Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейно-теоретические основания концепции правового государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Идеи правового государства всегда волновали передовых мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы, историки пытались и пытаются понять сущность и содержание правового государства, определить его основные признаки и назначение. Смысл и содержание идеи правового государства разными мыслителями определялись по-разному. Одни считали, что правовое государство основано на богатстве определенных слоев общества, на использовании чужого труда, другие, как например, известный гуманист Т. Мор, считали, что при частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества. Однако все без исключения мыслители связывали существование правового государства с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости. Зачатки теории правового государства прослеживаются еще в рассуждениях философов, писателей, юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, знаменитый древнегреческий математик и политический деятель Пифагор наихудшим для всех злом считал беззаконие, безвластие, анархию, а высшей добродетелью – соблюдение законов. Платон полагал, что там, где закон не имеет силы, неизбежна близкая гибель государства; наихудшим государственным устройством является царство беззакония, произвола и насилия. Аналогичные идеи содержались в работах Аристотеля. Являясь защитником прав индивида и частной собственности, он полагал, что там, где отсутствует власть закона, там нет места какой-либо форме государственного строя. Древнегреческий историк Полибий выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой. С идеями передовых мыслителей Древней Греции перекликаются взгляды древнеримских философов и общественных деятелей. Так, Цицерон понимал государство как соединение людей, связанных между собою согласием в вопросах права, как “общий правопорядок”. Право, по его мнению, должно основываться на разуме и справедливости; при этом он был убежден, что права и свободы человека принадлежат ему по самой природе, а не устанавливаются и не даруются кем-то. Цицерон сформулировал принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все, а не только избранные, призывал к свободе и справедливости, гуманному отношению государственных органов ко всем гражданам и даже рабам. Согласно учению одного из крупнейших древнеримских писателей и философов Сенеки все люди равны между собой, так как находятся во власти судьбы. Поэтому рабы являются такими же людьми, как и все остальные, и обращаться с ними следует как с равными. Подобные гуманистические идеи, преобразовавшиеся впоследствии в соответствующие государственно-правовые взгляды, развивались также в Древней Индии и Китае. Например, утверждалось, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе; государь, если хочет дожить до старости и не подвергаться опасности, должен быть справедлив. Приведенные государственно-правовые идеи стали первоосновой последующего процесса развития теории правового государства. Особенно много для этого было сделано в XVII-XX веках. Так, английский философ-материалист Дж. Локк разработал принципы взаимодействия отдельных частей власти в целях предотвращения ее узурпации одним лицом. Приоритет отдается законодательной власти, но она не является абсолютной: исполнительная и судебная оказывают на нее активное воздействие. Он считал, что предотвратить опасность тирании может применение народом силы против несправедливости. Суверенитет народа он ставил выше суверенитета государства. Французский философ-просветитель Монтескье довел до логического завершения теорию разделения властей. Он справедливо полагал, что стабильный механизм государственного управления возможен только на основе взаимных сдержек и противовесов. Великий немецкий философ И. Кант неоднократно подчеркивал необходимость для государства ориентироваться на право. Если же государство отклоняется от этого принципа, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан. Идеи правового государства нашли значительное освещение и развитие в работах современных зарубежных юристов, политологов и социологов, а также закрепление в законодательстве и конституциях западных государств. Большой вклад в совершенствование теории правового государства вложили отечественные ученые. Основное внимание они уделяют не только характерным признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования. Однако необходимо заметить, что в доперестроечных работах концепция правового государства рассматривалась лишь в критическом плане. Доказывалось, что данная концепция призвана идеализировать власть буржуазии, представить любое западное государство как выразителя и защитника всех без исключения слоев общества, стража справедливости, законности и правопорядка, коим оно далеко не всегда является. При этом из поля зрения упускались общечеловеческие ценности, нашедшие свое отражение в рассматриваемой теории, не учитывался факт ее применения против единоличной власти и произвола, чрезмерного вмешательства государства в различные сферы общественной и частной жизни. В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, однако необходимо признать, что ее основные положения всегда отражали общечеловеческие ценности и интересы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.008 с.) |