Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение нормы права –как особая стадия реализации

Поиск

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это преж­де всего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Напри­мер, реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии отдельному граж­данину. Выделение жилья из муниципального или государ­ственного жилого фонда требует индивидуального властно­го решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия индивидуальных властных решений, граж­данам и организациям выделяются земельные участки, на­ходящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют в большинстве своем характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты приме­нения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (так, хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;

имеет индивидуальный характер;

направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;

реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

Во-первых, это умственная деятельность, заключаю­щаяся в оценке собранных доказательств и установлении в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой доку­мент — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юриди­ческого дела, официально фиксируются юридические по­следствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены воз­можностью государственного принуждения, однако послед­няя реализуется именно по индивидуальному правоприме­нительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

Применение норм права — сложный процесс, включа­ющий несколько стадий. Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая — выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт при­менения права.

Акт применения права — это правовой акт компетент­ного органа или должностного лица, изданный на основа­нии юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственнос­ти конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.

1. Они издаются компетентными органами или должнос­тными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-власт­ный характер актов применения права. Однако государствен­но-властные полномочия нередко осуществляются негосу­дарственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными пол­номочиями. Очевидно, что для реализации таких полномо­чий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

 Правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим ха­рактером.

 Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют об­щие предписания норм права применительно к определен­ным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъек­тивные права, обязанности или меру юридической ответ­ственности, т.е. выполняют функции индивидуального регу­лирования.

 Реализация правоприменительных актов обеспечена
государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудитель­ных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные приставы. Исполнением приго­воров по уголовным делам ведают соответствующие учреж­дения Министерства юстиции Российской Федерации.

Акты применения права многообразны и могут быть клас­сифицированы по различным основаниям.

По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управле­ния, контрольно-надзорных органов, судебных органов, ор­ганов местного самоуправления.

По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регуля­тивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регуля­тивных норм и властно подтверждают или определяют пра­ва и обязанности сторон: охранительные — реализацию сан­кций охранительных норм, устанавливая меры юридичес­кой ответственности.

По значению в правоприменительном процессе они мо­гут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии)

Акты применения должны отвечать требованиям обо­снованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о дока­зательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует прак­тика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заклю­чения относительно фактической стороны дела, например осуждается невиновное лицо).

Требование законности охватывает юридические аспек­ты дела и включает четыре момента:

1) соблюдение компе­тентным органом или должностным лицом, рассматриваю­щим дело, требований подведомственности, подсудности и т.д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотре­ния и т.д.;

3) правильную юридическую квалификацию и при­менение именно той нормы, которая действует в данном случае;

4) вынесение решения по делу в строгом соответ­ствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее. Предпи­сание диспозиции (санкции), как правило, допускает извест­ную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, изби­рая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность об­стоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответ­ственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.

Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из че­тырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое при­нимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющие­ся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических об­стоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснова­ние, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юриди­ческой ответственности, об установлении юридического фак­та и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.011 с.)