Тема №10. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее (2 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №10. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее (2 ч)



Цель лекции: -Рассмотреть вопросы государственной организации Российской Федерации в настоящее время и проанализировать перспективы его развития с учётом современных государственно-политический процессов;

 

Ключевые слова: традиции, государственность, революция, реформа, прогресс, суверенитет, власть, федерализм, демократия

 

План лекции:

1. Россия - суверенное, демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское государство

2. Система государственной власти в РФ

3. Перспективы развития российского государства.

4. Теория и практика формирования правового государства в российском обществе.

 

1. Россия - суверенное, демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское государство

С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.

Напротив, усилились радикализм, революционность (решительность) методов проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией и реформой. Революция — это переворот, быстрое изменение политических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества, производимое с преодолением сопротивления социальных слоев, классов. Это разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, революция также разрушает и устраняет устаревшие, отжившие отношения и порядки. Реформа — изменение, преобразование, бережно воспринимающее от прошлого все истинно ценное и полезное, проводимое через компромиссы и общественное согласие, без разжигания конфликтов и противоречий. Словом, реформы связаны с эволюционным развитием общества.

Мировой опыт показывает, что результативные реформы могут проводиться при наличии целого комплекса условий: научно обоснованных программ, понятных и четких целей; высокопрофессионального управления преобразовательным процессом, учитывающего приоритетность и последовательность проводимых мероприятий; продуманных и выверенных методов реформирования; правдивого разъяснения сути, целей и последствий реформ для общества и личности, вовлечения в процесс реформ как можно больше населения. Примерно по такой схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их высокая и устойчивая результативность.

Российские реформы были сориентированы на западные общественные ценности. Либерализация цен, приватизация и другие крутые меры вконец разбалансировали экономику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок, вызвали обнищание подавляющей части населения и невиданно бурную кримина-лизацию общества. Однако не стоит искать причину этих последствий в самой, например, приватизации. Без научного подхода, без осознания населением целей, способов приватизации успешное проведение ее было просто невозможно. Бесцельная приватизация бессмысленна. Основная же цель ее сугубо экономическая: сменить собственника, чтобы объекты бывшей государственной собственности лучше управлялись и эффективнее функционировали, чем до приватизации. В нашей стране приватизация обернулась разграблением, разбазариванием огромного состояния, созданного трудом многих поколений людей, неслыханным обогащением незначительной части общества, породила целый шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент государства оказался основательно подорванным, в обществе нарастали недовольство, напряженность, конфликты.

Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился острый конфликт, началась жесткая конфронтация законодательной и исполнительной ветвей власти. Российская государственность оказалась у опасной черты саморазрушения. После разрешения этого конфликта с помощью военной силы последовали призывы к укреплению Российского государства, но реальные шаги в этом направлении не были сделаны. Напротив, события в Чечне еще больше подорвали престиж важнейших государственных институтов — армии, МВД, органов государственной безопасности.

Сегодня укрепление Российского государства — властное веление времени, неотложная необходимость. В укреплении государства объективно заинтересованы всё партии и политические движения, общественные организации и ветви власти. Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную. реализацию интересов своих сторонников, а органы государства — направить свою энергию на его благо.

Сильное, активно функционирующее государство-важнейшее условие выхода из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, не возродятся российская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее Российское государство — самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособности страны, поддержания мира в мировом сообществе.

Для укрепления российской государственности необходимо, во-первых, вернуть государству, его органам доверие народа, во-вторых, выяснить и устранить причины, обусловившие ослабление государства, в-третьих, разработать научно обоснованную концепцию его развития и укрепления. При разработке последней надо учитывать, что первоосновой российской государственности испокон веков были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая роль в укреплении государства русского народа. Сегодня особую актуальность приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государства.— это его эффективное функционирование в интересах общества и личности.

 

2.Система государственной власти в РФ

 

Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.

Механизм Российского государства — это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности — демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма.

Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан — важнейшая конституционная обязанность органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц, работников государственных органов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.

Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.

Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.

Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации, и субординации.

Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государства представляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом деле дилетантизм выражается в отсутствии Необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений.

Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чиновников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня — пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов.

Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Президент Российской Федерации. Институт президентства возник в бывшем Союзе в 1990 г., не имея аналогов в отечественной истории. В России пост Президента был введен на основании референдума 17 марта, 1991 г. Первый Президент РФ был избран 12 июня 1991 г.

По Конституции РФ Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент обладает широкими полномочиями — представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и т. д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны.

Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.

Подобные полномочия Президента если и целесообразны, то, видимо, лишь на переходный период. Для их выполнения создан внушительный, (около 2 тыс. сотрудников) аппарат. По сути дела, в стране действует два аппарата исполнительной власти — президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффективной.

Кроме того, Президент Российской Федерации есть носитель персонифицированной ответственности за принимаемые им решения и их социальные последствия. Он не может переложить эту ответственность ни на своих помощников, ни на свое окружение.

Новый для нашей страны институт президентства, несомненно, будет подвергаться критической оценке с точки зрения его полезности и необходимости для народа, для страны.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимают постановления.

Законодательная функция распределена между палатами неравномерно. Федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их. Но если закон отклонен, Дума может провести повторное голосование и принять его. В принятии федеральных конституционных законов участвуют обе палаты.

Значительное место в компетенции парламента России занимают полномочия, связанные с формированием высших органов государства. По представлению Президента Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора России. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства и др.

Правительство Российской Федерации реализует исполнительную власть. Без сильной исполнительной власти самые необходимые и качественные законы могут превратиться в нереализованные возможности. Однако круг обязанностей современного правительства этим не исчерпывается. В него входит также многообразная управленческая деятельность по реализации социального предназначения государства, выполнению его функций.

По Конституции Правительство России является самостоятельным государственным органом. Оно обладает законодательной инициативой, формирует и исполняет федеральный бюджет, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, осуществляет управление федеральной собственностью, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, предпринимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, по укреплению законности, охраны прав и свобод граждан, собственности и др.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению Председателя. Правительство выполняет свои многочисленные задачи и функции через подчиненные ему министерства и центральные ведомства с их административным аппаратом. В пределах своей компетенции оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Россия больше, чем другая страна, нуждается в сильном и эффективно действующем правительстве. Это обусловливает поиск путей повышения его самостоятельности, ибо только обладающее самостоятельностью правительство способно на инициативу, может нести ответственность за свою деятельность.

Органы правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Они несменяемы, неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в тех случаях, которые предусмотрены законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, оно ведется с участием присяжных заседателей.

Судебную власть на уровне Федерации осуществляют Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды, полномочия и порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

Если в государстве есть сильная судебная система, сильно само государство, так как законодательные и исполнительные органы власти тратят меньше усилий на выполнение принимаемых ими решений и лишаются соблазна действовать неправовыми средствами. В целях формирования эффективной системы правосудия, действующей на строгих правовых и демократических началах, в стране проводится судебная реформа. Она должна обеспечить: универсальность судебной защиты (возможность защиты от любых проявлений произвола и насилия); доступность правосудия; оперативность судебной защиты прав и законных интересов; безусловность исполнения судебных решений.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.018 с.)