Различение звуков Ш - жнаслух
Ребенок обычно смешивает звуки Ш — Ж не в произношении, а только на слух (вместо слов нужны шары, шажок крайне редко можно услышать нушны жары, жашок).
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
Работа по дифференциации звуков Ш — Ж на слух помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а также является основой грамотности письма.
Дифференциация изолированных звуков Ш — Ж
Возьми картинки-символы звуков Ш и Ж из Приложения 1. Послушай, а затем изобрази, как выходит воздух из лопнувшей шины (Ш), как жужжит пчела (Ж).
Обрати внимание на работу горлышка (голосовых связок): когда произносишь звук Ж, горлышко гудит, звук звонкий; когда произносишь Ш, горлышко не гудит, звук глухой.
Возьми символы звонкого и глухого звуков (домики с колокольчиками) из Приложения 2 и объясни, какой звук Ш или Ж изображает домик с колокольчиком (звонкий звук Ж), с зачеркнутым колокольчиком (глухой звук Ш).
Показывая поочередно на разные картинки-символы, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.
Дифференциация звуков Ш — Ж в словах. Формирование навыков звукового анализа
Из Приложений 10 и 11 возьми картинки со звуками Ш и Ж в названиях, переверни их и смешай. Положи символы звуков Ш и Ж из Приложения 1. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук, который спрятался в каждом слове (Ш или Ж).
Дифференциация звуков Ш — Ж в словах с подобным звучанием. Формирование навыков звукового анализа
Глядя на картинки-символы из Приложений 1 и 2, назови звук Ш или Ж, который спрятался в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.
Шаг — жар. Жаба — шайба. Шапка — жалко. Шпалы — жало. Ежата — мышата. Лежать — мешать. Жатва — шатко. Сажа — наша. Кожа — ноша. Рожок — горшок. Порошок — пирожок. Пушок — лужок. Ожог — мешок. Дрожу — прошу. Ужин — уши. Нужен — груши. Женя — шея. Нужно — душно. Каждый — кашка. Ждали — шпалы.
Дифференциация звуков Ш — Ж в словах,
Отличающихся одним звуком. Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Послушай слова. Глядя на картинки-символы из Приложений 1 и 2, назови звук Ш или Ж, который спрятался в каждом слове. Замени его на противоположный и назови новое слово.
Помните, что ребенок анализирует не буквенный, а звуковой состав слова (в слот «жутко» — «шутка» последние буквы разные, а звуки одинаковые!).
Луша — (лужа). Леша — (лежа). Жутко — (шутка). Жить — (шить). Жила — (шила), Брожу — (брошу). Машут — (мажут). Нашивка — (наживка). Шар — (жар). Жест- (шест). Шарить — (жарить). Шалость — (жалость). Крушить — (кружить). Сажа-(Саша). Тужить — (тушить). Жесть — (шесть).
Дифференциация звуков Ш — Ж в словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Послушай неполные слова. Закончи их, глядя на слоги-подсказки. На слух опреде ли звук Ш или Ж, который спрятался в каждом слове.
В случае затруднений пользуйся картинками - символами из Приложений 1 и 2.
Жи ши
Каранда.... Камы.... Эта.... Зверены.... Гара.... Ланды.... Черте.... Экипа.... Ша-1 ла.... Клави.... Мане.... Детены.... Вклады.... Стелла....
Дифференциация звуков Ш — Ж в наборе слов.
|