Дифференциация изолированных звуков С — СЬ
Возьми картинки-символы звуков С и СЬ из Приложения 1. Послушай, а затем изобрази, как свистит насос (С), как свистит баллончик (СЬ).
Обрати внимание на разницу звучаний: когда произносим С, звук резкий, твердый; когда произносим СЬ, звук ласковый, мягкий.
Возьми символы твердого и мягкого звуков (домики с рожицами) из Приложения 3 и объясни, какой звук С или СЬ изображает домик с сердитой рожицей (твердый звук С), с веселой рожицей (мягкий звук СЬ).
Показывая поочередно на разные картинки-символы, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.
Дифференциация звуков С — СЬ в словах. Формирование навыков звукового анализа
Возьми картинки со звуками С и СЬ в названиях из Приложений 5,6, переверни их и смешай. Положи символы звуков С и СЬ из Приложения 1. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук, который спрятался в каждом слове.
Дифференциация звуков С — СЬ
В словах с подобным звучанием.
Формирование навыков звукового анализа
Глядя на картинки-символы из Приложений 1,3, назови звук, который спрятался в каждом слове, — С или СЬ. Четко проговори пары слов.
Сани — сени. Сад — сядь. Сын — синь. Сито — сыпать. Синий — сытый. Сотня — семга. Гусаки — косяки. Усатый — десятый. Косы — косим. Боксер — фасоль. Кусать — висеть. Весы — висит. Косынка — косилка. Бусинки — бусы. Носы — носи. Васька — каска. Миска — письма. Брось — трос. Весь — вес. Плюс — брысь. Лось — лис. Рис — рысь.
Дифференциация звуков С — СЬ в наборе слов.
Формирование навыков звукового анализа. Развитие слуховых памяти и логического мышления
Послушай по 3 слова. Глядя на картинки-символы из Приложений 1 и 3, определи звук (С или СЬ), который спрятался в каждом слове. С учетом звуков выбери и назови лишнее слово. Подробно объясни свой выбор.
Например: фасоль — осел — несет. Лишнее слово — фасоль, потому что в нем слышим твердый звук С, в остальных словах — мягкий звук СЬ.
При затруднениях следует вернуться к предыдущему упражнению.
Сытый — синий — сила. Кассета — кисель — доска. Усы — осина — носилки. Косы — лоси — весы. Лиса — полоса — лисята. Посадки — гусята — поросята. Тесьма — тесно — весна. Свадьба — свекла — свалка. Слева — слабый — сладкий. Стая — степи — ставни. Смех — сметана — статуя. Спать — спеть — стать. Снег — свет —стоп.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНО ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА 3
Звонкий согласный звук 3 является производным от базового глухого звука С. Формирование производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходного по артикуляции базового звука.
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука 3
Заучи, как правильно нужно произносить звук 3.
Губы улыбаются.
Зубы на маленьком расстоянии.
Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка канавка.
Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. 3____
Закрепление произношения звука 3 в одинаковых слогах.
Развитие чувства рифмы
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
|