Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идейно-теоретические основания концепции правового государства.

Поиск

Идеи правового государства всегда волновали передовых мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы, историки пытались и пытаются понять сущность и содержание правового государства, определить его основные признаки и назначение.

Смысл и содержание идеи правового государства разными мыслителями определялись по-разному. Одни считали, что правовое государство основано на богатстве определенных слоев общества, на использовании чужого труда, другие, как например, известный гуманист Т. Мор, считали, что при частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества. Однако все без исключения мыслители связывали существование правового государства с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости.

Зачатки теории правового государства прослеживаются еще в рассуждениях философов, писателей, юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, знаменитый древнегреческий математик и политический деятель Пифагор наихудшим для всех злом считал беззаконие, безвластие, анархию, а высшей добродетелью – соблюдение законов. Платон полагал, что там, где закон не имеет силы, неизбежна близкая гибель государства; наихудшим государственным устройством является царство беззакония, произвола и насилия. Аналогичные идеи содержались в работах Аристотеля. Являясь защитником прав индивида и частной собственности, он полагал, что там, где отсутствует власть закона, там нет места какой-либо форме государственного строя. Древнегреческий историк Полибий выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой. С идеями передовых мыслителей Древней Греции перекликаются взгляды древнеримских философов и общественных деятелей.

Так, Цицерон понимал государство как соединение людей, связанных между собою согласием в вопросах права, как “общий правопорядок”. Право, по его мнению, должно основываться на разуме и справедливости; при этом он был убежден, что права и свободы человека принадлежат ему по самой природе, а не устанавливаются и не даруются кем-то. Цицерон сформулировал принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все, а не только избранные, призывал к свободе и справедливости, гуманному отношению государственных органов ко всем гражданам и даже рабам. Согласно учению одного из крупнейших древнеримских писателей и философов Сенеки все люди равны между собой, так как находятся во власти судьбы. Поэтому рабы являются такими же людьми, как и все остальные, и обращаться с ними следует как с равными. Подобные гуманистические идеи, преобразовавшиеся впоследствии в соответствующие государственно-правовые взгляды, развивались также в Древней Индии и Китае. Например, утверждалось, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе; государь, если хочет дожить до старости и не подвергаться опасности, должен быть справедлив.

Приведенные государственно-правовые идеи стали первоосновой последующего процесса развития теории правового государства. Особенно много для этого было сделано в XVII-XX веках.

Так, английский философ-материалист Дж. Локк разработал принципы взаимодействия отдельных частей власти в целях предотвращения ее узурпации одним лицом. Приоритет отдается законодательной власти, но она не является абсолютной: исполнительная и судебная оказывают на нее активное воздействие. Он считал, что предотвратить опасность тирании может применение народом силы против несправедливости. Суверенитет народа он ставил выше суверенитета государства.

Французский философ-просветитель Монтескье довел до логического завершения теорию разделения властей. Он справедливо полагал, что стабильный механизм государственного управления возможен только на основе взаимных сдержек и противовесов. Великий немецкий философ И. Кант неоднократно подчеркивал необходимость для государства ориентироваться на право. Если же государство отклоняется от этого принципа, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан.

Идеи правового государства нашли значительное освещение и развитие в работах современных зарубежных юристов, политологов и социологов, а также закрепление в законодательстве и конституциях западных государств.

Большой вклад в совершенствование теории правового государства вложили отечественные ученые. Основное внимание они уделяют не только характерным признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования. Однако необходимо заметить, что в доперестроечных работах концепция правового государства рассматривалась лишь в критическом плане. Доказывалось, что данная концепция призвана идеализировать власть буржуазии, представить любое западное государство как выразителя и защитника всех без исключения слоев общества, стража справедливости, законности и правопорядка, коим оно далеко не всегда является. При этом из поля зрения упускались общечеловеческие ценности, нашедшие свое отражение в рассматриваемой теории, не учитывался факт ее применения против единоличной власти и произвола, чрезмерного вмешательства государства в различные сферы общественной и частной жизни.

В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, однако необходимо признать, что ее основные положения всегда отражали общечеловеческие ценности и интересы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.008 с.)