Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система законодательства и её особенности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.
Словари понятие законодательство трактуют по-разному:
1. «общность и дух всех постановлений, законов страны»;
2. «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве;
3. «совокупность законов».
Различные толкования понятия «законодательства» имеют и конституции различных стран. Например, в 7 гл. Конституции ФРГ говорится о том, что под законодательством следует понимать совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти Таким образом, система законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Под законодательством в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что более жизненно и реально применяется на практике. Именно поэтому в данной работе будет идти работа именно с таким пониманием термина. С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское, процессуальное законодательство). Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. - Федеральное законодательство (конституция РФ, нормативные правовые акты федеральных органов гос. органов, международные договоры). - Законодательство субъектов РФ (уставы субъектов РФ, и иные правовые акты органов власти субъектов РФ.
Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов РФ составляют законодательство РФ. Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений. Особенности формирования законодательства России заключается в том, что оно создается на базе ранее принятых концепций, отражающих роль и место РФ в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере.
Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен – закона или какого-либо подзаконного акта. Система актов - это система иерархическая, в основе этой системы лежит Конституция государства. Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:
- Кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;
- Инкорпорация – объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)
- Консолидация – объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание. Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов. Вопросы разграничения системы права и системы законодательства. Несовпадение системы права и системы законодательства имеет важное практическое значение. Так, систематизация законодательства осуществляется только при наличии сложившейся системы права, например появлению кодексов предшествовало образование соответствующих отраслей права. Система правд оказывает существенное влияние не только на систему законодательства, но и на систему юридических наук и учебных дисциплин: как правило, каждой отрасли права соответствует своя отраслевая наука и одноименная учебная дисциплина. Некоторые ученые пытаются решить проблему соотношения отраслей права и отраслей законодательства через отрицание деления права на отрасли Например, Р.З. Лившиц считает, что система права - это идеи, нормы и отношения, а система законодательства –это составляющие его отрасли. Однако такое упрощение не соответствует объективному существованию сложившейся системе права.
Рекомендуемая литератур а
Основная литература:
1. Марченко М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник/ М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. -Москва Проспект, 2013.- 432 c. 2. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие/ М.Н. Марченко;.- 2-е изд., перераб. и доп..- Москва: Проспект, 2014.- 240 c. 3. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова.- 3-е изд., перераб.и доп.- М.: Эксмо, 2010.- 480 c. 4. Радько Т.Н. Теория государства и права. [Текст] Учебник для ВУЗов. – М: 2012. 5. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. [Текст] Учебник. –М: 2012. 6. Теория государства права: учебник / / отв. ред. В.Д. Перевалов.- 3-е изд., перераб.и доп.- М.: Норма, 2010.- 496 c.
Дополнительная литература: 7. Азми Д.М. Теория структурного строения системы права: традиции и новации // Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура, 2011, № 7. - С. 15-21 8. Кузьмина Е.В. Еще раз к вопросу о понимании системы права // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2011, № 1. - С. 59-63 9. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие/ А.В. Малько.- М.: Проспект, 2010.- 144 10. Рузанова В.Д. Соотношение системы права и системы законодательства: аналитический обзор // Систематика субъективных прав и систематика иных правовых явлений в частноправовой сфере: вопросы взаимосвязи: сборник научных статей. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2011. - С. 86-102 11. Шминке А.Д. Функциональный подход к системе права // Вестник Саратовской государственной академии права. - Саратов: Изд-во СГАП, 2011, № 2 (78). - С. 22-27 Тема № 14: Норма права (2 ч)
Цель лекции: - Рассмотреть сущность правовой нормы и дать ее определение, а также классифицировать нормы права и изучить структуру правовой нормы;
Ключевые слова: норма, структура, гипотеза, диспозиция, санкция. План лекции: 1. Понятие правовой нормы. Отличие нормы права от иных социальных норм 2. Структура правовой нормы. 3. Классификация правовых норм 4. Место и роль нормы права в механизме правового регулирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.008 с.) |