таким образом, АИА мы можем рассматривать как имеющие такое строение < блок восприятия ½ блок активности> Сконструированные таким образом АИА своим первым блоком воспринимают (усваивают) определенные компоненты информации и трансформируют их в (вообще говоря - другие) компоненты информации, в рамках которых и происходит активность ("творчество", "управление") данного АИА. Другими словами АИА, который построен согласно такому правилу, может быть рассмотрен как объект, реализующий набор методов (алгоритмов, режимов) управления на данном уровне иерархии в ИСС. АИА являются преобразователями именно в информационном смысле: их активность должна пониматься в плане изменения характеристик ИСС. Но для реализации такой активности АИА не обязательно должен манипулировать некими объектами самостоятельно: например, для социальных систем "слово" (идея, лозунг, подпись, и т.п.) часто вполне достаточно для управления. Другими словами, вполне достаточно только способности АИА к программированию активности других АИА. Построенные выше АИА могут формировать самоорганизованные системы в случае, если они имеют способность обмениваться информацией между собой. Такую способность к информационному обмену мы будем называть социализацией или " вербализацией " информации, а символы, которые необходимы для такой социализации, мы будем называть " языком ". Символы любого такого языка являются нечеткими многозначными переменными, - необходимость этого следует, например, из того факта, что АИА, которые реализуют различные режимы управления (например, творят по различным компонентам информации), должны общаться между собой. Следовательно, в те же самые языковые формы (например, высказывания) различные АИА могут вкладывать различный смысл - эти эффекты хорошо известны при коммуникации людей. В качестве такого языка Человечеством используется весь пласт культуры и науки, так как некоторые проявления его деятельности (например, описывающие социальные процессы или индивидуальное состояние человека) очень трудно выразить словами (так, многое в функционировании человека определяется "неписаными законами" или "общепринятыми обычаями"). Кроме того, некоторые виды активности человека (например, жестикуляция, поведение, эмоция) часто сами служат в качестве неких "языковых символов". Таким образом, полученную систему АИА можно рассматривать как совокупность самопрограммируемых объектов, когда один АИА может программировать деятельность другого, так как коммуникация между этими АИА может происходить как по первой (программной), так и по второй (творческой) компоненте информации (мы будем использовать также термины " программная и творческая функция (компонента, блок) ").
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.011 с.) |