Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ш
Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена артикуляция звука Ш. Проделай указанные движения.
Во время чтения сказки взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и, глядя в него, со вместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначен в правой части таблички). Если ребенок не может правильно произнести звук Ш, его произносит только взрослый.
Приключения Ветерка1
Текст читает взрослый
| Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого
| Вокруг Ветерка темная и мрачная пещера.
| Широко открой рот.
| Задача Языка, грозного стражника пещеры, — устроить преграду Ветерку, не пропустить его к выходу. Язык своими боками прижимается к верхним Зубам, а передней частью поднимается вверх, к «потолочку». Язык пытается преградить Ветерку дорогу.
| Широкий язык подними к нёбу, но не касайся его.
Боковые края языка прижми к верхним коренным зубам.
| Еще чуть-чуть, и путь к свободе будет совсем закрыт! Ветерок с силой прорывается в щель между поднятым Языком и «потолочком».
| Подуй на кончик широкого языка, поднятого к нёбу.
| Делает он это так быстро, что Зубы не успевают сомкнуться и закрыть ему выход. Между Зубами остается довольно широкая щель. В нее-то и выскакивает радостный Ветерок.
| Вытяни губы вперед, разомкни зубы, ocтавив между ними «дорожку» (расстояние в 4-5 мм). Отчетливо, длительно, многократно произнеси звук Ш.
| Герой преодолел все преграды, перехитрил стражников и шипит от радости, да так сильно, что удивленные Губы вытягиваются вперед.
| Приблизь ладонь ко рту, почувствуй широкую струю теплого воздуха. Обрати внимание на вытянутые вперед губы.
| Часто во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильны й звук Ш. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту - логопеду.
1 Начало и продолжение сказки смотри на с. 10, 34.
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ш
Заучи, как правильно нужно произносить звук Ш.
Губы круглые, вытянуты вперед.
Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая дорожка».
Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».
Горлышко не гудит.
Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш____
ЭТАП ТРЕТИЙ СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Закрепление произношения звука Ш
В одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
Говорит взрослый Говорит ребенок
Уложили малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.
Шапку новую ношу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Поздравленье напиши, ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Дождь покапал и прошел, шол-шол-шол, шол-шол-шол.
Как прекрасно на душе, ше-ше-ше, ше-ше-ше.
За окном — шуршание шин, шин-шин-шин, шин-шин-шин. Уронили мы горшок, шок-шок-шок, шок-шок-шок.
Закрепление произношения звука Ш в различных прямых слогах
Четко, не торопясь повтори разные слоговые «шипелки».
ша-шу-ши шо-шу-ши шо-шу-ша ши-шу-шэ
ши-ша-шо ша-ши-шо шэ-ши-шо шэ-шо-ши
|