Гигиеническая оценка расписания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническая оценка расписания



Учитывая динамику работоспособности учащихся, для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать трудность предмета и преобладание статического или динамического компонента во время занятий (динамический компонент преобладает на уроках труда, физкультуры, пения и т.п.).

Деление предметов на легкие и трудные - очень относительно, трудность их зависит от индивидуальных способностей учащихся, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Поэтому единого критерия трудности школьных предметов нет ни у педагогов, ни у гигиенистов, ни даже у самих учащихся. Условно предметы в порядке убывания их трудности можно распределить следующим образом: математика, физика, химия, иностранный язык, родной язык и литература, география, биология, физкультура, трудовое обучение, черчение, ИЗО, музыка и пение.

Для учащихся младших классов наиболее трудны математика и чтение. В 5 - 8-х классах предметами первой степени трудности являются математика, русский и иностранный языки. Для старшеклассников наибольшую трудность представляют математика, физика, обществоведение, иностранный язык.

Наблюдения, проведенные НИИ гигиены детей и подростков Российской Федерации показали, что предметы, с которыми учащиеся впервые встречаются при обучении, оказывают наиболее выраженное утомляющее действие. В младших классах наиболее утомительными предметами являются чтение (1- 2-е кл.), природоведение (в 3-м), история (в 4-м), в средних классах - география, физика, химия, в старших классах - физика, химия, математика, география, литература.

Правильное распределение уроков достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием предметов: трудные уроки сменять более легкими, а уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, уроками, построенными, в основном, на использовании сигналов первой сигнальной системы.

Предметы, требующие значительного умственного напряжения, необходимо ставить на 2-й - 3-й уроки, легкие - на последние. На понедельник и субботу следует планировать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть наиболее нагруженными.

При составлении расписания уроков следует избегать сдваивания уроков, расположения в расписании друг за другом уроков, сходных по характеру рабочих операций на них, таких как физика и математика, история и география, русский и иностранный языки и т.п. Нецелесообразно сдваивание уроков по труду, так как длительное действие однообразных раздражителей при этом приводит к более выраженному утомлению и неблагоприятно скажется на последующих занятиях.

Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, рисования, пения, что создает благоприятные условия для переключения учащихся с умственной деятельности на физическую.

Такое переключение служит активным отдыхом и создает условия для восстановления функциональной активности клеток коры головного мозга и обеспечивает более высокую работоспособность, как в течение учебного дня, так и в течение всей учебной недели.

По той же причине следует избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным, приводят к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Сдвоенные уроки допустимы в старших классах при проведении контрольных работ по математике, написании сочинений, лабораторных работ по химии и физике. Контрольные работы требуют от учащихся большого напряжения умственных и психических сил. Наиболее целесообразно проводить контрольные работы в те дни и часы, когда работоспособность учащихся наибольшая. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, на последних уроках.

Благоприятное влияние на функциональное состояние организма оказывают правильно организованные уроки труда и физкультуры, на которых преобладает динамический компонент (динамическая нагрузка). Это является мощным фактором сохранения работоспособности учащихся и улучшения функционального состояния в течение учебного дня и недели.

Наиболее благоприятную динамику работоспособности обеспечивают эти уроки при проведении их на 3-м или 4-м часу, то есть при появлении начальных стадий утомления. В этом случае переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у учащихся и повысит их работоспособность на 5 - 6-м уроках.


 

Расписание уроков 6 класса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.004 с.)